Методическая разработка «Выявление режиссерских данных у обучающихся»
материал

Елена Владимировна Чубалина

Методическая разработка

«Выявление режиссерских данных

у обучающихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_2.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленская область

Методическая разработка

«Выявление режиссерских данных

у обучающихся»

Разработала:

педагог дополнительного  образования

Чубалина Елена Владимировна

г.Ярцево

2023 год

Способность к образному, метафорическому мышления, пластическому видению.

Сущность которого в оперировании образами бывших ранее восприятий. Оно лежит в основе воображения. Наглядно-образное мышление, проявляющее себя в произведениях художественного творчества, связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью наглядно-образного мышления наиболее полно воссоздается все разнообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью образного мышления является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

Наличие элементов образно-ассоциативного, метафорического, парадоксального, нестереотипного мышления, проявляющее себя в практических работах и теоретических ответах на предложенное задание - основной показатель режиссерской одаренности человека. Образное мышление - главная особенность художественного творчества. Однако сценическая образность - образность особого толка, она неразрывно связана с обобщением и отбором сценических событий, их ярким и выразительным выявлением, с поэтизацией действия, главного выразительного средства актерского и режиссерского творчества.

У каждого человека способность к образному восприятию окружающей действительности (в том числе и искусства) формируется постепенно, по различным направлениям и индивидуальным законам, ее развитие и обогащение зависит от многих причин и условий. Ярко выраженная образность мышления - явление уникальное, неповторимое. Индивидуальные особенности образного мышления проявляются в проверочных испытаниях в двух планах: внешних (трансляционных) связях через особое сочетание выразительных средств (каковыми в театральном искусстве является цвет, свет, музыка, атмосфера, темпоритм, предметная композиция, мизансценирование) и во внутренних связях - через всю гамму индивидуальных выразительных средств исполнителя, воплощенных и слитых в сценический образ.

Для выявления образного мышления используются несколько тестовых заданий как теоретического, так и практического свойства. Однако очень важно, чтобы показатели образного мышления были не столько умозрительного и литературного характера, сколько результатом, достигнутым средствами театра, выраженным пластически и наглядно. Поэтому, не умаляя значения различных заданий на умозрительное (словесное) выражение, предпочтение отдается тем заданиям, которые провоцируют на непосредственное, практическое, наглядное осуществление этой первостепенной в режиссуре способности

Склонность к мышлению тропами в сценическом пространстве и времени (т. е. при помощи гипербол, метафор, аллегорий, олицетворений, сравнений и т. д.) - это ведущий компонент, «ядро» в ансамбле режиссерских способностей. Наличие образных, поэтических элементов, тропов в решениях-ответах оценивается самым высоким баллом.

«Сценическая  метафора»

(задание   А.   А.   Гончарова)

Задается  определенная тема (например: «Разрыв», «Похищение», «Весна», «Жертва», «Кража», «Гроза», «Первый снег», «Агония» и т. д.). При помощи всевозможных средств актерской и режиссерской выразительности раскрыть тему в сценической мизансцене, через ассоциативно-образный ряд.

Удачным выполнением задания можно считать режиссерское решение, где проявляется оригинальность мышления, склонность к сценической метафоре. Испытуемый должен предложить мизансценическому «эскизу» свое конкретное название. Темы могут быть разнообразными с емким обобщенным содержанием, предполагающим поливариантность сценического решения.

Кроме ассоциативно-образного мышления, пластического видения, задание выявляет характер пространственно-временного мышления, творческого воображения и фантазии, чувство зрелищности, способность мыслить действенными и событийными категориями и др.

«Оригинальная  подпись»

(задание А.   А.   Гончарова)

Испытуемому предлагается сюжетная фотография (к примеру, изображение двух птиц). Дать оригинальную подпись под фотографией.

Ответы делятся на обычные и необычные, оригинальные. Например, необычные: «Клювопожатие», «Любимая», «Двуглавый, орел», «Тет-а-тет»; обычные: «Свидание», «Прогулка», «Встреча», «Два пеликана».

Кроме способности к образному мышлению, задание выявляет характер творческого воображения и фантазии, ощущение стиля, чувство жанра, остроумие и др.

«Звуки  и  впечатления»

(модифицированный   тест   Е.   Торренса)

Предлагается прослушать записанную на магнитофоне серию различных по характеру звуков. Рассказать о тех образах и ассоциациях, которые возникли во время прослушивания записи, объединив их в единый сюжет. При необходимости запись звуков можно прослушать дважды. Время на подготовку ответа не лимитируется.

Высоким баллом оценивается логически выстроенный сюжет, редкость и неожиданность ассоциативных связей, эмоциональная насыщенность, соответствие рассказа характеру звуковой партитуры.

Кроме ассоциативно-образного мышления выявляются наблюдательность, способность событийно-действенному и пространственно-временному восприятию и др.

«Символическая  продукция»

(модифицированный   тест   Д.   Гилфорда)

Придумать простые символы к данным предметам или действиям. Дана страница, разделенная на 12 клеток. В каждой клетке написано короткое утверждение типа «Человек гуляет», «Аэроплан летает». На более поздних этапах «Гнев», «Гордость» и т. д. (например: табл.1). От испытуемого требуется в коротком рисунке символически изобразить содержание названия.

Буквальное представление, например, изображение гуляющего человека, не принимается во внимание.

Положительно оценивается оригинальность символов, адекватность стимулам.

Способность к рисованию не учитывается. Лимит времени — 30 мин.

Кроме способности мыслить образами, символами (семантической адаптивной гибкости, оригинальности мышления), выявляются особенности творческого воображения и фантазии, чувство юмора, способность к пространственно-временному восприятию, самобытность пластического видения и др.).

 Табл. 1

Человек гуляет.

Аэроплан летит.

Ребенок плачет.

Артист играет.

Зимняя   пурга.

Спасательный круг.

Замочная скважина.

Бездомный пес.

Ярость.

Восторг.

Любовь.

Гордость.

Фамилия,  имя, отчество испытуемого

 «Сон»

Предлагается вспомнить и рассказать наиболее яркий, запомнившийся сон. Фрагмент сна реализовать на сценической площадке в этюде. Название этюду придумывает испытуемый режиссер.

Показателями успешного решения является: наличие тропа, яркость, оригинальность образов, неожиданный поворот в сюжете,  подвижность  ассоциативного процесса, эмоциональная насыщенность, зрелищность, необычность ритмического рисунка, краткое образное название  этюду.

Кроме ассоциативно-образного мышления, пластического видения, задание обнаруживает способность к парадоксальности режиссерского мышления, эмоциональной памяти, чувству зрелищности, композиции, ритма.

«Хамелеон»

(модификация задания А. А. Гончарова «Оригинальная подпись»)

Предлагается внимательно рассмотреть сюжетную фотографию и дать ей 3—5 (можно больше) оригинальных названий-подписей. Положительно оцениваются те ответы, в которых количественно преобладают оригинальные и необычные названия-подписи.

Данное задание заставляет воспринимать предмет в разных ракурсах. Отбор фотографий, иллюстраций, рисунков для данного задания должен производиться с учетом интересного содержания, зрелищности, красочности, явно выраженной образности, например.

Необычные ответы: «Разведка ЦРУ», «Вещизм», «Зеркало» А  Тарковского, «Театр абсурда», «Сон в летнюю ночь» и др.

Обычные. «Бибилиотека», «Ремонт квартиры», «Фантазия», «Декорации», «Утро», «Переезд»   и т. д.

Кроме характера ассоциативно-образного восприятия, задание выявляет способность к поливариантности решения художественной задачи, к анализу и синтезу, парадоксальности, семантической адаптивной гибкости мышления и др.).

«Пластический эпиграф»

(задание   М.   А.   Захарова)

Испытуемый выбирает необходимых исполнителей и делает с их помощью «пластический эпиграф» к известной пьесе. Целесообразнее использовать пьесу из классического репертуара русского театра.

Способность почувствовать эмоциональную суть, «зерно» драматургического произведения и  выразить сценическими средствами, включить образные, поэтические элементы в «ткань»  этюда, ощутить жанр и авторский стиль - показатели успешности в выполнении задания.

Кроме способности понимать и создавать тропы, пластического видения, задание выявляет способность мыслить пространственно-временными, событийными и действенными категориями, характер творческого воображения и фантазии, чувство зрелищности, жанра, ощущение стиля и др.).

«Шампур»

(модификация  задания А. А. Гончарова «Оригинальная   подпись»)

Предлагается рассмотреть 2-5 фотографии (иллюстраций). Дать общее название-подпись всей серии фотографий.

При подборе фотографий (иллюстраций) достаточно одного объединяющего эти фотографии признака: темы, сюжета, цветовой гаммы, стиля,  детали эмоционального состояния и т. д.

Подбирать нужно фотографии больших размеров, с четким изображением, ярко выраженной поэтичностью, образностью.

Ответ оценивается положительно, когда обобщает содержание всех фотографий; оригинальный, образный.

Кроме характера ассоциативно-образного, тройного мышления, пластического видения, задание выявляет способность к анализу и синтезу, нестереотипность и гибкость мышления, чувство художественного целого, наблюдательность, творческое воображение и др.

«Образное видение»

(задание   А.   А.   Гончарова)

Дается определенное понятие, например: «Жажда». Необходимо рассказать, какой зрительный образ рождается на данный стимул.

Понятия-стимулы должны быть философски обобщенные, многозначные по смыслу, проведирующие к эмоциональной возбудимости и образному видению. (Например: «Любовь», «Крик», «Весна», «Голгофа», «Барьер», «Гроза», «Свидание», «Разрыв», «Начало», «Серенада», «Оборотень» и т. д.). Задание полезно повторить 2-3 раза, меняя стимул-понятие.

Воображаемый образ может быть статичный (как картина) или динамичный (в действии); важно, чтобы он был яркий, зримый, неожиданный.

Положительно оценивается ответ за уникальное видение, количество неожиданных и ярких ассоциативных связей, склонность к созданию тропов.

Кроме способности понимать и создавать тропы задание выявляет характер творческого воображения и фантазии, чувство композиции и зрелищности, пространственно-временного восприятия, степень свободы от стереотипа мышления и др.

«Абстракция»

Предлагается рассмотреть произведение абстрактной живописи, дать ему название. Затем сделать этюд по содержанию данной картины.

Испытуемый волен выбрать исполнителей, использовать необходимую музыку, реквизит.

Для данного задания могут быть использованы любые фотографии, рисунки, репродукции абстрактных картин.

Оцениваются: необычность названия, уникальность сценического решения, эмоциональная насыщенность, множественность и неожиданность ассоциативных связей, использование тропов.

Кроме характера ассоциативно-образного мышления, пластического видения, задание выявляет склонность к парадоксальности мышления, остроумию, творческому мышлению, фантазии и др.

«Жизнь  вещи»

В форме сценического этюда «сыграть» фрагмент из «жизни» вещи. (Например, для изображения предлагаются следующие объекты стул, чайник, цветок, игрушка, мяч, ручка, стол, костер, башмак, папироса и т. д.).

Этюд выполняется индивидуально «режиссером» или с помощью других исполнителей. Этюдная зарисовка должна быть событийной, а смысл ее — ассоциироваться с логикой поведения людей, жизненными ситуациями.

Задание должно быть интересным и подробным по содержанию, с намеком на событие, конфликт, противоречие.

Например:

  • старый древний колокол, уставший от собственного зона;
  • сочная, молодая репка, выросшая вдали от своей грядки;
  • воздушный голубой шар, бесцельно летающий в небе;
  • молодая ветвистая верблюжья колючка, застрявшая в песке;
  • большой зеленый кактус, растущий среди множества «кактусят»;
  • новая кастрюля-скороварка со Знаком качества, появившаяся на коммунальной кухне среди старых, облупившихся от старости кастрюль;
  • чайник со свистком, в котором давно выкипела вода, и т. д ).

Это задание может быть использовано для проверки характера творческого воображения и фантазии у исполнителей.

Оценивается за: неординарность ситуации, оригинальность события, создание образа, явно ассоциируемого с характером определенного человека, интересный пластический рисунок.

Кроме ассоциативно-образного, тройного мышления, пластического видения, задание раскрывает характер творческого воображения и фантазии, чувство юмора, дает представление о свойствах индивидуальной пластики, выявляет способность мыслить действенными, событийными, пространственно временными категориями.

«Эмоциональное  зерно»

(задание   А.   А.   Гончарова)

В известной пьесе определить «эмоциональное зерно», т. е. эмоционально-образную суть авторского произведения.

Варианты:

  • определить «эмоциональное зерно» в отдельной сцене (акте) предлагаемой пьесы;
  • показать режиссерский этюд по любимой пьесе, который бы эмоционально, образно, стилистически формулировал эмоциональное зерно всей пьесы;
  • определить   «эмоциональное   зерно»:
  • а) литературного;
  • б) поэтического;
  • в) живописного;
  • г) музыкального  произведения;
  • определить «зерно обреза» у одного из указанных персонажей в известной пьесе.

Выбор пьес (или других произведений искусства) определяется членами приемной комиссии. Ответ оценивается за: адекватность эмоционально-образной сути авторского произведения, оригинальность ассоциаций, использование тропа.

Кроме ассоциативно-образного мышления, пластического видения, задание выявляет ощущение стиля, чувство жанра, композиции, эмоциональную возбудимость, уровень художественного анализа, синтеза и др.

«Мой город»

(задание   В.   П.  Марина)

В общих и ярких чертах дать краткую образную характеристику городу, в котором живешь. Чем оригинальнее, ярче, своеобразнее будет «сформулирован» образ города, тем лучше.

Оценивается яркость образа, точность сравнения, использование метафоры (или иного тропа).

Кроме ассоциативно-образного мышления задание выявляет характер творческого воображения, наблюдательность, способность к анализу и синтезу, пространственно-временное восприятие, склонность к мышлению тропами.

«Ассоциации»

(задание  А.   А.   Гончарова)

Предлагается для  прослушивания музыкальный фрагмент из классического произведения. (Например: «Реквием» А. Моцарта или «Времена года» А. Вивальди и т.д.). Необходимо рассказать, какие ассоциации вызывает данный музыкальный фрагмент:

  • в   драматургии;
  • в   прозе;
  • в   живописи;
  • в   поэзии.

То есть, с каким из авторов или отдельным произведением ассоциируется данный музыкальный фрагмент? Если дети в затруднении, вопрос можно поставить иначе: при постановке какого автора может быть использована данная музыка?

Вариант: Предлагается короткая фраза или поэтическая строка. (Например: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» (А. Блок), или «Несказанное... Синее... Нежное...». (С. Есенин) и т. д.). Необходимо рассказать, с какими произведениями живописи, музыки,   драматургии   ассоциируется   данная   фраза.

Если в ответе ассоциативные связи приведены неубедительные (т. е. случайные), то обучающимся необходимо аргументировать свой ответ.

В ответе учитываются яркость, подвижность ассоциирования, особенности образного мышления, чувство стиля, а также время, затраченное на поиск ответа-решения.

Кроме ассоциативно-образного, метафорического мышления, пластического видения, задание выявляет ощущение стиля и чувство жанра, симультанное восприятие, характер творческого воображения, эрудицию в смежных искусствах, способность к пространственно-временному восприятию.

«Атмосфера»

Предлагается прослушать магнитофонную запись с набором различных звуков и шумов. На основе звуковой партитуры разработать замысел и показать режиссерский этюд, т. е. набор звуков и шумов — должен стать основой драматургии.

Например, предлагается такая серия шумов и звуков: крик глухаря, хруст ветки, шорох травы, крик человека, плеск воды, свист.

При оценивании этюда учитывается: логика и последовательность содержания, оригинальность события, точность и правдивость эмоциональных реакций, последовательность и оправданность в действиях исполнителей звуковой и шумовой партитуры, естественность созданной атмосферы и т. д.

Кроме ассоциативно-образного мышления, пластического видения, выявляются способность к пространственно-временному восприятию, характер творческого воображения и фантазии, внимание к деталям, природная наблюдательность и т. д.

«Прозвища»

Дать прозвище человеку.

Варианты:

  • по словесному описанию характера, привычек, поступков;
  • дать прозвище:
  • себе (товарищу, прохожему);
  • предлагается 5 фотографий и одно прозвище: (например: «Тихоня»). Кому из изображенных на фотографиях может подойти данное прозвище?
  • предлагаются 6 прозвищ (например: «Пиявка», «Крокодил», «Акула», «Кнопка», «Поплавок», «Колобок») и одна фотография. Какое из прозвищ наиболее подходит изображенному на фотографии человеку?

При несоответствии прозвища изображенному на фотографии человеку необходимо, чтобы испытуемый аргументировал свой ответ. Решение задачи оценивается удовлетворительно, если ответ соответствует стимулу, обнаруживается внимание к деталям, если в решении выявилась целостность образного восприятия, выбор позитивного (доброжелательного) прозвища.

Кроме ассоциативно-образного, метафорического мышления задание выявляет характер творческого воображения, чувство стиля, наблюдательность, знание человеческой, психологии.

«Эмблема-символ»

(модификация теста американского психолога Дж. Гилфорда)

Перечислите:

а) явления окружающей действительности;

б) возможный род занятий, которые могла бы обозначать данная эмблема-символ.

Например: эмблема-символ «Глаз». Возможный ответ:

  • бдительность, окно в мир, страж, немой укор, свидетель;
  • следователь,  милиционер,   пограничник, астроном,  микробиолог и  т.  д.

Эмблемы-символы должны быть многозначны, но конкретны. Например: «Змея», «Свеча», «Чайка», «Белый цветок», «Черный бархат», «Цыпленок», «Муравей», «Голубь», «Горящая электрическая лампочка», «Книга», «Перо», «Радуга», «Искра», «Пчела» и т. д.

Оцениваются оригинальность ответа количество нестереотипных решений (если их более 3-х), элементы юмора, парадоксальность мышления, склонность к мышлению тропами.

Кроме ассоциативно-образного, метафорического мышления, задание обнаруживает способность к творческому воображению, анализу и синтезу: остроумие, гибкость семиотического и пространственно-временного восприятия и т. д.

«Способность к метафорам»

(модифицированный  тест  Ф.  Баррона)

Обучающимся предлагается описание какого-нибудь образа, и просят подумать о каком-либо другом образе, эквивалентном данному, или являющемуся его метафорой.

Оценивается оригинальность и точность ответа, а также способность к метафорическому мышлению.

Образ-стимул

Обычные ответы

Необычные  ответы

Пустые   книжные полки.

1. Оставленная комната.

2. Пустая голова-

1. Отсутствующие глаза идиота.

2. Оставленный улей.

Сидеть одному в темной   комнате.

1. Проснуться ночью.

2. Птица в клетке.

1.  Одно   письмо  в почтовом   ящике.

2.  Гроб  в  открытой могиле.

Обычные  ответы,  удовлетворяющие  требованию  подходящести, оцениваются 1 баллом. Необычные ответы оцениваются 3 или 4 баллами. Вот одно из оснований, почему такой ответ как «отсутствующие глаза идиота» является необыкновенным, оригинальным  и  элегантным эквивалентом.  Пустые книжные полки - это бессмысленное пространство, это не просто пустое место, а вакантное место, которое когда-то будет занято. Это пустота трагическая. Пустые книжные полки - это потеря. Это состояние хорошо передано в придуманном образе».

Кроме характера образного, метафорического мышления; гибкости ассоциативных связей, задание выявляет творческое воображение, фантазию, остроумие, способность к поливариантному решению художественной задачи, семантическую подвижность и др.

 «Сценический эквивалент»,

Выразить различными театральными средствами понятие, содержащее в себе событийное начало. Например: Верность. Бег. Одиночество. Осень. Ссора. Ошибка. Прощание. Покаяние. Крик. Развод. Первая любовь. Обида, и т. д.

Для организации сценического пространства могут быть использованы: реквизит, бутафория, детали костюмов и др.

Положительно оценивается выполнение задания, где есть событийная организация сценического пространства, эквивалентная понятию-стимулу, образность, интересная композиция.

Кроме склонности к образному моделированию действительности, способности понимать и создавать тропы, задание выявляет характер творческого воображения и фантазии, событийно-действенное мышление, пространственно-временное восприятие, чувство композиции, зрелищности и др.

«Объясните...»

(задание  Б.  Г.  Голубовского)

Предлагается 2-3 фотокопии абстрактных картин. Объяснить смысл. Дать каждому изображению свое название.

Положительно оценивается оригинальность названия, логичность и самобытность образного восприятия, адекватность объяснения изображения на фотографии.

Кроме ассоциативно - образного мышления, характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет способность к художественному анализу и синтезу, остроумию и др.

«Образ»

Выразить психологическое состояние человека в образном   рисунке  (символе) Например:

  • свое психологическое состояние в настоящий момент;
  • состояние персонажа любимой пьесы (литературного или живописного произведения) в кульминационный момент события. (Например:  психологическое  состояние  Ларисы   в   «Бесприданнице» А. Н. Островского в момент кульминации главного   события).

Задание оценивается положительно, если испытуемому удается в рисунке передать через образ психологическое состояние человека, если образное восприятие оригинально, содержание многозначно.

Способности к рисованию не учитываются. На выполнение задания дается 10 минут. (Бумага и карандаш должны быть приготовлены   заранее).

Кроме   способности   к  образному, метафорическому мышлению, пластическому видению, задание выявляет семантическую адаптивную гибкость, широту ассоциативных связей, характер творческого воображения и фантазии, природную наблюдательность, знание человеческой психологии и др.

«Эпиграф образ»

Найти эпиграф (слово, выражение), образно определяющий творчество известной русской актрисы (кинорежиссера, композитора, поэта, художника, писателя, эстрадного артиста, известного политического деятеля и т. д.).

Например: В.Ф. Комиссаржевская — «Первая «чайка» и т. д.

На  подготовку  задания  дается  2-3  минуты. Ответ оценивается положительно за оригинальный образ, соответствующий творчеству данного человека, использование  тропа.

Кроме способности к образному мышлению, семантической адаптивной гибкости, оригинальных ассоциативных связей, задание выявляет способность к художественному анализу и синтезу, характер творческого воображения, фантазии, ощущение стиля, художественный вкус, уровень эрудиции в области искусства и др.

Список используемой литературы.

1. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 2; Пер. с англ. /Под ред. К. М. Гуревича. В. И. Лубовского. — М.: Педагогика,  2002.  

2. Бодалев А. А. Психология о личности. —  М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.

3. Винтейн Б.О. Тренинг для ума. — Пермь.:  Шаг в искусство. 2007.

4.Диагностика и развитие актерской одаренности. — Сб. но учн. труд. Изд. Л., ЛГИТМИК, 1996.

5. Юдова Т.А. Дар актера. — М.:  Просвещение.2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию у обучающихся умения решать основные виды логарифмических неравенств

В работе рассмотрены основные виды логарифмических неравенств, даны методические рекомендации по обучению учащихся решению логарифмических неравенств разными способами....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии «повар, кондитер» ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней птицы

Методические указания рекомендованы учащимся для закрепления теоретических знаний по предмету «Кулинария». Задачи охватывают  разделы программы ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии «повар, кондитер» ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней птицы

Методические указания рекомендованы учащимся для закрепления теоретических знаний по предмету «Кулинария». Задачи охватывают  разделы программы ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней...

Методическая разработка "Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей"

В РАЗРАБОТКЕ ОПИСЫВАЕТСЯ СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ.Необходимо решить следующие задачи:1. Создать систему целенаправленного выявления одаренных и талантливых детей.2. Со...

Методическая разработка "Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности"

Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, без...

Методическая разработка "Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности"

Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, без...

Методическая разработка "Выявление и развитие способностей у обучающихся"

В данной методической разработке показаны основные этапы выявления уровня способностей у учащихся....