Этнокультурная компетентность на занятиях лепки.
статья

Бирюкова Лариса Витальевна

выступление на конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст19.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Л.В.Бирюкова.

                                                      педагог дополнительного образования,

                                                      МБУДО  «Медведевский районный дом детского творчества»

           

           Формирование этнокультурной компетентности на занятиях лепки

Знание культурных корней своего народа необходимо, прежде всего для того, чтобы по настоящему уважать и ценить общечеловеческие, этические и эстетические нормы.

Важно не растерять и сохранить все то богатство, каким владел и владеет каждый народ. Для этого необходимо  приобщить детей   к народному творчеству.

Знакомство с народным творчеством убеждает, что народ с давних времен жили с высокой правдой  и красотой в душе.  Только усвоив этнокультурные ценности можно всецело понять наследие других народов.

«Я с каждым часом чувствую живее, отличительное существенное свойство варварства обеспямятность, что нет не высокого дела, ни стройного слова, без живого чувства своего достоинства, нет без национальной гордости, а национальной гордости нет без национальной памяти» - писал русский собиратель фольклора  П.В. Киреевский.

Формирование у детей внимание к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому – из этого слагается воспитание национальной памяти. Веками люди задумывались – как вырастить поколение умным, смелым, трудолюбивым, сохранить и передать следующим поколениям все самое лучшее, на чем держится человечество, а в данном случае черты, присущие каждому народу.

Этнокультурная направленность обучения и воспитания – актуальнейшее направление современного образования.

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь. эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре…»- слова Д.С. Лихачева.

Опора на этнокультурные ценности при организации процесса образования преследует цель - взять из опыта прошлого то, что соответствует реалиям времени, не обходя порой негативные моменты, выявляя их причины, чтобы не повторять ошибок в дальнейшем.

Сейчас обособленное существование народов мало возможно, так как очень интенсивны миграционные, демографические процессы. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, что иногда обостряет проблему адаптации. Поэтому не следует это рассматривать, как будто все этносы сильно смешиваются.

И поэтому изучение этнокультурного содержания способствует этнической толерантности, этнокультурной осведомленности и взаимообогащения культур. Тем самым назревает формирование этнокультурной компетентности.

Под этнокультурной компетентностью понимаем свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективности межэтнического взаимодействия.  

Формирование этнокультурной компетенции предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры, при этом сохраняя национальное самосознание и индивидуальность.

В начале у ребенка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия, как все самое позитивное, выливаясь в способность к межэтническому пониманию и диалогу.

В качестве двигателя формирования этнокультурной компетентности у воспитанников выступает обучение, воспитание, деятельность и общение.

Для формирования этнокультурной компетентности воспитанники нашего дома детского творчества на занятиях в объединении «лепка используют различные формы и методы: занятие- творчество,  занятие-беседа, занятие с использованием ИКТ, экскурсии на выставку, занятие- мастерская.

Так . например, знакомясь с кухонной посудой, соприкасаемся с изучением утвари марийцев и русских. Просматриваем национальные обычаи приема гостей, традиции домашнего уклада, особенности семейных и национальный праздников.

При изучении темы «Чаепитие», беседуем о национальной выпечке, как она готовилась, о пользе и красоте приготовления блюд.

Далее, следующая тема «Народные праздники» включает в себя и праздники осени, зимы, весны – отражая виды декоративного-прикладного творчества. Интересен такой мотив – как птица – символ весны, тепла. На праздник весеннего равноденствия стряпали из теста «жаворонков» и «тетерок». С фигурками из соленого теста ходили в гости, одаривали родственников и соседей. Тем самым подтверждая, что традиции имеют очень древнее происхождение. «Посмотрите как изящна эта птица при всей простоте и скромности. Как она передает саму идею счастья: Счастье – это открытость, простор расправленных крыльев. Все в ней благородно и красиво. Поэтому, когда вы будете делать своих птичек, надо, чтобы каждая из них рассказала всем о свободе, счастье и красоте.

В преддверии нового года обычно готовятся украшения к празднику. Дети рассказывают о новогодних обычаях и традициях разных народов.  Знакомство с культурой разных народов способствует всестороннему, чувственному и интеллектуальному развитию детей, формирует их восприятие, духовность.

Если рассматривать традиционные виды деятельности, например, марийских умельцев прошлого века, то уже понятно «качества, которые были традиционными для народа, на протяжении ряда поколений, в последующих поколениях могут ослабляться и исчезать».

способствуют сохранению и развитию декоративно-прикладного искусства народа.

Таким образом, формирование этнокультурной компетенции воспитанников, на основе изучения различных стилей жизни и культурных символов, а также поэтапной социализации в этнокультурной среде решают задачу воспитания  этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, которая в свою очередь, сохраняет свою национальную культуру и индивидуальность, но понимающей  многогранность мира  и признающей партнерство представителей различных культур.

Список источников:

1.Васенина,О.Н. Формирование этнокультурной компетенции обучающихся в условиях общеобразовательной русскоязычной школы , «Туныктышо учитель» № 4, 2012.- 40с.

2.Журавлева,Е.Л. О русском фольклоре . «Дополнительное образование» №10 , 2007.-23с.

3.Столярчук,Е.Н. Живы народные традиции . «Дополнительное образование»№7-8, 2000         -53с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО

Статья рассматривает вопросы формирования толерантности в системе СПО....

Формирование этнокультурной компетентности на уроках истории и во внеурочное время

Опыт работы учителя истории и обществознания по формированию этнокультурной компетентности на уроках истории и во внеурочное время....

Этнокультурная компетентность: структура и особенности формирования

Статья содержит обоснования формирования, структуру и фукции этнокультурной компетенции, формируемой посредством декоративно-прикладного творчества в системе дополнительного образования детей....

Формирование этнокультурной компетентности обучающихся на уроках музыки

Панорама инновационного опыта Формирование этнокультурной компетентности обучающихся на уроках музыки Межнациональные отношения и, особенно, конфликты на этнической почве, сегодня серьезно в...

статья "Формирование этнокультурной компетентности учащихся на уроках технологии, ИЗО"

Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности у ...

Формирование этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста...

Использование краеведческого материала в формировании этнокультурной компетентности обучающихся

Статья посвящена рассмотрению вопроса использования краеведческого материала в  формировании этнокультурной компетентности обучающихся.  Значимость проблемы исследования обусловлена тем, что...