Методическая разработка профориентационного мероприятия для младших школьников «Путь к выбору профессии»
методическая разработка

Дороничева Алёна Сергеевна

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни.

Личность же постоянно изменяется, развивается, значит, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному. Постоянное уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным положением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (специальности) и места работы.

Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профориентации  объясняют понятием профессиональное самоопределение.

Цель профориентационной работы в начальной школе- расширение представлений обучающихся о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда.

 

 

 

Принципы профориентационной работы с обучающимися в начальной школе:

1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшими учащимися начальной школы. Эта работа ведется с 1 по 4 класс включительно;

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возрастных и индивидуально- психологических особенностей, сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с  потребностями общества в кадрах) – разъяснение обучающимся важности каждой профессии в условиях конкретного города.

Мероприятие «Путь к выбору профессии» проводится в форме викторины с применением интерактивных, здоровьесберегающих, личностно-ориентированных и игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichekskaya_razrabotka.doc872 КБ

Предварительный просмотр:

Ход  мероприятия

Организационный этап

Для оптимизации мероприятия обучающимся предлагается разделиться на две команды с равным количеством обучающихся.

К каждому младшему школьнику закреплён наставник в лице обучающегося из старших классов.

Преподаватель приветствует обучающихся, сообщает название, цель мероприятия, правила, общий ход арт-площадки.

Ведущий сообщает, что мероприятие будет проходить в несколько этапов:

  1. Игра «Угадай профессию»;
  2. Игра «Отгадай ребус»;
  3. Физкультминутка «Летим, гудим как самолёты, но не хватает нам пилота!»
  4. Мастер-класс «А мы строим самолёт – отправляемся в полёт!»;
  5. «Авиашоу картонных самолётиков»;

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы присутствуете на увлекательном мастер-классе по изготовлению самолёта. Вы узнаете, какие профессии существуют, как построить самолёт своими руками, поучаствуете в авиашоу.

А помогать нам будут  обучающиеся 9 – х классов.

Конкурсная программа. Мастер-класс

Ведущий: Давайте проверим, какие профессии вы знаете.

Для этого разделимся на 2 команды (придумывают название). Правила очень просты: по очереди командам предлагается отгадать загадку, связанную с профессией. Каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда затрудняется с ответом, ход переходит к другой команде.

Игра «Угадай профессию»

Загадка № 1.

Вдруг погас в квартире свет

Как нам быть, кто даст совет?

И кого же мы зовём?

Он приходит сразу в дом

Ремонтирует проводку

Действует умело, чётко

С электричеством, друзья,

Быть беспечными – нельзя!

Ответ: электрик

Загадка № 2.

Прикрывается рукой

Он от огненного жара.

И течёт металл рекой

По команде…

Ответ: сталевара

Загадка № 3.

Учит школьников – учитель

Водит грузовик –водитель

Кто же строит самолёт?

Кто подсказку разберёт?

Ответ: авиастроитель

Загадка № 4.

Вкусный торт он приготовит

Кекс с изюмом испечёт

Симпатично всё украсит

И воздушный крем взобъёт

Ответ: повар-кондитер

Загадка № 5.

Варит он ни борщ, ни суп

И ни каши с разных круп

Варит он котлы топные

Трубы, прутья, швы сварные

Ответ: сварщик

Ведущий: Ребята, а кем работают ваши родители? А у кого из вас родственники или знакомые трудятся на заводе? (Слушаем ответы учеников). Замечательно, переходим ко второму конкурсу. Возможно, разгадав ребус и проверив себя, кто-то вспомнит названия профессий своих родных и друзей.

Игра «Отгадай ребус»

Учащимся предлагается отгадать ребус, связанный с профессией.

  1. http://vdetskommire.ru/wp-content/uploads/2012/03/%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%80.jpg (Столяр)
  2.  (водитель)
  3. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0848/00047517-998bd262/hello_html_me208dbc.jpg (повар)
  4. C:\Users\user\Desktop\Безымянный.png (воспитатель)

Физкультминутка «Летим, гудим как самолёты, но не хватает нам пилота!»

Ребята, давайте вспомним, а как выглядит самолёт?

  • Какие детали есть у самолёта?
  • А как гудит самолёт?
  • А кто из вас летал на самолёте?

Сейчас мы с вами отправляемся в полёт вместе  с нашими помощниками – студентами.

Ведущий и обучающиеся 9 – х классов под музыку показывают обучающимся движения, ребята повторяют.

Мастер-класс «А мы строим самолёт – отправляемся в полёт!»

Ведущий: вам понравилось быть пилотами?

А теперь, ребята, вы побываете в роли авиатехника.

Кто знает, кто такой «авиатехник»? (Ответы учащихся)

Итак, друзья, мы вместе с вами будем конструировать самолёт. Для этого проверим, все ли детали у нас на месте.

Далее учащиеся мастерят самолётики из картона и спичечных коробков. Студенты помогают тем ребятам, кому требуется помощь.

Мастер-класс сопровождается презентацией на экране (Приложение 1)

Авиашоу картонных самолётиков

Ведущий: какие замечательные самолёты у вас получились! Предлагаю проверить, как они летают.

Но сначала  давайте узнаем, какая команда набрала больше баллов по итогам конкурсов «Угадай профессию» и «Отгадай ребус». В качестве подарка ребята команды победителей первыми покажут свои самолётики в нашем авиашоу. А теперь давайте поддержим нашу вторую команду – и наше авиашоу продолжается!

Под музыку младшие школьники демонстрируют свои самолёты.

 Рефлексия

Обучащимся предлагается ответить на вопросы ведущих о мероприятии:

  • Вам понравилось наше мероприятие?
  • О каких новых профессиях вы сегодня узнали?
  • Какой конкурс вам больше всего запомнился?

Далее им предлагается выбрать самолёт определённого цвета в соответствии с полученными впечатлениями:

  • Зелёный цвет – мероприятие очень понравилось, я отлично поработал
  • Жёлтый цвет – мероприятие прошло хорошо, мне было интересно в нём участвовать
  • Красный цвет – мероприятие мне не понравилось

Заключительный этап

Педагог – организатор вместе с ребятами подводит итог о том, как важна профессия авиастроителя. Какую специальность нужно освоить, чтобы иметь возможность строить самолёты. Как интересно конструировать самолёт.

Фотосессия учащихся с самолётами. Награждение ребят.

Заключение

Профориентационная деятельность с обучающимися в школе, направленная на повышение престижа рабочих специальностей, востребованных на рынке труда, рассматривается как активный, многоступенчатый процесс. В его реализации необходимо ориентироваться на интересы обучающихся, характерные для их возраста, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации. Эффективными считаются методы и формы, которые позволили бы обучающимся «примерить» на себя ту или иную профессиональную роль, получить внешнюю оценку своих способностей, сформированных умений и навыков, попробовать себя в деятельности по формированию адекватной самооценки тех или иных профессионально важных качеств.

Участие в мастер-классе «Первым делом - самолёты!» позволяет обучающимся в игровой форме получить более полное представление о профессии авиастроитехника, узнать больше о мире профессий.

Сотворчество, в ходе которого ребята, следуя пошаговым инструкциям, собирали самолёт из картона и спичечных коробков, на наш взгляд, является наиболее продуктивной и значимой для младших школьников.

Ранняя профориентация позволяет расширять кругозор обучающихся, стимулировать познавательный интерес к профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Батарщев А.В. Психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии учащейся молодежью [Текст]: практико-ориентированная монография».- Москва: Академия, 2011. 400 с. – (Библиотека школьного психолога).
  2. Батарщев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи [Текст]: учеб. Пособие. – Москва: Академия, 2009.-129с – (Высшее образование).
  3. Резапкина Г.В.. Секреты выбора профессии. — М.: Генезис, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»

Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....

Методическая разработка Сценарий «Светофор» для младших школьников

Щади здоровье,Жизнь щади,За движением следи.Экзамен важного значенья Держи по правилам движенья!...

Методическая разработка профориентационного мероприятия "Увлекательный мир профессий"

Мероприятие "увлекательный мир профессий" предназначено для учащихся 3-5 классов.Конкурсное мероприятие в игровой непринужденной форме способствует расширению знаний учащихся о мире професси...

Методическая разработка профориентационного мероприятия: «Весенний калейдоскоп профессий» (форма мероприятия: игра-путешествие)

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Вопросы «Кем быть?» и «Куда пойти учиться?» задает себе рано или...

Методическая разработка урока немецкого языка в 9-м классе „Выбор профессии“

Методическая разработка урока немецкого языка в 9-м классе „Выбор профессии&ldquo...