Рабочая программа кружок «Созвездие »
рабочая программа

1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programmsozvezdie.docx210.11 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Министерство Образования и Науки республики Бурятия

Муниципальное Казенное Учреждение Управления Образования
 Джидинского района

МБОУ « Оерская СОШ"

УТВЕРЖДЕНО

директор школы

Бадмаев Ю.Р..

приказ №91/1 от «01» 09   2023 г.

 

. 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 
кружка

«Созвездие »»

Учитель биологии:  Машеева Ц.Д.

С.Оер

2023 - 2024 учебный год

                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа « Созвездие» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

Федерального закона РФ №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования  и науки РФ №1599 от 19.12.2014 г.;

санитарных правил  СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г.;

Учебного плана МБОУ «Оёрская СОШ» на 2023-2024 учебный год.

       Рабочая программа  кружка «Метод проектов, организация исследовательской деятельности учащихся, как фактор получения новых образовательных результатов в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» конкретизирует содержание  тем и дает распределение учебных часов по разделам и темам кружка.  

.

Общая характеристика учебного курса

          В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.

Тема кружка позволяет познакомить учащихся с практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Реализация программы кружка  позволяет совершенствовать эту склонность, способствует развитию соответствующих умений и навыков, прививает школьникам вкус к исследованию, предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала. Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения. Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Цель: Повышение качества учебно – воспитательного процесса через использование ИКТ, развитие  проектной и исследовательской практики учащимися, системного видения мира, экологического сознания,   интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • значительно расширить кругозор учащихся;
  • развивать способности к аналитическому мышлению, сравнению, обобщению, классификации при изучении учебного материала и дополнительной литературы  по проблеме исследования;
  • знать различные методы исследования;
  • учиться уметь  определять цель и формулировать проблему исследования, выбирать конкретные методы и методики, необходимые для проведения собственного исследования;
  • иметь знания по  технике проведения эксперимента и способам анализа его результатов;
  • знать различные формы организации исследовательской работы, способы оформления итогов собственного исследования и оценивания результатов.

Сроки реализации программы: 1 год.

Формы и режим занятий: программа реализуется в форме практических и теоретических занятий. Занятия проводятся 1час в неделю, всего 36 часов в год.

Ожидаемый результат.

Овладение курсом позволит учащимся знать:

- структуру учебно-исследовательской деятельности,

- основные отличия цели и задач, объекта и предмета исследования,

- основные информационные источники поиска необходимой информации.

А также уметь:

- давать характеристику объекту исследования,

- разделять проектную деятельность на этапы,

-самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских
          проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.),

- выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,

- планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе

  (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание  
          своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого
          поведения – лидер, подчиненный),

          - пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными
           энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

Формы проведения итогов: защита проектов на научно – практической конференции .

Содержание тем учебного курса

п/п

Тема урока

Содержание тем учебного курса

Учебно-методическое обеспечение

Введение.

Структура проекта

Понятие проекта. Основные этапы проектной деятельности. Инструктаж по технике безопасности. Дневник проекта

Презентация, образец дневника проекта.

Структура исследовательской работы. Признаки и описание ситуации. Противоречие. Постановка проблемы

Понятие ситуации. Признаки ситуации. Описание ситуаций. Желаемая и реальная ситуация, их сравнение, выявление противоречий. Постановка проблемы.

Рабочая тетрадь.

Обсуждение плана, выбор тем проектов и исследовательских работ

Обсуждение плана, выбор тем проектов и исследовательских работ. Актуальность темы исследования.

Рабочая тетрадь.

Цель. Способы достижения цели

Постановка цели. Способы достижения цели.

Рабочая тетрадь.

Задачи проекта. Определение задач

Понятие «задача». Разбивка задачи на шаги.

Рабочая тетрадь.

Виды ресурсов. Определение ресурсов.

Понятие «ресурс». Виды ресурсов (информационные, материальные, трудовые). Определение ресурсов для выполнения каждой из поставленных задач.

Рабочая тетрадь.

Работа с каталогами

Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Работа с карточками.

Карточки каталога библиотеки.

Работа со справочной литературой

Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями. Составление справочника по теме своего проекта. Составление алгоритма работы со справочной литературой.

Словари, справочники, энциклопедии.

Работа с интернет-источниками.

Работа с интернет-источниками. Правила оформления электронных ресурсов.

Интернет-источники.

Литературный обзор по теме проекта.

Составление плана прочитанного материала. Отражение наиболее существенных мыслей и идей. Сравнение и сопоставление  информации с информацией, полученной из других источников. Критическая оценка прочитанного.

Дополнительная литература.

Оформление текста проекта и библиографического списка.

Требования к оформлению текста: выбор шрифта, «красная строка», поля. Разработка макета проекта. Разработка структуры проекта. Правила оформления библиографического списка (основной и вспомогательной литературы, интернет-источников). Оформление ссылок в тексте работы.

Списки литературы для оформления

Выбор способа сбора данных. Выдвижение гипотезы.

Выбор способа сбора данных. Выдвижение гипотезы. Прогнозирование результата.

Рабочая тетрадь, презентация для анализа.

Опросы. Интервью.

Анкетные опросы. Общие требования. Составление опросных листов. Основные принципы правильного проведения интервью. Обработка данных

Образцы опросных листов. Видеофрагмент интервью.

Наблюдение.

Понятие «наблюдение». Проведение наблюдений по заданной теме. Экскурсия. Обработка данных.

Маршрут экскурсии.

Эксперимент.

Понятие «эксперимент». Приборы и оборудование для проведения экспериментов. Методика проведения экспериментов. План проведения экспериментальной деятельности. Анализ результатов.

Лупа, микроскоп, предметные и покровные стекла, готовые микропрепараты, штангенциркуль и др.

Обработка полученных данных.

Составление таблиц, схем, графиков. Выводы.

Таблицы, схемы, графики для анализа

Что такое команда.

Преимущества и недостатки индивидуальной и командной работы.

Рабочая тетрадь.

Командные роли.

Игра «Строительство моста». Распределение ролей в команде.

Рабочая тетрадь.

Конфликтные ситуации.

Причины возникновения конфликтов. Анализ конфликтных ситуаций. Способы разрешения конфликта.

Тексты для анализа.

Групповое взаимодействие.

Способы группового взаимодействия («пирамида», «весы», «звезда»).

Рабочая тетрадь.

Работа над индивидуальным проектом.

Индивидуальные консультации.

Дополнительная литература.

Анализ проектной деятельности.

Сильные и слабые стороны в работе над проектом. Трудности при работе над проектом. Способы преодоления трудностей.

Презентации проектов для анализа.

Презентация проекта.

Работа над презентацией, требования к презентации проекта, консультации

Презентации проектов для анализа

Планирование выступления.

Определение цели выступления. Определение целевой аудитории. Текст выступления. Речь докладчика. Внешний вид докладчика. Советы по преодолению волнения.

Рабочая тетрадь.

Ведение дискуссии.

Понятие «дискуссия». Вопросы докладчику.

Темы дискуссии.

Защита проектов.

Научно – практическая конференция.

Презентации.

Экспертиза, обсуждение, оценки

Круглый стол по результатам проектной деятельности.

Дневники проектов.

Определение тем будущих проектов.

Обсуждение выбранных учащимися тем будущих проектов, их актуальности, практического значения, новизны.

Темы проектов.

.

Календарно тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Введение. Структура проекта.

1

8.09.

Ситуация и проблема

2.

Структура исследовательской работы. Признаки и описание ситуации. Противоречие. Постановка проблемы.

1

15.09.

3.

Обсуждение плана, выбор тем проектов и исследовательских работ.

1

22.09

От проблемы к цели

4.

Цель. Способы достижения цели.

1

29.09.14

Планирование деятельности

5.

Задачи проекта. Определение задач.

1

06.10.

Ресурсы

6.

Виды ресурсов. Определение ресурсов.

1

13.10.

Поиск информации

7.

Работа с каталогами.

1

20.10.

8.

Работа со справочной литературой.

1

27.10.

9.

Работа с интернет-источниками.

1

03.11.

10.

Литературный обзор по теме проекта.

1

17.11.

11.

Оформление текста проекта и библиографического списка.

1

24.11.

Наблюдение и эксперимент

12.

Выбор способа сбора данных. Выдвижение гипотезы.

1

01.12.

13.

Опросы. Интервью.

1

08.12.

14.

Наблюдение.

1

15.12.

15.

Эксперимент.

1

22.12.

16.

Обработка полученных данных.

1

29.12.

Как работать в команде

17.

Что такое команда.

1

12.01.

18.

Командные роли.

1

19.01.

19.

Конфликтные ситуации.

1

26.01.

20.

Групповое взаимодействие.

1

02.02.

Публичное выступление и экспертиза

21.

Работа над индивидуальным проектом.

5

09,02

 16.02

23.02.,

0203

09.03.

22.

Анализ проектной деятельности.

2

16.03

23.03

. 03.15

23.

Презентация проекта.

2

06.04

13.04

24.

Планирование выступления.

2

20.04

27.04.

 25.

 Ведение дискуссии.

1

11.05

26.

Защита проектов.

2

18,25.05

27.

Экспертиза, обсуждение, оценки.

1

01.06.

28.

Определение тем будущих проектов.

1

08.06.

Итого: 36 часов

Организация научного исследования

Тема 1. Основные виды исследовательских работ и компоненты их содержания.

Основные виды исследовательских работ и компоненты их содержания. Аннотация, доклад, конспект, реферат, рецензия, научно-исследовательская работа, тезисы, отзыв. Компоненты содержания каждого вида работ, требования к содержанию, этапы работы над рефератом, требования к оформлению, критерии оценки.

Тема 2. Структура научно-исследовательской работы.

Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ.

Тема 3. Введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения и актуальности, определение цели и задач). Анализ источников литературы.

 Выбор темы исследования. Введение:  введение в проблему, основные задачи работы, аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследований. Определение проблем работы с источниками. Ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем.

Тема 4. Работа над основной частью исследования.

 Работа над основной частью исследования: материал и методика, описание места и условий исследования, основные результаты исследования, обобщение и вывод. Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации (поиск и анализ исторических источников). Выбор стиля изложения материала. Знакомство с разными стилями изложения научных работ.

Тема 5. Заключение (обобщение результатов, перспектива исследования). Выводы.

 Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования. Результаты  научного исследования и их обработка. Выбор способов обработки информации и представления. Выводы.

Тема 6. Требования к оформлению научных работ и их практическое применение.

Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок. Схемы и иллюстрации.

 Оформление титульного листа, библиографических ссылок, правила оформления приложений

Тема 19. Составление тезисов исследования. Подготовка доклада о научном исследовании.

Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Доклад, компоненты содержания доклада. Подготовка доклада о научном исследовании. Требования к тезисам и докладу.

 Составление тезисов своего исследования в соответствии с предъявляемыми требованиями

 Список учащихся кружка

ФИО

тема

1

Калмынина Юля

Экологические проблемы Джидинского района  « Мусор это…..»

2

Бунеева Саша

Анализ загрязненности проб снега в окрестностях с.Оер

3

Сансуев Гэсэр

Анализ РН воды река Джиди

4

Барбашин Кирилл

Физиология дыхания (Рефлекс Геринга)

5

Карпушкеева Ксения

Регистрация и анализ ЭКГ

6

Ринчинова Таня

Анализ воды в школьной столовой

7

Цыбиков Санжи

Определение РН средств личной гигиены.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать, понимать:

  • роль науки в жизни общества;
  • выдающихся русских ученых в различных областях наук и их достижения;
  • принципы научного мышления;
  • методы научного исследования и познания естественных и гуманитарных наук;
  • основные виды научно-исследовательских работ, компоненты их содержания и правила написания.

Уметь:

  • планировать и проводить наблюдения и эксперименты;
  • составлять отзыв, рецензию, аннотацию;
  • организовывать и проводить научно-исследовательскую работу;
  • оформлять научно-исследовательскую работу;
  • уметь работать с научно-популярной литературой.

Рекомендуемая литература

  1. Александрова Т.К. Положение о работе учащихся Ломоносовской гимназии над индивидуальными исследовательскими темами. // Завуч. 2002. № 2.
  2. Айзенк Ганс Ю., Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка. М.: АСТ, 1998.
  3. Брагинский И.Л. Исследования юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. М.: Просвещение, 1997.
  4. Белов А. Об организации учебно-исследовательской работы в области математики // Внешкольник. 1997. № 7-8.
  5. Бруднова А.Учебно-исследовательская работа школьников. // Воспитание школьников. 1996. № 3.
  6. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Народное образование. 2000. № 9.
  7. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.
  8. Исследовательская работа школьников: Научно-методический и информационно-публицистический журнал. 2002. № 1.
  9. Криволапова Н. А. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся: Программа элективных курсов для классов профильного обучения / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образовали Курганской области. - Курган, 2003.
  10. Леонтович. А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии //Народное образование. 1999. № 10.
  11. Плыкин Р. Научное творчество школьников: миф или реальность? // Внешкольник. 1997. № 7-8.
  12. Пиявский С. Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2000. № 12.
  13. Пиявский С. Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2001. № 1.
  14. Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.: просвещение, 1975.
  15. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
  16. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...