"Дидактические игры для развития креативности и импровизации на занятиях по хореографии"
методическая разработка

Бахменд Ирина Альбертовна

Данная работа представляет собой подборку и методическое описание вариантов дидактических игр для развития креативности и импровизации в рамках образовательной программы по хореографии. Работа будет полезна методистам дополнительного образования, а также педагогам дополнительного образования по хореографии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bakhmend_uprazhnenia_na_kreativnost_i_improvizatsiyu_1.docx297.83 КБ

Предварительный просмотр:

  • Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
  • Дом детского творчества «Союз» Выборгского района Санкт-Петербурга
  • Методическая разработка
  • “Дидактические игры для развития креативности и импровизации на занятиях по хореографии”
  • Педагог дополнительного образования
  • Бахменд Ирина Альбертовна

  • 2024
  • Пояснительная записка
  • Данная работа представляет собой подборку и методическое описание вариантов дидактических игр для развития креативности и импровизации в рамках образовательной программы по хореографии. Работа будет полезна методистам дополнительного образования, а также педагогам дополнительного образования по хореографии.
  • Данные дидактические материалы относятся к образовательной  программе «В мире сказок», предназначенной для детей 7-14 лет.
  • Дидактические игры используются для изучения новой темы и закрепления изученного материала. Помогают в учебном процессе развить следующие навыки:
  • -стать более раскрепощенными и свободными в движении,
  •  -не стесняясь выражать свои мысли,  задумываться над тем, что они делают в движении  и как его делать (движение).
  •  -стать более уверенными ,чтобы появилось  желание действовать, что делает его способным принимать самостоятельные решения и нести ответственность  за них.
  • -стать инициативным , способным к саморазвитию, что поддерживается современным обществом : «развитие самостоятельности, личной ответственности, формирование готовности и мотивации к саморазвитию  и образованию» 
  • -импровизировать в танце, чтобы разнообразить танец, выглядеть ярким, неординарным , насладиться свободой движения, выражать свои чувства.
  • Младшим воспитанникам на занятиях хочется получать яркие впечатления и выплескивать эмоции. Импровизация, как вид деятельности , становится сильным мотивирующим фактором , способным удовлетворить потребности детей всех возрастных категорий. 

  • Дидактические игры для развития креативности
  • Игра «Пластилин».
  • Ход выполнения
  • Каждый учащийся — это кусочек пластилина. Педагог «лепит» из своих учеников различные фигуры: предлагает им собраться в комочек, делает из них «колбаску» и т.д. При этом он только проговаривает свои действия, а ученики самостоятельно решают его в пластике.
  • Затем педагог усложняет задачу, предлагая за пять счетов «вылепиться» в какую-либо фигуру — например, создать самую страшную, отвратительную фигуру. Вылепившись, фигура начинает издавать звук, который ассоциируется с чем-то ужасным и уродливым. А затем — еще и начинает двигаться, издавая этот звук.
  • Методический комментарий:
  • Игра «Пластилин» — отличный инструмент для разминки и подготовки тела к дальнейшей работе, а также — для развития креативности у учащихся и избавления от эмоциональных и телесных зажимов.
  • С помощью игры “Пластилин” мы прорабатываем с учащимися сразу несколько моментов:
  • создавая за 5 счетов фигуру, учащиеся учатся равномерно распределять движение на заданное время;
  • работа со звуком позволяет убрать зажимы и стеснение;
  • движение фигуры развивает фантазию и обогащает хореографический лексикон.

Вы можете предлагать своим ученикам создавать самые красивые фигуры, ленивые или ассоциирующиеся с чем-либо. Важно, чтобы были соблюдены три этапа: 1) создание фигуры на счет; 2)звуковое сопровождение; 3)движение фигуры.
Для данного упражнения вы можете выбирать самые разнообразные темы будь то мультипликационные герои, бытовые предметы или выдуманные персонажи.

 В рамках образовательной программы “В мире сказок” данная игра позволяет стать раскрепощенным и свободным в движении. Игра выполняется на тему герои сказок.

Игра «Камень-ножницы-бумага»

Ход выполнения

Каждый учащийся придумывает одно движение, которым он будет перемещаться по залу. Важно, чтобы это движение было легко копировать. Передвигаясь по залу, учащиеся встречаются взглядами — это является приглашением друг друга к игре «Камень-ножницы-бумага». Проигравший переходит в команду соперника и, двигаясь за ним, копирует движение победителя.
Таким образом, сначала образуются группы, где спорят капитаны. А затем остается один победитель — и весь коллектив повторяет его движение.

Усложнение

При споре команды — проигравший капитан переходит в команду победителей, а его команда вправе выбрать то движение, которое он будет выполнять.

Методический комментарий:

Данная игра развивает у учащихся фантазию, учит точно копировать движение партнера, а также — помогает настраивать учащихся на взаимодействие в группе.

Играа «Магниты» («Молекулы»)

 Ход выполнения

Учащиеся свободно передвигаются по залу (броуновское движение).
Броуновское движение — хаотичное перемещение танцовщиков в пространстве. Данное упражнение развивает чувство пространства и умение органично вписать себя в него.

Педагог называет цифру — она обозначает количество человек, которые должны соединиться друг с другом как магниты. Данное соединение осуществляется любой частью тела к близ стоящему человеку. По команде группы разъединяются — и броуновское движение возобновляется.

Усложнение:

Осуществив «примагничивание», партнеры начинают движение, не договариваясь между собой. Таким образом они учатся чувствовать своего партнера и создавать органичное совместное движение.

Осуществлять «примагничивание» в заданном рисунке. Например, в треугольнике, круге, квадрате и т.д.

Методический комментарий:

Это игра отлично подойдет как для разогрева и работы с уровнями, так и для развития навыка взаимодействия в группе.

Игра подходит как для детей 4х лет, так и для взрослых студентов. В зависимости от возраста, вы можете добавлять задачи. Например, учащиеся должны перемещаться в пространстве в каком-либо образе или им нельзя использовать руки при соприкосновении.

Важно: не делать позировки специально. Соединение с партнером происходит спонтанно — учащийся замирает в той позе, в которой он двигался.

Игра «Смотри»

Ход выполнения

Учащиеся хаотично передвигаются по залу. В какой-то момент один из них должен привлечь внимание всех участников. Он может восторженно реагировать на предмет или человека, находящихся в зале: какая красивая футболка у Наташи, какие черные кулисы и т.д. Или наоборот — реакция может быть отрицательной. В зависимости от заданной эмоции, все участники группы должны искренне заинтересоваться тем, что предлагает им их коллега. Когда интерес естественным образом угасает, участники продолжают броуновское движение до вовлечения в новую реакцию.

  • Важно: создавать неподдельный интерес к происходящему.
  • Методический комментарий:
  • Безусловно, для танцовщиков важно уметь концентрировать свое внимание, а также обладать актерскими навыками, чтобы заинтересовать зрителя. Хорошим помощником в этом станет упражнение «Смотри».
  • Игра «Четыре восьмерки, четыре четверки, восемь двоек»
  • Ход выполнения
  • Педагог выбирает из группы несколько человек. Выбранные учащиеся двигаются семь счетов и на восьмой — передают движение другому человеку через касание. Те подхватывают движение и также продолжают его семь счетов, передавая на восьмой другим участникам и т.д.
  • Опробовав игру, можно переходить к схеме:
  • - 4 раза передавать движение на восьмой счет;
  • - 4 раза передавать движение на четвертый счет;
  • - 8 раз передавать движение на второй счет.
  • Важно, чтобы учащиеся сами научились считать и выполняли схему без сбоев, передавая движение на нужный счет.
    Более взрослым ученикам можно усложнять задание:
  • - передвигаться только в танце,
  • - касаться только лодыжки человека и т.д.
  • Методический комментарий:
  • Игра «Четыре восьмерки, четыре четверки, восемь двоек» может решить сразу несколько задач: научить воспитанников считать, слышать музыку, концентрировать свое внимание на окружающих, четко раскладывать свои движения на счет.

Импровизационные игры для младших школьников

Игра «Путешествие»

  • Ход выполнения
  • Педагог выбирает разную по характеру и настроению музыку. С детьми заранее обговаривается, куда они хотят отправиться (волшебный лес, подводное царство, зимнюю сказку и т.д.) и в кого можно превратиться.
  • Исходное положение – дети свободно располагаются по площадке. Педагог включает один из музыкальных фрагментов. Дети начинают двигаться под музыку. Педагог следит за тем, чтобы дети придумывали свои движения в соответствии с музыкой. Затем педагог включает следующий музыкальный фрагмент.
  • Методический комментарий: 
  • В этой игре важно, чтобы дети хорошо чувствовали контраст в музыке и двигались в соответствии с ней.

Игра «Прекрасные цветы».

Ход выполнения

Дети располагаются свободно по залу, изображая бутоны, из которых с началом музыки начинают «распускаться прекрасные цветы». Музыкальное сопровождение побуждает играющих к пластичности движения, выразительной мимике.

Под палящими лучами солнца цветы начинают вянуть: дети, медленно расслабляясь, опускаются на одно колено. А под дождиком снова оживают, поднимаются. Действия сопровождаются соответствующей мимикой.

Роли дождика и солнышка исполняют дети.

  • Методический комментарий: Педагог может спрашивать детей какой цветок они изображали.

  • Список литературы:
  • 1.      Газарова Е.Г. Психология телесности. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002
  • 2.      Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности.СПб,2001
  • 3.      Гренлюд  Э.. Оганесян Н. Танцевальная терапия, методика, практика. СПб.:Издательство «Речь», 2005
  • 4.      Зинкевич – Евстегнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.:Издательство «Речь»2006
  • 5.      Кипнис М. Актерский тренинг. М., 2008
  • 6.      Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. «Основы характерного танца» М., 2006
  • 7.      Малкина – Пых И.Г.Телесная терапия. Справочник практического психолога.М.: Издетельство Эксмо,2005
  • 8.      Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие. Личностный рост. СПб. Издательство «Речь», 2006
  • 9.      Сироткина И. «Свободное движение и пластический танец в России» М.: Нвое литературное обозрение, 2012
  • 10.  Шкурко Т.А. Танцевально –экспрессивный тренинг. СПб. Издательство «Речь»,2006
  •  
  •  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для развития грамматического строя речи

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольн...

Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"

*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой  и зрительной памяти, словесно – логического мышления....

Дидактические игры на развитие математических представлений

Интеллектуальное развитие дошкольников имеет важное значение, ведь на основании этого впоследствии формируется учебная деятельность. В данной подборке собраны дидактические игры для детей старшего дош...

Игры для развития креативного мышления

Для развития креативного мышления с учащимися можно проводить игры, в которых от них требуется некоорая мыслительная деятельностьи и творчество.В презентации дано описание некоторых таких игр....

Дидактические материалы на развитие креативного мышления на уроках иностранного языка

Данный дидактический материал может использоваться учителями на уроках английского языка для более успешного овладения материалом, повышения мотивации в обучении....