Театральная деятельность как один из способов социализации личности
статья

статья из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Театральная деятельность как один из способов социализации личности

     Театр - вечно юный и добрый, загадочный и неповторимый. «Театр - это нежное чудовище, которое берет своего человека, если он призван, грубо выкидывает его, если он не призван», - сказал когда-то А. Блок. Зачем школе «нежное чудовище», что таит оно в себе? В чем его притягательная сила? Почему так действует на нас его магия?

     Новая парадигма образования обусловлена требованием времени и базируется на гуманистических идеалах, провозглашая становление «человека культуры». В Законе Российской Федерации «Об образовании» декларируется гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В плане реализации этих принципов основная цель образования заключается в создании необходимых условий для обеспечения духовного, гуманистического развития личности обучающегося, развития его общей культуры; в личностно-ориентированном подходе к организации образовательного процесса и активном сотрудничестве в нем всех его субъектов. Передовой педагогический опыт и психолого-педагогическая теория ведут поиск резервов повышения качества образования.     Сверхзадачей образования является воспитание творческой личности, установки человека на добро, благородство мыслей и поступков, гуманизм отношений к людям. Поворот к человеку, к самоценности личности, к творческому началу в любой его деятельности приобретает особую актуальность.

     Гуманистический взгляд на человека предполагает наличие у него социальной, этической и индивидуальной ответственности за принимаемые им решения. Это равнозначно признанию человека как личности, имеющей от рождения равные с другими людьми, независимо от национальности и вероисповедания, природные и социальные права быть свободной, развивать свои способности и таланты, нравственные качества, трудиться во имя утверждения благ человеческих, служить миру, дружбе людей, входить в систему общественных отношений с добрым расположением, уважением к достоинству каждого индивида, стремиться быть полезным обществу.

      Современному школьнику необходимо предоставить максимальные возможности для формирования у него установки на творческую деятельность.

Для этого необходимо:

· пробудить у ребенка интерес к самому себе;

· научить его стремиться к созданию нового, нестереотипного;

· научить делать самостоятельный выбор, принимать решения.

     С момента рождения ребенок становится индивидом, но не является личностью.   Становление личности при восприятии опыта, ценностных ориентаций данного общества, культуры в целом называют социализацией. На первых этапах формирования личности социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность. Школа – это первый социальный институт ребенка, именно там он получает свой первый жизненный опыт, начинает присматриваться и действовать в мире взрослых. Полноценный социальный опыт приобретается только в конкретной деятельности, а не в ее имитации. Задача состоит в создании в школе таких условий, в которых ребенок мог бы приобретать социальный опыт, соответствующий социальной ситуации. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

     Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

     В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети умеют решать логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость. Компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского общения, без которого невозможно полноценное психологическое и социальное развитие личности ребенка. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. В период психологической адаптации ребенка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

     Проблема мотивации к учебной деятельности сегодня является одной из центральных проблем и напрямую связана с проблемой индивидуализации образования. Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

— мне интересно то, чему меня учат;

— мне интересен тот, кто меня учит;

— мне интересно как меня учат.

     Здесь особое место занимает театральная педагогика. Эффективность применения театральной педагогики в профессиональной подготовке и процессе саморазвития учителя обусловлена тем, что:

— в силу специфики своей профессии педагог постоянно находится во взаимодействии, как с учениками, так и с коллегами. Кроме этого, в основе содержания его учебного предмета практически всегда лежит исследование взаимодействия, будь то взаимодействие химических элементов, законы физики, музыкальная драматургия или отношения героев литературного произведения; вектором интереса театра всегда были человеческие отношения, взаимодействие человека и мира, а именно их в первую очередь посредством игры исследует театр;

— профессия учителя имеет много общего с профессиями актера и режиссера;

— специфика педагогической и актерской профессиональной ситуации. Как актер, так и учитель воздействует на чувства и ум зрителей — учеников, адресуясь к чувству, памяти, мысли, воле слушателя. Заразительность, убедительность, артистизм учителя, как и актера, могут обеспечить ему успех. Как режиссер в процессе репетиций, так и учитель на уроке должны обладать способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на актеров или учеников. Учителю необходимо простроить логику учебного процесса так, чтобы он был воспринят и понят учениками. Режиссер также выстраивает драматургическую логику будущего спектакля.

     Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, - универсальное средство развития личностных способностей человека.
Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится - на сцене или в зале. Осмыслить мир, увязывая прошлое, настоящее и будущее в целостный мир человечества и каждого человека, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее, ответить на вечные вопросы: "Кто мы?", "Зачем и для чего живем на Земле?" - всегда пытался театр. Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: " Вот как мы ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай - и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть на самом деле и каким ты можешь и должен стать".

     Театр может быть и уроком, и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и "другим", перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.

     Коллективное обучение можно и нужно осуществлять через театрализацию учебного процесса, где в совместном творчестве происходит постижение явлений окружающего мира способом погружения и проживания в образах, которые дают совокупность цельных знаний о человеке, его предназначении и роли в жизни общества, его отношении к окружающему миру, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах.

     Театрализация рассматривается и как творческий метод воспитательной работы, суть которого состоит в показе, оживлении, художественном осмыслении того или иного факта, документа, события.

       Театр – лучшая школа жизни, потому что он выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дающего повод для работы мысли. Таким образом одна из важнейших функций театра – это познавательная функция. Благодаря ей осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим. Поэтому так важно приобщение к театру юного поколения.

     Занимаясь театральной деятельностью, ребенок естественным образом использует все ресурсы своего организма. Работая над этюдом или ролью, он неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровни своего существа, реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение. Именно этот навык «включения» в нужный момент всех струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом дальнейшего успешного развития ребенка и прививает ему вкус к активной, яркой, творческой, полноценной жизни. Наряду с познавательной функцией сценического искусства правомерно существует и ряд других (эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, компенсаторная, игровая, нормативная и многие другие).

     Театр необходим школе, т. к. это искусство синтетическое, которое обращается ко всему существу человека; театр помогает воссоздать перед ребенком всю многомерную картину мира в динамике и взаимосвязях, сформировать целостный взгляд на мир; театр дает возможность проявиться самым разнообразным творческим способностям детей, восполняет недостаток личного опыта переживаний.

Участие в театральном действие затрагивает прежде всего сферу чувств ребенка, дает возможность восстановить равновесие между личным опытом и получаемым потоком информации.

     Ведь в каждом человеке живет возможность игры. Театральная деятельность не имеет возрастных границ, но имеет возрастные особенности, которые мы учитываем, планируя работу над той или иной постановкой.

     Отдельные приемы и методы коррекционной педагогики можно использовать для развития детей без нарушений в развитии и особых потребностей.

    В рамках этого направления разработаны несколько направлений деятельности, в частности: арт-терапия, драмотерапия, сказкотерапия.

     Разберем эти направления подробнее.

   Сказкотерапия — это процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы».

     Особенностью работы в системе сказкотерапии является взаимодействие на ценностном уровне. Психологические, культуральные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы.

   Еще одним направлением коррекционной педагогики, связанной с театральной деятельностью является драмотерапия.

     Занятия драмой – это воздействия не память, волю, воображение, чувство, внимание и мышление. Они помогают развить логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты. Основа драмотерапии – это «проверка действием» множества межличностных взаимоотношений.

     В корне драмотерапии лежит игра. Проигрывание выдуманных и реальных ситуаций, многовариантность завершения жизненных и воображаемых ситуаций. Свершившаяся ситуация не имеет сослагательного наклонения в действительности, но вполне может быть завершена иным образом, чем в действительности на занятиях драмотерапией.

     Безусловно, драмотерапия относится к области открытого образования. В частности, идеи драмотерапии очень тесно перекликаются с педагогическими идеями «учения с увлечением».

     Арт-терапия основана на творческой коммуникации, выражаемой в различных видах искусства: живописи, графике, фотографии, видеоарте, инсталляции, перформансе.

    Различают: текстовую терапию, терапию рисунком, музыкальную терапию и танцевальную терапию - психотерапии искусством.

     Арт-терапия - это внутригруппая коммуникация. Данный вид коммуникации является предпосылкой к творческим проявлениям ребят посредством групповой работы. При этом большое значение приобретает фактор межличностных отношений между членами группы.

     Не следует воспринимать детский театр как упрощенную модель взрослого театра. Детский театр – это совершенно иной мир. Если суть взрослого театра – это искусство, то детского – это развитие (или образование). Поэтому принципы построения и цели взрослого и детского театров – различны. Если цель взрослого театра – это качественная постановка, то детского – это качественный процесс подготовки постановки. Если во взрослом театре продуктом деятельности является сам спектакль, то в детском – участник спектакля.

     Театральная деятельность и освоение театральных профессий в данном случае являются не целью, а средством – инструментом развития ребенка.

     По  мнению А.Н. Островского, творца можно создать лишь посредством упражнения в творчестве.

     Попытка обоснования театральной работы с детьми с психологопедагогической точки зрения была предпринята Л.С. Выготским. Ученый указал путь, по которому должен идти педагог, решивший использовать театральное искусство в своей практике, охарактеризовал основные составляющие детского театрального творчества:

- его ценность, которая заключается не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе: ребенок - плохой актер для других, но прекрасный актер для себя, и весь спектакль

надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что они играют для себя, были захвачены интересом этой игры, самим процессом ее, а не конечным результатом;

- участие вспомогательных видов творчества (технического, декоративно-изобразительного, словесного) для стимулирования творческого воображения и его воплощения;

- использование импровизационных форм работы с детьми, которые будят творческую мысль и фантазию: ...гораздо ближе к детскому пониманию пьесы, сочиненные самими детьми или сочиняемые и импровизируемые ими в процессе творчества;

- организация театрального творчества таким образом, чтобы ребенок был заинтересован процессом игры, получая удовольствие.

     Главной целью программы театральной деятельности является развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения. Доминантной формой учения является игровая деятельность (специальные театральные игры, этюды, упражнения по ритмопластике и культуре речи).

     У детей, занимающихся театральной деятельностью, формируется художественный вкус и компетентности в сфере культурно-досуговой деятельности. Театральная деятельность позволяет раскрыться способностям. Театр провоцирует межличностное общение, без которого ребенок не сможет развиваться. Главное, чтобы детям было комфортно!

     Проект «Театральные технологии» является актуальным для системы образования и насущной необходимостью школы, так как  генеральные направления системы работы:

интеграция (синтез) учебной и воспитательной работы, используя последнее для расширения и углубления учебного материала;

создание таких условий для детей школьного возраста, чтобы они чувствовали себя комфортно, чтобы они смогли раскрыть свои личностные качества и природные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-творческих способностей школьников как один из факторов социализации личности

Опыт показывает, что развитие художественно-творческих способностей  школьников на уроках изобразительного искусства, позволяет воспитать в них способность адаптироваться к социальной действитель...

Социальное проектирование как способ социализации личности школьника

О том, как социальное пректирование помогло решить многие проблемы класса....

Взаимодействие семьи и школы – один из факторов социализации личности воспитанников.

В современных сложных социально-экономических условиях социализация подрастающего поколения требует особого внимания к успешной адаптации Социальный педагог принимает активное участие в этой работе , ...

Педагогический проект "Театральное творчество как способ социализации личности ребёнка".

Дополнительная образовательная программа рассчитана на детей 8-14 лет и включает следующие разделы: «Техника речи», «Выразительность речи», «Культура общения», «Литературное творчество», «Основы сцени...

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...

Выступление на семинаре учителя технологии Берчука Юрия Георгиевича по теме «УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ»

Важнейшим социальным этапом взросления и становления личности соответствует школьный возраст. Именно в этот период отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическ...

Инновационный опыт «Проектно – исследовательская деятельность – универсальный способ социализации личности школьника»

Инновационный аспект состоит в определении структурных компонентов проектно-исследовательской деятельности обучающихся....