Репортаж "Сохранить в себе человека"
методическая разработка

Штрапова Алена Владимировна

В рамках межнационального воспитания учщихся, мероприятие для детей о толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranit_v_sebe_cheloveka.docx415.6 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования дом детского творчества станицы Калининской

РЕПОРТАЖ

 «Сохранить в себе человека»

C:\Users\User\Downloads\edc2ee610411016add0e23210ff702db.jpg

Разработала:

Штрапова Алена Владимировна,

педагог дополнительного образования

ст. Калининская, 2024 год

Цель: формирование у учащихся знаний о нравственном качестве человека – толерантности.

Задачи:

образовательные:
- познакомить учащихся с понятием «толерантность»;
- сформировать правильное представление о толерантном поведении;
развивающие:
- способствовать развитию у учащихся самосознания, которое помогает детям увидеть себя и других такими, какие они есть в действительности;
- развивать у учащихся терпимость к различиям между людьми;
- развивать умения формулировать и высказывать свое мнение;

воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- воспитывать культуру общения и взаимопонимание.

Форма проведения: репортаж.

Оборудование: компьютер, колонка, разработка.

Подготовительная работа: разучить стихотворения о дружбе, толерантности, семье.

План мероприятия

  1. Организационный момент
  2. Основная часть

1 Введение в тему

2 Знакомство с новым понятием

3 Закрепление понятия «толерантность»

  1. Подведение итогов

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, дети. Сегодня у нас необычное занятие. А для того, чтобы узнать, какова тема, прослушайте следующий музыкальную композицию группы «Домисолька» - «Быть человеком».

Слова песни

Нам от самого порога жизнь раскинула пути.
Выбирай свою дорогу и по ней к судьбе иди.
Пусть к тебе придёт удача, если честно ты прожил.
Пусть судьба тебе назначит то, чего ты заслужил.
Припев:
Только помни, только помни.
В грохоте и ритме века.
Самая главная в жизни профессия -
Быть человеком.
Только помни, только помни.
В жизни прожитой дороги
Очень уж порой круты.
Мы к себе бываем строги
За собою жжём мосты.
Ненавидим мы и любим,
Разрушаем и творим.
И в жару и в холод лютый
Мы друг другу говорим.
Пусть к тебе придёт удача, если честно ты прожил.
Пусть судьба тебе назначит то, чего ты заслужил.

Основная часть

  1. Введение в тему

Учитель: Как выдумаете, какова тема нашего мероприятия?

Ответы детей

Педагог: Правильно, сегодня мы поговорим о том, как оставаться человеком в любой ситуации. Лозунг нашего мероприятия «Сохранить в себе человека». Формат мероприятия выбран – репортаж. А что же такое репортаж? Ответы детей.

Репортаж-сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению). И сегодня мы с вами на нашу встречу посвятим тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. Хочу рассказать вам одну сказку про толерантность:

В одном замечательном лесу на могучем дубе в уютном дупле жила очаровательная белочка. И была она прекрасна во всём. И шёрстка гладкая, и хвост пушистый, и кисточки на ушках загляденье, а по деревьям как скачет, аж дух захватывает. Даже имя у нее было красивое Бэлла. Вот только друзей у белочки не было. А всё потому, что она выбирала-выбирала, да лучше себя никого не нашла.

Шла она как-то по лесу. Навстречу заяц весёлый да шустрый.

- О, Бэллочка, побежали вместе. Мы со зверятами в догонялки собираемся играть.

-Что ты, заяц! Ты ж косой, и уши у тебя длинные, и хвост кнопкой, еще и имя б-р-р, - фыркнула белочка и поскакала дальше.

-Имя как имя «Ушастик», его мама подарила и другого мне не нужно, - подумал весело Заяц и побежал к друзьям.

Встретила белочка как-то мышку возле дома.

- Бэллочка, помоги, мне, пожалуйста, у меня вход в норку шишками завалило, а у меня лапка болит.

- Вот еще. Ты ж маленькая такая, да ещё и больная какая-то. Нет, сама справишься, - и спряталась у себя в дупле.

А однажды к медведю приехал погостить троюродный племянник белый медвежонок Снежок.

Белочка увидела их вдвоем и давай смеяться над Снежкою

-Ха-ха-ха, хи-хи-хи. Белый как снежок, да и так тоже Снежок. Ой, надорву животики, ха-хо-хи, ты себя в зеркало-то видел- надсмехалась Бэллочка.

Разревелся Снежок, обидно ему стало. Он всегда гордился своей белой шубой, а тут смеются да оскорбляют.

Не стали звери тут терпеть. И говорит бурый медведь басом своим:

- И что теперь, всем белками быть? И без друзей жить? Ты открой уже глаза и посмотри вокруг: все разные, и по росту, и по цвету, и по талантам. У всех свои особенности. Заяц косой, дак ему его глаза видеть всех врагов помогают. Зато он быстрый и весёлый.

Мышка маленькая да удаленькая. Всегда всем поможет. А то, что лапку подвернула, так со всеми может случиться. Зато добрая какая. А моего Снежка за что обижаешь? Он белый родился, а ты рыжая, а я бурый, а лягушка зеленая. Дак может над тобой посмеемся? Моего медвежонка зимой на белом снегу не видно будет, а твою огненную красу за километр видать. Дак то лучше?

Зарычал медведь и спросил медведь:

- Может белками всем быть? Без друзей вот также жить? Посмотри скорей вокруг и поймешь быть может вдруг.

И сказал муравей будто был он всех смелей:

- Различий в мире нам ни счесть, и каждый здесь такой как есть. Муравьишка маленький, но зато удаленький. Ёжик небольшой, но с душой большой. Хоть и весь в колючках, но совсем не злючка.

Ежик тоже тут сказал, хотя до этого молчал:

- Белый заяц, рыжая лиса. Зеленая лягушка тоже хороша. Если кузнечик со сломанной ногой, это ведь не значит, что теперь плохой. Один быстрее, другой ловчее. Один добрее, другой умнее. Различий в мире нам ни счесть, и каждый здесь такой как есть.

Сказали хором тут друзья:

- Ни нам решать, ни нам судить.

Ведь вместе дружно нужно жить.

Педагог: Дети, как вы думаете, чему учит эта сказка? Ответы детей.

Педагог: Правильно, взаимопониманию, дружелюбию, терпимости.  Тому, что все в нашем мире разные. У каждого свои особенности. Но также у всех свои таланты. Нужно ценить то, что есть у нас. И уважать других безусловно. Тогда и будет в мире мир!

2. Знакомство с новым понятием

Педагог: Но все эти понятия можно объединить, одним словом. Словом, толерантность. Как вы понимаете значение этого слова? Ответы детей.

ПедагогТолерантность – это качество личности, оно проявляется, когда взаимодействуют два и более человека, и эти люди чем-то отличаются друг от друга: взглядами, поведением, вкусами. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть. Слово «толерантность» имеет почти одинаковый смысл в различных языках (слайды на экране):

tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; 

tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; 

tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; 

tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; 

kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; 

tasamul (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать; 

толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. 

Педагог: В разных странах определения различны. Ребята, а как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность? Конечно, это слово терпимость.

Педагог: А теперь, чтобы снять напряжение и усталость – физминутка!

Физминутка

Мы становимся дружнее.

В круг друзей зовем скорее.

Собирайтесь все сюда

И обнимемся друзья!

Улыбнитесь друг для друга.

Лучше нет сегодня друга,

Чем стоящий в нашем круге,

Каждый первый и второй.

Говорим мы хором хэй!

Жизнь становится добрей!

Жмем соседу справа руку,

С лева машем головой.

А потом наоборот

И закружим хоровод!

3. Закрепление понятия «толерантность»

Педагог: Понятие толерантность очень широкое, на одном мероприятии мы не сможем говорить обо всех видах, но давайте хотя бы послушаем, какие виды толерантности бывают (дети читают стихи, приложение №1).

Как вы думаете, для нас с вами, проживающих в многонациональном государстве, какой вид толерантности будет наиболее близким и почему? Ответы детей.

Педагог: Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться. Давайте подумаем, какой он, толерантный человек? Выберите из предложенных качеств, характеризующие толерантного человека: доверие, непонимание, пренебрежение, умение не осуждать других, терпимость, бессердечность, сострадание, вспыльчивость, ложь, доброжелательность, эгоизм, уважение прав других, зависть, принятие другого таким, какой он есть, умение слушать, чувство юмора, равнодушие, раздражение, умение владеть собой, злорадство. Ответы детей.
Педагог: Хочу зачитать вам строки стихотворения «Дружите, дети».

Мы с тобою не похожи цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас – мы с тобой из разных рас.
Ну так что же, что с тобой мы не похожи?
Мы ведь дети – ты и я, и у нас одна Земля.
Надо мной и над тобою всюду небо голубое,
В ясном небе солнце светит, шепчет нам: «Дружите, дети!»

Педагог: А теперь мы с вами научимся проявлять толерантные качества и еще больше узнаем друг о друге.

Игра «Другу я скажу привет»

Педагог: Давайте соберёмся в один большой круг. Мы научимся приветствовать друг друга, как это принято в разных странах (Учитель предлагает различные варианты приветствия, а дети выполняют задания).

сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

показать язык (Тибет);

очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);

крепко обняться (Россия).

Игра «Я один такой, потому что…»

Педагог: Каждый человек неповторим и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер и темперамент. Каждый из вас по очереди говорит свою отличительную черту, начиная со слов: «Я один такой, потому что…».

Какой мы можем сделать вывод? Ответы детей. Все люди разные, но индивидуальные качества дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир, а если бы все были бы одинаковыми, то не было бы интересно. Главное нужно оставаться человеком!

  1. Подведение итогов мероприятия

Педагог: А теперь давайте повторим, о чем мы узнали из нашего репортажа. Что такое толерантность? Ответы детей.

Педагог: С какими видами толерантности вы познакомились? Ответы детей.

Педагог: Какими качествами обладает толерантный человек? Ответы детей.

Педагог: А в каких ситуациях вы проявляли толерантное отношение? Ответы детей.

Завершая наш репортаж «Сохранить в себе человека», давайте подведём итоги. Мы все с вами разные, а живём на одной планете Земля. И для того, чтобы жить нам вместе, трудиться вместе, нужно быть терпимее, принимать людей такими, какие они есть, что значит быть терпимее друг к другу, независимо от того, в какой точке планете мы живём. И тогда мы будем жить в мире.

Приложение №1

Рано утром, на рассвете
Слышен детский смех...
Улыбнулись солнцу дети,
Солнышко - одно для всех!

На любом из континентов
Звери, птицы, человек
Воздухом единым дышат.
Воздух - он один для всех!

И в любое время года:
Жарко, ливень или снег,
Восхищает нас природа,
Нам она дана для всех!

Степи, лес, поля и горы,
Где бы ни был человек,
Океанские просторы...
Мир наш - он один для всех!

Все мы разные бываем,
Но из века в век
Мы друг друга понимаем,
Принимаем,уважаем.
Эта ценность - нам для всех!

Мы дарим друг другу наши объятия.
Мы вместе - большая семья!
Мы - сёстры, мы - братья,
Мы дети планеты Земля!

Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!

Список использованной литературы

  1. https://vk.com/wall-94499698_16
  2. https://www.art-talant.org/publikacii/39719-skazka-o-tolerantnosti 
  3. https://www.art-talant.org/publikacii/92957-reportagh--kak-forma-razvitiya-poznavatelynogo-interesa-i-lyuboznatelynosti-doshkolynikov 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Береги в себе человека" по рассказу В. Крупина "Мария Сергеевна"

Этот конспект урока (внеклассное чтение) для учителей, работающих в 9-11 классах....

Познавая себя, человек становится сильнее.

Одно из самых молодых направлений в психологии – психодиагностика. Её главные принципы таковы: неспособных людей нет, а есть занятые не своим делом. Если у человека что-то получается хуже, чем у...

Высший сан на земле - называть себя человеком

Виктор Петрович Астафьев прожил долгую, интересную жизнь, оставив нам замечательные произведения, исполненные любовью к своей родине, к своему народу и болью за их судьбу. Его жизни и творчеству посвя...

Урок-размышление 8 класс "Берегите в себе человека"( по рассказу А.П.Чехова "О любви")

"Берегите в себе человека" (по рассказу А.П. Чехова "О любви")...

Технологическая карта урока изо 1 класс по теме "Как украшает себя человек"

Урок изобразительного искусства для 1 класса разработан на основе новых образовательных стандартов.  Целью данного урока является изучение материала по орнаментам и его видам, а также научить уча...

"Берегите в себе человека"

Сравнительно-сопоставительный анализ героев произведений А.П.Чехова "О любви" и А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...