Программа кружка естественнонаучной направленности "Экологический мониторинг" для учащихся 7-9 классов с ограниченными возможностями"
методическая разработка (7, 8, 9 класс)

Марина Вячеславовна Харитонова

Цель: создание условий для максимального удовлетворения  образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ в  формировании знаний, умений и навыков самостоятельной  исследовательской деятельности, развитие индивидуальности и творческого потенциала ученика.

Отличительные особенности  программы

             Программа учитывает особые образовательные потребности детей с ОВЗ: - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; - стимулирование развития учебной мотивации, познавательной активности; обеспечение непрерывного контроля над становлением учебно-познавательной деятельности ребѐнка до достижения уровня, позволяющего сформировать умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, умение планировать и контролировать свою деятельность, стремиться к самостоятельному выполнению учебных заданий; - стимуляция осмысления ребенком приобретаемых в ходе обучения знаний как пригодных для применения в привычной повседневной жизни; - включение в содержание программы разделов, содержащих специальный коррекционный компонент;  - организация процесса обучения с учѐтом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ОВЗ («пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приѐмов и средств, способствующих как общему развитию ребѐнка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития).

             

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрация округа Муром

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 12»

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Основная школа № 12»

И.М.Кириллова_______________________

«_01_»________августа_________2021 г.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«Экологический мониторинг»

(модифицированная)

Возраст обучающихся: 13-15 лет

Нормативный срок освоения программы: 3 года

Составитель

Харитонова М.В.,

Учитель химии и биологии,

Педагог дополнительного образования

Принята на заседании педагогического совета

Протокол №_5_ от _31.05.2021__

о.Муром

2021г.

Пояснительная записка

           Направленность программы – естественнонаучная.

Актуальность и новизна программы

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учеников. Все это в равной степени относится и к ученикам с ограниченными возможностями. Возможность овладения ребенком такими знания и умениями позволит быть ему белее успешным и авторитетным среди своих сверстников.

Перечень основных нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию обучения детей с ОВЗ

  • Программа ЮНЕСКО «Образование для всех»    
  • Конституция Российской Федерации
  •  Закон РФ «Об образовании» -  основной Федеральный закон, обеспечивающий развитие специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (статьи 3, 5, 12, 17, 50 и др.),
  •  «Концепция развития дополнительного образования детей» от 4.09.2014 № 1726-р;
  • Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании».
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 года «ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
  • Методические рекомендации по нормативному регулированию в субъектах Российской Федерации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
  • Приказ Минобрнауки России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Письмом Минпросвещения России от 1.08.2019 № ТС-1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ».
  • Постановление Главного государственного врача России от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

         Программа адресована учащимся  7- 9 классов с ограниченными возможностями,  проявляющими интерес к изучению предметов естественнонаучного цикла, увлеченных изучением природы и желающих заниматься исследовательской деятельностью.

Срок освоения программы - 3 года. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 216 часов.

Форма обучения – очная.

Группа учащихся, сформированная в кружок  одного возраста.

Режим занятий – 1 раз в неделю; продолжительность занятия – 2 часа; общее количество часов в год – 72 часа; количество часов в неделю – 2 часа.

Цели и задачи программы

Цель: создание условий для максимального удовлетворения  образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ в  формировании знаний, умений и навыков самостоятельной  исследовательской деятельности, развитие индивидуальности и творческого потенциала ученика.

Задачи:

Обучающие:

- Сформировать знания об экосистемной организации природы нашей планеты.

- Способствовать развитию системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.

Воспитательные:

- Воспитывать потребности поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.

Развивающие:

- Развивать способность к анализу экологических ситуаций.

- Способствовать развитию эстетической сферы учащихся.

- Привить убеждение в возможности решения экологических проблем и стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Отличительные особенности  программы

             Программа учитывает особые образовательные потребности детей с ОВЗ: - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; - стимулирование развития учебной мотивации, познавательной активности; обеспечение непрерывного контроля над становлением учебно-познавательной деятельности ребѐнка до достижения уровня, позволяющего сформировать умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, умение планировать и контролировать свою деятельность, стремиться к самостоятельному выполнению учебных заданий; - стимуляция осмысления ребенком приобретаемых в ходе обучения знаний как пригодных для применения в привычной повседневной жизни; - включение в содержание программы разделов, содержащих специальный коррекционный компонент;  - организация процесса обучения с учѐтом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ОВЗ («пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приѐмов и средств, способствующих как общему развитию ребѐнка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития).

             

Обучающиеся по программе

           Программа разработана для учащихся среднего школьного возраста (13-15 лет) с ограниченными возможностями здоровья. В научных источниках отмечается, что человек с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) отличается определенными ограничениями в повседневной жизни. Речь идет о физических, психических и сенсорных дефектах. Группа обучающихся с ОВЗ неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями: нарушения зрения, речи, интеллекта, с задержкой и комплексными нарушениями развития, выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы. Обучающиеся с ОВЗ, как правило, стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

       

Сроки реализации  программы»

  Программа кружка «Экологический мониторинг»  рассчитана на 3 года обучения.

 Общее количество часов в год – 72 часа.

Формы и методы занятий

        Реализация программы осуществляется в виде теоретических и практических занятий (в условиях природы и кабинета). Формы занятий чередуются, что позволит более подробно рассмотреть  изучаемый материал. Используются следующие формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные. Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

 Вся деятельность обучающихся при выполнении индивидуальных и групповых заданий имеет общественно полезную направленность (участие в экологических акциях, выполнение исследовательских работ по изучению природы родного края). Это дает большой воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях объединения знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности.

Наиболее приемлемые методы с обучающимися ОВЗ6

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- частично-поисковый;

-коммуникативный;

- информационно-коммуникационный;

- методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Ожидаемые результаты

Формирование у учащихся целевых и смысловых установок в действиях и поступках подростков по отношению к живой природе, осознание ими необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на экологическое качество окружающей среды; умения применять полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции по вопросам ресурсосбережения, экологической безопасности жизни; понимания взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; умения придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся после 1 года обучения

Учащиеся должны знать

— определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);

— о типах взаимодействий организмов;

— законы конкурентных отношений в природе;

— о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);

Учащиеся должны уметь:

  • выражать свои мысли;
  •  решать поставленные задачи;
  • работать в коллективе;
  • использовать себя в различных ролях;

Основные требования к знаниям и умениям учащихся после 2  года обучения.

Учащиеся должны знать:

— о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

— о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

— о биосфере как глобальной экосистеме;

— о месте человека в экосистеме Земли;

— современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

— о современном состоянии и охране атмосферы;

— о рациональном использовании и охране водных ресурсов;

— об использовании и охране недр;

— о рациональном использовании и охране почв;

— о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

— о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).

— решать простейшие экологические задачи;

— применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

— определять уровень загрязнения воздуха и воды;

— устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;

— подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц;

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся после 3 года обучения

Учащиеся должны знать.

- взаимосвязь человека, природы, экономики

- взаимосвязь локальных и глобальных процессов

- различные виды природных ресурсов и проблемы, связанные с их использованием.

-  алгоритм оценки состояния окружающей среды

- этапы исследования

Учащиеся должны уметь.

- работать с различными источниками информации

- планировать свою деятельность

- выполнять простейшие действия по улучшению окружающей среды.

- предвидеть результат своей деятельности

Оценочные средства, форма и сроки аттестации.

  • Тест
  • Решение ситуационных задач
  • Отчет по практической работе
  • Презентация исследований
  •  Ежегодная итоговая аттестация - защита реферата, проекта

Учебно-тематическое планирование

Тематический план первого года обучения

№ п./п.

Название темы

Количество часов

всего

теор.

практ.

«Нити жизни»

10

2

8

«Прикоснись к земле»

18

3

15

«Третья волна»

16

2

14

«Энергетика земли»

18

4

14

«Изучение мира живой природы.»

10

-

10

Всего:

72

11

61

Тематический план второго года обучения

№ п./п.

Название темы

Количество часов

всего

теор.

практ.

1

Введение. Экология - наука о взаимоотношениях.

2

1

1

I. Общая экология

32

14

18

2

Организм и среда

12

4

8

3

Сообщества и популяции

10

4

6

4

Экосистемы

10

4

6

II. Социальная экология

10

5

5

5

Человек в экосистеме Земли

4

2

2

6

Экологическая демография

2

1

1

7

Экологическая перспектива

4

2

2

8

III. Экологические основы охраны природы

28

4

24

Всего:

72

24

48

Тематический план третьего года обучения

№ п./п.

Название темы

Количество часов

всего

теор.

практ.

1

Инструктаж по ТБ.  План работы на год

2

1

1

2

«Дом, в котором я живу»        

26

6

20

3

«Самый классный класс»

18

2

16

4

«Наш  край в огромном мире»

26

6

20

Всего:

72

17

55

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 год обучения

Занятие

Кол.

часов

Научная концепция

Умение и навыки

1.ПРИКЛЮЧЕНИЯ

1. Путешествие по истории жизни

2

Жизнь на Земле развивалась от простейших одноклеточных до сложных многоклеточных организмов.

Наблюдение. Умение делать выводы и заключения

2. Клетка. Жизненный цикл клетки.

2

Клетка – простейшая форма жизни, состоящая из оболочки, ядра и протоплазмы. Клетки имеют различные функции.

Умение наблюдать, классифицировать, делать заключения и выводы.

3. Жизнь в море

2

Физические характеристики и поведение организмов, живущих в различных средах, различны

Наблюдение, умение классифицировать.

4. Млекопитающие – обучающиеся животные

2

Млекопитающие  имеют сравнительно большой объем головного мозга и следовательно, повышенную способность к обучению.

Наблюдение. Экспериментирование.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

РАБОТА

5. Террариум для улитки.

Оценка результатов

         2

Искусственно созданные условия жизни могут заменить

Наблюдение. Классификация.

Игровые ситуации

2.ПРИКЛЮЧЕНИЯ

1. Горные породы. Минералы – частицы земли.

2

Горные породы – это природные материалы, которые могут быть описаны при помощи органов чувств

Наблюдение

2. Палеонтологические раскопки

2

Ископаемые окаменелости – это остатки и отпечатки животных или растений, которые сохранились в земной коре

Умение делать выводы и заключения, формулировать гипотезы.

3.  Загадки земной коры

2

Земная кора покрыта тонкими плитами, которые передвигаются по подстилающим слоям.

Умение делать выводы и заключения, формулировать гипотезы.

4.Домашняя инвентаризация

2

Многие предметы, находящиеся дома, сделаны из минералов и различных видов природных материалов.

Наблюдение, классификация

5.  Система ценностей человека и окружающая среда

2

Отношение человека к окружающей среде зависит от его жизненных установок

Интерпретация полученных данных.

 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

РАБОТА

6.Определение мест, где происходят землетрясения

2

Большинство землетрясений происходит вдоль линий движения литосферных плит

Наблюдение, интерпретация данных.

7.Раковины и архитектура.

2

Раковины имеют различные свойства

Классификация

8.  Страсть к минералам

2

Минералы могут быть классифицированы на основе их физических свойств.

Классификация

9.  Оценка результатов

2

Решение задач

Решение проблемных ситуаций

3. ПРИКЛЮЧЕНИЯ

1. Выставка достижений науки будущего

2

Выборка информации.

Наблюдение. Предсказывание. Формулирование.

2.  Представление картин будущего

2

Понимание природы людей и их социальных взаимоотношений необходимо учитывать в предсказании будущего.

Умение делать выводы и заключения

3. Мысли о будущем.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

.Будущее нашего мира

2

Система ценностей человека складывается в процессах выбора в результате оценок и конкретных действий.

Классификация и обработка данных.

Понятие гуманистической окружающей среды.

Формулирование гипотез. Экспериментирование.

4.  Опрос общественного мнения с целью прогнозирования будущего.

2

Опрос общественного мнения – один из методов прогнозирования будущего.

Умение прогнозировать.

5.Трудный выбор

2

Решения основаны на полученной информации, убеждениях людей и установках.

Интерпретация данных.

6.  Город будущего

2

Наук и технология играют существенную роль в формировании гуманистической окружающей среды.

Умение делать предсказания на основе художественного мышления.

7.. «Умный дом»

2

Достижения науки и технологии оказывают влияние на качество человеческого жилища.

Умение прогнозировать

8. Подведение итогов и оценка результатов

2

Решение проблемы

Умение предвидеть развитие событий.

4. ПРИКЛЮЧЕНИЯ

1. Откуда взялась энергия?

2

Энергия передается по энергетической цепочке

Наблюдение. Умение делать выводы и заключения.

2. Теплее…теплее… горячо!

2

Энергетические изменения можно изучать, наблюдая за изменениями температуры.

Наблюдение. Измерение. Интерпретация данных.

3. Не сжигай меня!

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Анкетирование

2

Энергия существует в двух формах: кинетической и потенциальной.

Наблюдение. Интерпретация данных.

Анкетирование – один из способов сбора информации о том, что люди думают по поводу актуальных экологических проблем.

Классификация. Интерпретация данных.

4.  Проблемы, проблемы, проблемы…

2

Энергетические проблемы возникли из-за все увеличивающегося потребления различных видов энергетических ресурсов.

Наблюдение. Интерпретация данных.

5.Когда-то давным-давно жило-было…

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

РАБОТА

2

Воздействие человека на окружающую среду иногда приводит к необратимым изменениям в ней.

Интерпретация данных.

.

6.  Шумовое загрязнение окружающей среды.

2

Шумы влияют на все живое.

Наблюдение. Интерпретация данных.

7. Замусоривание

2

Твердые тела, становясь мусором, влияют на окружающую среду.

Наблюдение. Классификация.

8.  Загрязнение воды.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

РАБОТА

Обнаружив загрязнение воды, бей во все колокола.

2

Вещества, загрязняющие воздух, отравляют и источники водоснабжения.

Наблюдение. Умение делать выводы и заключения.

Законы помогаю регулировать пользование природными ресурсами.

Определение переменных величин.

9. Загрязнение воздуха.

Подведение итогов и оценка результатов

2

Выхлопные газы автомобилей и выбросы промышленных предприятий являются основными причинами загрязнения воздуха.

Наблюдение. Умение делать выводы и заключения.

Тестирование.

5. ПРИКЛЮЧЕНИЯ

1.Охота за впечатлениями.

Что на поверхности земли?

2

Все в природе взаимосвязано.

Наблюдение. Классификация.

В почве есть как живое, так и неживое.

Наблюдение. Измерение.

2. Изучение насекомых.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Микроскоп из картонного ведерка.

2

Живые существа обитают в различных средах.

Наблюдения. Умение делать вывод и заключения.

Различные объекты можно определять по их физическим свойствам

Классификация.

3.   Почувствовать дерево.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

РАБОТА

Коллекция листьев на разных этапах процесса роста.

2

Живые существа уникальны и имеют различные особенности.

Наблюдения.

Люди по разному используют природные ресурсы.

Наблюдение. Умение делать выводы и заключения.

Живые организмы видоизменяются.

Наблюдения. Классификация.

4.  Дневник природы (гуманитарные предметы)

Поэзия (гуманитарные предметы)

2

Природу можно описывать словами и рисунками.

Наблюдения.

Природу можно описывать, используя любые вербальные формы выражения чувств

Наблюдения. Умение делать выводы и заключения.

5. Движения в природе (театральное искусство)

Поведение животных (театральное искусство)

Подведение итогов

2

События в мире природы неповторимы по своим свойствам.

Наблюдения. Умение делать выводы и заключения.

Животные обладают неповторимыми свойствами.

Наблюдения. Умение делать выводы и заключения.

ИТОГО:

72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-ой год обучения

Тема  занятия

кол-во часов

Содержание

тип занятия

1.

Введение. Экология - наука о взаимоотношениях.

2

Об объектах живой и неживой природы. Что такое окружающая человека среда, какая она. Почему так разнообразен мир природы.

Практическая работа - подбор иллюстративного материала о растениях и животных края для альбома, организация выставки книг.

комбинированное

Общая экология (32ч)

Организм и среда (12 ч)

2.

Возможности размножения организмов и их ограничения средой

2

Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Ограничение их ресурсами и факторами среды. Практическое значение потенциала размножения организмов.

Демонстрация схем роста численности видов, таблиц по экологии и охране природы.

Решение экологических задач.

Теоретическое, решение задач

3.

Общие законы зависимости организмов от факторов среды

2

Закон экологического оптимума. Понятие экстремальных условий. Экологическое разнообразие видов. Закон ограничивающего фактора. Мера воздействия на организмы в практической деятельности человека.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.

Теоретическое

4.

Приспособительные формы организмов

2

Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь с условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Понятие конвергенции. Жизненные формы и экологическая инженерия.

Демонстрация коллекций, препаратов, таблиц по экологии и охране природы, слайдов, кинофрагментов.

Практическая работа

Жизненные формы животных (на примере насекомых).

Комбинированное, практическая

работа

5.

Приспособительные ритмы жизни

2

Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов. Сигнальное значение факторов. Фотопериодизм. Суточные ритмы человека, их значение для режима деятельности и отдыха. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика. Понятие «биологические ритмы», «совы», «жаворонки». Группы ритмов. Ритмичные процессы в организме человека. 

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, диафильмов.

Комбинированное

6-7

Влияние экологических факторов на здоровье населения

1

Практические работы.

Мониторинг физического развития учащихся.

Антропометрические измерения.

Практическая работа.

1

Физиометрические исследования.

Практическая работа.

1

Определение гармоничности физического развития детей по центильным величинам.

Практическая работа.

1

Характеристика заболеваемости.

Практическая работа.

Сообщества и популяции (10ч)

8

Типы взаимодействия организмов

2

Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических связей. Сложность биотических отношений. Экологические цепные реакции в природе. Прямое и косвенное воздействие человека на живую природу через изменение биотических связей.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, схем, слайдов.

Решение экологических задач.

Комбинированное.

Решение задач.

9

Законы конкурентных отношений в природе

2

Правило конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль конкуренции в регулировании видового состава сообщества. Законы конкурентных отношений и сельскохозяйственная практика. Роль конкурентных отношений при интродукции новых видов. Конкурентные отношения и экологическая инженерия.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.

Комбинированное.

10

Популяции

2

Понятие популяции. Типы популяций. Внутривидовые отношения. Формы совместной жизни. Отношения в популяциях и практическая деятельность человека.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.

Решение экологических задач.

Комбинированное.

Решение задач.

11

Динамика численности популяций и ее регуляция в природе

1

Односторонние изменения и обратная связь (регуляция) в динамике численности популяций. Роль внутривидовых и межвидовых отношений в динамике численности популяций. Немедленная и запаздывающая регуляция. Типы динамики численности разных видов. Задачи поддержания регуляторных возможностей в природе.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, графиков.

Комбинированное.

1

Практические работы

Компьютерное моделирование динамики численности популяций: модели экспоненциального, логистического роста численности популяции; модель изменения численности популяций в системе «хищник-жертва»; модель, отражающая межвидовую конкуренцию.

Решение экологических задач.

Практическая

 работа.

Решение задач.

12

Биоценоз и его устойчивость

2

Видовой состав биоценозов. Многочисленные и малочисленные виды, их роль в сообществе. Основные средообразователи. Экологические ниши видов в биоценозах. Особенности распределения видов в пространстве и их активность во времени. Условия устойчивости природных сообществ. Последствия нарушения структуры природных биоценозов. Принципы конструирования искусственных сообществ.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.

Комбинированное.

Экосистемы (10 ч)

13

Законы организации экосистем

2

Понятие экосистемы. Биоценоз как основа природной экосистемы. Масштабы вещественно-энергетических связей между живой и косной частями экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Основные компоненты экосистем; запас биогенных элементов, продуценты, консументы, редуценты. Последствия нарушения круговорота веществ и потока энергии. Экологические правила создания и поддержания искусственных экосистем.

Демонстрация аквариума как искусственной экосистемы, таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.

Комбинированное.

14

Динамическое равновесие – главное условие стабильности экосистем

2

Равновесие экосистемы – это равновесие популяций. Механизмы популяционного равновесия. Биотический потенциал и сопротивление среды. Плотность популяции и критическая численность. Принцип изменения популяций. Равновесие системы «хищник – жертва», «хозяин – паразит». равновесие системы «фитофаг – растение».

Комбинированное.

15

Законы биологической продуктивности

2

Цепи питания в экосистемах. Законы потока энергии по цепям питания. Первичная и вторичная биологическая продукция. Экологические пирамиды. Масштабы биологической продукции в экосистемах разного типа. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию. Пути увеличения биологической продуктивности Земли.

Игра. Пирамида жизни.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов, кинофильма « Экологические системы и их охрана».

Решение экологических задач.

Комбинированное.

Решение задач.

16

Биосфера как глобальная экосистема

4

В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних оболочек Земли. Состав атмосферы, вод, почвы. Горные породы как результат деятельности живых организмов. Связывание и запасание космической энергии. Глобальные круговороты веществ.

Устойчивость жизни на Земле в геологической истории. Условия стабильности и продуктивности биосферы. Распределение биологической продукции на земном шаре. Роль человеческого общества в использовании ресурсов и преобразовании биосферы.

Экскурсия. Водная среда жизни и ее биоразнообразие.

Демонстрация карты первичной продукции в биосфере, таблиц по экологии и охране природы, фрагмента кинофильма «Человек и биосфера», диапозитивов, схем круговоротов веществ в биосфере.

Экскурсия.

II. Социальная экология (10ч)

Человек в экосистеме Земли (4 ч)

17

Человек — биосоциальный вид

1

Общие экологические и социальные особенности популяций человека. Социальные особенности экологических связей человечества: овладение дополнительными источниками энергии, использование энергии производства, способность к согласованным общественным действиям.

Демонстрация схемы строения биосферы, карты населения Земли, таблиц по экологии и охране природы.

Комбинированное.

18

История развития экологических связей человечества

2

Экологические связи человечества в доисторическое время. Овладение огнем. Преимущества орудийной охоты. Экологические связи человечества в историческое время. Культурные растения и домашние животные. Совершенствование сельского хозяйства. Появление и развитие промышленности, формирование техносферы. Экологические аспекты развития коммуникаций: транспорт, информационные связи. Кочевой и оседлый образ жизни людей, их экологические особенности. Крупномасштабные миграции и их экологические последствия. Экологические последствия возникновения и развития системы государств.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, рисунков орудий охоты, рыболовства, обработки земли.

Экскурсия

В краеведческий музей.

Комбинированное.

Экскурсия.

Современные отношения человечества и природы

1

Масштабы экологических связей человечества: использование природных ресурсов, загрязнение среды, антропогенные влияния на глобальные процессы. Нарастание глобальной экологической нестабильности. Предкризисное состояние крупных биосферных процессов. Региональные экологические кризисы.

Практическая работа «Анализ нормативных документов по охране природы»

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, кинофильма «Охрана окружающей среды города».

Комбинированное.

Экологическая демография (2 ч)

19

Особенности демографии населения в зависимости от природных и социально-экономических условий

2

Современное население Земли, его распределение по планете. Региональные особенности демографических процессов, их различия и возможные последствия. Активная демографическая политика. Планирование семьи, ее особенности в разных странах.

Практическая работа.

Планирование семьи

Демонстрация карты населения Земли, демографических кривых разных регионов, таблиц по экологии и охране природы.

Комбинированное.

Практическая работа.

Экологическая перспектива (4 ч)

20

Устойчивое развитие человечества и природы Земли.

Формирование экологического мировоззрения населения

2

Концепция устойчивого социально-экологического развития. Ноосфера: ожидания и реальность. Всемирная экологическая программа на XXI век. Необходимость всеобщей экологической грамотности. Экологическое мировоззрение как предпосылка эффективного решения природоохранных задач на местном, региональном и глобальном уровнях. Экологическая этика. Экологическое образование и воспитание в разных странах. Международное сотрудничество в формировании экологического мировоззрения.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, кинофильма «Биосфера и человек».

Комбинированное.

21

Мастерская планирования

2

На основе информации, которая дается для специалистов разного профиля и знаний по учебным предметам, участники игры решают проблемы управления и планирования экономической деятельностью.

Мастерская

Экологические основы охраны природы (28 ч)

22

Современные проблемы охраны природы

2

Природа Земли — источник материальных ресурсов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Современное состояние окружающей человека природной среды и природных ресурсов. Необходимость охраны природы. Основные аспекты охраны природы: хозяйственно-экономический, социально-политический, здравоохранительный, эстетический, воспитательный, научно-познавательный. Правила и принципы охраны природы. Охрана природы в процессе ее использования. Правило региональности. Охрана одного природного ресурса через другой. Правовые основы охраны природы. Понятие мониторинга.

Демонстрация схемы классификации природных ресурсов, таблиц по экологии и охране природы, фрагмента кинофильма «Охрана природы».

Комбинированное.

23

Методы экологического мониторинга

2

Биоиндикационные методы. Краткая история биоиндикационных исследований. Виды и методы биоиндикации. Физико-химические методы.

Комбинированное.

24-25-26

Современное состояние  и охрана атмосферы

2

Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушения. Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Тепличный эффект. Проблемы озонового экрана. Состояние воздушной среды в крупных городах и промышленных центрах. Смог. Влияние загрязнений и изменения состава атмосферы на состояние и жизнь живых организмов и человека. Меры по охране атмосферного воздуха: утилизация отходов, очистные сооружения на предприятиях, безотходная технология.

Демонстрация схемы строения атмосферы и безотходного производственного цикла воздуха, таблиц по экологии и охране природы, фрагмента кинофильма «Воздух в природе».

Комбинированное.

2

Определение загрязнения воздуха в городе.

Анализ чистоты воздуха при помощи лишайников.

Практическая

 работа.

2

Определение грузопотока на различных типах дорог.

Практическая

работа.

27-28-29

Рациональное использование и охрана вод

2

Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины: возрастание расхода воды на орошение и нужды промышленности, нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водоемов. Основные меры по рациональному использованию и охране вод: бережное расходование, предупреждение загрязнений. Очистные сооружения. Использование оборотных вод в промышленности.

Демонстрация схемы распространения воды на Земле, таблиц по экологии и охране природы, фрагментов кинофильмов «Гидросфера», «Охрана вод и воздуха».

Комбинированное.

2

Практические работы.

Определение загрязнения воды.

Биоиндикация загрязнения водоемов по видовому составу живых организмов. Определение класса чистоты воды по методике Московского института пресноводных аквокультур.

Практическая

работа.

2

Биоиндикация загрязнения водоемов с помощью ряски.

Практическая

 работа.

30

Использование и охрана недр

2

Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их человеком. Проблема исчерпаемости полезных ископаемых. Истощение энергетических ресурсов. Рациональное использование и охрана недр. Использование новых источников энергии, металлосберегающих производств, синтетических материалов. Охрана окружающей среды при разработке полезных ископаемых.

Демонстрация карты полезных ископаемых, таблиц по экологии и охране природы, серии диапозитивов «Биосфера и человек», фрагмента кинофильма «Охрана природы».

Комбинированное.

31

2

Практические работы.

Определение механического состава почвы.

Определение физических свойств почвы.

Измерение параметров почвы.

Химический анализ почвы.

Оценка экологического состояния почвы цветников по кислотности солевой вытяжки..

Практическая

работа.

Практическая

работа.

32-33

Современное состояние и охрана растительности

2

Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современное состояние лесных ресурсов. Причины и последствия сокращения лесов.

Комбинированное. Работа с литературой.

2

Практические работа 

Оценка здоровья лесного сообщества с помощью листьев берёзы.

Практическая

работа.

34-35

Рациональное использование и охрана животных

2

Прямое и косвенное воздействие человека на животных, их последствия. Причины вымирания животных в настоящее время: перепромысел, отравление ядохимикатами, изменение местообитаний, беспокойство. Рациональное использование и охрана промысловых животных: рыб, птиц, млекопитающих. Редкие и вымирающие виды животных, занесенные в Красную книгу МСОП и Красную книгу России, их современное состояние и охрана. Участие молодежи в охране животных.

Демонстрация карты животного мира, Красной книги России, таблиц по экологии и охране природы, серии таблиц «Охрана животных», диафильма «Красная книга Международного союза охраны природы», фрагмента кинофильма «Охрана природы». 

Комбинированное. Работа с Интернетом

2

Практическая работа.

Работа по Красной книге Муромского района.

Практическая работа.

ИТОГО

72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3-ий год обучения

Тема  занятия

кол-во часов

Содержание

тип занятия

1

Инструктаж по ТБ.  План работы на год

2

Теоретическое

Дом, в котором я живу        (26 часа)

2

Как ты относишься к окружающей среде

2

Определение отношения учащихся к окружающей среде.

Теоретическое,  тестирование

3

Дом, в котором мы живём

2

История строительства человеческого жилья. Виды жилища (рассказ учителя, беседа с учащимися, домашняя работа “ Как появились дома”, подбор рисунков и картинок по видам жилища)

Комбинированный

4

Тела и вещества.

2

Из чего всё? Описание веществ, образующих предметы обстановки дома. Вещества простые и сложные, чистые вещества и смеси.

Комбинированный

5

Сделай потише (звук вокруг).

2

Свойства звука, значение, шум*, гигиена зрения* (проблемный, работа в группах, опережающий домашний практикум к следующему уроку по инструкционным картам).

проблемный

6

Опасности, которые подстерегают нас дома

2

Химические, биологические, физические источники экологических опасностей. Источники излучения. Экологически опасные места дома. (рассказ учителя, круглый стол по обсуждению проблем: “ Компьютер-благо цивилизации?”, “ Телевизор - мой друг?”, “ Сотовый телефон - каждому?”).

Комбинированный

7

Убираем, готовим, стираем, лечимся

2

Правила обращения с товарами бытовой химии, чтение этикеток и инструкций по применению

Практикум

8

Новое поколение выбирает

(анализ рекламы продуктов питания)

2

Развитие у учащихся умения критически осмыслять информацию; понимания взаимосвязей локальных и глобальных изменений;

Ответственность за свои действия.

практическая работа

9

Под крышей дома твоего

2

Взаимосвязи повседневных действий людей с окружающей средой.

Простейшие действия по улучшению окружающей среды.

практическая работа

10-11

Мои экологические проекты

  1.  

4

Работа по созданию и реализации проекта

Мониторинг энергопотребления дома

1.Анализ уровня потребления семьи в течение года.

2.Уровень энергопотребления семьи за неделю

3. Составление плана действий по энергосбережению

4. Бережём энергию, выбирая покупки

5. Окна и экономия электроэнергии

6. Как сберечь тепло

7. Выпуск рекламных листовок

Проект

Самый классный класс (18 часов)

12

Составление плана улучшения состояния учебного кабинета

2

Выявление экологических проблем учебного кабинета. Разработка плана действий по улучшению состояния кабинета.

 

Теоретическое

 занятие

13

Экологическое состояние школьных помещений

2

Оценка экологического состояния школьных помещений.

практическая

работа

14

Аудит школьного здания

Какие и как ресурсы используются в нашей школе

2

Поэтапное изучение энергопотребления класса.

Выяснение, на что и где расходуется энергия.

Анализ, всегда ли энергия расходуется рационально.

Продумывание вариантов действий по энергосбережению.

Составление плана действий по энергосбережению

Практическая

 работа

15

«Школа будущего».

2

Составление плана практических действий по сокращению использования ресурсов

практическая

работа

16

Шагни за порог.

2

Изучение особенностей территории, прилегающей к школе

комбинированный        

17

Изучаем местную окружающую среду

2

Оценка состояния окружающей среды. Определение экологических проблем.

Практическая

 работа

18

Составление плана действий по улучшению состояния окружающей среды, решению экологических проблем

2

Составление плана действий по улучшению состояния окружающей среды, решению экологических проблем

практическая

работа        

19

Мой город в будущем

2

Составление образа экологического города.

комбинированный

20

Мои экологические проекты.

2

Анализ школьного  проекта

Экологический паспорт школы

проект

Наш  край в огромном мире (26 часов)

21

Нефть для нас, нефть против нас

2

Исчерпаемость природных ресурсов и необходимости ресурсосбережения. Влияние добычи нефти на развитие экономики, природы, общества. Применение экологически безопасных технологий в нефтепромышленности.

комбинированный

22

Проблема сохранения биологического разнообразия

2

Понятие "биологическое разнообразие", проблема сохранения биологического разнообразия.

комбинированный

23

Альтернативные источники энергии

2

Альтернативные источники энергии.

комбинированный

24

Потеплеет или нет

2

Парниковый эффект и глобальное потепление климата. Выбросы углекислого газа разными странами.

 комбинированный

25

Земельные ресурсы

2

Земельные ресурсы. Проблемы, связанные с землепользованием

комбинированный

26

Лес – наше богатство

2

Ресурсообеспеченность территории, рациональное использование, ресурсосбережение, влияние лесозаготовок на природу, экономику и общество.

комбинированный

27

Лес рубят – щепки летят

2

Значение лесных экосистем. Взаимосвязи и последствия в окружающей среде,  связь локальных и глобальных явлений.

комбинированный

28

Твоё мнение важно для будущего

2

Разнообразие взглядов и мнений людей в отношении окружающей среды.

комбинированный

29-30

Мои экологические проекты

ЭкоРесурс

4

Работа по созданию и реализации проекта

ЭкоРесурс

  1. Экономия воды
  2. Меньше мусора
  3. Уменьши выбросы СО
  4. Декларация о моём воздействии на окружающую среду

проект

ИТОГО

72

Методологическое обеспечение программы

Используемые методы и формы обучения:

- методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся, тренинги, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся;

- интерактивные методы (эвристические методы, учебный диалог, метод проблемных задач, деловые игры);

- самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая ресурсы сети Интернет.

Используемые методы исследования:

  • эмпирические:

- наблюдение прямое, косвенное с целью описания биотических, абиотических компонентов природных систем и влияния на них деятельности человека;

- экспериментирование: формирование проблемы, гипотезы и исследовательской задачи, составление плана, проведение вариантов опыта, оформление результатов, интерпретация данных;

- методы количественного учета живых существ в единицах пространства и времени;

- инвентаризация природных объектов: разработка цели, формы документа, метода учета, способов обобщения результата;

- слежение (мониторинг) за состоянием окружающей среды: взятие проб воды, воздуха, почвы; учет биологического разнообразия, использование рядов данных, формулирование выводов;

- владение приемами оформления данных наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков.

  • теоретические:

- анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез;

- моделирование схем оптимизации экологических отношений разного уровня;

  • социологические:

- анкетирование, опросы, беседы.

Список литературы

1.Бухвалов В. Методы экологических исследований. – М.: "Варяг". 1995. 167 с.

  1. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учеб. для 10–11 кл. профил. шк. – М.: Просвещение, 1998. c. 270

3.Дорогань Л., Филиппов В. Экологический практикум. – Воронеж: Изд. Воронеж. обл. ин-та повышения квалификации и переподготовки работников образования. 1994. 39 с.

4.Израэль Ю. Экология и контроль состояния природной среды. – М.: Гидрометеоиздат. 1984. С.5–15.

5.Колбовский Е. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. - Ярославль: "Академия развития", "Академия и К0". 1998. 255 с.*

6.Методика экологических мониторинговых исследований организмов, популяций, сообществ. Методические рекомендации. – Пенза, 1998. 103 с.

7.Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. В 2-х т. – М.: Мир. 1993.

8.Пензенская лесостепь. Учебное пособие по экологии под общ. ред. Т.А. Чернецовой. – Пенза. 1999. 176 с.*

9.Польский Б.Н. Рассказы о почве. Пособие для учащихся. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Просвещение. 1977. 144 с.*

10.Раймерс Н. Природопользование. М.: Мысль. 1990. С. 31–129.*

11.Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Т.1. – М.: "Мир". 1994. 340 с.

12.Таранина Л. Экологический практикум для студентов и школьников (биоиндикация загрязненной среды). – М.: "АРГУС". 1997. 80 с.

13.Экология. Школьный справочник. - Ярославль: "Академия развития". 1998. 240 с.

14.Экология и охрана природы. пособие для слушателей экологической школы. – Н. Новгород. 1991. 30 с.*


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка “Живая химия” для учащихся 8-10 классов на 2012-2013 учебный год

Мир растений чрезвычайно разнообразен. Растения обладают рядом специфических особенностей строения, и поэтому их выделяют в отдельное царство организмов. К настоящему времени в мире...

Рабочая учебная программа по музыке для обучающихся 1- 2-го класса с ограниченными возможностями здоровья (VI вид)

Рабочая  учебная программа по  музыке для обучающихся 1- 2-го  класса с ограниченными возможностями здоровья (VI вид)  разработана и составлена в соответствии с федеральным к...

Рабочая программа по лечебной физкультуре для обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья «Азбука здоровья»

В 7 – 12 – летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста тела ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставного - связочного аппар...

Сценарий спортивно - игровой программы для учащихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья «Твори добро».

Данный материал можно использовать во внеклассной работе в коррекционной школе для учащихся начальной школы....

Адаптированная общеобразовательная программа по английскому языку для обучающихся детей 7 класса с ограниченными возможностями здоровья Spotlight

Адаптированная  общеобразовательная программа по английскому языку  для обучающихся детей 7 класса  с ограниченными возможностями здоровья Spotlight...

Рабочая программа по математике для учащихся 5 – 9 классов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной образовательной программе

Рабочая программа составлена на основе:Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. -  М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, ...

Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для учащихся 6 - 7 классов с ограниченными возможностями здоровья на 2022 - 2023 учебный год

Программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования направлена на созд...