Тренинг "Приемы техники и методы саморегуляции самоуправления и саморазвития в рамках курсов фасилитации"
методическая разработка

Голуб Оксана Евгеньевна

«Управлять своим настроением», «легко расслабляться», «становиться бодрым и энергичным, когда это нужно» – звучит заманчиво, не правда ли? Все это возможно при применении техник психической саморегуляции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_fasilitatsiya.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Приемы техники и методы саморегуляции самоуправления и саморазвития в рамках курсов фасилитации.

«Управлять своим настроением», «легко расслабляться», «становиться бодрым и энергичным, когда это нужно» – звучит заманчиво, не правда ли? Все это возможно при применении техник психической саморегуляции.

Психическая саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием с помощью слов (мыслей), образов и телесных функций.

ЧТО МЕШАЕТ НАМ ПРАКТИКОВАТЬ САМОРЕГУЛЯЦИЮ?

   1. Для кого-то это нехватка времени. Да, мы живем в сумасшедшем ритме, а саморегуляция часто ассоциируется с чем-то вроде аутогенной тренировки или медитации (оба метода очень эффективны, но действительно требуют времени на освоение и отработку навыка). Однако современная психология предлагает техники, которые могут занимать всего несколько минут и при этом быть эффективными.  

   2.Кто-то придерживается мнения, что «организм должен справляться сам».

  3  Ну и конечно, мешает то, что бытовым языком мы обозначаем как лень («это же надо суетиться, делать что-то новое»). А вот и нет, ничего нового, по сути, делать не придется. Потому что саморегуляцией мы на самом деле занимаемся постоянно: рисуя себе картинки ужасного исхода событий, мы запускаем тревогу; «включая» перед сном вереницу беспокойных мыслей – провоцируем бессонницу; убеждая себя, что «все обойдется», – успокаиваем, как нас когда-то успокаивали родители.

Предлагаем вам делать это более осознанно, в соответствии со своими целями и нуждами. Ну что, попробуем? Занимаясь психотерапией, я вижу, что один из самых востребованных навыков сейчас – это умение останавливать внутренний диалог (постоянно прокручивающиеся мысли).

Для этого нужно погружаться в состояние «здесь и сейчас», когда, как говорится, «прошлого уже нет, а будущее еще не наступило». Этого можно достичь, практикуя медитацию, которая очень полезна, но требует все-таки определенного навыка.

Упражнение 1«Включенность»

Участники тренинга делятся на 3 команды с помощью вопроса, кто считает себя творческим человеком. Первые три участника, которые положительно ответили на вопрос, выходят и последовательно набирают себе команду. Каждая команда получает свое задание. Первой команде ведущий предлагает тему «Ожидания от тренинга». Второй команде предлагает вопрос: «Что вы готовы отдавать на сегодняшней встрече?» Третьей команде предлагает вопрос: «Что вы готовы взять на сегодняшнем тренинге?».

 «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых – облегчить нашу жизнь. К сожалению, навыки, полученные на тренинге, имеют тенденцию уходить, если не приложить дополнительных усилий к тому, чтобы больше использовать и тренировать их в реальных условиях.

Упражнение 2 ТЕХНИКА 5-4-3-2-1 

Предлагаем более простой вариант.  

Одна из самых эффективных психотерапевтических техник, которая помогает снизить волнение  тревогу или другие проявления психологического дискомфорта.

Когда мы волнуемся, переживаем из-за чего-то или ввергаемся в депрессию, наш мозг фокусируется на размышлении о проблемной ситуации и прокручивая эти мысли в голове мы только усиливаем неприятное состояние.

Поэтому правильной стратегией в таких ситуациях будет снижение дискомфорта, благодаря уходу от мыслей, которые не меняют ситуацию. Но просто не думать мы не можем, например, если заставлять себя не думать о белой обезьяне, то ее образ от этого только усилится. Эффективный способ - переключить внимание при помощи Техники 5-4-3-2-1.

Между прочим, все медитативные практики основаны на феномене переключения внимания с мышления на восприятие.

🔹5 - перечислите (мысленно) пять предметов разного цвета, которые находятся в поле вашей видимости (например, зеленые шторы, коричневый пол, черная ручка, желтый стол, белая чашка)

🔹4 - перечислите четыре ощущения на границе тела с внешним миром (например, прикосновение стоп к обуви, контакт пальцев с ручкой, соприкосновение спины со спинкой кресла, приказание воротника к шее)

🔹3 - перечислите три звука (например, шум машин, звук разговора, шум кондиционера)
https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_auto_1533482203_191508_1.jpg🔹2 - перечислите два запаха (например, можно взять и понюхать любимый парфюм и понюхать кофе)

🔹1 - перечислите вкусовые ощущения (например, возьмите кусочек шоколада и сфокусируйте внимание на том, какие вкусовые ощущения возникают, как меняется его текстура, как меняется его форма и плотность)

Упражнение 3. Футболка

Упражнение 4. «Портрет» (15-20 мин).

Инструкция: Возьмите простые карандаши, листы бумаги А4, разделите их вертикальной линией пополам.

В левой части нарисуйте себя сегодня, а в правой нарисуйте себя в будущем. Вы можете изобразить себя растениями, животными, схематично или с помощью техники коллажа. Для работы вы можете использовать журналы, клей, ножницы, цветные карандаши, мелки, цветную бумагу. Помните, что, создавая свой портрет, вы должны получать удовольствие. Важно не то, как вы нарисуете, а что вы изобразите. Никто не будет оценивать ваши работы, постарайтесь рисовать так, как хочется вам.

После завершения работы каждый участник показывает свою работу и рассказывает о ней группе. Ведущий и другие участники могут задать вопросы рассказчику. Ведущий может оказать психологическую помощь участнику, чьё эмоциональное отреагирование на своё произведение окажется очень сильным и глубоким.

Упражнение 5 «Роза» - медитация на образе (15 мин).

 Инструкция: «Сделайте три глубоких вдоха, закройте глаза. Представьте, что вы идете по проселочной дороге. Погода прекрасная, светит солнце... Легкий ветерок колышет листья на деревьях, вы наслаждаетесь красотой природы... Наконец вы подходите к розарию с маленькой калиткой. Войдите внутрь и посмотрите на сотни розовых кустов. Почувствуйте запах роз, прислушайтесь к жужжанию насекомых, которые собирают нектар и цветочную пыльцу...

Посмотрите вокруг, и вы увидите одну совершенно особенную розу...(15 секунд).

Вы узнаете ее по тому, что она притягивает ваше внимание как магнит... Посмотрите на нее повнимательнее... Какого цвета ее бутоны? Какого она размера? Если хотите, можете осторожно потрогать ее листья и стебель с шипами... Вдохните ее аромат и заполните им свои легкие... Молча скажите розе, как она прекрасна и совершенна...

Пусть она тоже скажет вам что-нибудь приятное. Что она вам говорит, когда вы стоите перед ней, все во внимании и благоговении?

Поблагодарите свою розу за то, что она вас ждала, и попрощайтесь с ней. Вы знаете, что всегда сможете найти ее и этот сад, когда захотите на мгновение почувствовать себя счастливым...

А теперь выйдите из розария, пройдите по улице и снова вернитесь в комнату. Потянитесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза».

Упражнение 6 «Поляна добрых пожеланий»

В конце занятия я вас прошу написать  свое пожелания, и прикрепить листик на нашу поляну цветов.

Благодарю вас всех за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа в рамках курсов на повышение квалификации и курсов переподготовки учителей по теме "Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе" .

Программа  в  рамках курсов  на  повышение  квалификации  и  курсов  переподготовки. Автор: Зиятдинова  Елена  Альбертовна...

Образовательный маршрут как метод внеклассной работы по литературе в рамках изучения романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин".

Автор делится опытом проведения образовательных маршрутов, определяя сущность, этапы прохождения и значение данного метода внеклассной работы по литературе на примере изучения 1 главы романа "Егений О...

Техники и методы работы педагога-психолога образовательного учреждения с приемными семьями

Каждый выбирает для себя... Не всегда родители относятся к шагу принятия ребенка в свою семью достаточно отвественно. Они предпочитают принять ребенка без прошлого, воспитать его по "образу и подобию ...

Эффективность использования методов саморегуляции в процессе обучения

Эффективность использования методов саморегуляции в процессе обучения...

Проектная работа слушателей в рамках курсах повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся»

Проектная работа слушателей в рамках курсах повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся»...

Методы развития самоуправления в ДОО

Методы развития самоуправления в ДОО...