Рабочая программа Школьный театр
календарно-тематическое планирование (5, 6, 7 класс)

         Программа «Школьный театр» разработана в связи с необходимостью учёта индивидуальных,  познавательных  потребностей,  возрастных  и

психологических  особенностей  детей.  Деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmashkolnyy_teatr_.docx43.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заболотовская средняя общеобразовательная школа Ольховатского района Воронежской области

«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по ВР Директор школы

_____________/Ищенко Т.А/ ______________/Яковенко С.А./

«31» Приказ № 102-12

от «31»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Школьный театр

Модифицированная

Художественная направленность

Уровень освоения программы – основной ознакомительный

Адресат программы - обучающиеся 11-15 лет

Срок реализации – 1 год

Разработала - педагог дополнительного образования

Бондарь Ольга Сергеевна

Реализует - Бондарь Ольга Сергеевна

Дата разработки программы- 2023 год, р. п. Ольховатка

Р.п. Ольховатка - 2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно Федеральному закону от года № 304 « О внесении изменений в Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся (вступил в силу года) определена система организации воспитательной работы в сфере образования, скорректирован понятийный аппарат, указанный в статье 2 Федерального закона от года № 273 « Об образовании в Российской Федерации».

Так же закреплена норма, согласно которой воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализуется на основе включенных в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утвержденных с учетом включенных в примерные образовательные программы примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы. Развитие личности - цель педагогической деятельности.

Программа составлена на основе:

- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);

- образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение

- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Школьный театр» имеет художественную направленность.

Актуальность программы

Программа «Школьный театр» разработана в связи с необходимостью учёта индивидуальных, познавательных потребностей, возрастных и

психологических особенностей детей. Деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.

Отличительные особенности программы

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в начальной школе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.

Проиграв этюд-эксперимент, учащиеся могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.

Театральное искусство (театрализация) способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, целеустремлённость, волю, терпение и другие качества, которые необходимы для успешного взаимодействия с социальной средой; пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать более осмысленно и с удовольствием; активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать, словом всё то, что связано с игрой в театре.

Работа педагога заключается в создании организованной творческой

атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях,

где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка.

Целесообразность обусловлена возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.

Новизна программы.

Программы является деятельностным подходом к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и изобразительное искусство);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 11-17 лет, разного пола, с любой степенью предварительной подготовки и разным физическим здоровьем.

Цель программы:

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.

Задачи программы:

Образовательные

#1047;накомство детей с различными видами театра.

#1055;оэтапное освоение детьми различных видов творчества. #1057;овершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

#1056;азвитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;

#1063;ерез театр прививать интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;

#1060;ормирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;

Развивающие:

1. Прививать любовь к сценическому искусству.

2. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.

3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.

4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами.

Воспитательные:

#1042;оспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

#1047;акреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.

#1059;чить действовать на сценической площадке естественно

Объем и срок освоение программы

Программа рассчитана на детей 11-15 лет в объеме 34 часа.

Срок реализации программы -1 год

Формы обучения

Форма обучения - очная

Особенности организации образовательного процесса

Группы формируются из числа учащихся образовательной организации. Состав группы – 10-15 человек. Набор детей в объединение — свободный, по заявлению родителей.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Продолжительность занятий – 45 минут. Недельная нагрузка на группу: 1 час - 1 раз в неделю.

Основные формы и методы

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских текстах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, стихотворением.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

игра

беседа

иллюстрирование

изучение основ сценического мастерства

мастерская образа

мастерская костюма, декораций

инсценирование прочитанного произведения

постановка спектакля

посещение спектакля

работа в малых группах

актёрский тренинг

экскурсия

выступление

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Планируемые результаты:

Программа «Школьный театр» обеспечивает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития культуры и общественной практики;

- познавательная активность в области творческой деятельности;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

- индивидуально-личностные позиции.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к обучению;

- готовности к самообразованию и самовоспитанию;

-адекватной позитивной самооценки.

Метапредметные

Обучающийся научится:

- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

-планировать пути достижения целей;

- осуществлять контроль по результату и способу действия;

адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- организовывать и планировать сотрудничество с педагогом и сверстниками;

основам коммуникативной рефлексии;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Обучающийся получит возможность научиться:

-самостоятельно ставить новые цели и задачи;

- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

Предметные

Обучающийся научится:

-понимать роль искусства в создании материальной среды обитании человека;

-формирование у обучающихся художественного вкуса и эстетического отношения к действительности;

-овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры; получить опыт выступать в роли режиссёра, актёра; научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговая аттестация, которая проводится с целью выявления уровня освоения обучающимися программы их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Форма проведения итоговой аттестации:

Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в классных часах, постановка и инсценирование сказок и сценок из жизни школы.

Тематическое планирование

,п/п.

Тема занятия.

Количество часов.

Дата

I.

«В начале было Слово…». Культура и техника речи.

12

1

Слушание, чтение и рассказывание сказок.

1

2

Виды говорения: диалог и монолог.

1

3

Мимика и жесты. Сценки без слов.

1

4

Понятие «общение», говорить и слушать.

1

5

Речевой этикет в различных ситуациях.

1

6

Игры на дыхание и правильную артикуляцию.

1

7

Логика речи. Составление коротких рассказов.

1

8

Стихи. Подбор простейших рифм.

1

9

Сочинение небольших сказок и рассказов.

1

10

Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.

1

11

Игры со словами.

1

12

Интонация речи. Выражение основных чувств

1

II.

Сценические действия и театральные игры.

10

13

Групповые сюжетно-ролевые игры.

1

14

Элементы сценического действия.

1

15

Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях.

1

16

Упражнения, игры, этюды как сценические действия.

1

17

Умение ориентироваться и размещаться на сцене.

1

18

Построение диалога с напарником по заданной теме.

1

19

Как заучить роль своего героя.

1

20

Отработка дикции и чёткого произношения слов.

1

21

Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.

1

22

Создание образов с помощью выразительных движений.

1

III.

Основы театральной культуры.

8

23

Что такое театр. Виды театров. Рождение театра в России. Искусство скоморохов.

1

24

Театральные профессии. Игра актёров.

1

25

Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки

1

26

Театральная афиша, театральная программка.

1

27

Виды театрального искусства.

1

28

Спектакль – результат творческого труда многих людей.

1

29

«Мы –актёры» - постановка спектаклей.

1

30

Прочтение произведения, определение сюжетной линии.

1

IV.

Работа над отдельными эпизодами.

2

31

Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.

1

32

Генеральные репетиции всей пьесы.

1

Содержание программы

Содержание всей программы подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, действию от простого к сложному.

В программу «Школьный театр» включено инсценирование произведений, изучаемых в программе «Литературное чтение. Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в классных часах, постановка и инсценирование сказок и сценок из жизни школы.

Разделы программы:

«Вначале было Слово…» - общение и речевой этикет.

Сценические действия и театральные игры.

Основы театральной культуры.

«Мы – актёры» - постановка спектаклей

Кроме этих разделов курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое носит характер практической реализации полученных в течение года знаний и умений.

Каждый раздел программы включает в себя 8 занятий и образно делиться на три творческих периода:

1. «Подготовительный»

2. «Репетиционный»

3. «Сценический»

1 Раздел «В начале было Слово…». Культура и техника речи.

Слушание, чтение и рассказывание сказок.

Виды говорения: диалог и монолог.

Мимика и жесты. Сценки без слов.

Понятие «общение», говорить и слушать.

Речевой этикет в различных ситуациях.

Игры на дыхание и правильную артикуляцию.

Логика речи. Составление коротких рассказов.

Стихи. Подбор простейших рифм.

Сочинение небольших сказок и рассказов.

Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.

Игры со словами.

Интонация речи. Выражение основных чувств.

Произведения для занятий:

Считалки

Скороговорки о долгоговорки

Русские народные басни

Русские народные игры

Сказки, присказки

Игры в загадки

Произведения С. Маршака

Русские народные песенки

Потешки, дразнилки, небылицы

2 Раздел Сценические действия и театральные игры.

Групповые сюжетно-ролевые игры.

Элементы сценического действия.

Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях.

Упражнения, игры, этюды как сценические действия.

Умение ориентироваться и размещаться на сцене.

Построение диалога с напарником по заданной теме.

Как заучить роль своего героя.

Отработка дикции и чёткого произношения слов.

Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.

Создание образов с помощью выразительных движений.

3 Раздел Основы театральной культуры.

1. Что такое театр. Виды театров.

2. Рождение театра в России. Искусство скоморохов.

3. Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис.

4. Посещение кукольного театра.

5. Театральные профессии. Игра актёров.

6. Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.

7. Театральная афиша, театральная программка.

8. Виды театрального искусства.

9. Спектакль – результат творческого труда многих людей.

4 Раздел «Мы –актёры» - постановка спектаклей.

Прочтение произведения, определение сюжетной линии.

Работа над отдельными эпизодами.

Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.

Выбор и распределение ролей.

Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.

Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы.

Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.

Генеральные репетиции всей пьесы.

Показ спектакля зрителям.

Спектакли для постановки:

«Репка» на новый лад»

«Снежная королева» (отрывок)

«12 месяцев» (отрывок)

«Красная шапочка»

«Золушка»(отрывок)

Список литературы

#1043;анелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр».

2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства».

Список рекомендованной литературы:

1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.

2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.

3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа " Школьный театр"

Программа " Школьный театра" предназначена для детей 10-14 лет . Может быть реализована на занятиях дополнительного образования....

Программа школьного театра "Радуга"

Школьный театр - особый мир в пространстве образова­тельного учрежденияВ школе происходит становление личностного самосознания ребенка. Для этого усилиями педагогов и родителей создаются разнообра...

Инновационная образовательная программа "Школьный театр как лестница успеха для учащихся с ОВЗ"

Данный материал предствавляет разработку инновационной образовательной программы "Школьный театр как лестница успеха для учащихся с ОВЗ" В этой программе представлен опыт школы по созданию школьного т...

Программа школьного театра моды «Парадиз». «Мы дарим людям радость и красоту».

Программа театра моды представляет широкие возможности для проявления талантов и дарований ребят. Выявляет модельеров, художников, конструкторов, стилистов, артистов. Формирует чувство прекрасн...

Программа школьного театра "Ревю"

Данная программа способствует развитию интереса к языку и литературе, а также искусству вообще, потому что театр-это синтетический вид искусства...

Рабочая программа школьного кружка «Английский театр»

Повышение эффективности обучения иностранному языку в школе является одной из центральных задач современного общества. Эффективной формой работы с учащимися в этом направлении является театрализация у...

Анализ программы "Школьный театр "Петрушка"

Анализ программы внеурочной деятельности по ОВР...