Рабочая программа 68 часов "Чудо-шашки"
рабочая программа по теме

Филатова Наталья Владимировна

 Рабочая программа 68 часов "Чудо-шашки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_chudo-shashki.odt21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»

                                                                                    Утверждаю:

 директор МОУ «СОШ №21»

(Вахтина Л.Н)

                                                                                                   «2»  сентября 2015г.

   

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «ЧУДО  ШАШКИ»

для учащихся 5-9 класса

Филатовой Натальи Владимировной

г. Магнитогорск

Пояснительная записка

    Одним из направление внеурочной деятельности обучающихся является спортивно-оздоровительное направление. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений.

    В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях упражнениями шашечной игры. Учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия шашками дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, повышают интеллект занимающихся. Благодаря спортивной направленности программы, учащиеся, успешно освоившие программу, смогут участвовать в школьных, районных и окружных соревнованиях по шашкам. Благодаря этому учащиеся смогут более плодотворно учиться, меньше болеть.

    Программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

    Программа предназначена для учащихся 5-х классов

    Занятие проводится 2 раза в неделю

     Количество часов в год: 5 класс — 68 часов

 Цель и задачи программы

Цель:

  Обучение правилам игры в шашки, формирование умения играть без нарушений правил шашечного кодекса, воспитание уважительного отношения в игре к противнику.

Задачи:

  1. Познакомить с шашечными терминами и кодексом.
  2. научить детей играть в шашки;
  3. развивать интерес к освоению высот мастерства шашечной игры
  4. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Описание ценностных ориентиров:

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

При отборе содержания и видов деятельности детей в данном объединении учитывались интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, опыт внеурочной деятельности.

Содержание программы внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
  • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;

системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Список используемой литературы

В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982. А. Сидлин. Как оценивать позицию в шашках, «ФИС», 1966. Л.М. Рамм. Курс шашечных начал, 1953. В.С. Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985. Г.И. Хацкевич. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956. Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске, «Лениздат», 1969  П.А.

Слезкин. Основы шашечной игры, ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1936. Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.  И.И. Куперман, В.М.Каплан. Начала и середина игры в шашки, «ФИС», 1957. Н.В. Крогиус. Психология шахматного творчества, «ФИС», 1981.

Список рекомендуемой литературы для детей и родителей

В.Я. Вигман. Радость творчества, «ФИС» ,1986.А.Н. Виндерман, Б.М.Герцензен.

Шашки для всех, «ФИС»,1963 Д. Саргин, П. Бодянский, А. Шошин. Русские шашисты, «ФИС»,1987. Э.Г. Цукерник. Антология шашечных комбинаций, «ФИС» 1987.

И. Козлов. Самоучитель игры в стоклеточные шашки, «ФИС»,1965.

Б.М. Блиндер, Избранные партии, окончания и этюды, «ФИС»,1963

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты освоения программы:

   Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

   Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы

    Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

     Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

     Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

      Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

     Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы

   Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

    Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», превращение пешки.

концу изучения курса дети должны знать:

    1. Шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья;

    2. Название шашечных фигур: шашка,дамка

К концу изучения курса дети должны уметь:

     1. Ориентироваться на шахматной доске;

     2. Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами

     3. Нарушений правил шашечного кодекса;

     4. Правильно помещать шахматную доску между партнерами;

     5. Правильно расставлять фигуры перед игрой;

     6. Различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

Формы организации деятельности:

     1. Групповая

     2.  Коллективная

    3. Индивидуальная

Формы занятий:

   1.Беседа

   2.Просмотр кинофильмов

   3.Видиолекции

   4. Настольные игры

   5.Турниры по шашкам

   6. Проведение соревнований

Формы подведения итогов:

   1.Итоги соревнований

   2. Вручение грамот

Содержание разделов программы

   1.Шахматная доска и фигуры

Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

   2. Ходы и взятие фигур

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

   3. Цель и результат шашечной партии

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

   4. Общие принципы разыгрывание партии

Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

   5. Особенности хода «дамки»

Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

   6. Тактические приемы и особенности их применения

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.

   7. Шашечный турнир

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся

   8. Игра «уголки»

   9. Игра «поддавки»

   10. Подведение итогов года

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности

1

1

0

2

Общие положения

2

1

1

3

Правила и поведения соревнований

4

2

2

4

Основы шашечной теории

6

3

3

5

Важнейшие данные об игре в окончаниях

7

3

4

6

Тактика и техника шашечной игры

7

3

4

7

Начальный курс шашечных дебютов

9

4

5

8

Элементы стратегии шашечной игры

10

5

5

9

Шашечная композиция

12

5

7

10

Общефизическая подготовка

10

4

6

11

Итого часов

68

31

37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...