Образовательная программа детского образцового художественного хореографического коллектива «Non – stop dance»
рабочая программа

Наталья Николаевна Бессонова

В наше современное время в культурных центрах и домах творчества со школьниками ведётся большая работа по всем видам творчества, в том числе и по хореографии. Но занятия по танцу не получили широкого распространения в общеобразовательных школах по ряду причин, поэтому особенно важно, чтобы во внеклассной работе школы дети знакомились с искусством хореографии, так как оно востребовано, близко детям и любимо ими.

        Посещать хореографические коллективы в культурных центрах, не каждому доступно. Танец – дорогостоящее искусство. Вследствие этого встаёт необходимость создания условий для развития хореографического искусства в общеобразовательных школах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_bessonovoy_.doc258 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа «Город Архангельск»

«Средняя школа № 35 имени Героя Советского Союза П.И. Галушина»

Рассмотрено на заседании

педагогического совета МБОУ СШ № 35

Протокол от ___________________ № ____

Утверждено

Директор МБОУ СШ № 35  

__________________________Сидорук Е.А.

Приказ от _____________________ № ______

                                                                                                           .                                          

                                                                                                                                             

        

Образовательная программа детского образцового художественного хореографического коллектива

«Non – stop dance»

(срок реализации 4 года).

                                                                                                                                                                 

                                                 

                                                       

  Автор: Бессонова

                                                                    Наталья Николаевна,

                                                                   педагог дополнительного                                                                    

                                             образования,

высшая квалификационная категория

                                   

г. Архангельск

2021 год

Пояснительная записка

     В наше современное время в культурных центрах и домах творчества со школьниками ведётся большая работа по всем видам творчества, в том числе и по хореографии. Но занятия по танцу не получили широкого распространения в общеобразовательных школах по ряду причин, поэтому особенно важно, чтобы во внеклассной работе школы дети знакомились с искусством хореографии, так как оно востребовано, близко детям и любимо ими.

        Посещать хореографические коллективы в культурных центрах, не каждому доступно. Танец – дорогостоящее искусство. Вследствие этого встаёт необходимость создания условий для развития хореографического искусства в общеобразовательных школах.

        Занятия хореографией в общеобразовательной школе имеют свои плюсы:

  •    Обучение – бесплатное;
  • Занятия проводятся в школе, где обучается ребёнок, что, позволяет наиболее эффективно совмещать учебную деятельность и дополнительное образование;
  • В образовательный процесс вовлекаются не только дети, но и родители (возможность более частого взаимодействия).
  • Набор в коллектив осуществляется по желанию ребёнка и заинтересованности родителей, с 7 – 8 лет;
  •    Специфического отбора не существует, (исключение составляют дети, имеющие медицинские противопоказания).

       Систематические занятия дают возможность проводить с детьми воспитательную работу, используя специфические средства искусства танца. Учащиеся получают физические навыки, правильную осанку, умение красиво двигаться, уверенность в себе и возможность само реализоваться.

       Образовательная программа детского хореографического коллектива рассчитана на детей в возрасте от 7до16 лет.      

Цель: Создание условий для приобщения ребенка к искусству хореографии, для развития функциональных возможностей организма, физической и умственной работоспособности и адаптации его в современных условиях жизни.

  Задачи: 

    Оздоровительные:

 - содействовать укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, формированию правильной осанки.

   Образовательные:

-обогащать учащихся знаниями в области начальной хореографии;

-формировать двигательные умения, музыкально-ритмические навыки;

- формировать навыки правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии.

Воспитательные – Содействовать формированию творческой личности, развитию художественного воображения, развитие эстетического вкуса.

     Структура программы предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, навыков и умений учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей детей.

     Образовательная программа детского хореографического коллектива рассчитана на 4 года, на занятиях используется здоровьесберегающий подход в организации учебно-тренировочной деятельности («ты исполняешь – я анализирую»). Для каждого ребёнка создаются ситуации успеха в атмосфере доброжелательности и сотрудничества.

      Используются следующие формы работы:

  • Педагогические (фронтальная, групповая, индивидуальная).
  • Хореографические (учебно-тренировочная, практическая, «народная», «классическая», «модерн», концертно-творческая).

Схема распределения детей по группам, количество занятий в неделю и их продолжительность

Период обучения

Возраст детей

Общее количество детей

Число учебных групп

Количество занятий в неделю

Продолжительность занятия, час.

1 год

7-8 лет

25-30

2

2

1

2 год

9-12 лет

25-30

2

2

2

3 год

13-14 лет

25-30

2

2

2

4 год

15-16 лет

15-20

2

2

2

Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами.

Учащиеся не просто изучают современные, народные и классические танцы, а являются соавторами создаваемых танцевальных композиций. Преимущество отдается эстрадному стилю.

             Наиболее сложной и интересной работой с учениками является организация познавательной деятельности, направленной на развитие их интеллекта. Например, привлечение внимания учеников к образам в художественной литературе, к изучению исторического и национального костюма, просмотр видеозаписей с их выступлениями и выступлениями других коллективов, посещения концертов и т.д.

Форма оценки качества реализации программы

     За период обучения, учащиеся получают определенный набор знаний, навыков и умений, качество которых проверяется ежегодно. Для этой цели проводится промежуточный контроль – участие в концертах, фестивалях, конкурсах. Итоговый контроль – ежегодный творческий отчет о работе педагога и детей, проделанной за весь учебный год. Отчет проводится в форме концерта. Руководитель подводит итог всей учебно-воспитательной работы, делает анализ творческих достижений детей.

Условия реализации программы:

  • необходимое количество часов;
  • светлый зал;
  • наличие зеркал;
  • наличие музыкальной аппаратуры;
  • специальная тренировочная одежда и обувь для учащихся;
  • хореографические станки

сценические костюмы.

Результат:

  • Положительная динамика в развитии двигательных способностей;
  • Формируется правильная осанка;
  • Учащиеся обладают знаниями в области начальной хореографии;
  • Сформированы двигательные умения, музыкально-ритмические навыки;
  • Правильное и выразительное исполнение учениками хореографических постановок;
  • Созданы условия для формирования художественного воображения, развития эстетического вкуса.

Разделы программы

Раздел I.- Музыкально- ритмическая деятельность.

    В основе раздела лежит музыка, её восприятие и эмоциональный отклик. Основным принципом является закон: от музыки к движению. Движение используется как средство более глубокого проникновения и понимания музыки. С первых уроков изучаются элементарные основы музыкальной грамоты, согласованность движений с музыкой, художественное и выразительное исполнение.

Раздел II. – Элементарные танцевальные движения, рисунки танца. *

 

    В этот раздел включаются различные виды ходьбы, бега, овладение различными по характеру движениями, ритмические упражнения, сочетание разнообразных движений по ритму и темпу. Упражнения, направленные на координацию движений. Знакомство с рисунками танца (линия, круг, полукруг, шахматы и т.д.)

Раздел III. - Партерная гимнастика.

    Упражнения на развитие отдельных групп мышц, выворотности, гибкости, танцевального шага. Упражнения, направленные на исправление функциональных нарушений осанки, укрепление позвоночника. Выполняются на полу по одному или в паре. С третьего года обучения включается в раздел «Ритмико-гимнастические упражнения».

Раздел IV. - Классический танец.

    Занятия по классическому танцу имеет особое значение, т.к. классический танец является основой хореографии. Начиная с первых уроков: постановка корпуса, рук, ног, головы. Далее изучение основных позиций ног и рук, отрабатывается балетный шаг и техника простого прыжка. Классические термины, исполнение этюдов. Экзерсис у хореографического станка и экзерсис на середине.

Раздел V.- Импровизация.

    Импровизационные этюды на заданную тему, в которых учащиеся в пластике движений стремятся к выражению содержания музыки, её образов, применяются для формирования двигательных умений и навыков, памяти на движения. Музыкальные, подвижные игры применяются для эмоционального раскрепощения ребёнка, адаптации его среди учащихся, а также выявления его интересов.

Раздел VI- Народный (стилизованный) танец.

   Народный танец имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся, знакомит их с разнообразием хореографического материала. Уже на первом году обучения дети знакомятся с простейшими элементами русского танца. В дальнейшем, знакомит их с разнообразием хореографии народов мира. Мотивация: приобщение детей к народному искусству, через популярные современные мелодии.

Раздел VII – Современный танец. Модерн.

   Начиная с первого года обучения, дети изучают отдельные элементы современной пластики. На 2- Ом году обучения элементы современного танца включаются в раздел «стилизованный народный танец». На III- IV году- занятия проводятся регулярно. Основные принципы построения уроков: упражнения выстраиваются с учетом постепенного возрастания физической нагрузки, варьируются известные элементы, осваиваются более сложные комбинации, в этот раздел включаются и основные элементы бального танца (европейские, латиноамериканские).

__________________________________________________________________

*Обучение происходит с учетом возрастных и физиологических особенностей учащихся

Организация учебно-воспитательного процесса.

Период обучения

            Задачи

    Формы

    Результат

1

г

о

д

  • Сформировать интерес к хореографическому искусству.
  • Обучить воспринимать на слух, различать и понимать разнообразные средства «музыкального языка».
  • Развивать координацию движений, метроритм.
  • Способствовать развитию навыков ориентации в пространстве.
  • Развивать и раскрепощать различные группы мышц.
  • Обучить элементарным двигательным танцевальным элементам.
  • Изучить первоначальные позиции классического танца.
  • Способствовать развитию художественного воображения

  • Подвижные музыкальные игры
  • Беседы (обсуждение)
  • Учебно-тренировочная
  • Практическая
  • Фронтальная
  • Групповая

Классическая

Положительная динамика в развитии мышечной активности.

Учащиеся должны знать:

  • Понятие – хореографическое искусство, классический танец.
  • Основные позиции классического танца.
  • Простые ритмические рисунки.
  • Основы муз. грамоты.

Уметь:

  • Ритмично двигаться в сочетании с муз. сопровождением.
  • Удачно воспроизводить навыки в танц. этюдах
  • импровизировать на заданную тему

Раздел

Часы

Содержание

Музыкально-ритмическая деятельность

14            2

Музыкальная грамота:

  • метроритм, динамические оттенки, ритмический рисунок, жанры музыки.
  • Двигательно-слуховые упражнения
  • Понятие: затакт, простой и сложный музыкальный размер.
  • Отображение ритмического рисунка в хлопках.

Элементарные танцевальные движения, рисунки танца

21            1

  • Танцевальный шаг с переменой направления
  • Виды марша и галопа, бег
  • «Полька», «ножницы»
  • Подскоки
  • Рисунки (круг, линия, диагональ и др.)
  • Прыжки
  • Элементы народного танца (русский)
  • Этюды
  • Движения с предметами (флажки, ленты, мячи, обручи)

Партерная

гимнастика

18

  • Упражнения, направленные на развитие силы мышц голени и стопы
  • Упражнения, направленные на исправление функциональных нарушений осанки
  • Развитие выворотности, гибкости, «танцевального шага»
  • Группировка, растяжка

Импровизация

9              1

  • Понятие – импровизация
  • Импровизационные этюды на заданную и свободную темы
  • Образная импровизация

Элементы классического танца

10            2

  • Основные позиции ног – I, II, III, IV, V, VI (степень выворотности определяется индивидуально)
  • Позиции рук – подготовительная I, II, III.
  • Demi plie, grand plie
  • Battement tendu
  • Releve
  • Упражнения для постановки корпуса
  • Прыжки по VI позиции ног (вариативно)

Итого: 76 часов.

Период обучения

               Задачи

Формы

Результат

2

г

о

д

  • Углубить дальнейшее освоение танцевальных навыков, знаний в области хореографического искусства.
  • Продолжить изучение музыкальной грамоты
  • Изучить основные формы народного (русского) танца.
  • Дать понятие – народный танец.
  • Развивать художественное воображение, память.
  • Содействовать воспитанию ответственности за качество и красоту исполнения танцевальных элементов.
  • Содействовать повышению технической стороны, вырабатывать силу и гибкость, мягкость и точность исполнения движений.
  • Практические занятия.
  • Теоретические занятия.
  • Фронтальная.
  • Групповая.
  • Классическая.

Учащиеся должны знать:

  • Основы муз. грамоты: темп, ритм, регистр, размер, динамические оттенки и т.д.
  • Основы классического танца.
  • Элементарную классическую и народную терминологию.
  • Простейшие формы русского народного танца (хоровод, пляска, перепляс и т.д.)
  • Правила выполнения тренажа.

Уметь:

  • Технично, грамотно исполнять танцевальные этюды, экзерсис у станка и на середине зала
  • Правильно выполнять ритмико-гимнастические упражнения, а также упражнения на растяжку, силу и гибкость мышц.

Раздел

Часы

Содержание

Практика

Теория

Музыкально-ритмическая деятельность

28

2

  • Взаимосвязь движений с музыкой, её характером, темпом, динамической, регистровой окраской. Тренировка выдерживания взятого темпа, изменение темпа движения в соответствии с изменением темпа музыки.
  • Характер счета 4/4, 3/4, 2/4.
  • Сочетание простых двигательных упражнений (ходьба, бег, прыжки) в соответствии с характером музыки.
  • Закрепление полученных знаний и навыков через движение.

Элементарные танцевальные движения

32

2

  • Фигурный марш
  • «Полька»
  • Прыжковые комбинации.
  • Танцевальные этюды.
  • Диагональ («Покажи себя»).
  • Этюды в паре.
  • Закрепление и повторение материала.

Партерная гимнастика

38

  • Повторяется материал первого года обучения, увеличивается физическая нагрузка, изменяются временные рамки.
  • Упражнения, направленные на развитие силы мышц голени и стопы
  • Упражнения, направленные на исправление функциональных нарушений осанки
  • Развитие выворотности, гибкости, «танцевального шага»
  • Группировка, растяжка

Элементы классического танца.

22

3

Экзерсис у станка:

  • Plie
  • Battements tendus
  • Releve
  • Port de bras

Экзерсис на середине зала.

Прыжковые комбинации:

  • Saute
  • Echappe.

Элементы народного танца.

22

3

  • Тренировочные упражнения на середине
  • Сценические движения
  • Танцевальные композиции
  • Каблучные упражнения
  • Подготовка к веревочке
  • Вращательные движения.

Итого: 152 часа.

Период обучения

Задачи

Формы

Результат

3

г

о

д

  • Содействовать воспитанию ответственности за качество исполнения танцевальных композиций.
  • Развивать артистизм, выразительность в исполнении постановок.
  • Добиваться правильности исполнения позиций и поз.
  • Развивать творческий потенциал учащихся в процессе обучения.
  • Углубить дальнейшее освоение танцевальных навыков, знаний в области хореографического искусства.
  • Дать понятие – современный танец.
  • Учебно-тренировочная
  • Групповая
  • Классическая
  • Индивидуальная
  • Теоретические занятия

Учащиеся должны знать:

  • Основные понятия и термины классического, народного, современного танцев.
  • Правила исполнения хореографических позиций и поз.
  • Правила выполнения тренажа.

Уметь:

  • Грамотно и четко выполнять изученные хореографические элементы и танцевальные композиции.
  • Пользоваться приемами актерского мастерства.
  • Исполнять технически сложные ритмико-гимнастические упражнения.

Раздел*

             Часы

Содержание

практика

теория

Ритмико-гимнастические упражнения

22

  • Изученные ранее упражнения исполняются в различных по темпу и метроритмическому рисунку комбинациях, усложняется репертуар.
  • Партерная гимнастика
  • Импровизация
  • Актерское мастерство.

Классический танец

32

2

  • Экзерсис у станка (повторяется пройденный материал, добавляются более сложные классические элементы).
  • Упражнения на середине зала (позы классического танца, прыжки, I и II port de bras, battement jete и т.д.)
  • Отработка и закрепление пройденного материала.

Народный (стилизованный) танец

32

      2

  • Элементы русского народного танца (« ковырялочка», «моталочка», притопы, разновидность «веревочки», припадание…)
  • Постановка рук в русском народном стиле.
  • Восточные мотивы: характерная постановка рук, позы, основные двигательные навыки.
  • Вращения

Современный танец

42

2

  • Аэробика.
  • Элементы акробатики
  • Пластика
  • Упражнения для развития подвижности бедер
  • Вращения
  • Танцевальные композиции
  • Координация изолированных центров (координируются 2,3,4 центра в одновременном параллельном движении)
  • «Кросс»

18 часов

– постановочная работа, предусмотренная программой (включается в любой из разделов).

Итого: 152 часа

Период обучения

Задачи

Формы

Результат

4

г

о

д

  • Углубить дальнейшее освоение знаний и навыков в области хореографического искусства (усвоение технически сложных элементов классического, народного, современного танцев).
  • Содействовать воспитанию уважения к творчеству других народов
  • Развивать у учащихся понятие – характерный народный танец, его отличительная особенность.
  • Усложнить и разнообразить ритмико-гимнастические упражнения.
  • Обучить основам бального танца.
  • Организовать творческую деятельность учащихся.
  • Учебно-тренировочная
  • Групповая
  • Классическая
  • Индивидуальная
  • Теоретические занятия

Учащийся должен знать:

  • Терминологию хореографического искусства (классический, народный, современный, бальный танец).
  • Правила выполнения хореографического экзерсиса
  • Отличительные особенности народных танцев

Уметь:

  • Применить приобретенные навыки и умения в танцевальных постановках
  • Выполнять правильно и грамотно хореографический экзерсис
  • Выразительно исполнять танцевальные постановки
  • Передавать характер, исполняемого танца
  • Сочинять и варьировать комбинации.

Раздел

Часы

Содержание

Практика

Теория

Ритмико-гимнастические упражнения

16

2

  • Усложняется ранее изученный материал, вводятся сложные музыкальные рисунки (по ритму, темпу, динамическим оттенкам)
  • Партерная гимнастика: упр. в паре для наилучшего развития танцевального шага, гибкости мышц, подвижности суставов, укрепления позвоночника.
  • Творческая деятельность (ролевые игры, сочинение танцевальных сюжетов).

Классический танец

32

2

  • Экзерсис у станка: (повторяется пройденный материал, добавляются более сложные классические элементы:

rond de jambe par terre, sur le co-de-pied, passé.)

  • Экзерсис на середине: включает в себя ранее изученный материал с добавлением более сложных по исполнению элементов.
  • Прыжковые комбинации
  • Позы классического танца (attitudes, arabesques)
  • Классические вращения.
  • Вальс

Народный (стилизованный) танец.

26

    2

  • Повторяется материал предыдущего года.
  • Добавляется более сложный репертуар по метроритму и технике исполнения.
  • Изучение танцевальной культуры других стран.

Современный танец

46

2

  • Экзерсис у станка
  • Пластика на середине зала
  • Основные движения латиноамериканских танцев
  • Танцевальные этюды в стиле:

           - диско,

           - модерн,

           -блюз.

24 часа

  • – постановочная работа, предусмотренная программой (включается в любой из разделов).

Итого: 152 часа.

Тематическое планирование

1 год обучения

Тема занятий

Количество часов

     Репертуар  

Музыкально-ритмическая деятельность

1.Упражнения для развития умения детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.

2.Метроритм: понятие метр и ритм, музыкально ритмические упражнения и игры, прослушивание различного по характеру

музыкального материала.

3.Ритмический рисунок в движении. Построения и перестроения.

4. Три жанра музыки: марш, песня, танец.

5. Динамические оттенки: тихо, громко. Затакт, вступление, кульминация, развитие, кода, финал.

6. Движение под музыку и без нее, сохраняя темп данного муз. сопровождения.

7. Прослушивание музыкального материала, с последующим обсуждением его характера (весело, радостно, игриво, задорно, бойко, мягко, нежно, протяжно, задумчиво).

8. Беседа «Что есть – Музыкальная грамота»

4

2

2

2

2

2

1

1

  • Музыкальные игры: «Хлоп-хлоп, топ-топ», «То лес, то поляна», «Цигали-бугали».

  •  Муз. комбинации: «Во поле берёза стояла», «Антошка».

  • «Каблучок», «Ветерок», «Три подружки», «Хомка-хомячок», «Гномики».

  • Ритмические упражнения с мячом и обручем.

Элементарные танцевальные движения, рисунки танца.

  • Виды ходьбы:

- бодрый шаг;

- Спортивно-торжественная ходьба;

- спокойный шаг;

- высокий шаг;

- острый шаг;

- шаг на полупальцах;

- пружинистый шаг;

- приставной шаг вперед, в сторону, тройной приставной.

  • Виды бега:

- лёгкий;

- неторопливый, пружинистый;

-стремительный;

-широкий;

- высокий.

  • Прыжковые движения:

- лёгкие подскоки;

- сильные подскоки;

- прямой галоп;

- боковой галоп.

- «ножницы» (вперед)

  • Основной шаг «польки».
  • «Ковырялочка», «присядка» 1\2. «выпады», притоп, тройной притоп.
  • Рисунки танца: круг, линия, диагональ, полукруг, каре, галочка, шахматный порядок.
  • Марш с перестроением.
  • Фигурный марш с флажками.
  • Танцевальный этюд с лентами.

3

2

4

2

3

1

2

2

3

  • Танцевальные этюды:

 «Красная шапочка»,

«Буратино».

  • Танцевальная

 композиция в паре:

«Кузнечик».

  • Марши: «Улыбка»,

«Прогулка»,

«Марш с сигналами»,

 «Змейка».

Импровизация

  • Понятие – импровизация.
  • Импровизация на тему «Любимая игрушка», образ домашнего и дикого животного.
  • Импровизация на свободную тему.
  • Музыкальные игры.

1

3

3

3

  • Теоретическое занятие с просмотром видеофильма.

  • Игры: «Горячий бубен», «Кто во что горазд», «Игрушечный магазин», «Проворные».

  • Изображаем: кошку, мышку. Лягушку, медведя, лису, зайца, курицу и т.д.

Партерная гимнастика

  • Гимнастические упражнения:

- для развития стопы;

- для укрепления мышц голени;

- для развития танцевального шага, выворотности;

- для укрепления позвоночника;

- для развития гибкости и пластики;

- для укрепления мышц живота,

- для раскрепощения пояснично-плечевого пояса.

18

  • «Угол», «Кошечка»,

                 «Рыбка», «Бабочка»,

                «Три японца», «Часы с        кукушкой», парные

                 упражнения

Элементы классического танца

  • Основные позиции ног – I, II, III, IV, V, VI.
  • Позиции рук – подготовительная, I, II, III.
  • Demi plie , grand plie( по I, II, IIIпозиции)
  • Battement tendu (в сторону)
  • Releve( по I, II, III позиции)
  • Упражнения для постановки корпуса
  • Прыжки по VI позиции ног (вариативно)
  • I  Port de bras
  • Классический танец – высшая форма хореографического искусства

1

1

2

1

1

1

1

1

1

  • Классическая, учебно-

      тренировочная работа.

  • Рассказ – беседа с просмотром        иллюстраций (Истоки

      русского балета).

2 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Репертуар

Музыкально-ритмическая деятельность

  1. Повторение пройденного материала.
  2. Регистровая окраска, разбор структуры музыкальных произведений.
  3. Характер счета 2/4, 3/4.
  4. Характер счета 4/4.
  5. Ритмичное сочетание различных видов шагов.
  6. Разучивание музыкально-ритмического комплекса.
  7. Порядковые упражнения.

8

2

1

1

8

6

4

  • Муз. комбинации: «Во

      поле берёза стояла»,

      «Антошка».

  • Ритмический канон

       с бубнами.

  • Упражнения: «Кошка

       выпускает когти» и т.д.

  • Теоретическое занятие

       «музыкальные фразы,

       предложения».

  • «Качели» - развлечение

       друзей.

  • Ритмический сюжет с

        мячиками.

Элементарные танцевальные движения.

  1. Повторение и закрепление знаний, навыков и умений.

  1. Танцевальные этюды, направленные на сочетание «шаговых» и «прыжковых» комбинаций.

 

  1. «Полька» в повороте.

  1. «Галоп» в повороте (4 через 4).

  1. «Покажи себя» (диагональ), прыжковые комбинации.

  1. Простые танц. движения для развития подвижности тазобедренного сустава (пелвис), танцевальный этюд в современных ритмах.

  1. Отражение ритмического рисунка в более сложной комбинации (хлопки, притопы).

  1. Посещение занятия старшей группы.

6

5

4

2

4

8

3

                   2

  • Танцевальные этюды: «Красная шапочка», «Буратино».

  • «Мячик», «Лягушонок».

  • Постановочная работа: «Белоснежка и семь гномов», «Солнышко».

Партерная       гимнастика

  1. Повторение материала предыдущего года, увеличение физической нагрузки:
  • Гимнастические упражнения:

- для развития стопы;

- для укрепления мышц голени;

- для развития танцевального шага, выворотности;

- для укрепления позвоночника;

- для развития гибкости и пластики;

- для укрепления мышц живота,

- для раскрепощения пояснично-плечевого пояса.

- группировка-растяжка.

  1. Развернутые комбинации с использованием движений изолированных центров,

нетрадиционные способы передвижения: перекаты, кувырки, колеса, и другие упр.

12

16

  • «Угол», «Кошечка», «Рыбка», «Бабочка», «Три японца», «Часы с кукушкой», парные упражнения.

  • Упражнения с элементами акробатики.

Элементы классического танца

   

 1. Повторение и закрепление знаний, навыков и умений.

  2. Упражнения, направленные на постановку корпуса, головы, рук, ног.

   

 3. Экзерсис у станка:

  • Demi plie, grand plie (по I, II,        IIIпозиции), I Port de bras.
  • Battement tendu (в сторону, вперед)
  • III Port de bras.
  • Releve (I, II, V, VI позициям)
  • Прыжки:

 - Saute (по VI позиции, с подгибанием ног, разножка).

    4. Экзерсис на середине, (та же технология).

 

 5. Простейшие вращения.

     6. Теоретические занятия:

  • Посещение урока классического танца в старшей группе, и урока в др. танц. коллективе.

4

4

6

4

             

4

                   3

  • Классическая, учебно-тренировочная деятельность.
  • «Начало хореографического образования в России» - лекция.

Элементы народного танца

  1. Повторение и закрепление пройденного материала.
  2. Урок- фантазия, северное народное творчество: (формы народного танца).
  3. Переменный ход, гармошка.
  4. «Ковырялочка» с притопом.
  5. «Моталочка».
  6. Подготовка к веревочке.
  7. «Присядка», её вариации.
  8. Простые дроби.
  9. Припадания.
  10. Проходочка.
  11. Перестукивание
  12. Простые вращения (на полупальцах по диагонали)
  13. Простейшие элементы современного танца.

4

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

  • Танцевальная комбинация из разученных движений: «Хороводушко», «Ух топни нога, топни правенькая», «Дробушечка».
  • Теоретическое занятие, посещение урока по народному танцу в другом танц. коллективе.
  • Танц. композиции: «Стирка», «Лесенка», «Ножки»

3 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Репертуар

Ритмико-гимнастические упражнения

  1. Повторение и закрепление пройденного материала в разделе «Музыкально-ритмическая деятельность».
  2. Танцевальный шаг с переменой направления (8 шагов по линии танца, 4 шага в центр круга, 4 шага из центра, то же на полупальцах и др.)
  3. Упражнения, направленные на развитие координации (усложненные).
  4. Партерная гимнастика.
  5. Творческая деятельность (импровизация, актерское мастерство).
  6. Танцевально-ритмические комбинации.

4

4

4

4

3

3

  • Танц. композиции: «Стирка», «Лесенка», «Ножки».
  • Танц. этюд: «Голубой вагон».
  • Диагональ («Покажи себя»).
  • Парные упражнения (растяжка, выворотность, гибкость), укрепление позвоночника.

Классический танец

  1. Повторение и закрепление материала прошлого года.
  2. Теоретическое занятие
  3. Экзерсис у станка:

 - Demi plie, grand plie (по I, II, V позиции), I Port de bras.

 - Battement tendu (в сторону, вперед, назад), III Port de bras.

 - Releve (I, II, V позициям).

 - Battement jete: крестом, с пике.

 -Rond de jambe par terre (вперед, назад)

Port de bras c rond de jambe par terre на plie.

 -Passe на 90`.

 -Adagio

 -Fouette a terre

 -Grand battement

  1. Упражнения на середине зала:

 - позы классического танца: attitudes, arabesques,

 - Temps lie вперед,

 - Port de bras I, II, III.

 - Pas de bourre.

Прыжки (allegro):

 - Pas glissade.

 - Gete в маленьких позах. 

 - Saute по I позиции.

 - Pas eshappe.

  1. Элементы классического вальса.
  2. Вращения (туры с перемещением и на месте, прыжки в повороте).

4

2

8

6

6

6

2

  • Беседа «История русского балета», просмотр видеоматериалов.
  • Классическая, учебно-тренировочная деятельность.
  • Вальсовая дорожка, поворот (по квадрату, по кругу), балансе.

Народный (стилизованный) танец.

  1. Повторение и закрепление пройденного материала.
  2. Теоретическое занятие.
  3. «Ковырялочка» в воздухе.
  4. «Моталочка» (вариации).
  5. «Веревочка» (русская).
  6. Дробные комбинации.
  7. Восточные мотивы.
  8. Вращения: (русская и восточная техника исполнения).

6

2

4

4

4

6

4

4

  • Танцевальные комбинации: «Барыня», «Перепляс», «Попрыгунья».
  • Беседа: «Из истории северного русского народного хора»
  • Этюд восточный (упражнения корпусом, руками).

Современный танец

  1. Теоретическое занятие.
  2. Движения для разогрева и развития подвижности позвоночника.
  3. Упражнения свингового характера.
  4. Разучивание тренировочного материала у станка: (трансформация классического экзерсиса в экзерсис современного танца)
  5. Учебно-тренировочный материал в стиле – аэробика.
  6. Акробатические элементы (колесо, перевороты вперед, назад, кувырки).
  7. «Пелвис» (движение таза).
  8. Изоляция:

- голова;

- грудная клетка;

- бедра;

- колени.

   9.   «Кросс» (шаги, прыжки, вращения).

  10.  Элементы бального танца:

    -  основной шаг «Самба», «Ча-ча-ча», «Румба».

 

2

6

4

6

6

2

4

4

4

6

  • Беседа: «Современный танец -  на грани тысячелетий».
  • Наиболее приемлемые комбинации:

- Крест, квадрат, круг, фиксированный полукруг, свинговый полукруг, диагональные движения.

  • Танцевальные комбинации в латиноамериканском стиле.
  • Этюды в стиле «Джаз-модерн».
  • Композиция «Птица».
  • Прыжковые комбинации.

* Постановочная работа - танцы «Кимене», «Озорные ведьмочки», «Хорошо», «YO!», «Хип-хоп», «Спортивный».  (18ч.).

4 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Репертуар

Ритмико-гимнастические упражнения

  1. Повторение материала прошлого года.
  2. Сложные музыкальные рисунки (по метроритму, темпу, динамическим оттенкам, регистровой окраске).
  3. Партерная гимнастика: упр. для выработки сильных натянутых, выворотных ног, большого танцевального шага, гибкости мышц, подвижности суставов, укрепления позвоночника.
  4. Ритмопластика на середине зала.
  5. Ролевые игры.
  6. Уток-фантазия: сочинение танцевальных сюжетов на заданную и свободную темы.
  7. Теоретическое занятие.

2

2

6

2

2

2

2

  • Темы ролевых игр:

- «Я учитель танцев»,

- «Я балетмейстер-постановщик»,

- «Я художник по костюмам».

  • Темы танцевальных сюжетов:

- в современных ритмах (подтанцовка для исполнителей популярных песен).

-в русском народном стиле.

-в латиноамериканском стиле

  • Составление композиционного плана в соответствии с подобранным музыкальным сопровождением, дизайн костюмов.

Классический танец

  1. Теоретическое занятие.
  2. Экзерсис у станка:

- Demi plie, grand plie (по I, II, V позиции), I Port de bras.

 - Battement tendu (в сторону, вперед, назад), III Port de bras.

 - Releve (I, II, V позициям).

 - Battement jete: крестом, с пике, sur le cou-de-pied (одной рукой за палку, меняя позиции).

 -Rond de jambe par terre (вперед, назад),grand rond de jambe

Port de bras c rond de jambe par terre на plie.

 -Passe на 90`

-Degage a terre 45`- 90`

 -Adagio

 -Fouette a terre

 -Grand battement.

3.  Экзерсис на середине зала:

- маленькое adagio

- Demi plie , grand plie

-Battement tendu

- Battement jete

- Battement fondu

- Grand battement

-Вращения

-Port de bras

-Allegro

    4.  Вальсовая композиция.

    5. Закрепление.                                          

2

10

10

6

6

  • Просмотр видеофильма «Анна Павлова».
  • Классическая, учебно-тренировочная деятельность.
  • Вальс.

Народный (стилизованный) танец.

  1. Повторение пройденного материала.
  2. Теоретическое занятие.
  3. Экзерсис у станка (трансформация классического)
  4. Упражнения на середине зала:

- дробные комбинации в различном характере.

- веревочка академическая

-отработка танцевальных комбинаций

-прыжковые комбинации

-элементы украинского, белорусского, цыганского танцев (флик-фляк, «голубец», «бигунец», «падебаск»)

- элементы испанского, итальянского танцев (основной ход, перестукивание и др.).

      -  элементы северного русского танца.

      -  вращения.

           5.    Закрепление.

4

2

8

10

4

  • Беседа «Из истории Северного русского народного хора».
  • Комбинации: «Моталочка», «Ковырялочка», «Веревочка».
  • Композиции: «Перепляс», хоровод «Березки», «Бульба», «Испанские мотивы», «Тарантелла», «Табор».

Современный танец

  1. Теоретическое занятие.
  2. Увеличение физиологической нагрузки:

-Движения для разогрева и развития подвижности позвоночника.

-Упражнения свингового характера.

  1. Экзерсис у станка: (трансформация классического экзерсиса в экзерсис современного танца).
  2. Экзерсис на середине зала.
  3. Учебно-тренировочный материал в стиле – аэробика.
  4. Акробатические элементы (колесо, перевороты вперед, назад, кувырки, элементы в паре).
  5. «Пелвис» (движение таза).
  6. Изоляция.
  7.  «Кросс» (шаги, прыжки, вращения).
  8. Отработка танцевальных этюдов и комбинаций.
  9. Элементы бального танца (латинос):
  • «Виск», «Бота фого», «Вольта», «Хип-твист», «Веер», «Кукарача», «Шассе», «Рука в руке».
  • Основной ход «Джайв», «Рок-н-ролл»».
  • Закрепление и отработка.

2

4

               

6

6

4

4

4

2

4

2

6

4

  • Просмотр концерта ансамбля «Тодес».
  • Танцевальные композиции в стиле:

-Модерн

-Джаз.

  • Танцевальные комбинации:

- «Самба»,

- «Румба»,

- «Ча-ча-ча»,

- «Джайв»,

- «Рок-н-ролл»,

- «Мамба»,

- «Ламбада».

* Постановочная работа - танцы «Кошки», «Золушка», «Кукарелла», «Скоморошки». (24ч)

Литература:

  1. Выгодский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство 1968,567с.
  2. Головкина С.Н. Уроки классического танца. - М.: Искусство. 1989,160с.
  3. Красовская В. Анна Павлова: страницы жизни русской танцовщицы. - Л. – М.: Искусство, 1965.
  4. Метленков Н.Ф. Социальный заказ на творческую личность // Дидакт. 1997,№6 21-26 с.
  5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей – Пр.: Академия развития, 1997, 240с.
  6. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. – М.: Просвещение, 1972,237с.
  7. Современный бальный танец. – М.: Просвещение, 1978.
  8. Страна волшебная – балет: Очерки. – М.: Дет,лит. 1974.
  9. Ткаченко Т. Народный танец. - М.: Искусство,1967.
  10. Танец ХХ века: Сборник статей – Волгоград 1998.
  11. Устинова Т. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство, 1996
  12. Хореографическая работа со школьниками / Под редакцией Коноровой Е.В. – Л.: отделение Учпедгиза. 1958,356с
  13. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. – М.: Искусство 1985.
  14. Эльяш Н. Образы танца. – М.: Знание 1970.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения

Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по изобразительно – художественной деятельности «Картинная галерея»

Вид проекта: творческий;  Время работы над проектом: срок реализации программы три года;  Возраст учащихся 10-14 лет;Проблема: в связи со слабым развитием интереса, дети с нарушением интелле...

Дополнительная образовательная программа по театру художественно-эстетической направленности

Программа расчиана на 3 года обучения для детей в возрасте 8-15 лет....

Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения

Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...

Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень

Пояснительная записка.   В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...

Рабочая образовательная программа по Мировой художественной культуре 10- 11 класс (базовый уровень)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая образовательная программа составлена на основе:- приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089   «Об утверждении федерального компонента го...

Дополнительная образовательная программа «Лингвистический анализ художественного текста»

К особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхо...