Консультация педагогов "Современные подходы к классификации методов воспитания"
консультация

Лапина Татьяна Петровна

Консультация педагогов "Современные подходы к квассификации методов воспитания" проводится с целью информирования педагогических работников образовательной организации о новых подходах к воспитательной работе с детьми, чтто находит свое отражение в современных классификациях методов воспитания". Современный педагог должен иметь высокий уровень знаний в разных областях педагогической науки для ведения успешной воспитательной работы с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_metody_vospitaniya.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

К КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ»

Методы воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

Это взаимодействие строится на основе ведущей и направляющей роли педагога, который является руководителем и организатором целесообразной деятельности учащихся.

Методы воспитания реализуются посредством определённых приемов и средств воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств воспитанников, для развития сознания и выработки у них определенных навыков и привычек поведения.

Приемы воспитания − это конкретные мероприятия (рассказы, беседы, собрания, вечера, конкурсы, олимпиады).

К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), с другой − совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации и т.п.).

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, богатством организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания.

Наиболее простая классификация методов воспитания – классификация в зависимости от типа материала, предназначенного для восприятия воспитанником. Все методы в соответствии с этим критерием делятся на следующие три группы:

1) Словесные методы. В словесных методах воспитания воспитуемый воспринимает слово. Слово является основным материалом воспитания. О силе слова написано много книг. Слово может быть устным и письменным. Одним из распространенных словесных методов является убеждение. Широкое распространение получили притчи, метафоры.

2) Наглядные методы очень эффективны в воспитании. Разновидностью наглядного метода является метод примера. Воспитатель или родитель делает сам то, что он хочет, чтобы делал ребенок. Для детей более действенны реальные поступки (вербальные и невербальные) воспитателя. В практике воспитания могут быть расхождения в словесных и практических воздействиях. Воспитатель (родитель) говорит, что курить вредно для здоровья, однако сам курит. Естественно, ребенок воспринимает действия воспитателя (образы действий) и в памяти у него эти образы откладываются. Эти образы будут управлять поведением ребенка более действенно, чем слова воспитателя. Под действием воспитателя необходимо понимать и словесные его действия. Воспитатель ребенку говорит одно, а поступает по-другому. Например, воспитатель или родитель говорит ребенку, что нельзя выражаться нецензурно, но в то же время сам допускает употребление нецензурных слов. Ребенок может повторять действия воспитателя. Таким образом, реальные действия (вербальные и невербальные) могут расходиться с воспитательными словами, которые произносит воспитатель. Поэтому метод примера является более действенным, чем словесный метод объяснения или убеждения.

3) Практические методы. В практических методах воспитанник выполняет действия, которые он воспринял от воспитателя. На этом этапе воспитатель добивается выполнения того, что он сказал или показал воспитаннику.

Классификация методов воспитания в зависимости от количества участников делятся на три группы:

1) Индивидуальные методы, которые применяют при работе с отдельным воспитанником.

2) Групповые методы, при которых работа идет с группой детей. Это может быть два, три и более человек, с которыми занимаются по определенной программе. В психологических тренингах могут формироваться группы для детей, испытывающих агрессию, страх и т.п.

3) Семейные методы, в которых наблюдается своя специфика по сравнению с групповым методом. В семье люди находятся в тесных эмоциональных отношениях, поэтому могут применяться технологии, отражающие глубинные отношения друг к другу членов семьи, например, ансамбль семьи.

Наиболее известной и распространенной является классификация, которую разработали известные российские педагоги Юрий Константинович Бабанский, Виталий Александрович Сластенин и Галина Ивановна Щукина.

Методы воспитания объединяются в следующие группы:

а) методы формирования сознания:

  • убеждение (воздействие на разум, волю и чувства с целью формирования желаемых качеств и четких понятий о жизни, ибо как писал критик и публицист Николай Александрович Добролюбов: «Большая часть преступлений и безнравственных поступков совершается по невежеству, по недостатку здравых понятий о вещах… Большая часть людей совершает проступки всякого рода потому, что ни о чем, собственно, не имеет определенного понятия, а так себе колеблется между добром и злом»);
  • беседа (формирует личностное отношение к окружающей действительности, поэтому должна наводить воспитанников на размышления; например, Лев Николаевич Толстой писал: «Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки»);
  • лекция (развернутое, продолжительное и систематическое изложение проблемы на основе теоретического обобщения конкретных фактов);
  • диспут (столкновение мнений с целью формирования суждения и оценок, что помогает ребенку научиться защищать свои взгляды);
  • пример (более эффективен по сравнению со словесными методами воздействия, основан не человеческом стремлении к подражанию, т.к. слова учат, а примеры влекут; еще Сенека говорил: «трудно привести к добру нравоучением, легко примером»);

б) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения:

  • упражнение (планомерно организованное многократное выполнение различных действий с целью формирования определенных знаний или навыков);
  • приучение (упражнение с целью выработки хороших привычек);
  • поручение (выполнение определенного задания);
  • создание воспитывающих ситуаций (воспитанник ставится в ситуацию выбора определенного решения, варианта поведения. Это могут быть эпизодические и длительные поручения, акции милосердия и благотворительности, дежурство, соревнования и состязания и др.);
  • требование (может быть прямым (предписание, инструкция, приказание, указание) и косвенным (просьба, совет, намек, рекомендация, подсказка), причем при реализации косвенных требований педагогическая позиция является максимально скрытой);

в) методы стимулирования деятельности и поведения:

  • соревнование (тренирует такие качества, как выносливость, силу воли и духа, формирует самооценку человека и др.);
  • поощрение (сигнал о состоявшемся самоутверждении, которое может реализовываться в форме одобрения, похвалы, благодарности, награды, ответственного поручения, поцелуя, моральной поддержки, проявлении доверия и восхищения, заботы и внимания, прощения др.);
  • наказание (порождает потребность изменить поведение, формирует чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных ощущений, реализуется в форме замечания, выговора, общественного порицания, отстранения от важного дела, морального исключения из общественной повседневной жизни, сердитого взгляда, осуждения, возмущения, упрека и др.).

Своеобразие отдельных воспитательных приемов и средств обусловлено характером тех качеств ребёнка, на совершенствование которых они направлены. Поэтому, педагог, который освоил всю совокупность воспитательных приемов, может находить и использовать такие их комбинации, которые в наибольшей степени соответствуют конкретной ситуации. Эффективность методов воспитания зависит от того, насколько в воспитательном процессе задействована работа учащегося, его природные способности.

        Примеры самых распространенных методов воспитания в современной системе дополнительного образования.

1) Метод убеждения. Убеждение − это метод воспитания, который предполагает воздействие воспитателя на сознание, чувства и волю учащихся с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения негативных черт в их поведении. Метод убеждения способствует формированию глубоко осмысленной и эмоционально пережитой точки зрения по различным мировоззренческим и этическим вопросам.

Психологической основой этого метода воспитания является принцип опережающего отражения в сознании ребенка действий и поступков, которые он собирается совершить. Т.е., предпринимая определенные действия, личность соотносит их с общественными требованиями.

Средствами метода убеждения являются разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы, рассказ, конференции, диспуты, встречи с деятелями искусства, культуры, науки, спорта.

2) Метод одобрения и осуждения.

Одобрение как метод воспитания есть признание, положительная оценка поведения или качеств воспитуемого со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в индивидуальной беседе.

Осуждение как метод воспитания выражается в отрицательной оценке действий и поступков воспитуемого, которые противоречат нормам и правилам поведения данного коллектива. Макаренко А. С. указывал на то, что этот метод воспитания «помогает оформиться крепкому человеческому характеру», способствует повышению ответственности детей за свои поступки, воспитывает волю и человеческое достоинство, вырабатывает умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

Психологической основой методов осуждения и одобрения являются внутренние переживания, которые возникают у человека при применении этих методов. Когда его поступки одобряются, он переживает чувство удовлетворения. Это стимулирует его к улучшению своего поведения, вызывает прилив бодрости, энергии и укрепляет уверенность в себе, способствует дальнейшему духовному росту.

Средствами метода одобрения являются: личная похвала педагога, благодарность в приказе по школе, помещение фотографии на доску почета.

Средствами метода осуждения являются: замечание педагога, устный выговор.

Любое осуждение должно сопровождаться анализом неблаговидного поступка и его оценкой. Не следует использовать меры осуждения в тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения случайно, здесь можно ограничиться пояснительной беседой. Особенно внимательно следует относиться к тем учащимся, которые отличаются повышенной раздражительностью и неуравновешенным характером. Применение метода осуждения к таким учащимся может побудить их к необдуманным, опасным для них поступкам. Здесь нужно проявлять особую осторожность, тактично анализировать совершенные ими поступки

3) Метод поощрения и наказания.

Поощрение - положительная оценка поведения или поступков воспитуемого со стороны педагога, подкреплённая каким-либо вознаграждением. Оно

необходимо для закрепления положительного с точки зрения данного общества поведения.

Средствами метода поощрения: награждение похвальными грамотами и медалями за особые успехи в учебе и поведении.

Основные правила поощрения:

  1. Время. Поощрение должно быть произведено сразу после совершения поступка (до совершения следующего поступка).
  2. Величина поощрения должна соответствовать совершенному поступку.
  3. Нельзя поощрять действие, которое еще не совершено.
  4. До совершения поступка можно давать ребенку поощрительную информацию, например, сказать: «мне очень нравится, когда книжки аккуратно сложены».

Наказание - негативная оценка поведения или поступков воспитуемого со стороны педагога, для исключения нежелательного поведения. Наказание действует только тогда, когда нежелательное поведение еще не вошло в привычку.

Основные правила наказания:

  1. Наказание не должно рассматриваться как месть (произвол) со стороны взрослых. Его нельзя осуществлять в состоянии гнева, раздражения.
  2. Действует только осознанное наказание. Необходимо ребенку объяснить, за что его наказывают.
  3. Указывая ребенку на нежелательность какого-либо действия, нужно анализировать только само действие, не привязывать его к личностным качествам самого ребенка. Например, если ребенок не дает игрушку другим детям. Педагог говорит: «Не хорошо брать только себе. Вместе играть интереснее». Но нельзя сказать: «Ты – жадина, отдай игрушку».
  4. После осуществления наказания, о нем больше не напоминать.
  5. Прежде чем наказывать ребенка, задайте себе вопрос: «чего я хочу добиться»? а не «за что наказываю»?

4) Метод положительного примера. Метод воспитания, в основе которого лежит стремление ребенка копировать в своем поведении те действия и поступки, которые с его точки зрения, кажутся значительными и укрепляют его достоинство.

Психологической основой данного метода является способность к подражанию.

Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко – примером». На это указывал Каменский Я. А.: дети «учатся раньше подражать, чем познавать». 

При использовании метода положительного примера необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся. С возрастом у детей повышается критичность в оценке поведения сверстников и взрослых. По мере взросления подражательная способность становится более осознанной, морально-оценочной и оказывает влияние на проявление нравственной активности. В глазах подростка только тот хороший поступок заслуживает одобрения, который совершен авторитетным, уважаемым человеком. Это, прежде всего, относится к педагогу.

Примерами подражания так же могут быть герои мультфильмов, художественных произведений, выдающиеся люди искусства, культуры, общественные лидеры, герои и духовные подвижники, сверстники.

5) Метод упражнений.

Для формирования личностных качеств большое значение имеют навыки и привычки поведения. Метод упражнений представляет собой многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения.

Воспитательные средства: общественные поручения, культмассовая работа, уборка класса, игра. Общение как особый вид деятельности, в процессе которого учащиеся путем упражнений и приучения отрабатывают культуру речи (спасибо, пожалуйста и т.п.), навыки и привычки вежливости, честности, справедливости.

Психологической основой данного метода является выработка условных рефлексов.

6) Метод контроля.

Метод заключается в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил, к выполнению определенных заданий.

Средствами метода контроля являются: повседневное наблюдение за поведением учащихся, индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или общественных поручений, отчеты школьников перед своими товарищами о своей работе и дисциплине. Метод контроля играет роль напоминающего фактора в поведении учащихся.

7) Метод переключения.

Метод применяется с целью возбуждения у коллектива или ученика нового психического состояния. Например, сгладить появившуюся обиду, снизить угнетающее состояние после неудачи и т.п. Когда ученик проявляет упрямство, лучше переключить его внимание на другую деятельность, и в процессе этой деятельности побудить ребенка к осознанию допущенных им ошибок.

ВЫВОДЫ

1) Перечисленные методы воспитания нельзя применять механически. Только умелое применение всей совокупности методов воспитания, с учетом возрастных и личностных психофизиологических особенностей детей, обеспечит успех в развитии учащихся, будет способствовать формированию у них личностных качеств.

2) Проблема выбора оптимального метода воспитания.

На практике важно не только применить один из методов, а выбрать наилучший – оптимальный. Выбор метода – это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется самый выгодный путь, который позволяет быстро и эффективно достичь намеченной цели.

Общие факторы, которые определяют выбор методов воспитания:

  1. Цели и задачи воспитания.
  2. Содержание воспитания.
  3. Возрастные особенности детей. Одни и те же задачи решаются разными методами в зависимости от возраста воспитанников. Возраст − это не только количество прожитых лет, это социальный опыт, уровень развития психологических и моральных качеств.
  4. Условия воспитания. К условиям воспитания, прежде всего, относятся межличностные отношения, психологический климат в коллективе, стиль педагогического управления и др.
  5. Индивидуальные и личностные особенности детей.

Воспитатель избирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Выбирая метод, педагог должен быть убежденным в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет использование данного метода. Выбор методов должен быть подготовленным и предусматривать реальные условия для осуществления.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. − М.: Педагогика, 1991. − 480 с.
  2. Подласый, И. П. Педагогика: учебник. Книга 1. / И. П. Подласый. − М., 2012. − 574 с. − URL: https://studfile.net/preview/5711044/
  3. Сластенин В. А. и др. Педагогика / Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. − М.: Академия, 2013. − 576 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функционально-операционный подход к выбору методов воспитания в педагогической деятельности

статья и презентация подробно расскажет о выборе методов воспитания в работе педагога...

Презентация "Современные педагогические технологии. Классификация методов обучения"

Данная презентация может быть использована методистом, заместителем директора на инструктивно-методическом совещании, тематическом педсовете, а также для подготовке к аттестации педагогических работни...

Классификация основных методов воспитания певческого голоса. Методические рекомендации

Методы вокальной педагогики многочисленны и разнообразны, даже если учитывать только те, что применяются в современной практике.Педагогические методы можно разделить на две группы: одни приводят певца...

Общеобразовательные программы: обновление подходов к классификации программ

Общеобразовательные программы: обновление подходов к классификации программ.  В связи с вступлением Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012г. № 273_ФЗ и "Порядка...

Принципы воспитания, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Классификация методов воспитания.

В своей самостоятельной работе раскрываю основные принципы воспитания и классификацию методов воспитания. Данные принципы изложены мной на основе многолетнего опыта работы с подрастающим поколением и ...

Современные подходы, формы и методы гражданско-патриотического воспитания школьниковv

В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформир...

Консультация педагогов "Современные классификации методов обучения"

Консультация педагогов "Современные классификации методов обучения" продится с целью информирования педагогов о методах обученя, о традиционных и современных классификациях методов обучения....