Рабочая программа дополнительного образования "Шахматы и шашки"
рабочая программа

Карелин Кирилл Сергеевич

Рабочая программа ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_shahmaty_i_shashki_5.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ

к рабочей программе

«Шахматы и Шашки»

Направленность программы: физкультурно-спортивная

Форма обучения: групповая

Год обучения: 1 год обучения

Возраст обучающихся 8-18 лет

Цели:

Создание условий для развития личности ребёнка, способной к логическому ианалитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шашечной и шахматной игры.

Задачи:

  1. Рассмотреть часто встречающиеся начало партий и окончания шахматной и шашечной игры.
  2. Обучить шахматной и шашечной игре.
  3. Обучение технике расчета, комбинационного зрения, позиционного чутья, творческой работы, умения анализа и комментирования сыгранных партий.
  4. Воспитание воли, целеустремленности, дисциплинированности, усидчивости, выносливости, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Формы занятий: игры, эстафеты, упражнения, беседы, соревнования и т.д.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, количество учебных часов по программе – 136 часов.

Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования  

«Детско-юношеский центр Ачинского района»

Рассмотрено и рекомендовано

методическим советом

МКОУ ДО  
«ДЮЦ Ачинского района»

Протокол № 1  

от «01» октября 2019 г.

Утверждаю

Директор МКОУ ДО
«ДЮЦ Ачинского района»

_______ Л.В.Нечипоренко

Приказ №20

от «01» октября 2019 г.

Рабочая программа

на 2019-2020 учебный год

к дополнительной общеобразовательной программе

 «Шахматы и Шашки»

Разработчик программы:

Свирский Виктор Сергеевич,

педагог дополнительного образования

Составитель и реализует программу:

Карелин Кирилл Сергеевич,

педагог дополнительного образования

Ачинский район

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы и шашки» является общеразвивающей модифицированной программой физкультурно-спортивной  направленности.

Разработана программа в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта и на основе комплекса пособий, занимательных и методических материалов И. Г. Сухина, опыта работы по обучению игре в шахматы и шашки детей школьного возраста В. Гришина, учебного пособия А. Карпова «Учитесь шахматам» и др.

Форма обучения – групповая.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Возраст обучающихся,  участвующих в данной программе: 8- 18 лет

Несмотря на обилие публикаций в шахматной и шашечной прессе, до сих пор отсутствует федеральная и региональная программа, направленная на занятия шахматами и шашками в школе.

В связи с этим была разработана дополнительная общеобразовательная программа по обучению игре в шахматы и шашки «Шахматы и Шашки», отвечающая  психофизиологическим требованиям и возможностям детей школьного возраста.

Цели:

Создание условий для развития личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шашечной и шахматной игры.

Задачи:

  1. Рассмотреть часто встречающиеся начало партий и окончания шахматной и шашечной игры.
  2. Обучить шахматной и шашечной игре.
  3. Обучение технике расчета, комбинационного зрения, позиционного чутья, творческой работы, умения анализа и комментирования сыгранных партий.
  4. Воспитание воли, целеустремленности, дисциплинированности, усидчивости, выносливости, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Режим занятий

На реализацию программы запланировано 136 часов в год (4 часа в неделю). Согласно Приложения №3 к СанПиНу 2.4.4.1251-03 рекомендуемый режим занятий по программетаков: одно занятие по 45 минут  с 10 минутным перерывом.

Формы занятий: игры, эстафеты, упражнения, беседы, соревнования и т.д.

Занятия по данной программе носят интегрированный, занимательный  и побудительный характер, они  построены в форме игры, что делает их интересными для детей.

Промежуточная аттестация проводится по следующим критериям и параметрам:

  1.   Решение тестовых заданий.
  2.   Участие в турнирах.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы является организация  тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.

Ожидаемые результаты:         

1.Обучить шахматной и шашечной игре как можно больше школьников.

2.Довести обучение игре в шахматы и шашки детей школьного возраста до более высокого уровня.

К концу учебного года дети должны знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;  правила хода и взятия каждой фигуры.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1 год обучения

Количество часов в неделю по годам обучения

4

Количество учебных недель

34

Количество учебных часов по программе

136

Количество учебных часов согласно расписанию

130

Тема «Скрытое нападение (скрытый шах)» перенесено на 09.01.2020

2

Тема «Игра в шахматы 2 на один» перенесено на 08.05.2019

2

Тема «Сеанс одновременной игры в шахматы» перенесено на 29.05.2020

2

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Перечень разделов

КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Всего

Теория

Практика

История развития организации турниров

2

2

-

Правила игры и соревнований. Нотация.

14

6

8

Первоначальные понятия

18

4

14

Тактика игры

20

4

16

Стратегия игры

22

2

20

Эндшпиль

16

2

14

Дебют

14

2

12

Конкурсы, соревнования

12

-

12

Сеансы одновременной игры

18

-

18

Всего

136

22

114

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата

проведения занятия планируемая/

фактическая

Тема занятий

Количество часов

Форма проведения

Теория

Практика

02.10

Введение. ТБ на занятиях. Древность русских шашек. Культурное значение шашек.

1

1

Лекция, практикум

05.10

Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Великие люди и шахматы.

1

1

Лекция, практикум

09.10

Понятие о правилах игры. Сущность шашечной нотации и её значение.

1

1

Лекция, практикум

12.10

Правила проведения соревнований по шашкам и шахматам. Правила турнирного поведения.

1

1

Лекция, практикум

16.10

Практика по шашкам. Упражнения на разбор позиций и усвоение правил.

2

Практикум

19.10

Практика по шахматам. Расстановка фигур.

2

Практикум

23.10

Практика по шашкам. Разбор позиций и запись партий. Шашечная партия. Три стадии партии.

2

Практикум

26.10

Практика по шахматам. Запись партий. Отдельные положения.

2

Практикум

30.10

Превращение пешки, взятие на проходе, игра пешки.

1

1

Лекция, практикум

02.11

Позиционное преимущество и материальный перевес. Сила дамки. Расчёт ходов.

1

1

Лекция, практикум

06.11

Рокировка. Мат и ничья. Пат. Вечный шах.

Относительная ценность фигур.

1

1

Лекция, практикум

09.11

Понятие об оппозиции. Маневры. Разбор тематических позиций. Упражнения на расчёт ходов.

1

1

Лекция, практикум

13.11

Упражнения на мат разными фигурами. Мат тяжелыми фигурами.

2

Практикум

16.11

Мат в один ход. Задачи. Мат ферзём. Практика выполнения вечного мата.

1

1

Лекция, практикум

20.11

Практика на освоение маневров, темпах, расчётах.

2

Практикум

23.11

Мат лёгкими фигурами. Практика.

2

Практикум

27.11

Способы выигрыша шашек. Расчёт ходов.

1

1

Лекция, практикум

30.11

Понятие о тактике и комбинации

2

Практикум

04.12

Жертва шашки, «самообложение», «роздых», «Любки»

2

Практикум

07.12

Двойной шах, завлечение, отвлечение.

2

Практикум

11.12

Конкурс –подвижная игра «Самый, самый…»

2

Конкурс

14.12

Разбор тематических позиций в шашках

1

1

Лекция, практикум

18.12

Практика выполнения двойного удара. Гамбит.

2

Практикум

21.12

Промежуточная аттестация.

Решение тестовых заданий.

Участие в турнирах.

1

1

Лекция, практикум

25.12

Шахматы. Сочетание идей.

2

Практикум

28.12

Шашки. «Роздых», «самообложение»

2

Практикум

09.01

Скрытое нападение (скрытый шах)

2

Практикум

11.01

Значение центральных полей доски. Захват полей.

2

Практикум

15.01

План игры шашек. Овладение полями.

2

Практикум

18.01

Определение стратегии шахмат.

2

Практикум

22.01

Выбор плана. Центральные поля.

2

Практикум

25.01

Ценность времени и пространства

1

1

Лекция, практикум

29.01

Практика шахматы. Построение стратегии в дебюте.

2

Практикум

01.02

Борьба одной шашки против двух.

2

Практикум

05.02

Шахматы практика. Построение защиты. План игры.

2

Практикум

08.02

Практика шашки. Три дамки против одной. «Треугольник Петрова»

2

Практикум

12.02

Шахматы. Построение плана нападения.

2

Практикум

15.02

Правило оппозиции в шашках.

1

1

Лекция, практикум

19.02

Эндшпиль. Роль короля в эндшпиле.

2

Практикум

22.02

Практика шашки. «Кол» «Отыгрыш»

2

Практикум

26.02

Правило квадрата. Король и пешка против короля.

1

1

Лекция, практикум

04.03

Шашки (теория) Основные задачи дебюта. Городская партия. Перекресток.

1

1

Лекция, практикум

07.03

Практика эндшпиля в шахматах. Мат в 1,2,3 хода. Задачи –миниатюры.

2

Практикум

11.03

Дебюты в шашках. «Игра Петрова» «Игра Бодянского»

2

Практикум

14.03

Этюды. Задачи-миниатюры. Мат в 4 хода. Мат ферзём.

1

1

Лекция, практикум

18.03

«Обратно-городская партия» 7 видов дебютов.

2

Практикум

21.03

Мат тяжелыми и лёгкими фигурами.

2

Практикум

25.03

Шахматы. Определение дебюта. Детский мат. Испанская партия. Вариант№1

1

1

Лекция, практикум

28.03

«Игра Филиппова», «Перекресток» Дебютные ловушки и комбинации.

2

Практикум

01.04

Задачи и принципы дебюта. Испанская партия Вариант № 2

1

1

Лекция, практикум

04.04

Шашки. Игра Бодянского.

2

Практикум

08.04

Дебют в шахматах. Французская и сицилийская защита.

2

Практикум

11.04

Экскурсия с членами объединения на природу.

1

1

Беседа, экскурсия

15.04

Встреча-игра с сильнейшими шахматистами села.

2

Турнир

18.04

Индийская и старо-индийская защиты. Защита Морге. Славянская защита. Скандинавская.

1

1

Лекция, практикум

22.04

Официальный турнир среди членов объединения по шашкам.

2

Турнир

25.04

Игра в шахматы и шашки на компьютере.

1

1

Лекция, практикум

29.04

Он-лайн игра на компьютере через Интернет.

2

Практикум

02.05

Турнир между учителями и учащимися в шашки

2

Турнир

06.05

Турнир между учителями и учащимися в шахматы

2

Турнир

08.05

Игра в шахматы 2 на один

2

Практикум

13.05

Встреча –игра с сильнейшими шашистами села

2

Турнир

16.05

Сеанс одновременной игры в шашки

2

Практикум

20.05

Сеанс одновременной игры в шашки

2

Практикум

23.05

Сеанс одновременной игры в шахматы.

2

Практикум

27.05

Аттестация обучающихся Официальный турнир среди членов объединения по шашкам.

2

Практикум

29.05

Сеанс одновременной игры в шахматы.

2

Турнир

30.05

Итоговые занятия

2

Турнир

Всего часов:

22

114

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Материально-техническое оборудование:

№ п/п

Наименование

Количество

Стол ученический

6

Стул ученический

12

Доска ученическая

1

Ноутбук

1

Проектор

1

Экран

1

Шахматы и шашки

6

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
  2. Зак В., Двуголенский Я. Отдать, чтобы найти. – 2008.
  3. Карпов А.Е. Учитесь шахматам. – М.:  Эгмонт, 2005.
  4. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

Рабочая программа 68 часов "Чудо-шашки"

Рабочая программа 68 часов "Чудо-шашки"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ «Проектная деятельность: от замысла к успеху»

Новизна предлагаемой программы заключается в приобщении детей к научному исследованию, элементарным правилам  разработки и воплощения исследовательского  проекта....

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)

Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...