Программа "Лесное дело"
рабочая программа

Срок реализации 1 год. дополнитеьное образование 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmma_lesnoe_delo.docx424.21 КБ

Предварительный просмотр:

C:\РАБОТА 22 ГОД УЧЕБНЫЙ\РАБОЧИЙ ОЙ\ТИТУЛЬНИК\Лесное дело.png

Пояснительная записка.

Программа по естественнонаучной направленности «Лесное дело» разработана в соответствии с требованиями к дополнительному образованию детей и выполняет несколько функций:

Создает условия для углубления знаний по ботанике, зоологии, экологии, способствует мотивации к изучению природы родного края.

Способствует более глубокому и качественному пониманию процессов, происходящих в живой природе.

Вооружает навыками исследовательской деятельности.

Интегрирует знания обучающихся по географии, биологии, истории, экологии, основам безопасности жизнедеятельности.

Ориентирована на личность обучающегося, его потребности, интересы, ценности, профориентацию.

Нормативно-методические основы разработки дополнительной общеобразовательной программы «Лесное дело».

1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ (далее – Федеральный закон №273, ст.2, ст.12, ст.75).

2. Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.

3.Приказ Минтруда РФ от 22.09.2021 №652 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

4.Федеральный закон от 26 мая 2021г. №144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

6.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам…».

7.«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» Минпросвешения России от 07.05.2020г.

8.Федеральный закон №273ФЗ (п.9, 22, 25 ст.2; п.5 ст.12; п.1, п.4 ст.75).

9.Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с изменениями.

10.Федеральный закон №273-ФЗ (ст.15, ст.16, ст.17, ст.75)

11.Устав МАУ ДО «Центр «Поиск».

Направленность программы.

        Программа имеет естественно-научную направленность и написана в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» федерального проекта «Успех каждого ребенка».

        Программы естественно-научной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие творческих способностей, а также умений в организации исследовательской деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.  

Экологическое воспитание важное направление духовно - нравственного развития Российского школьника. В сельской местности может осуществляться посредством дополнительного образования и быть платформой для предпрофильного образования.

Программа «Лесное дело» создана воспитывать человека - заботливого хозяина родной земли. Она предусматривает получение как теоретических, так и практических знаний, что позволит ребятам лучше усвоить материал.

Актуальность программы учебного объединения «Лесное дело»:

В наше время школьное лесничество актуальное естественнонаучное направление дополнительного образования. Площади лесных насаждений за последние годы значительно сокращаются и причина этого неконтролируемое использование человеком природы и стихийные бедствия. Наша цель при помощи данной программы сохранить и возобновить лесные насаждения.

Для обучающихся программа поможет на ранней стадии определиться с выбором профессии для своего будущего, так как они уже со школьной скамьи тесно связаны с лесоводством. Занятия в объединении помогут самостоятельно оценить результат своей деятельности, ощутить свою значимость в этом мире.

Программа создана для вовлечения обучающихся в познавательно-творческую деятельность.

Новизна программы:

«Лесное дело» не является новым направлением,  но в МБОУ Сосьвинская СОШ оно организовано впервые. Выполняя функции по охране природы лесохозяйственной деятельности, оно развивает другие направления (творческие, просветительские, научные, исследовательские). И позволяет комплексно решать экологические задачи с помощью обучения естественнонаучным предметам.

Педагогическая целесообразность:

Разработанная программа, воспитывает гражданскую ответственность в экологической и природоохранной деятельности, чувство патриотизма к Родине. Побуждает детей к бережному отношению к природе и прививает интерес к профессиональной деятельности.

Для достижения наилучшего результата остаётся лишь помочь ребёнку самостоятельно сформировать задачу, а полученные теоретические знания применить при решении этой задачи. Этот метод поможет на занятиях увлечь детей в активную деятельность. Ведь задача поставлена самостоятельно, а значит, повышается мотивация для самостоятельного её решения.

Цель программы:

Формирование бережного отношения детей к экологической культуре и природе родного края.

Задачи программы:

Обучающие:

  • продолжить расширять знания о лесном хозяйстве;
  • знакомить детей с нарушениями лесных экосистем;
  • объяснить взаимосвязь между растениями, животными и человеком;
  • познакомить детей с лесоводством;
  • продолжать знакомить детей с растительным миром родного края;
  • углубить знания по зоологии;
  • научить ребят изготовлению домиков и кормушек для птиц и животных.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
  • воспитывать уважительное отношение к работникам леса.

Развивающие задачи:

  • развивать желание общения с природой;
  • развивать доброжелательное отношение к природе.
  • развивать навыки взаимодействия с природой;
  • развивать умения оказания помощи органам управления лесным хозяйством.

Особенности организации образовательного процесса.

Программа «Лесное дело» (модуль 1) разработана для детей 7-11, (модуль 2) для  обучающихся 12-17 лет на базе МБОУ Сосьвинская СОШ  и рассчитана на реализацию в условиях общеобразовательного учреждения. Условием приема детей в объединение является желание заниматься деятельностью, связанной с лесом. Допуск к занятиям только после проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям.

Возраст обучающихся, которым адресована программа

Программа ориентирована на дополнительное образование обучающихся в возрасте 7-17 лет. Условия формирования групп: разновозрастные.

Объем программы

Нормативный срок освоения 68 часов (модуль 1), 85 часов (модуль 2). Всего – 153 часа.

Срок реализации программы.

Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы «Лесное дело»  в рамках МАУ ДО «Центр «Поиск» составляет 34 учебные недели.

Санитарно-гигиеническое обеспечение программы:

соблюдение санитарно-гигиенических условий, воздушно-теплового режима, соответствие нормам СанПиНа посадочных мест, мебели и соответствующего режима.

Планируемые результаты освоения программы.

Обучающиеся должны знать:

 основы лесоведения и лесоводства, основы лесной таксации и способы лесовосстановления;

 видовой состав растений и животных своего края;

 роль лесных ресурсов в жизни населения региона;

 правила поведения в лесу, правила сбора лекарственных растений, грибов, ягод;

 направления деятельности, проблемы и задачи местных предприятий лесного профиля, виды природосберегающих и лесовостанавливающих технологий;

 спектр профессиональной деятельности работников лесного хозяйства;

 способы природоохранной деятельности обучающихся;

 

Обучающиеся должны уметь:

 использовать имеющиеся знания для изучения лесных ресурсов, обоснования рационального их использования;

 работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 давать экологическую оценку состояния зеленых насаждений;

 использовать различные способы, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств;

 проводить наблюдения, исследования в природе, анализировать результаты и делать выводы;

  пропагандировать знания о лесе и его хозяйственной значимости в жизни региона;

 создавать мультимедийные презентации с использованием компьютерных программ.

Способы и формы проверки результатов освоения программы

Критерии и способы определения результативности.

Входной мониторинг проводится на первых занятиях при помощи педагогического наблюдения, опросов и выполнения учащимися диагностических заданий. Эти способы позволяют определить первоначальную подготовку обучающихся и внести корректировку в планирование образовательного процесса. Для отслеживания теоретической подготовки применяются опросные методы. Для отслеживания результатов практической деятельности применяется метод наблюдения и индивидуального контроля.

Результативность отслеживается методом анализа практических и творческих работ, результатов тестирования, участия в мероприятиях.

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы.

Формой подведения итогов служит создание ими творческих проектов для участия в защите проектов и др.

Критерии оценки знаний, умений и навыков

при освоении программы.

Для того чтобы оценить усвоение программы, в течение года используются следующие методы диагностики: собеседование, наблюдение, анкетирование, выполнение отдельных творческих заданий, тестирование, участие в конкурсах, викторинах.

 По завершению учебного плана каждого модуля оценивание знаний проводится посредством викторины, интеллектуальной игры или интерактивного занятия.

Применяется 3-х балльная система оценки знаний, умений и навыков обучающихся (выделяется три уровня: ниже среднего, средний, выше среднего). Итоговая оценка результативности освоения программы проводится путём вычисления среднего показателя, основываясь на суммарной составляющей по итогам освоения 3-х модулей.

Уровень освоения программы ниже среднего – ребёнок овладел менее чем 50% предусмотренных знаний, умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с учебным материалом; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

Средний уровень освоения программы – объём усвоенных знаний, приобретённых умений и навыков составляет 50-70%; работает с учебным материалом с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца; удовлетворительно владеет теоретической информацией по темам курса, умеет пользоваться литературой.

Уровень освоения программы выше среднего – учащийся овладел на 70-100% предусмотренным программой учебным планом; работает с учебными материалами  самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества; свободно владеет теоретической информацией по курсу, умеет анализировать литературные источники, применять полученную информацию на практике.

Формы контроля качества образовательного процесса:

  • собеседование,
  • наблюдение,
  • интерактивное занятие;
  • анкетирование,
  • выполнение творческих заданий,
  • тестирование,
  • участие в конкурсах, викторинах в течение года.

Формы проведения занятий.

Программой предусмотрено проведение комбинированных занятий: занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

  • демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
  • фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
  • самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Работа с компьютером приводит к повышенным нагрузкам на органы зрения. Программой предусмотрено соблюдение режима работы для предотвращения утомляемости зрительных рецепторов у детей.

Психолого-педагогические условия реализации программы.

Для успешной реализации дополнительной общеразвивающей программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Учебно-методическое обеспечение программы.

Процесс обучения и воспитания основывается на личностно-ориентированном принципе обучения детям с учетом их возрастных особенностей.

Организация педагогического процесса предполагает создание для обучающихся такой среды, в которой они полнее раскрывают свои творческие способности и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствуют комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.

Формы проведения занятий разнообразны. Это и лекция, и объяснение материала с привлечением обучающихся, и самостоятельная тренировочная работа, и эвристическая беседа, практическое учебное занятие, самостоятельная работа.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (обучающемуся даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определённого технологического приёма), групповая (разделение обучающихся на группы для выполнения определённой работы).

Как правило, приблизительно 1/3 занятия отводится на изложение педагогом теоретических основ изучаемой темы, остальные 2/3 посвящены практическим работам. В ходе практических работ предусматривается анализ действий обучающихся, обсуждение оптимальной последовательности выполнения заданий, поиск наиболее эффективных способов решения поставленных задач.

Содержание учебных блоков обеспечивает информационно-познавательный уровень и направлено на приобретение практических навыков работы с компьютерной техникой, дополнительных знаний, ясному пониманию целей и способов решаемых задач.

Календарный учебный график.

№ группы

Год

обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим

занятий

1 группа

1 год

01.09.2022

31.05.2023

34

68 часов (модуль 1)

2 часа  в неделю (вторник)

2 группа

1 год

01.09.2022

31.05.2023

34

85 часов

(модуль 2)

2,5 часа в неделю (среда)

Содержание программы.

Модуль 1 – 68 часов.

Тема 1. Введение (4 часа).

Цели и задачи. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу.

Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Участие школьников в деле охраны леса и зеленых насаждений. Знакомство с положением о школьном лесничестве, выборы лесничего и старших экопостов. Планирование «Недели сада и леса».

1. Праздник «День работника леса» (поздравительные открытки, плакат, встреча с ветеранами лесного производства).

2. «Неделя леса и сада». Посадка дерева или аллеи выпускников.

Тема 2. Знакомство с близлежащими лесами: (1 час).

Структура управления лесным хозяйством. Знакомство с местными лесниками.

 Беседа на тему «Профессия – лесничий!».

Тема 3. Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества (13 часов).

Понятие о лесе и лесных насаждениях. Характеристика лесных ресурсов мира и региона. Типы леса. Роль леса в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения, промысловые виды, редкие растения и животные леса. Лесные сенокосы и пастбища. Пчеловодство. Ядовитые грибы, ягоды и растения. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.

1. Экскурсия «Определение типа леса по лесорастительному покрову».

2. Оформление экспозиций на стенде и памяток для учащихся: «Помни, сборщик грибов!», «Помни, сборщик ягод!», «Правила сбора лекарственных растений», «Правила поведения в лесу», «Ядовитые грибы», «Осторожно: они ядовиты!»

3. Выступление перед учащимися начальной школы «Лес – мир добра и чудес».

4. Рефераты по темам: «Роль лесов в экологии родного края», «Лесные богатства региона и их значение для населения».

5. Сбор семян сорных растений, диких ягод для организации зимней подкормки птиц и зверей.

Тема 4. Основы дендрологии (8 часов)

Дендрология. Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы России и области. Лесоводство – наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины.

Тема 5. Основы лесоводства и лесоведения (8 часов).

Подрост, подлесок, надпочвенный покров, их значение для леса. Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки, их значение для формирования ценных насаждений.

Применение машин и механизмов, орудий труда на лесохозяйственных работах, знакомство с современными технологиями.

  1. «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре».

Тема 6. Основы лесной таксации (18 часов).

Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. Д.

Тема 7. Организация лесозаготовок и переработки древесины (12 часов).

Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Понятие о лесном сортименте. Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. Использование отходов.

1. Экскурсия «Знакомство с технологиями заготовки, переработки и охраны леса в местном лесхозе».

2. Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины».

3. Изготовление коллекции образцов лесных древесных пород своего края.

4. Экологическая акция «Новогодний букет вместо елки»

Тема 8.Охрана и защита лесов (19 часов).

Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них.

Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения.

Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Лесные животные «Красной книги». Животные, занесенные в «Черную тетрадь». Охраняемые виды. Вредители и болезни леса, способы защиты от них. Насекомые – энтомофаги. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса.

Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц.

1. Исследовательская работа «Оценка степени заражения разных участков леса вредителями и болезнями».

2. Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, поражений болезнями.

3. Операция «Муравей» для учета и охраны.

4. Фотовыставка работ учащихся отображающих родную природу и лес на конкурсной основе «Лесное чудо».

Тематический план.

Тема

Кол-во часов

1

Введение

4

2

Знакомство с близлежащими лесами:

1

3

Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества

13

4

Основы дендрологии

8

5

Основы лесоводства и лесоведения

8

6

Основы лесной таксации

18

7

Организация лесозаготовок и переработки древесины

10

8

Охрана и защита лесов

6

Итого

68

Календарно- тематический план.

Модуль 1

7-11 лет

Дата

Тема

Практическая работа

Количество часов

всего

теория

практика

20.09

Цели и задачи работы школьного лесничества. Инструктаж по ТБ при выполнении любых работ в лесу.

2

1

27.09

Работники лесного хозяйства.  Беседа на тему «Профессия – лесничий»

Изготовление плаката

2

1

1

4.10

Характеристика лесных ресурсов мира и региона. Типы леса.

Экскурсия «Определение типа леса по лесорастительному покрову»

2

1

1

11.10

Роль леса в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения.

Оформление  аншлагов, плакатов, листовок

2

2

18.10

Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения; промысловые животные леса.

Редкие растения и животные нашего края.

Экологическая тропа

2

1

1

25.10

Ядовитые грибы, ягоды и растения. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.

Экологическая тропа

2

1

1

1.11

Оформление экспозиций на стенде «Правила сбора лекарственных растений». «Правила поведения в лесу». «Ядовитые грибы». «Осторожно: они ядовиты!»

Оформление экспозиций на стенде

2

2

8.11

Выступление перед учащимися начальной школы «Лес – мир добра и чудес»

Выступление перед учащимися начальной школы

1

1

8.11

Изготовление кормушек из бросового материала

Практическая работа

1

1

15.11

Изготовление кормушек из бросового материала

Практическая работа

1

1

15.11

Практическая работа «Изготовление кормушек и подкормка зимующих птиц»

Экскурсия в лесничество

1

1

22.11

Дендрология.

Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы России

2

1

1

29.11

Практическая работа «Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы»

Практическая работа

2

1

1

6.12

Практическая работа «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре»

Практическая работа

2

1

1

13.12

Практическая работа «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре»

Практическая работа

2

2

20.12

Экологическая акция «Новогодний букет вместо елки»

Экологическая акция

2

1

1

27.12

Экологическая акция «Новогодний букет вместо елки»

Экологическая акция

2

1

1

17.01

Лесоводство – наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины

Установка аншлагов, развешивание плакатов, листовок

2

2

24.01

Практическая работа «Подрост, подлесок, надпочвенный покров и их значение для леса»

Практическая работа

2

2

31.01

Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты.

2

1

1

7.02

Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. Д.

2

1

1

14.02

Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. Д.

Экскурсия

2

2

21.02

Практическая работа «Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам»

Практическая работа

2

2

28.02

Практическая работа «Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам»

Практическая работа

2

2

7.03

Практическая работа «Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента».

Практическая работа

2

1

1

14.03

Практическая работа «Определение возраста насаждений»

Практическая работа

2

1

1

21.03

Практическая работа «Определение объёма леса на корню»

Практическая работа

2

1

1

4.04

«День птиц»

1

1

11.04

Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Животные «Красной книги»

Видео экскурсия

1

1

18.04

Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности.

Проект

2

2

25.04

Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве.

Проект

2

1

1

2.05

Использование отходов.

Практическая работа

2

1

1

9.05

Изготовление и возложение венков к монументу

Практическая работа

2

2

16.05

Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины»

Оформление буклета

2

2

23.05

Правила инвентаризации и охраны муравейников. Операция «Муравей» для учета и охраны.

Практическая работа

2

1

1

30.05

Фотовыставка работ учащихся, отображающих родную природу и лес «Лесное чудо»

фотовыставка

2

1

1

6.06

Заключительная конференция. Подведение итогов.        

2

2

Итого

68

16

52

Содержание программы

Модуль 2 – 85 часов.

        Тема 1. Лес и человек (15 часов)

Вводное занятие. Что изучается в курсе «Лес и человек». Лес как один из основных элементов земной поверхности. Лесное хозяйство и его задачи. История и структура лесного хозяйства России. Сосьвинское лесничество. История создания. Лес и народное творчество. Лес в легендах и преданиях.

Творческая мастерская «Берегите леса – лёгкие планеты»

Практика: Изготовление листовок

Экскурсия «Знакомство со структурой и организацией работы лесничества».

Практическая работа «Составление коллекций и гербариев хвойных пород деревьев».

        Тема 2. Основы дендрологии (30 часов)

Дендрология, её история и задачи. Жизненные формы растений. Ярусное распределение растений  леса. Голосеменные растения леса. Общая характеристика и условия произрастания. Значение хвойных растений в жизни человека. Сосна и ель – царицы лесов России. Охрана хвойных лесов от незаконной рубки

Практическая работа «Определение хвойных растений с помощью гербария и определителей

Практическая работа Составление проекта « Сосна и ель – царицы лесов России»

Практическая работа «Определение ярусного состава леса»

Экологическая акция «Спасаем елку в новый год»

        

Тема 3. Основы лесной таксации (22,5 часа) 

Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. Д. Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты. 

Практическая работа «Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам»

Практическая работа «Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам»

Практическая работа «Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента».

Практическая работа «Определение возраста насаждений»

Практическая работа «Определение объёма леса на корню»

        Тема 4. Лесоводство (5 часов)

Лесоводство – наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины. Практическая работа «Подрост, подлесок, надпочвенный покров и их значение для леса»

        Тема 5. Лесопользование (2,5 часа) 

Лесопользование. Виды и значение рубок леса.

Практическая работа «Проведение обмера деревьев, отбор для рубки».

        

Тема 6. Охрана и защита леса (10 часа). 

Экологическая акция «Спасаем елку в новый год». Изготовление плаката.

Творческая мастерская «Берегите леса – лёгкие планеты»

Практика: Изготовление листовок

Фотовыставка работ учащихся, отображающих родную природу и лес «Лесное чудо».

Тематический план

Модуль 2 – 12-17 лет

85 часов

Тема

Кол-во часов

1

Лес и человек

15

2

Основы дендрологии

30

3

Основы лесной таксации

22.5

4

Лесоводство

5

5

Лесопользование

2.5

6

Охрана и защита леса

10

Итого

85

Календарно – тематический план.

Модуль 2 – 12-17 лет

85 часов

Дата

Тема занятия

Количество  часов

Теория

Практика

Всего

21.09

Вводное занятие.

Что изучается в курсе «Лес и человек»

1

1,5

2,5

28.09

Лес как один из основных элементов земной поверхности

1

1,5

2,5

5.10

Лесное хозяйство и его задачи.

История и структура лесного хозяйства России

1

1,5

2,5

12.10

Сосьвинское лесничество. История создания.

Экскурсия «Знакомство со структурой и организацией работы лесничества».

2,5

2,5

19.10

Лес и народное творчество. Лес в легендах и преданиях.

(коллективная проектная работа)

2,5

2,5

26.10

Творческая мастерская «Берегите леса – лёгкие планеты»

Практика: Изготовление листовок

1

1,5

2,5

2.11

Практическая работа «Составление коллекций и гербариев хвойных пород деревьев»

2,5

2,5

9.11

Дендрология, её история и задачи. Жизненные формы растений. Ярусное распределение растений  леса.

1

1,5

2,5

16.11

Практическая работа «Определение ярусного состава леса»

2,5

2,5

23.11

Голосеменные растения леса. Общая характеристика и условия произрастания. Значение хвойных растений в жизни человека

1

1,5

2,5

30.11

Сосна и ель – царицы лесов России.

Практическая работа Составление проекта

2,5

2,5

7.12

Практическая работа «Определение хвойных растений с помощью гербария и определителей

2,5

2,5

14.12

Охрана хвойных лесов от незаконной рубки (Встреча с лесничим).

1

1,5

2,5

21.12

Экологическая акция «Спасаем елку в новый год». Изготовление плаката

2,5

2,5

28.12

Экологическая акция «Спасаем елку в новый год». Изготовление плаката, листовок

2,5

2,5

11.01

Лесоводство – наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины

1

1,5

2,5

18.01

Практическая работа «Подрост, подлесок, надпочвенный покров и их значение для леса»

2,5

2,5

25.01

Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты.

1

1,5

2,5

1.02

Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. Д.

1

1,5

2,5

8.02

Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. Д.

2.5

2,5

15.02

Практическая работа «Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам»

2,5

2,5

22.02

Практическая работа «Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам»

2,5

2,5

1.03

Практическая работа «Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента».

2,5

2,5

15.03

Практическая работа «Определение возраста насаждений»

1

1,5

2,5

22.03

Практическая работа «Определение объёма леса на корню»

1

1,5

2,5

5.04

Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины»

2.5

2,5

12.04

Покрытосеменные древесные растения леса. Общая характеристика и условия произрастания.

1

1,5

2,5

19.04

Покрытосеменные древесные растения леса. Общая характеристика и условия произрастания.

2,5

2.5

26.04

Значение покрытосеменных древесных растений  в жизни человека. Творческая мастерская (составление буклетов, презентаций, кроссвордов, оформление информационного стенда).

2,5

2,5

3.05

Берёза – символ России.

Практическая работа «Составление проекта  «Люблю берёзку Русскую…

2,5

2,5

10.05

Практическая работа «Определение  деревьев с помощью гербария и определителей»

2,5

2,5

17.05

Лесопользование. Виды и значение рубок леса.

Практическая работа «Проведение обмера деревьев, отбор для рубки».

2,5

2,5

24.05

Фотовыставка работ учащихся, отображающих родную природу и лес «Лесное чудо»

2,5

2,5

31.05

Заключительная конференция. Подведение итогов.        

1

1,5

2,5

Итого

14

71

85

План воспитательной работы творческого объединения

«Лесное дело».

Дата

Название мероприятия

Направление

Сентябрь

Беседа «Правила поведения в лесу»

Безопасность жизнедеятельности.

Октябрь

Беседа «ЗОЖ – что это такое?» «Вредных привычек» 

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности.

Ноябрь

Беседа «День народного единства»

Общекультурное направление: гражданско-патриотическое воспитание.

Декабрь

Инструктаж перед каникулами на темы:

«БДД в зимний период», «Осторожно, гололед!», «Светоотражающие элементы и удерживающие устройства»,

Духовно-нравственное направление:(нравственно-эстетическое воспитание) Безопасность жизнедеятельности

Январь

Беседа «Мы за здоровый образ жизни»

Здоровьесберегающее направление(физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности)

Февраль

Беседа «Сталинградская битва»

Общекультурное направление: гражданско-патриотическое воспитание.

Март

Видео открытка «Для самых милых и родных!»

Художественно-этическое воспитание

Май

Беседа «День Победы – никто не забыт, ничто не забыто!». Изготовление своими руками и возложение венка на День Победы.  

Патриотическое  воспитание.

Учебно-методическое обеспечение:

  • Сборник методических материалов по организации деятельности школьного лесничества [Текст]/ Под ред. Н.Д. Сидоровой: ФБУ «Учебно - методический центр» п. Правдинский, 2012 -24стр
  • Организация работы школьных лесничеств: учебно-методическое пособие/ Н.Н. Архипова, Е.А. Гончаров, Р.Р. Иванова и др.; под ред. Н.Н. Архиповой. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. – 264с.
  • Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных учебных заведений и дополнительного образования, руководителей образовательных учреждений, специалистов органов управления образованием, специалистов лесного хозяйства, студентов педагогических вузов и колледжей, школьников/Составитель Каткова О.А.- Тюмень: ТОГИРРО, 2013. – 64 с.

Список литературы.

  1. Никонов М.В. Лесоводство. – М.: Лань, 2010. – 365с.
  2. Организация работы школьных лесничеств: учебно-методическое пособие / Н.Н. Архипова, Е.А. Гончаров, Р.Р. Иванова и др.; под ред. Н.Н. Архиповой. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. – 264с.
  3. Починков С.В. Экономические основы устойчивого лесопользования. Эффективное освоение и воспроизводство лесных ресурсов. – М.: ПрофиКС, 2007.- 267с.
  4. Программа развития движения школьных лесничеств (Приказ Рослесхоза от 16.04.2012 г. № 145)
  5. Соколова Э.С., Мозолевская Е.Г., Каплан Б.М. Методы исследования грибов, развивающихся на древесных растениях: Учебно-методическое пособие. - М.: ФГБОУ ДОД ФДЭБЦ, 2013. - 80 с.
  6. Алексеев А.С. Практикум по экологии. М.: АОМДЕ, 1996.-192с.
  7. Боголюбов А.С. Методы геоботанических исследований. М.: 1996.-145с.
  8.  Бобров Р.В. Зеленый патруль. М.: Просвещение, 1984.- 167с.
  9. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное

образование детей в школе? Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2005.

  1. Иоганезов Б.Г., Городецкий Н.А. Сельская школа и охрана природы. М.: Просвещение, 1976.-139с.
  2. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ

(ред. от 28.07.2012).

12. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно - экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы.-М.:5 за знания, 2005.-208с.

13. Мозолевская Е.Г, Семенкова И.Г, Беднова О.В. Лесозащита. – М.: Издательский дом «Лесная промышленность», 2006. – 354с.

14. Мозолевская Е.Г., Соколова Э.С., Воронцова Н.А. Практикум по лесозащите. – М.: Академия, 2010.- 189с.

15. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела"

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела" (5-6 класс)...

Внеклассное мероприятие. Спортивно-оздоровительное состязание "Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данное внекласное мероприятие проводится в 9 классах совместно с родителями (папами).Цели:Пропаганда здорового образа жизни.Совершенствование связи семьи и школы чере...

Профилактическая программа «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» или

Профилактическая программа«Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» или «Нам курить некогда»Цель программы: укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование психологии и культуры здоровья...

Делай с нами,делай как мы, делай лучше нас

Конкурсно-игровая программа проводилась как внеклассное мероприятие в Международный день семьи (15 марта), в котором участвовали вместе родители и дети 5 класса...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОФЕССИИ. СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ «ЧТО ДЕЛАТЬ?», «ЧТО ДЕЛАЕТ?», «ЧТО ДЕЛАЛ?»

Цель урока:ü расширять представления о профессиях, отрабатывать умения делить слова на слоги, определять место ударения в словах.Задачи урока:Образовательные:ü знакомить со словами, отвечающими на воп...

Спортивное мероприятие «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!»

Спортивное мероприятие  «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!»...