Рабочая программа «Шашки»
рабочая программа

Зелинская Елена Петровна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шашки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_shashki.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8

с углубленным изучением отдельных предметов»

(МАОУ «Средняя школа № 8»)

 «СОГЛАСОВАНО»

                                                       Зам. директора по УВР

                                                                                                                 _________

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Шашки»

для детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1.

5,6 класс

Срок реализации – 1 год

                                                                                    Автор: Зелинская Е.П.

учитель начальных классов

2021-2022 учебный год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шашки» составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ от 19 декабря 2014 года № 1599);
  2. Учебного плана МАОУ «Средняя школа № 8» с углубленным изучением отдельных предметов»,  реализующий Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

  1. Общая характеристика предмета

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками.

Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки - дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Известно, что во многих школах введено преподавание шахмат, как более популярного вида спорта. Уверенно можно сказать, что преподавание шашек в школе можно смело вводить, как альтернативное. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.

И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в учреждениях дополнительного образования - дворцах творчества, детских спортивных школах, клубах и т.д.

Шашки, как и любой вид человеческой  деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся  Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.

Особенностью данной программы является больший акцент на начальную подготовку детей школьного возраста, начинающих с «нуля», более общее изложение основных положений без излишней детализации. В программу введен раздел «Начальные сведения об игре в международные шашки».

  1. Цель и задачи программы

Цели программы:

  • Обучить правилам игры в шашки. 
  • Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
  • Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Задачи:

Обучающие

  • Обучение основам шашечной игры;
  • Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные

  • Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
  • Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
  • Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.

Развивающие

  • Развитие стремления детей к самостоятельности;
  • Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
  • Осуществление  всестороннего физического развития воспитанников.

Место учебного предмета в учебном плане:  34 часа из расчета 1 час в неделю.

Срок реализации программы: 1 год.

Формы и методы работы:

Формы организации деятельности

Формы занятий

Формы подведения итогов

  • Групповая,
  • коллективная
  • индивидуальная

  • Беседа
  • Просмотр видеофильмов
  • Видеолектории
  • Настольные игры
  • Турниры по шашкам
  • Проведение соревнований
  • Итоги соревнований
  • Вручение грамот

  1. Разделы  программы
  1. Общие положения

Знакомство с развитием физической культуры и спорта в стране, с вопросами гигиены и всестороннего физического развития, историей развития шашек в России.

  1. Правила соревнований

Изучение шашечных правил игры и правил проведения соревнований.

  1. Основы шашечной теории

Общие вопросы шашечной теории; «три кита» теории - оппозиция, размен, темп; значение центральных полей доски; связывание шашек; элементарные ловушки в начале партии.

  1. Тактика и техника шашечной игры

Знакомство с различными способами выигрыша шашек, тактикой угрозы и окружения, понятием отсталых и изолированных шашек, опорных пунктов, тактикой жертвы, понятием комбинации и приемами их проведения.

  1. Важнейшие данные об игре в окончаниях

Знакомство с расчетом ходов в окончаниях, поимкой одной дамки тремя, с понятиями «застава», «столбняк», с различными вариантами окончаний с простыми и дамками, с позицией Д. Саргина и ее значением.

  1. Начальные сведения об игре в международные шашки.

Изучение правил игры в международные шашки. Простые комбинации и ловушки в начале партии.

  1. Шашечная композиция

Знакомство с концовками, этюдами и задачами.

  1. Элементы стратегии шашечной игры

Знакомство с планированием игры и его значением, с понятиями атаки и защиты.

  1. Начальный курс шашечных дебютов

Знакомство с основными понятиями теории шашечных дебютов и основными схемами наиболее распространенных дебютов.

  1. Общефизическая подготовка

Выполнение общеразвивающих упражнений: ходьба, бег, прыжки, упражнения на развитие различных групп мышц, занятия и тренировки по настольному теннису.

5. Содержание курса

1. Шахматная доска и фигуры (2 ч)

Место  шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

2. Ходы и взятие фигур (4 ч)

Упражнения  на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

3. Цель и результат шашечной партии (4 ч)

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей.  Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

4. Общие принципы разыгрывание партии (6 ч)

Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

5. Особенности хода «дамки» (2 ч)

     Упражнения  на выполнение ходов  дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

6. Тактические приемы и особенности их применения (8 ч)

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.

7. Шашечный турнир (2 ч). Игры в парах. Игры в командах.

8. Игра «уголки» (2 ч). Правила игры «Уголки». Игровая практика «Уголки».

9. Игра «поддавки» (2 ч). Правила игры «Поддавки». Игровая практика «Поддавки».

10. Подведение итогов года

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся.

        

  1. Структура курса

Содержание курса

Кол-во часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Вводное занятие. Техника безопасности.

Шахматная доска и фигуры

2

Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные: сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные: стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе

Ходы и взятие фигур

4

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:  осуществлять поиск необходимой информации в специальной  и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства.

Цель и результат шашечной партии

4

Регулятивные: уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий).

Познавательные: задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного).

Коммуникативные: уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни

Общие принципы разыгрывание партии

6

Особенности хода «дамки»

2

Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные: использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов.

Коммуникативные: способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра

Тактические приемы и особенности их применения

8

Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации  в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Шашечный турнир

2

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства.

Игра «Уголки»

2

Игра «Поддавки»

2

Шашечный турнир

1

Подведение итогов года

1

Итого

34

  1. Планируемые результаты

Личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Шашки».

Личностные результаты:

•        Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

•        Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

•        Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

•        Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

•        Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

•        Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

•        Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

•        Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

•        Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

•        Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Познавательные УУД:

•        ориентирование в своей системе знаний: понимание, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.

•        умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

•        умение добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенной учителем литературы.

•        умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

•        перерабатывание полученной информации: наблюдение и умение делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

•        Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

•        Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

•        Знать термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

•        Правильно расставлять фигуры перед игрой;

•        Сравнивать, находить общее и различие.

•        Уметь ориентироваться на шахматной доске.

•        Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

•        Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», превращение пешки.

К концу изучения курса дети должны знать:

•        шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья;

•        названия шашечных фигур: шашка, дамка.

К концу изучения курса дети должны уметь:

•        ориентироваться на шахматной доске;

•        играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шашечного кодекса;

•        правильно помещать шахматную доску между партнерами;

•        правильно расставлять фигуры перед игрой;

•        различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

Тематическое планирование

Дата

Тема

Кол-во часов

Содержание

Форма организации учебного занятия

план

факт

Тео

рия

Прак

тика

Шахматная доска и фигуры (2 ч)

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

Место  шашек в мировой культуре.

1

Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

Беседа, видеолекторий.

2

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение.

1

Ходы и взятие фигур (4 ч)

3

Ходы пешкой.

1

Упражнения  на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Видеолекторийнастольные игры.

4

Упражнения  на выполнение ходов пешками.

1

5

Маршруты движения фигур.

1

6

Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

1

Цель и результат шашечной партии (4 ч)

7

Обучение алгоритму хода.

1

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей.  Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

Видеолекторийнастольные игры.

8

Открытые и двойные ходы.

1

9

Выигрыш, ничья, виды ничьей.  

1

10

Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

1

Общие принципы разыгрывание партии (6 ч)

11

Понятие о шашечном турнире.

1

Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

Видеолекторийнастольные игры.

12

Правила поведения при игре в шашечных турнирах.

1

13

Анализ учебных партий

1

14

Правила поведения в соревнованиях.

1

15

Анализ учебных партий, игровая практика.

1

16

Игровая практика.

1

Особенности хода «дамки» (2 ч)

17

Понятие «Дамка»

1

Упражнения  на выполнение ходов  дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Видеолекторийнастольные игры.

18

Упражнения  на выполнение ходов  дамкой.

1

Тактические приемы и особенности их применения (8ч)

19

Слабость крайней горизонтали.

1

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.

Видеолекторийнастольные игры.

20

Слабость крайней горизонтали. Игровая практика.

1

21

Двойной удар

1

22

Открытое нападение

1

23

Понятие о комбинации.

1

24

Завлечение, отвлечение, разру- шение пешечного перекрытия.

1

25

Освобождение пространства, уничтожение защиты.

1

26

Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.

1

Шашечный турнир (2ч)

27

Шашечный турнир (игра в парах)

1

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся

Настольные игры.

28

Шашечный турнир (командная игра)

1

Игра «Уголки» (2ч)

29

Правила игры «Уголки»

1

Настольные игры.

30

Игровая практика.

«Уголки»

1

Игра «Поддавки» (2ч)

31

Правила игры «Поддавки»

1

Настольные игры.

32

Игровая практика.

«Поддавки»

1

Шашечный турнир (1ч)

33

Шашечный турнир (игра в парах).

Сеанс одновременной игры с опытными спортсменами

1

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся

Подведение итогов года (1ч)

34

Подведение итогов года

1

Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся

Презентация успехов

ИТОГО:

13

21

Информационно-методическое обеспечение

1. Литература:

Список  используемой литературы для детей:

•        Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3

•        Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4

Список  используемой литературы для учителя

•        Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996

•        Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3

•        Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4

2.        Программные ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/644923/

http://shashkinn.ru/programmy-po-shashkam/

http://www.shashkivsem.ru/programmy

http://www.onlinehomebusiness.ru/site_12504.html

3.        Интернет-ресурсы:

http://sport.ch-lib.ru/shashki.html

http://www.shashkivsem.ru/shashki-v-internet

4.        Информационно-коммуникативные средства:

•        персональные компьютеры

•        internet.

5.        Технические средства обучения:

•        Интерактивная доска

•        Проектор

•        Сканер

•        Фотоаппарат

6.        Учебно-практическое оборудование:

•   Шашки и шашечная доска (комплект)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 68 часов "Чудо-шашки"

Рабочая программа 68 часов "Чудо-шашки"...

рабочая программа по шашкам

Одним из направление внеурочной деятельности обучающихся является спортивно-оздоровительное направление, которое представлено в МБОУ «Ермаковская СОШ №1» детским кружком « Чудо шашки»Программа кружка ...

Рабочая программа ПДО "Шашки" 7 класс ИО

Рабочая программа ПДО "Шашки" 7 класс ИО...

Рабочая программа секция "Русские шашки"

Рабочая программа секция "Русские шашки"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шашки»

Программа внеурочной деятельности «Шашки» составлена для учащихся с нарушением интеллекта 5 – 6 классов...