Рабочая программа "Баскетбол"
рабочая программа

Саубанов Айгиз Рафисович

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Баскетбол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_basketbol.docx39.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детский оздоровительно-образовательный центр

Сабинского муниципального района Республики Татарстан»

                                                                                           

                                         

                                                                                   

                                                                                                                                                                             

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Баскетбол»

Направленность: физкультурно-спортивная

Возраст учащихся: 9-16 лет

Срок реализации: 3 года  (144 часа)

                               

Автор-составитель:

Саубанов Айгиз Рафисович

педагог дополнительного образования

с.Верхний Симет,  2023г.

Оглавление

-Информационная карта образовательной программы

- Пояснительная записка

- Учебно-тематический план

- Содержание учебного предмета

- Организационно-педагогические условия реализации программы - Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы

- ЛИТЕРАТУРА

- Календарно - тематическое планирование

- Материально-техническое и информационное обеспечение учебного процесса

Информационная карта

1.

Учреждение

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр Сабинского муниципального района

Республики Татарстан»

2.

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Баскетбол»

3.

Направленность программы

Физкультурно-спортивная

4.

Сведения о разработчиках

Саубанов Айгиз Рафисович, педагог дополнительного образования

5.

Сведения о программе:

5.1.

Срок реализации

3 года

5.2.

Возраст обучающихся

9-15 лет

5.3.

Характеристика программы:

- тип программы

- вид программы

- принцип проектирования программы

- форма организации содержания и учебного процесса

дополнительная

общеобразовательная

программа

общеразвивающая

разноуровневая

модульная

5.4.

Цель программы

5.5.

Образовательные модули (в соответствии с уровнями сложности содержания и материала программы)

Стартовый уровень  

Базовый уровень  

6.

Формы

и

методы образовательной деятельности

- групповая

- индивидуально-групповая

- словесный

- наглядный

7.

Формы мониторинга результативности

8.  

Результативность реализации программы

9.

Дата утверждения и последней корректировки программы

10.

Рецензенты

                                         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Программа «Баскетбол» имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.

   Нормативно-правовое обеспечение. Программа разработана с учетом имеющихся условий, в зависимости от подготовленности спортсменов, с учетом возрастных особенностей и целевой направленности занятий. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по баскетболу разработана в соответствии с законами, нормативно правовыми актами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства просвещения РФ № 629 от 27.07.2022г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. 3. Федеральный Закон РФ от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

 В условиях соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и профилактики распространения короновирусной инфекции предусматривается сокращения количества обучающихся, находящихся в помещении на занятиях, при помощи деления группы детей на подгруппы. Предусматривается модуль обучения с применением электронных и дистанционных образовательных технологий, а так же проведение внеаудиторных и самостоятельных занятий.

Баскетбол – наиболее массовый вид спорта, способствующий всестороннему физическому развитию подрастающего поколения, так как объединяет распространенные и жизненно важные движения (ходьба, бег, прыжки, метание, броски, соперничество, ко). Систематические занятия легкоатлетическими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость и другие качества, необходимые в повседневной жизни. Различные виды бега, прыжков и метания входят составной частью в тренировочный процесс многих других видов спорта и каждый урок физической культуры образовательных учреждений всех ступеней.  При разработке данной программы разработчик опиралась на примерную программу по баскетболу. Программа для секций коллективов физкультуры. Утверждена Комитетом по ФКиС при СовМине СССР. Москва, 1971г., Издательство «ФиС». Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов по баскетболу, утвержденная Министерством образования РФ. Москва, «Просвещение», 1993г. и Москва, «Просвещение», 1984г.

     Новизна: настоящая программа по баскеболу адаптирована для работы

В объединениях физкультурно-спортивной направленности, Отделений дополнительного образования детей на базе общеобразовательных учреждений. Программа учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения.

Актуальность: в программе представлен программный материал, организация спортивно-оздоровительных занятий, содержание теоретических и практических занятий, методические рекомендации, нормативы физической подготовки. В программе учтена последовательность, определяющая значимость основных направлений тренировочного процесса. Она предназначена для педагогов-тренеров физической культуры, работающих по направлению физкультурно-оздоровительной деятельности по баскетболу.

Цель: развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма. Формирование здорового образа жизни обучающихся в общеобразовательном учреждении через систематические занятия легкой атлетикой; вовлечение их в физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность.

Задачи: обучение в рамках спортивной тренировки заключаются в физической, технической, тактической подготовке начинающих спортсмена.

Образовательные:

  • формирование двигательных умений и навыков;
  • обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

Воспитательные:

  • формирование интереса и потребности в занятиях легкой атлетикой;
  • воспитание активности, самостоятельности и нравственно-волевых качеств.

Развивающие:

  • развитие гибкости, координации, смелости, силы, выносливости, быстроты;
  • развитие двигательных способностей.

Оздоровительные:

  • охрана и укрепление здоровья учащихся;
  • достижение полноценного физического развития, гармоничного телосложения;
  • повышение умственной и физической работоспособности, направленность на реализацию принципа вариативности, включающего возможность подбирать содержание программного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями, биологическим возрастом, регионально-климатическими условиями;
  • объемность и многообразие средств и форм спортивной деятельности ориентировано на достижение результата каждым занимающимся.

Содержание учебного предмета

 Планируемые результаты освоения образовательной программы

Личностные:

-дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

-умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные:

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Предметные:

-формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья;

- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития.

Программа делает акцент на формирование у учащихся  культуры здоровья  и предполагает: потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать, как можно более высокие результаты на соревнованиях; умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях; спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях; стремление занимающихся  вовлечь в занятия легкой атлетикой свое ближайшее окружение (семью, друзей).

 

К концу 1 года обучения учащиеся

Будут знать: 

Будут знать, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;

Узнают, как правильно распределять свою физическую нагрузку;

Узнают правила баскетбола;

Правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;

Знать правила проведения соревнований;

Будут уметь:

Провести специальную разминку для баскетболиста;

Овладеют основами техники баскетбола;

Овладеют основами судейства в баскетбола;

Смогут составить график соревнований в личном зачете;

Разовьют следующие качества:

Улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;

Улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;

Повысятся адаптивные возможности организма -  противостояние условиям внешней среды стрессового характера;

Разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.

К концу 2 года обучения учащиеся:

Будут знать:

Расширят знания о технических приемах в баскетболе;

Получат разносторонние знания о положении дел современном мире в баскетболе;

Будут уметь:

Проводить специальную разминку для баскетболиста;

           Овладеют различными приемами техники баскетбола;

Освоят приемы тактики в баскетбола;

Овладеют навыками судейства в баскетбола;

Овладеют навыками общения в коллективе;

Будут иметь сформированные навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;

Разовьют следующие качества:

Улучшат большинство из показателей физических качеств: координации движений, быстроты реакции и ловкости, общей выносливости организма

к продолжительным физическим нагрузкам;

          Повысится уровень противостояния организма обучающихся стрессовым          

          ситуациям.

  К концу 3 года обучения учащиеся:

Будут знать:

О правилах поведения в спортивном зале;

          О возникновение и развитие различных видов баскетбола;

          Названия спортивного инвентаря и их значение;

          Правила соревнований по баскетболу;

О здоровом образе жизни и его положительном влиянии на организм;

О физических качествах и общих правилах их тестирования;

О значении занятий на свежем воздухе;

О технике бега на короткие, средние и длинные дистанции;

О технике бега по повороту;

О технике передачи эстафеты.

Будут уметь:

Выполнять специально беговые упражнения;

Бег с высокого старта; бег с низкого старта; бег из различных стартовых положений; быстрые движения руками на месте; бег на месте без упора с максимальной частотой; бег в упоре с максимальной частотой; бег по кругу с наклоном туловища внутрь круга, эстафетный бег;

Уметь выполнять броски н/мяча различными способами; выпрыгивание из приседа на двух ногах с отягощением;

           Уметь выполнять технически правильно осуществлять двигательные действия

 

избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях

 

соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

 

- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических

 

способностей, коррекции осанки и телосложения;

 

- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со

 

взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

 

- контролировать и регулировать функциональное состояние организма

 

при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного

 

эффекта и совершенствования физических кондиции Совершенствуются технико-тактические показателей лбаскетболиста,   показателей физических качеств: быстроты реакции и ловкости, общей выносливости организма к продолжительным физическим нагрузкам;

          Развитие выносливости: пробегать в среднем темпе 10 мин.

           Учащиеся должны демонстрировать:

          1. Бег 30м с высокого старта

2. Прыжок в длину с места

3. Бег в течение 6 минут

4. Поднимание туловища из положения лежа на спине

5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

  Формы и виды контроля

Способом проверки результата обучения являются повседневное систематическое наблюдение за учащимися и собеседование. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень культуры и мастерства. Используются методы анкетирования, опроса, тестирования, анализа полученных данных.

Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.

В начале 1-ого года обучения проводится входное тестирование.  Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие - по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений, зачетные игры внутри группы, а также участие в районном турнире по легкой атлетике.

Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме учебного тестирования по общей и специальной физической подготовке, участия в соревнованиях разных уровней: школьного, муниципального, районного и прочих, а также открытого мероприятия для родителей, с последующим совместным анализом проведенного мероприятия.

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.

 Во всех годах обучения осуществляется постоянный контроль уровня физической, спортивно-технической, тактической и теоретической подготовленности обучающегося. В управлении подготовкой юных легкоатлетов эффективной является система контрольных нормативов, которых должен достичь учащийся на соответствующем году обучения. Установление количественных и качественных показателей позволяет определить уровень разносторонней и специальной подготовленности юных спортсменов в той мере, которая необходима для конкретного этапа подготовки. Согласно положения для контроля общей физической подготовленности учащихся школы рекомендуется комплекс упражнений: бег на 30 метров, непрерывный бег 5 минут, бег на месте 10 секунд, челночный бег 3 х 10 метров, прыжок в длину с места, подтягивание в висе, бросок мяча весом 2 кг сидя, прыжок вверх с места (по Абалакову).

        В группах начальной подготовки учащиеся переводятся на следующий год обучения при выполнении нормативов по ОФП.

Бег 30м с высокого старта используется для оценки скоростных возможностей занимающихся.

Возраст

Уровень развития скоростно-силовых качеств

ниже - среднего

средний

выше среднего

Мальчики

8

6,9 - 6,5

6,4 - 5,6

5,5 – 5,1

9

6,4 – 6,1

6,0 – 5,25

5,2 – 4,85

10

6,1 – 5,85

5,8 – 5,1

5,1 – 4,8

11

5,9 – 5,7

5,6 – 5,05

5,0 – 4,8

12

5,7 – 5,45

5,4 – 4,8

4,7 – 4,45

13

5,5 – 5,3

5,2 – 4,65

4,6 – 4,35

14

5,2 – 5,0

4,9 – 4,45

4,4 – 4,2

15

4,9 – 4,85

4,8 – 4,5

4,4 – 4,35

16

4,8 – 4,6

4,5 – 4,15

4,1 – 3,9

17-18

4,85 – 4,6

4,5 – 3,93

3,9 – 3,65

Девочки

8

7,0 – 6,7

6,6 – 5,85

5,8 – 5,45

9

6,8 – 6,45

6,4 – 5,6

5,5 – 5,2

10

6,5 – 6,2

6,1 – 5,35

5,3 – 4,95

11

6,5 – 6,2

6,1 – 5,45

5,4 – 5,05

12

5,8 – 5,6

5,5 – 4,95

4,9 – 4,65

13

5,6 – 5,4

5,3 – 4,85

4,8 – 4,6

14

5,8 – 5,5

5,4 – 4,75

4,7 – 4,95

15

5,7 – 5,45

5,4 – 4,9

4,7 – 4,5

16

5,7 – 5,45

5,4 – 4,8

4,7 – 4,45

17-18

5,6 – 5,35

5,3 – 4,7

4,6 – 4,4

Прыжок в длину с места характеризует скоростно-силовые качества. Фиксируется лучший результат из трех попыток.

Возраст

Уровень развития скоростно-силовых качеств

ниже - среднего

средний

выше среднего

Мальчики

8

95-109

110-140

141-155

9

110-124

125-155

156-165

10

115-129

130-155

166-180

11

130-144

145-175

176-185

12

140-149

150-180

181-195

13

150-164

165-195

196-210

14

155-169

170-210

211-225

15

180-194

195-220

221-240

16

180-199

200-240

241-260

17-18

195-209

210-245

246-260

Девочки

8

95-109

110-135

136-150

9

100-109

110-140

141-150

10

110-124

125-155

156-165

11

120-134

135-165

166-180

12

130-144

145-175

175-190

13

130-149

150-185

186-205

14

130-144

145-180

181-195

15

130-149

150-190

191-210

16

135-154

155-195

196-215

17-18

140-154

155-195

196-215

Бег в течение 6 минут используется для оценки выносливости.

Длина пробегаемой дистанции отсчитывается с точностью до 1м.

Возраст

Дистанции, м

мальчики

девочки

8

930

905

9

980

930

10

1010

955

11

1030

980

12

1055

1005

13

1080

1030

14

1105

1055

15

1155

1055

16

1205

1055

17-18

1230

1080

Поднимание туловища из положения лежа и сгибание рук в упоре лежа, используются для оценки силовой выносливости.

Возраст,

лет

Оценка

Поднимание туловища из положения лежа, кол-во раз

Сгибание рук в упоре лежа, кол-во раз

ниже - среднего

средний

выше среднего

ниже - среднего

средний

выше среднего

Девочки

10

15

20

25

4

11

18

11

16

21

26

4

11

18

12

17

21

25

4

11

17

13

18

24

30

4

11

18

14

17

22

27

3

11

19

15

16

22

27

2

10

18

16

17

23

28

4

11

17

17-18

17

23

28

7

13

19

мальчики

10

17

22

27

8

19

30

11

10

23

25

11

21

31

12

19

25

31

13

23

33

13

21

27

33

12

23

34

14

21

27

33

15

26

37

15

23

28

34

18

28

38

16

24

30

36

19

31

43

17-18

25

30

36

20

32

44

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1-ого года обучения

Общее количество часов на 2023\2024 учебный год  - 144

Номер  занятия

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во часов

Контроль двигательных действий

По плану

факти-чески

1-2

Физическая культура и спорт в России.

2

3-4

Сведения о строении и функциях организма.

2

5-6

Сведения о строении и функциях организма.

2

7-8

Основы техники и тактики по баскетболу.

2

9-10

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль.

2

11-12

Основы методики обучения и тренировки по баскетболу.

2

13-14

Техника защиты.

2

15-16

Правила организации и проведения соревнований.

2

17-18

Техника защиты.

2

19-20

Тактика нападения.

2

21-22

Техника нападения.

2

23-24

Техника защиты.

2

25-26

Техника нападения.

2

27-28

Тактика нападения.

2

29-30

Техника нападения.

2

31-32

Общая физическая подготовка.

2

33-34

Тактика защиты.

2

35-36

Специальная физическая подготовка.

2

37-38

Техника нападения.

2

39-40

Тактика защиты.

2

41-42

Общая физическая подготовка.

2

43-44

Тактика нападения.

2

45-46

Тактика защиты.

2

47-48

Тактика нападения.

2

49-50

Общая физическая подготовка.

2

51-52

Техника защиты и нападения.

2

53-54

Контрольные игры и испытания.

2

55-56

Тактика защиты и нападения.

2

57-58

Тактика защиты.

2

59-60

Тактика защиты.

2

61-62

Общая физическая подготовка.

2

63-64

Специальная физическая подготовка.

2

65-66

Техника нападения.

2

67-68

Техника нападения .

2

69-70

Тактика защиты.

2

71-72

Соревнования по баскетболу.

2

73-74

Специальная физическая подготовка.

2

75-76

Тактика защиты.

2

77-78

Общая физическая подготовка.

2

79-80

Тактика нападения.

2

81-82

Тактика защиты.

2

83-84

Тактика нападения.

2

85-86

Общая физическая подготовка.

2

87-88

Техника защиты и нападения.

2

89-90

Контрольные игры и испытания.

2

91-92

Тактика защиты и нападения.

2

93-94

Общая физическая подготовка.

2

95-96

Техника нападения.

2

97-98

Техника защиты.

2

99-100

Специальная физическая подготовка.

2

101-102

Тактика нападения.

2

103-104

Тактика защиты.

2

105-106

Общая физическая подготовка.

2

107-108

Специальная физическая подготовка.

2

109-110

Контрольные испытания.

2

111-112

Техника нападения.

2

113-114

Техника защиты.

2

115-116

Техника нападения.

2

117-118

Тактика нападения.

2

119-120

Техника нападения.

2

121-122

Общая физическая подготовка.

2

123-124

Тактика защиты.

2

125-126

Специальная физическая подготовка.

2

127-128

Техника нападения.

2

129-130

Общая физическая подготовка.

2

131-132

Специальная физическая подготовка.

2

133-134

Техника нападения.

2

135-136

Техника защиты.

2

137-138

Тактика нападения.

2

139-140

Тактика защиты.

2

141-142

Специальная физическая подготовка.

2

143-144

Специальная физическая подготовка.

2

                                                                                                     

Л и т е р а т у р а

      

  1. Баскетбол. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР. Допущена Федеральным агентством по ФКиС. Издательство «Советский спорт». М. 2008. программа составлена группой авторов: Ю. М. Портнов – академик РАО, доктор пед. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ; В. Г. Башикира – заслуженный тренер России; В. Г. Луничкин – профессор, заслуженный тренер СССР и России и т. д.
  2. Баскетбол. Примерная программа подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. Допущена Комитетом по РФ по ФКиС. Издательство «Советский спорт», Москва, 2004г.
  3. Программа для внешкольных учреждений. Министерство просвещения СССР. Москва, «Просвещение», 1977г.
  4. Баскетбол. Программа для секций коллективов физкультуры. Утверждена Комитетом по ФКиС при СовМине СССР. Москва, 1971г., Издательство «ФиС».
  5. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов по баскетболу, утвержденная Министерством образования РФ. Москва, «Просвещение», 1993г. и Москва, «Просвещение», 1984г.
  6.  Баскетбол. Программа для ЖОУ УДОД №8, г. Мурманска, 2002
  7. Отбор в спортивных играх. М. С. Бриль. Москва, «Физкультура и спорт», 1980
  8. Спортивный отбор. В. М. Волков, В. П. Филин. Москва, «ФиС», 1983
  9. Единая Всероссийская спортивная классификация 2001-2005, Москва, «Советский спорт», 2002
  10. Официальные правила баскетбола. Международная Федерация Баскетбола. Российская Федерация Баскетбола. Москва, СпортАкадемПресс, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...