Познавая себя, человек становится сильнее.
статья по психологии по теме

Силкина Ирина Владимировна

 

Одно из самых молодых направлений в психологии – психодиагностика. Её главные принципы таковы: неспособных людей нет, а есть занятые не своим делом. Если у человека что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше. Пусть каждый ищет своё дело.

Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным, ибо завтра он будет уже чуточку другим, так как в этом большую роль играет характер, умение им владеть, управлять, изменять или считаться с тем, каков он есть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavaya_sebya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ

п. СЕВЕРНЫЙ

ДОКЛАД

НА ПЕДСОВЕТ

«ПОЗНАВАЯ СЕБЯ, ЧЕЛОВЕК СТАНОВИТСЯ СИЛЬНЕЕ»

ДОКЛАД ПОДГОТОВИЛА

ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

СИЛКИНА И.В.

2006 г.

Познавая себя, человек становится сильнее.

«У каждого человека три характера:

тот, который ему приписывают,

тот, который он сам себе приписывает,

и, наконец, тот, который есть в действительности»

В.Гюго.

«Посеешь поступок – пожнёшь привычку;

посеешь привычку – пожнёшь характер;

посеешь характер – пожнёшь судьбу»

Одно из самых молодых направлений в психологии – психодиагностика. Её главные принципы таковы: неспособных людей нет, а есть занятые не своим делом. Если у человека что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше. Пусть каждый ищет своё дело.

Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным, ибо завтра он будет уже чуточку другим, так как в этом большую роль играет характер, умение им владеть, управлять, изменять или считаться с тем, каков он есть.

Характер – это каркас, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчётливо проявляющиеся в различных видах личности.

Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – это черты характера. Характер – индивидуальное состояние наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, в определённом отношении:

  1. к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
  2. к порученному делу (индивидуализм или коллективизм, эгоизм и т.п.);
  3. к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, ответственность или безответственность);
  4. в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, решительности, дисциплинированности.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера и выделяют в этой структуре две группы черт. К первой группе относятся черты, выражающие направленность личности: устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели; систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально – своеобразные способы осуществлений этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Тест «Какой у тебя характер?»

  1. Уважаете ли вы дружбу?
  2. Привлекает ли вас всё новое?
  3. Предпочитаете ли вы старую одежду новой?
  4. Притворяетесь ли вы довольным без всякой на то причины?
  5. Меняли ли вы в детстве более трёх раз выбор своей будущей профессии?
  6. Лишаетесь ли вы уверенности в себе, когда предстоит решать трудную задачу?
  7. Коллекционируете ли вы что-нибудь?
  8. Часто ли вы меняете свои планы в последний момент?

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

Да

1

-

1

-

-

-

1

-

Нет

-

1

-

1

1

1

-

1

Свыше шести баллов: вы уравновешенный человек, редко создаёте трудности родителям, учителям, друзьям.

От трёх до шести баллов: у вас изменчивое настроение и характер, не забывайте, что, только проявляя постоянство и неустойчивость, вы будете преуспевать в жизни.

Меньше трёх баллов: внимание, почему вы не верите в свои силы? Задумайтесь над своим результатом.

Характер в переводе с греческого означает «чеканка», «печать». Жизнь чеканит, отливает характер человека, а с определённого момента человек сам может чеканить свой характер. В этом сущность самовоспитания.

Характерными следует считать особенности человека наиболее существенные и устойчивые. В психологической структуре личности рассматривается так же вопрос о направленности личности, о её потребностях и интересах.

Потребности – это осознание человеком нужд в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и овладения знаниями, умениями и навыками. Психолог А.В. Петровский сравнивает способности с зерном, которому ещё только предстоит развиваться. Способный человек, но ленивый постепенно становится просто ленивым.

Способность развивается в течение жизни, от рождения человеку даны лишь задатки. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова их приведено свыше полутора тысяч.

Если подросток ответил кому-то грубо или вспылил, это ещё не значит, что вспыльчивость и грубость – черты его характера, а если один раз испугался – трус.

Зная характер человека, с которым общаешься, можно предвидеть, как он поведёт себя в той или иной ситуации, что сделает или скажет. С незнакомым человеком общаться труднее, прежде всего потому, что не знаешь, чего от него можно ожидать, и чего он ждёт от тебя. Только после взаимного познания общаться станет легче.

Какие же черты характера наиболее привлекательны в человеке?

Влияет ли тип темперамента на формирование характера?

Эти и множество других вопросов интересовали и продолжают интересовать психологов.

Если бы темпераменты и характеры существовали в чистом виде, отношения людей были бы скучными, но простыми.

В жизни мы встречаем многократное смешение оттенков характера. Вот некоторые из них:

1. «Не похвалишь – слопаю» - у такого человека доминирует тщеславие. Ему нужна лесть, как другому хлеб. Он всегда хочет слышать, что он самый умный, самый способный, надувается как индюк. С ним можно иметь дело, если ты ему льстишь. Не пытайтесь перевоспитать – подумает, что вы ему завидуете.

2. «Ох, как мне тяжело» - люди такого типа хотят, чтобы их все время жалели, потому, что у них много дел, большая ответственность. Таким образом, они пытаются привлечь к себе внимание, снискать признательность своих заслуг. Если заслужил, - почему бы и нет? Но похвала должна быть тщательно дозирована, иначе ударит в голову.

 3. Честолюбивый, как и тщеславный стремится играть первую скрипку в семье, на работе, в кругу людей. Если это проявляется в меру – хорошо, в противном случае делает из человека отвратительного карьериста. С ним лучше быть нейтрально вежливым, дружеское участие проявлять следует крайне осторожно, если выгодно, он может злоупотреблять хорошим отношением.

4. Чрезмерно скромные «фиалки-скромницы» - стараются казаться менее значительными, чем есть на самом деле. Добрые, милые, трудолюбивые, как муравьи люди, всегда знают и умеют больше, чем любой пустомеля. Нуждаются в одобрении и признании, в доверии со стороны других, чтобы осознать свои возможности. Нужно постоянно подчеркивать их способности.

5. Льстецы и подхалимы – призваны расточать любезности и комплименты, могут сказать всё, что вам приятно слышать, всегда угодливо поддакивают. С ними нужно только одно: совершенно недвусмысленно дать понять, что тебе такие заверения неприятны. Льстецы опасны, так как при звуках их хвалебных гимнов способность к самоанализу быстро исчезает.

6. Сверхосторожные – это недоверчивые люди, которые находятся в состоянии боевой тревоги. Они тщательно следят за тем, чтобы не обнаружить свои слабые стороны, боятся что-либо предпринять, всё время выжидают, заставляют других «идти в огонь». Надо пытаться преодолеть недоверие таких людей, убедить в своих добрых намерениях. Установить контакт с ними непросто.

7. Властолюбивые – существует только их воля, они не терпят возражений, не любят критики. В супружеской жизни это принимает плохой оборот, так как они считают, что хорошо лишь то, что делают они. С ними трудно общаться. Лучше порвать отношения, либо запастись иронией хотя бы для того, чтобы самому не прийти в бешенство. Либо иметь умную, хорошо продуманную аргументацию.

8. Капризные (как погода в апреле). Не следует придавать большое значение капризам – они быстро возникают и быстро проходят. Вспыльчивость, как и капризы, свидетельствуют о недостаточном самообладании.

9. Ленивые. Ленивых и флегматичных людей нельзя никогда оставлять в покое. Среди них есть люди, которые годами не в состоянии сделать самое малое дело из-за своей нерешительности. Иногда на них надо оказывать давление.

10. «Как бы чего не вышло». Это люди, у которых нет своего мнения. У них сложный и неприятный характер. Они ориентируются на тех, кто им полезен, вечно выжидающие, умеют свалить ответственность на других. Беликов в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре» рассуждает: «Нет, женитьба – шаг серьёзный, надо сначала взвесить предстоящие обязанности, ответственность… чтобы потом чего не вышло. Это меня так беспокоит, и я теперь все ночи не сплю. И, признаться, я боюсь: у неё с братом какой-то странный образ мыслей, рассуждают они как-то, знаете ли, странно, и характер очень бойкий».

11. «Я могу всё». Эти люди мнят себя восьмым чудом света. Они полагают, что без них, без их ума, осмотрительности и энергии всё развалится. Часто подавляют инициативу скромных и менее энергичных людей. Они прямо противоположны «скромным фиалкам». Не следует обращать внимание на них, продолжать заниматься своим делом.

12. Обладатели этого типа характера ведут себя скромно, хотя и осознают свою силу, полны достоинств, и в то же время, вежливы и приветливы, у них всегда хорошее настроение, они способны увлекаться, не перехватывая при этом через край. Они твёрдо  придерживаются своего мнения, не навязывая его другим. Они люди идеальные. Встреча с такими людьми приносит радость, и всё сразу становится на свои места.

Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20 – 52 % людей некоторые черты характера столь заострены (акцентированы), что это при определённых обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Каждому учителю в своей практике приходится иметь дело с так называемыми «трудными» детьми, при столкновении с которыми все нормальные педагогические перестают действовать. К ним относят тех, кто в каком-либо отношении отклоняются от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, поведения, культуры или морали.

Меняется ли характер в течение жизни? От чего это зависит? Какие обстоятельства влияют на изменение характера?

Трус притворился храбрым на войне

Поскольку трусам спуску не давали!

Он, бледный, в бой катился на броне,

Он вяло балагурил на привале.

Его всего крутило и трясло,

Когда мы попадали под бомбёжку.

Но страх скрывал он тщательно и зло

И своего добился понемножку.

И так вошёл он в роль, что, наконец,

Стал храбрецом почти уже природным.

Неплохо бы, чтоб, скажем, и подлец

Навечно притворился благородным.

Скрывая подлость день бы ото дня

Такое же выказывал упорство.

Во всём другом естественность ценя,

Приветствую подобное притворство!

К.Ваншенкин.

    Бессмысленно ссылаться на недостатки своего характера, нет такого характера, которого нельзя изменить.

«И ошибка бывает, полезна, пока мы молоды, лишь бы не таскать её с собой до старости».        Гёте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Береги в себе человека" по рассказу В. Крупина "Мария Сергеевна"

Этот конспект урока (внеклассное чтение) для учителей, работающих в 9-11 классах....

Высший сан на земле - называть себя человеком

Виктор Петрович Астафьев прожил долгую, интересную жизнь, оставив нам замечательные произведения, исполненные любовью к своей родине, к своему народу и болью за их судьбу. Его жизни и творчеству посвя...

Конспект ПОУ по теме "О том, как человек становился человеком"

Вашему вниманию предоставляется подробный конспект со всеми инструкциями и заданиями повторительно-обобщающего урока по теме "О том, как человек становился человеком". Урок проводится в игровой форме,...

Групповое занятие с элементами социально- психологического тренинга «Познавая себя и окружающих»(10-11 класс).

Учащиеся данных классов входят в новый период возрастного  развития - юношеский возраст. У учащихся этого возраста складывается потребность в  развитии социального интеллекта. Им важно...

Конспект урока "Читать библию-познавать себя"

Конспект урока по библейским  сюжетам в рамках изучения нового  материала ....

Социальный проект 6 «в» класса на тему: «Дари добро, познавая себя!»

Человек без духовной жизни не существует. От качества, содержания, направленности духовной жизни по сути своей должно завесить   качество самой личности человека. В своей духовной жизни...

Программа элективного курса "Познавая себя и окружающих"

Цель курса:- формирование и развитие личностных и социальных навыков, навыков самопознания и саморазвития....