Классный час с элементами тренинга «Мир глазами современного подростка»
классный час (8 класс)

Цели:

1. Развитие коммуникативных навыков.

2. Формирование основ позитивного общения детей между собой и со взрослыми.

3. Развитие навыков рефлексии и эмпатии.

4. Предупреждение негативного отношения к себе, сверстникам и взрослым.

5. Профилактика асоциального поведения.

6. Формирование навыков адекватного поведения в обществе.

Задачи:

  • предупреждение и преодоление агрессивного поведения подростков;
  • формирование чувства эмпатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих;
  • обучение "ненаправленным" способам преодоления собственных отрицательных эмоций, состояний и приемам регуляции психического равновесия.
  • обучение подростков навыкам распознавания и контроля деструктивного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_8_kl.mir_glazami_sovremennogo_podrostka.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  ООШ п.Садовый

Классный час

с элементами тренинга

«Мир глазами современного подростка»

Подготовила

классный руководитель 8 – класса:  Шахриева Н.В.

п. Садовый - 2021

Классный час

с элементами тренинга

«Мир глазами современного подростка»

Цели:

1. Развитие коммуникативных навыков.

2. Формирование основ позитивного общения детей между собой и со взрослыми.

3. Развитие навыков рефлексии и эмпатии.

4. Предупреждение негативного отношения к себе, сверстникам и взрослым.

5. Профилактика асоциального поведения.

6. Формирование навыков адекватного поведения в обществе.

Задачи:

  • предупреждение и преодоление агрессивного поведения подростков;
  • формирование чувства эмпатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих;
  • обучение "ненаправленным" способам преодоления собственных отрицательных эмоций, состояний и приемам регуляции психического равновесия.
  • обучение подростков навыкам распознавания и контроля деструктивного поведения.

Оборудование: изображение дерева настроения  на доске, листья из бумаги (красные, оранжевые, синие, фиолетовые, чёрные).

                                                              Ход занятия.

I. Я хочу сказать вам  «здравствуйте».

Дорогие ребята! Мы учимся вместе уже много лет, но не все ещё подружились по настоящему. И дело не в том, что не хотите, а в том, что просто не умеете общаться друг с другом. Вы часто не понимаете друг друга, а без этого очень трудно общаться со сверстниками и со взрослыми, и невозможно дружить. Поэтому очень важно научиться понимать того, кто рядом. Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о каждом из вас в отдельности и о нашем классе в целом. У нас хороший класс, но мы попробуем стать лучше, добрее, а главное терпимее друг к другу.

Вы сегодня сюда пришли со своим настроением. Говорят: если хочешь, чтобы жизнь улыбнулась тебе, подари ей своё хорошее настроение. Очень надеюсь, что сейчас у вас хорошее настроение. Но ничего страшного, если это не так, думаю, что к концу классного часа оно обязательно поднимется. Определим, какое же сейчас у вас настроение? Выберите листок, который вам нравится,  и прикрепите его к дереву настроения.

Очень рада, что на нашем дереве настроения много жёлтых и оранжевых цветов. Это значит, что у большинства из вас прекрасное, хорошее настроение.

- Я  сейчас я хочу сказать вам  «здравствуйте», а  это  значит, что я  вам  всем  желаю здоровья.

Сколько раз на день ты здороваешься? "Добрый день!" - приветствуешь ты учителя. "Привет!" - говоришь подруге. "Здравствуйте!" - говоришь по телефону. А знаешь ли ты, что значат эти слова? Откуда взялся обычай приветствовать друг друга?

Если посмотреть, как принято здороваться в разных странах, то просто напрашивается вывод о том, что приветствие имеет какой-то глубинный смысл.

Вот, например, во Франции говорят: "Comment ca va", - что можно перевести: "Как это идет?". А итальянцы приветствуют друг друга словами: "Come sta",- что значит: "Как стоишь?". Араб сказал бы тебе: "Salaam alei-kun!", - "Мир вам!", а англичанин бы спросил: "How do you do?", - что буквально значит: "Как ты делаешь?" А вот в Индии, к примеру, утром у тебя поинтересовались бы: "Не слишком ли беспокоили Вас комары этой ночью?"

Очевидно, люди разных народов в приветствии подчеркивают, что является наиболее важным в их жизни. Для русских - здоровье, от которого и происходит наше "Здравствуй!", т.е. живи в здравии, будь здоров. Для англичан и американцев - это труд. Для итальянцев - стабильность, а для французов, наоборот, - перемены. Для арабов, так же, как и для некоторых африканских народов - мир. А если постараться, то наверняка можно найти подтверждение этому в истории стран.

Помимо слов и выражений, для приветствия мы используем и жесты. 
Самый распространенный, наверное, рукопожатие. У индейцев было принято подбегать друг к другу и тереться носами. А помните, в старину у знатных господ было принято раскланиваться друг перед другом, снимая шляпу и подметая перьями пол?

По результатам анкеты, на вопросы которой вы отвечали, с приветствиями у нас в классе следующая ситуация: Вот какими словами вы приветствуете своих:

Родителей – привет 8, доброе утро 1, никак – 1; (из 10)

Братьев, сестёр – привет 6, никак – 2; (из 8)

Одноклассников – привет 3, здоров 5, рукопожатие 1, никак – 1; (из 10)

Одноклассниц – привет 8, здравствуй 1, никак – 1; (из 10)

Учителей – доброе утро 2, здравствуйте -8.

1 Упражнение «Приветствие»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, «разогрев».
     Сначала давайте поздороваемся. /Дети рассчитываются на первый, второй, третий и приветствуют друг друга следующим образом: первые - рукопожатием, вторые - сложенными вместе ладонями, приложенными к лицу, третьи – поклоном вперёд, идём по кругу, и каждый приветствует друг друга по очереди/.  

II.        Психическое здоровье – это основа успешного развития личности.

Задумывались  ли  вы  когда-нибудь  о  том, почему  в  приветствии  людей  заложено  пожелание  друг  другу  здоровья?

- Наверно, потому, что  здоровье  для  человека – самая  главная  ценность.

- Мы много говорим о здоровье, но часто о физической его стороне, а ведь немаловажно и психическое здоровье. Психическое здоровье – это основа успешного развития личности.

Мне хочется наш классный час продолжить притчей, называется она «ГВОЗДИ

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...

Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.

Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привел сына к ограде и сказал: "Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется..."

Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья - это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце...

2. Упражнение «Кошачьи бега»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, регуляция психического и эмоционального состояния, сплочение группы. 

Перед началом упражнения можно ввести некоторую интригу о том, что открыт новый вид Олимпийских игр, стремительно завоевывающий симпатии болельщиков. И сейчас каждому из нас посчастливится стать его непосредственным участником. 
Итак, участники сидят в кругу. Ведущий говорит о том, что мы попали на кошачьи бега, новый вид олимпийский вид спорта. Для того чтобы выиграть, нам нужно как можно быстрее передать «мяу» по кругу. Сначала дайте возможность всем участникам потренироваться в мяуканьи. Затем сообщается, что игра на время. «Мяу» передается от одного участника к другому с поворотом головы. Нужно постараться добиться рекорда. (Группа в 30 человек способна справиться за 2 секунды. Выглядит это как единая длительная «мяу» - волна.)  
Рефлексия. Получение обратной связи. Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце.

III. Что такое “агрессия”?

Современный мир очень активен, быстро меняется, меняются жизненные ценности, нравственные нормы. Все чаще встречаются люди с повышенной тревожностью, раздражительностью, агрессивностью.

- В этой части классного часа мы поговорим об агрессии, попробуем разобраться в этой серьезной проблеме, определим причины и последствия агрессивного поведения.

- На ваш взгляд, что такое “агрессия”?

Упражнение “Расшифровка”

Вот давайте попробуем расшифровать это слово.

А – аффект

Г – грубость, гнев

Р – резкость

Е – естественность

С – стресс

С – самоконтроль

И – изменение

Я – я (как носитель агрессии)

В психологическом словаре приводится следующее определение: Агрессия – это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям.

- Давайте подумаем, по каким признакам мы можем отличить агрессивного человека? Как он выглядит, как ведет себя в разговоре? Какое у него поведение? (ответы анкеты родителей).

Тест для определения уровня агрессивности ребёнка

Чтобы проверить степень агрессии ребёнка, можно провести небольшое тестирование. Родители должны сопоставить каждое определение со своим ребёнком. За каждое, которое подойдёт по описанию – начисляется один бал, в конце подсчитайте сумму балов и оцените уровень агрессии ребёнка.

1

Если кто-либо навредит ребёнку, он обязательно отомстит за это.

2

Чересчур настойчив, причём до панических криков и истерик.

3

Имеет привычку мучить или дразнить животных.

4

Никогда не промолчит, в ответ на критику или другое недовольство.

5

Бывает, без определённых на то причин, ребёнок начинает ругаться.

6

Часто ломает игрушки и крошит попавшиеся под руки вещи, с заметным удовольствием.

7

Его невозможно переспорить, или убедить в чём - либо.

8

Иногда совершает плохие поступки, только для того чтобы досадить кому-либо.

9

Не выносит насмешек или даже здоровой критики.

10

Не признаёт ровесников, не уступает, не делиться, из-за чего часто вступает в конфликты.

11

Слишком самоуверен.

12

У ребёнка часты случаи мрачной раздражённости и отчуждённости.

13

Любую просьбу стремится выполнить в точности до наоборот.

14

Предпочитает общаться с детьми младше его по возрасту и физически слабее, нередко угнетая их.

15

Постоянно ворчит и переговаривается со старшими.

16

Очень быстро выходит из себя, ссорится, затевает драки.

17

Поражения и неудачи вызывают у него нездоровую злобу и агрессию.

18

Предпочитает лидировать, и не признаёт других лидеров.

19

Воспринимает и предоставляет себя как личность уверенную, самостоятельную и решительную.

20

Порой кажется, что он просто сам не свой.

Если, сопоставив все определения со своим ребёнком у нас получилось:

От 1 до 5 баллов – минимальный уровень агрессии.

На самом деле подавленная агрессия – такой же повод ля беспокойств, как и агрессивность. Не проявляющий никаких признаков агрессии ребёнок – не сможет настаивать на своём, высказывать свою точку зрения и постоять за себя. В таком случае предпочтительным будет обращение к психологу.

От 6 до 10 баллов – средняя агрессивность.

Средняя степень агрессии нормальный показатель для всех детей.

От 11 до 15 баллов – повышенный уровень агрессии.

Повышенный уровень агрессии у детей, тоже распространенный случай и зачастую связан с эмоциональным расстройством ребёнка. В таком случае, необходимо уделять больше времени провождению с ребёнком, прислушиваться к его просьбам. В наказаниях быть последовательными и не унижать личность малыша. Научить возможным способам подавления гнева. Развивать способность к сочувствию.

От 16 до 20 баллов – высокий уровень агрессивности.

Определив высокую агрессивность ребёнка, скорее всего это и без теста будет заметно, необходимо обратиться за психологической помощью к специалисту.

3 Упражнение “Ты…., потому что…”

Цель: саморефлексия, развитие эмпатии.

Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные действия и намерения другим детям, с которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных поступков.

А сейчас я предлагаю вам поиграть. Работа будет проходить в парах. Одному учащемуся нужно выполнять неагрессивные действия, а другой участник комментирует их с позиции агрессивного ребенка (дети вытягивают карточки).

Неагрессивное ДЕЙСТВИЕ

ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ

агрессивного ребенка

Я улыбаюсь.

Ты улыбаешься, потому что…

Я встал рядом с тобой на перемене.

Ты встал, потому что…

Я положил нога на ногу.

Ты положил нога на ногу, потому что…

Я взял книгу в руки.

Ты взял книгу в руки, потому что…

Я разговариваю с учителем.

Ты разговариваешь с учителем, значит…

Например, ты улыбаешься, потому что думаешь про меня гадости.

Ты встал, потому что хочешь толкнуть мой стул.

Рефлексия. После проведения упражнения участники рассказывают о том, что они чувствовали, какая роль им ближе: роль им ближе: роль агрессивного человека или «невинной» жертвы. Бывали ли они в похожих ситуациях, приписывая враждебные действия людям, которые, возможно, были не намерены их выполнять.

- Ребята, а может ли человек в состоянии агрессии правильно оценивать ситуацию?

- Являются ли действия агрессивного человека конструктивными?

- К чему может привести такое поведение?

Да, человек в состоянии агрессии не может оценивать ситуацию объективно, такое поведение часто приводит к конфликтам. Но всего этого можно избежать, если контролировать свое поведение.

Часто вы, подростки, уверены, что совсем не агрессивны. Наоборот, в глубине души вы думаете, что это все вокруг агрессивно к вам настроены. Бывает такое?

И вы должны уметь в некоторой степени выплескивать гнев, но не в коем случае не на собеседника.

4 Упражнение ”Камушек в ботинке”.

Бывало ли с вами такое, что в ботинок попадал камушек? Сначала он не очень мешает, мы пытаемся его как-то отодвинуть пальцами, найти удобное положение для ноги. Но постепенно неудобство нарастает и может появиться ранка или мозоль. И тогда нам приходится снять ботинок, вытряхнуть камушек. Этот камушек, как правило, оказывается маленьким. Иногда мы даже удивляемся, как он мог причинить столько неудобства.

- Скажите, а бывало ли, что вы приходили домой, и камушек оставляли в ботинке?

А наутро, сунув ногу в тот же ботинок, вы внезапно ощущали боль?

- Какие чувства вы при этом испытывали? (злость, обида, отчаяние)

Я не случайно рассказала вам историю про камушек. Когда мы сердимся или чем-то озабочены, нами это воспринимается как тот самый камушек в ботинке. Если этот камушек сразу вытащим, т.е. будет искать причины возможной проблемы, то все будет в норме. А если оставим камушек, т.е. не будет пытаться решить проблему, то она так и останется. А в дальнейшем ситуация может усугубиться. Поэтому всем людям – и взрослым, и вам, подросткам, - полезно говорить о своих проблемах сразу, как только вы их заметите.

А теперь давайте поиграем в парах. Один из вас говорит: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Саша меня сегодня толкнул». Другой: «У меня камушек в ботинке. А мне не понравилось, что ты меня обзываешь постоянно».

Если вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке».

- Какие эмоции вызвала у вас эта игра?

- На что она ориентирована, к чему призывает?

- Что интересного сегодня вы узнали непосредственно для себя?

5 Упражнение «Личное в квадрате»

   - Это упражнение каждый ученик делает только для себя. Никто не будет смотреть ваши записи, поэтому будьте предельно откровенными с самим собой.

Каждый ученик получает листок бумаги, чертит на нем четыре концентрических квадрата (внутри – самый маленький, потом – побольше, еще больше и снаружи – самый большой).

     Самый внутренний квадрат – это сам человек. Можно написать внутри этого квадрата «Я» или «Я сам». Следующий квадрат – это самые близкие люди. Для кого-то это мама, папа, бабушка, для кого-то это лучший друг. Можно написать для себя имя этого человека. Следующий квадрат – это друзья. Те люди, с кем вы обычно общаетесь. Самый внешний квадрат – это ваши знакомые. Те люди, с которыми вы здороваетесь при встрече, просто говорите несколько слов. То, что вне квадрата – это все остальное общество. Подумайте для себя, кого бы вы отнесли к каждому из этих квадратов.

     - Теперь я буду зачитывать утверждение, а вы, подумав, с кем бы вы поделились этой информацией о себе. Ставите крестик в нужном квадратике. Например, я скажу: «Кому вы расскажете о своей пятерке?», - вы расскажете родителям. Значит, ставите крестик только в квадрате «родители».

Итак, кому бы вы могли сказать:

  • о своем весе?
  • о том, какая часть вашего тела  вам не нравится?
  • о том, что вы что-то когда-то украли?
  • о том, что вы вырвали страничку из дневника?
  • о том, что вам нравится мальчик (девочка)?
  • о том, что вы обманули учителя?
  • о том, что вы струсили?
  • о том, что вы прогуляли урок?           можно подобрать много вопросов.

- Ребята, что вы выяснили о себе? Почему не захотели с окружающими поделиться той информацией, которую оставили в самом внутреннем квадрате?

- Какие изменения должны были бы произойти в отношениях с людьми  в «более внешнем квадрате», чтобы вы смогли поделиться этой информацией?

- Не надо зачитывать свои ответы вслух, просто пусть тот, кто может, сделает какие-либо выводы относительно себя и своих отношений с окружающими.

      Дело в том, что все мы люди очень разные, и кто-то готов быть достаточно откровенным с окружающими, а кто-то нет. У каждого человека свой предел «допуска» к личной информации, и это нужно уважать. Но если человек ведет себя так, а не иначе, это не значит, что он неумелый, глупый. У него могут быть свои причины так вести себя. Просто вам он не говорит об этих причинах, потому что вы, видимо, не относитесь к той части его «квадрата»,  с которой он готов поделиться. И право других на личную информацию необходимо уважать. Необходимо уважать мнения, права, свободы других людей.

Все остальные.

6 Диагностическая игра «Дерево»

- Что вы знаете и можете рассказать о дереве? (ответы детей).

Обобщение учителя:  Дерево очень важно в лесу и в жизни. Оно похоже на человека. Корни уходят глубоко под землю, они помогают дереву держаться за землю. Корни – это наши ноги, ступни. Ствол можно потрогать, он реальный и крепкий, как наше туловище. Ветки – это вытянутые руки, макушка – голова. В ветвях дерева живут птицы, ветра, звёзды. В дереве всё взаимосвязано, едино, и если какая – либо часть дерева заболеет, то плохо будет всему дереву. Так и мы с вами. Представьте на время, что наш класс – это дерево, а каждый из вас - веточка этого дерева. Нам в нём уютно и хорошо. Давайте же попробуем вырастить дерево нашего класса. Каждый из вас может помочь росту дерева. На нём столько веточек, сколько нас с вами. Напишите каждый на своей веточке качества, которые есть в вас (на листочках).  

  -  Вы написали только свои достоинства или недостатки тоже? (ответы).

 -  Может ли человек состоять только из достоинств? из недостатков?     (ответы)

 Самый хороший человек имеет свои слабости, а самый плохой – свои достоинства. Все люди стремятся стать счастливыми, то есть прожить счастливую жизнь. Чтобы преуспеть в этом, надо преодолеть свои слабости и наращивать свои достоинства. Ну и, конечно, учиться видеть в людях их достоинства и стараться не замечать недостатки.

   На столах у вас лежат жёлтые листочки. Напишите на них свои недостатки, от которых вы бы хотели избавиться. (Работа детей).

     Будете ли вы прикреплять их к своей веточке? Почему? Где же им место? (Ответы детей).

    Итак, дерево класса готово. И наша с вами задача – сделать дерево ещё краше, чтобы каждая веточка помогала нам в этом.

- Ребята, а на прощание я хочу рассказать вам ещё одну притчу.

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

- Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить!

- Спасибо вам всем за сотрудничество! Удачи и успехов в преодолении агрессии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами тренинга «Мир глазами агрессивного человека»

Цель занятия: Обучение подростков навыков распознавания и контроля деструктивного поведения....

Работа психолога по преодолению конфликтных ситуаций в подростковой среде. Занятие с элементами тренинга для подростков «Подросток и конфликты»

В подростковом и юношеском возрасте происходит поиск и становление своего «Я». Подростки стремятся освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками Без конфликтов жизнь невозмо...

Занятие с элементами тренинга "Подростки и конфликты"

Занятие с элементами тренинга "Подростки и конфликты"...

Профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков "Выбор за тобой"

Цель занятия: ·        Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);·...

Планы коррекционно-развивающих занятий с элементами тренинга коммуникативной компетентности для подростков

Общение - ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. При этом многие подростки не владеют элементарными навыками продуктивного общения. Особенно это заметно при общении одноклассников разного п...

Классный час "Мир глазами современного подростка"

Развитие коммуникативных навыков, навыков рефлексии и эмпатии.Формирование основ позитивного общения детей между собой и со взрослыми.Предупреждение негативного отношения к себе, сверстникам и вз...

Занятие с элементами тренинга для подростков, состоящих на учете в КДН и ЗП

Профилактика зависимостей в подростковой среде....