Системный подход к формированию финансовой грамотности в условиях ФГОС
статья (9 класс)

Манапова Зульфия Ахмадулловна

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemnyy_podhod_k_formirovaniyu_finansovoy_gramotnosti.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2

Системный подход

к формированию финансовой грамотности

обучающихся в условиях ФГОС.

Манапова Зульфия Ахмадулловна

                                                                                       учительница математики                  

                                                  Покачи,2024

 Согласно Указу Президента Российской Федерации №204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в нашей стране ставятся следующие цели образования :

1)обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования ;

2)вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования

  Важнейшими показателями, характеризующими положение России относительно других стран по качеству общего образования, являются сравнительные международные исследования качества общего образования. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос "Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?".        В рамках исследования PISA финансовая грамотность определяется следующим образом:

Финансовая грамотность – это знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни. Финансовая грамотность подразумевает знания, умения, необходимые для применения этих знаний, и способность соотнесения финансовых моделей с реальной жизнью.

Знания

Области знания, необходимые для финансовой грамотности:

Деньги: виды и назначение денег, знание простых платежных транзакций (банковские карты, чеки, банковские счета, валюты);

Планирование и управление финансами: доходы и финансовое состояние, способы контроля доходов и расходов;

Управление рисками: способы управления рисками (страхование и сбережения), понимание финансовых выгод и потерь для разных финансовых продуктов (кредиты, инвестиции);

Финансовая среда: права и обязанности потребителей на финансовом рынке, понимание базовых экономических понятий, таких как банковская ставка, инфляция, налоги, социальные льготы.

Финансовая грамотность подразумевает следующие умения:

Поиск финансовой информации

Анализ финансовой информации

Оценка финансовых ситуаций

Применение финансовых знаний

В исследовании выделяется четыре типа жизненных ситуаций:

Образование и работа;

Семья и дом;

Индивидуальные финансовые решения (покупки, кредиты, сбережения);

Общественные финансовые решения (налоги, сборы, права и ответственность потребителей).

Финансовое образование становится необходимой частью школьного образования. Во-первых, распространение цифровых финансовых сервисов открывает новые возможности для разных слоев населения. С другой стороны, усложнение финансовых инструментов, развитие онлайн-кредитования может привести к негативным последствиям, если потенциальные пользователи будут обладать низким уровнем финансовой грамотности и не будут брать в расчет возможные риски. В современном быстро развивающемся мире недостаточно просто уметь зарабатывать деньги. Несомненно, это очень важный навык, но, к сожалению, он никак не гарантирует, что человек будет жить обеспеченной и свободной жизнью. Что он будет иметь возможность приобретать себе любые вещи, недвижимость, путешествовать, иметь время и деньги на себя, семью, свои хобби. В современных условиях широкого внедрения всевозможных финансовых инструментов — простых и сложных, корректных и обещающих нереальные выгоды — не только экономисты и предприниматели, но и образованные граждане должны иметь представления о финансовой математике.

      Финансовое просвещение и воспитание детей –сравнительно новое направление в педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Финансовая грамотность – это качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

    Изучение элементов финансовой математики способствует получению грамотных ответов на естественные для большинства вопросы: «Какая финансовая сделка выгоднее?», «Как распорядиться деньгами?», «Какая была цена товара, если сегодня она указана с учетом скидки в 75 %?», «Что такое инфляция?», «Доход в 0,01 % годовых — это много или мало?», «Кредит под 1 % в день — выгодно или нет?» и т. д.  К настоящему времени детально разработано много моделей современных финансовых вычислений: от самых простых и доступных, например, расчетов кредитных операций и заканчивая более сложными, такими как технология анализа временных рядов.  Большинство задач, позволяющих познакомить школьников с финансовыми расчетами — это финансовые задачи, использованные в  определённых условиях. Среди них особое место занимают задачи элементарной теории процента. Их применение необходимо  при оценке стоимости финансовой ренты, а также в условиях планирования погашения кредитов, простейших  расчетов на рынке ценных бумаг.    Финансовая математика является достаточно узкой образовательной областью, однако характеризуется высокой практической направленностью.  В центре внимания финансовой математики — параметры и результаты коммерческих и финансовых операций. Однако основы финансовой математики нужны не только менеджерам, предпринимателям и экономистам. Речь идет о финансово-экономической культуре (функциональной грамотности) населения, подразумевающей возможность ориентирования в финансово-экономических ситуациях;  принятие оптимальных решений, касающихся собственных финансов; работу над собственной финансовой устойчивостью и безопасностью; технологию ежедневного финансового планирования.

В своей работе ставлю следующие задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.).

В своей работе по формированию финансовой грамотности я применяю следующие эффективные педагогические практики:

1)приобретение опыта разрешения проблем, принятия  решений,

2)создание учебных ситуаций, мотивирующих учащихся на учебную деятельность,

3)учение в общении, учебное сотрудничество(работа в парах и группах),

4)поисковая  активность, решение заданий поискового характера, проекты.

5)оценочная самостоятельность школьников.

    На уроках основы финансовой грамотности я использую образовательные сайты  РЭШ, ФИПИ, Институт Стратегического развития Образования  (ИСРО),Просвещение,и др. Платформу РЭШ  дает широкую  возможность  для формирования и оценки финансовой грамотности у обучающихся .Электронный банк заданий на РЭШ  освещает вопросы: личное финансовое планирование, расходы и доходы семьи как сохранить и преумножить сбережения, кредитование и возможные риски, мобильные платежи и защита от мошенников, страхование, налоги, пенсия ,защита от финансовых махинаций. Задания на РЭШ позволяют учащимся существенно повысить уровень своей финансовой  грамотности,  содержат разнообразные тренировочные и проверочные задания и упражнения для текущего и итогового контроля знаний. На сайте  РЭШ учитель создает мероприятие(выбирает из банка заданий  по названию мероприятия),устанавливает дату и сроки выполнения работы, и выбирает класс, количество учащихся. После этого на сайте формируются коды доступа для учеников. Свой код доступа  ученик вносит на сайте РЭШ в строке войти как обучающийся. Далее он выполняет работу по финансовой грамотности. После экспертной оценки учителем работы учеников, результаты  можно скачать.Сайт РЭШ так же предоставляет учителю характеристики заданий и систему оценивания , что дает возможность  быстро оценивать работу обучающихся. На данном сайте учителю  также можно посмотреть  диаграмму «Уровень сформированности финансовой грамотности учащихся.». На уроках основы финансовой грамотности я руководствуюсь материалами сайта Институт Стратегического развития Образования  (ИСРО).Банк заданий по финансовой грамотности на этом сайте содержит  для каждого уровня 5-9 классов много заданий, характеристику заданий и систему оценивания.

 Работаю по развитию функциональной грамотности  учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Прошла курсы повышения квалификации «Эффективное управление процессом формирования и развития функциональной грамотности. Математика», «Функциональная грамотность как инструмент интеллектуального развития детей дошкольного и школьного возраста», «Школа современного учителя. Развитие математической грамотности». Сдала личный финансовый зачет. https://nsportal.ru/node/6535279   Доклад с презентацией  на заседании городского методического обьединения учителей математики, физики, информатики с темой «Системный подход к формированию функциональной грамотности в условиях ФГОС». https://nsportal.ru/node/6523557 Веду курсы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»  в 6а и 7б классах. Мои ученики являются победителем и призерами  1,2.3 степени на Региональной олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательства. https://nsportal.ru/node/6548519 

6кл  ТулбаА.Г. –Призер 3 степени

10кл Рамазанова З.Ф.-Диплом 1 степени

10кл Вагабова А.О.-Призер 2 степени

10кл Абдурагимова С.Р.-Призер2 степени

10кл Цуглевич М.Г.-Призер 3 степени.

Внедрение финансовой грамотности в школьную программу имеет множество преимуществ.

1)это развитие навыков управления личными финансами. Школьники учатся составлять бюджет, планировать расходы и учитывать доходы. Это помогает им развить ответственное отношение к деньгам и научиться жить в рамках своих возможностей;

2)внедрение финансовой грамотности готовит учащихся к будущей профессиональной деятельности. Независимо от выбранной профессии, знание основ финансов и умение работать с деньгами являются важными навыками. Учащиеся, освоившие финансовую грамотность, будут лучше понимать финансовые аспекты своей работы и смогут принимать более обоснованные решения;

3) внедрение финансовой грамотности помогает формировать ответственное отношение к деньгам и потреблению. Школьники учатся различать между необходимыми и излишними расходами, понимать ценность денег и ценить свои финансовые ресурсы. Это помогает им избегать долгов и необдуманных покупок, а также развивает навыки экономии и планирования.

Финансовая грамотность-это ключ к независимости и успеху в будущем.

Используемая литература:

1.Финансовая грамотность в школе: зачем и как учить? https://dzen.ru/a/ZR_opX0_UlFasFTf 

2.Сборник задач по финансовой грамотности  Логунова Н.Н. Локосово,2019 г.

3.Основные методы организации уроков финансовой грамотности. https://xn--b1agja2bn.xn--p1ai/finansovaya_gram_v_shkole 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осуществление системно - деятельностного подхода в развитии коммуникативной компетенции в условиях ФГОС - 2".

Целью данного доклада является  выяснить способы осуществления системно – деятельностного подхода  в развитии коммуникативной компетентности в условиях ФГОС-2....

Системно-деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС

Презентация с теоретической основой,помогающая более наглядно и основательно изучить,а в дальнейшем применять на практике,в том числе и на уроках иностранного языка,новые требования современной школы ...

Доклад на МО "Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС"

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться....

Педсовет:«Системно-деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС»

Цель педсовета: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении. Задачи педсовета: 1.Обсудить деятельность п...

Системно - деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС.

Краткое содержание выступления педагога-психолога на педсовете. Выполнено в виде презентации....

Тема самообразования: «Системный подход к формированию ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся начальных классов в условиях введения в ФГОС ООО»

Тема самообразования:        «Системный подход к формированию ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся начальных классов в условиях введения в ФГОС НОО...

статья "Преподавание основ финансовой грамотности в условиях реализации ФГОС".

     В начальных классах дети приступают к познанию начала наук. Главная задача младшего школьника заключается в успешном обучении в школе. Учитывая, что у дошкольников игра...