Формирование физического и психологического развития обучающихся в учебно-тренировочной группе «дзюдо»
статья
Дополнительное образование детей – важнейшая часть непрерывного общего образования. В рамках спортивной направленности дополнительного образования предполагается физическое совершенствование обучающихся, психическое благополучие, формированиездорового образа жизни. Программы физкультурно-спортивной направленности призваны обеспечить необходимый уровень развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasnenkova_o.s._statya.docx | 31.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Красненкова Ольга Сергеевна
МБУ ДО СШ г.Саяногорска
Формирование физического и психологического развития обучающихся в учебно-тренировочной группе «дзюдо»
Введение.
Дополнительное образование детей – важнейшая часть непрерывного общего образования. В рамках спортивной направленности дополнительного образования предполагается физическое совершенствование обучающихся, психическое благополучие, формированиездорового образа жизни. Программы физкультурно-спортивной направленности призваны обеспечить необходимый уровень развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств.
Дзюдо является системой, предназначенной для укрепления физического и психического здоровья детей, самообороны, развития силы духа и тела, воспитания высокой самодисциплины и уважения к окружающим. С точки зрения физиологии этот вид единоборств развивает силу, скоростные качества, гибкость, выносливость.
С психологической точки зрения – терпение, решительность, смелость, дисциплинированность, уверенность в себе.
Постоянные занятия улучшают поведение детей, воспитывают хорошие манеры, учат этикету и дисциплине, повышают способность к концентрации и психологической сбалансированности, которая является важным качеством для обучения в школе и в повседневной жизни.
Цель занятий учебно-тренировочных групп – направленность учебно-тренировочных занятий на достижение спортивного результата.
Тренировочная и соревновательная деятельность дзюдо, как и в любом другом виде спорта, является педагогическим процессом, важная роль в котором отводится воспитанию. Основатель школы дзюдо Дзигаро Кано стал посредством дзюдо создавать систему воспитания человека. Он рассматривал борьбу дзюдо, прежде всего, как средство воспитания, а не как одну из форм времяпрепровождения.
“Дзюдо – это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю”, – так писал Дзигоро Кано, выражая главное направление своей системы воспитания.
В настоящее время в современном спорте, довольно часто в споре равных, побеждает тот, кто лучше умеет контролировать и распоряжаться не только физическими ресурсами, но и умеет беречь на необходимом уровне психическую энергию. Именно от психологических особенностей личности спортсмена зависит успешность его выступлений на соревнованиях и степень подготовки к ним.
Основная часть.
Возраст занимающихся в моей учебно-тренировочной группе 14-18 лет. Это период подросткового роста. Подростковый возраст человека, который часто называют периодом роста и созревания, является переходным временем, в течение которого из ребенка формируется биологически и психически зрелая личность. Это время наиболее интенсивного физического и физиологического развития человека за всю его жизнь. Именно в этот период наблюдается существенное повышение ясности ума и продуктивности процесса мышления, возникают новые интересы, возрастает значение эмоциональных процессов, побуждающих к деятельности. Время созревания – это созревание психологическое, время самоутверждения.
Тренировка дзюдоиста — это сложный физический и психологический комплекс упражнений, требующий полного понимания каждого элемента. Без этого тренировка невозможна.
Основной подготовкой, способствующей овладению этим искусством, является психологическая подготовка.
Тренер должен осуществлять систему мер, направленных на развитие таких значимых личностных характеристик, как уверенность в себе, смелость, целеустремленности, ответственность, а также умение сотрудничать и эффективно взаимодействовать с другими членами учебной группы.
Для формирования оптимального микроклимата в учебно-тренировочной группе использую различные коллективные мероприятия: походы, выезды в спортивные лагеря, выходные походы, спортивные праздники, соревнования между группами.
Так же необходимо повышать мотивацию к знаниям, тренировкам:
Я всегда обращаю внимание на правильное выполнение приёмов, деталей и не жалею для своих учеников похвалы и поощрения. Неискренняя похвала и поощрения неэффективны. Неудачное выполнение, какого либо задания, нужно признавать и говорить об этом спортсмену: «Да сегодня у тебя не получилось, но в следующий раз ты обязательно справишься».Так удается снизить разочарованность и страх перед изучением новых элементов. После этого необходимо помочь обучающемуся скорректировать действия относительно неудачного выполнения.
Волевые качества воспитываются на основе строгого выполнения спортивного режима, обязательной реализации тренировочной программы и установок тренера, создания дополнительных трудностей в процессе занятий, в соревнованиях.
В числе основных волевых качеств выделяют:
Уверенность в себе повышается на основании спортивных достижений; уверенных действий; идеомоторных актов; физической подготовки. А также факторами, которые могут повлиять на уверенность подростка: отношение тренера и родителей к результатам и спортивной деятельности. Умение тренера ставить адекватные цели.
Смелость и решительность - качества, для развития которых тренер должен заставлять спортсмена преодолевать боязнь и инертность в тренировочных схватках, подбирая ему соответствующего партнера, а также в состязаниях, воздействуя на его самолюбие и чувство собственного достоинства.
Упражнения, которые я практикую для совершенствования смелости:
1. Броски и ловля предметов (гири, гантели, набивные мячи) в парах.
2. Кувырки с высоты (большой полет) с падением на мягкие маты. Постепенно количество матов сокращается.
3. Участие в учебно-тренировочных поединках со сменяющимися противниками, с несколькими противниками одновременно.
Упражнения, которые я практикую для совершенствования решительности:
1. Строгое соблюдение режима тренировки.
2. Планирование режима дня и тренировки, их выполнение
3. Схватки, в которых один должен на короткое время (1-5 с) создавать благоприятную ситуацию для выполнения приема, а другой - своевременно принять решение и выполнить прием.
Целеустремленность - когда спортсмен поймет значение цели, к которой он должен стремиться:
- овладеть мастерством в совершенстве;
- добиться высоких результатов.
Упражнения, которые я включаю в тренировочный процесс для совершенствования целеустремленности:
- Преодоление болевых ощущений (задание дается при случайных незначительных травмах, ударах и.т.д.)
- Подавление чувства неприязни, неуважения к другим. Упражнения с непривычным партнером.
- Преодоление усталости. После того как спортсмен говорит, что он устал, продолжать упражнение некоторое время (до 1-2 мин). Преодоление “мертвой точки”.
- Выполнение обязанностей тренера при показе и выполнение упражнений (разминки, повторении материала).
- Самостоятельная работа по поручению или по необходимости.
Настойчивость - важно, чтобы спортсмен верил в перспективу своей спортивной деятельности, чтобы был убежден, что трудолюбие во время выполнения упражнений и стойкость в бою будут способствовать формированию его мастерства.
Упражнения, которые я включаю в тренировочный процесс для совершенствования настойчивости:
1. Освоение сложных, не дающихся для выполнения с первой попытки упражнений и приемов.
2. Упражнения в выполнении предельных нормативов физической подготовки (подтягивание, отжимание)
3. Схватки с сильным противником и задачей добиться конкретного высокого результата.
Дисциплинированность, играет большую роль в волевых действиях учеников. Основа дисциплины закладывается четкой организацией занятий. Тренировки не могут пройти организованно, если ученики опаздывают на него, отвлекаются при объяснении и отработке технический действий, заканчивают выполнение упражнений до команды и т. п. Поэтому важная составляющая работы Учителя – воспитание у учеников чувства ответственности за свое поведение на занятиях.
Выдержка - умение затормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения.
Волевые качества, ставшие чертами личности дзюдоиста, определяют важнейшее свойство – спортивный характер.
Отдельное место, наряду с психологической подготовкой, должна занимать и физическая подготовка.
Как известно, физическая подготовка – база для достижения высоких спортивных результатов в дзюдо, характеризующаяся определенным уровнем развития физических качеств, а также форм и функций организма дзюдоиста. Чем крепче и работоспособнее организм, тем лучше он воспринимает тренировочные нагрузки, тем быстрее к ним приспосабливается и дольше остается в состоянии тренированности. Без хорошей физической подготовленности в условиях схватки невозможно эффективное и длительное проявление технических, тактических и психических навыков и качеств дзюдоиста. В блок физических качеств внесены следующие показатели: сила, быстрота, выносливость, гибкость.
Далее приведу примеры упражнений для каждого показателя.
Сила.
Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений.
Для разработки силы я назначаю упражнения, развивающие различные группы мышц:
1. Развития мышц ног можно использовать так называемый утиный шаг — движение в полуприседе, а также приседания, бег и прыжки.
Разного рода прыжки развивают определенные группы мышц.
В тренировках могут применяться прыжки с места в длину, прыжки с попеременным выпадом правой и левой ногой вперед, прыжки «лягушкой», прыжки через скакалку, прыжки с отягощением. Приседания также могут быть разными: простые приседания, приседания со штангой, приседания с подъемом на носки и поворотом корпуса. Все эти упражнения могут быть использованы для развития мышц ног и таза.
2. Для развития мышц поясницы и пресса подходят такие упражнения, как подтягивание, отжимание, подъем ног и корпуса в положении лежа, наклоны с грузом, «уголок», подтягивание ног к животу в висе.
3. Для развития мышц рук можно использовать отжимания, подтягивания, стойки на руках, работу со штангой и гирями, толкание ядра. Такие упражнения хорошо не только развивают мышцы рук и плеч, но и укрепляют суставы.
Комплекс упражнений на развитие силы можно использовать без отягощений со снарядами. Весьма эффективными в данном случае являются занятия на перекладине. Перекладина должна располагаться на такой высоте, чтобы ноги не доставали до земли в положении «вис». Упражнение заключается в подтягивании на перекладине до момента касания ее подбородком.
Для развития силы также полезно использовать параллельные брусья. Ширина их не должна превышать ширину плеч. При отсутствии брусьев можно воспользоваться подручными средствами, например, стульями. При выполнении упражнения следует, опираясь вытянутыми руками на брусья, медленно опуститься, затем отжиманием совершить выход в исходную точку.
Быстрота.
Способность человека выполнять движение в минимальный для данных условий промежуток времени.
Для развития быстроты я включаю в тренировочный процесс следующие упражнения:
#1041;ег на месте в быстром темпе с одновременным выполнением подворотов. Бег с внезапной остановкой, со сменой направления движения..
2. Выполнение отдельных приёмовс разной скоростью с максимальной скоростью
3. Нанесение серий ударов в воздух или по специальным снарядам
4. Выполнение фиксированных серий ударов в прыжке
5. «Бой с тенью»
6. Передвижение в различных стойках
Выносливость.
Способность человека длительное время выполнять двигательное действие без снижения его эффективности.
Упражнения для выносливости:
1. Продолжительные бои с тенью. Бой с тенью с короткими паузами.
#1059;пражнения на легких и тяжелых снарядах, преимущественно используя серии ударов.
3. Спарринги.
4. Бег и другие циклические упражнения, общеразвивающие упражнения, в аэробном режиме;
5. Спортивные игры и игровые задания.
6. Технико-тактические задания с элементами силовых упражнений (на сопротивление);
Гибкость.
Способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев.
Гибкость можно развить следующими упражнениями:
Различные маховые движения руками и ногами. Шпагат поперечный и продольный. Различные вращения и наклоны туловищем. Растягивающие упражнения для позвоночного столба и суставов с фиксацией крайнего положения на 30-60 секунд. упражнения в растягивании; растяжка в парах, переходы в различные варианты шпагатов, седов (с партнёром и без партнёра).
На пути к результатам юным спортсменам приходится выдерживать физические и психические нагрузки, как в тренировочной деятельности, так и во время соревнований. На сегодняшний день можно сказать, что успешное соревнование зависит от множества факторов. Современная подготовка является многогранной и разноплановой задачей. Важно, чтобы на всех этапах соревнования человек оставался на хорошем физическом и эмоциональном уровне.
Заключение.
Подводя итог, важно сказать, что психологическая и физическая подготовка развивает все качества, имеющиеся у спортсмена. И задача тренера подобрать совокупность методов и средств с учетом всех нюансов, присутствующих у конкретного человека. Комплексное использование всех правил способствует достижению поставленных целей и эффективной спортивной деятельности.
Следствиемвышесказанногоявляются достижения моих учеников. Достижениемдзюдоиста в зависимости от нормативов и награда за его усилие является пояс. Каждой ученической ступени соответствует пояс определенного цвета, начиная с белого. На данный момент среди моих учеников есть обладатели черного пояса - это заветная цель многих учеников. Но это еще не вершина. Также важно отметить их достижения в виде спортивных разрядов. Начиная с юношеских разрядов, есть кандидаты в мастера спорта, мастер спорта.
Ученики регулярно участвуют в соревнованиях различного уровня: Первенство РХ, Сибирский Федеральный Округ, Первенство России.
Правильная подготовка это обязательное условие спортивной деятельности, гарантирующая достижения высоких результатов.
Список литературы.
1. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. М.: Советский спорт, 2009.
2. Оленкамп Н. Чёрный пояс. Навыки и техники дзюдо. Пер. с анг. О. Перфильев. М.: «Издательство ФАИР», 2007.
3. Пархомович Г.П. Основы классического дзюдо. Пермь: «УралПресс Лтд», 1993.
4. Пашинцев В.Г. Физическая подготовка квалифицированных дзюдоистов к главному соревнованию года: монография. М.: Спорт, 2016.
5. Федерация дзюдо России. Режим доступа: .
6 .Шулика, Ю.А. Дзюдо. Система и борьба: учебник/Ю.А. Шулика, Я. К. Коблев, В. М. Невзоров, Ю. М. Схаляхо. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих и инновационных технологий в психологическом развитии обучающихся школы VIII вида
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. Проблема охраны...
Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо
Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...
План - конспект учебно - тренировочного занятия группы начальной подготовки
Конспект тренировочного занятия с воспитанниками первого года обучения....
План-конспект учебно-тренировочного занятия группы начальной подготовки 1 года обучения
Типовой план - конспект для проведения занятия в ГНП 1 года обучения...
Практика использования ИКТ для оценки индивидуальных результатов обучающихся на учебно-тренировочных занятиях
Система подготовки в спортивных школах устроена таким образом, что в каждом возрастном периоде обучающемуся необходимо показывать определенный результат на соревнованиях. У лиц с нормальным и ускоренн...
Развитие координационных, физических и технических способностей, обучающихся в группе тренировочного этапа в рамках учебно-тренировочных сборов и в тренировочном процессе
Баскетбол – является одной из самых зрелищных, захватывающих и интеллектуальных игр с мячом в современном мире. За последние годы наблюдается прогресс баскетбола в нашей стране. Во многих ...
План-конспект учебно-тренировочного занятия по дзюдо
Вашему вниманию предлагается план-конспект учебно-тренировочного занятия по дзюдо с группой начальной подготоки 2 г.о....