Классификация основных методов воспитания певческого голоса. Методические рекомендации
методическая разработка по теме

Матиевская Марина Павловна

Методы вокальной педагогики многочисленны и разнообразны, даже если учитывать только те, что применяются в современной практике.

Педагогические методы можно разделить на две группы: одни приводят певца к строго определенной и всегда одной и той же вокальной технике; другие – более широкие и представляющие для нас значительный интерес – позволяют педагогу и певцу заранее наметить желаемую технику.

Как правило, наиболее ценные методы были созданы не фониатрами и ларингологами, а оперными певцами, которые опирались на свой практический опыт или наблюдения над другими певцами.

Рассматривается пять основных групп педагогических методов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей

«Пикалевская детская школа искусств».

Классификация основных методов воспитания певческого голоса

( Методические рекомендации)

Преподаватель класса «Сольное пение»

Матиевская Марина Павловна

Пикалево

2012 год

Определение метода воспитания певческого голоса

Методом воспитания певческого голоса называется совокупность систематизированных  указаний  и  советов, постепенное усвоение которых приводит к появлению у любого здорового человека определенных  певческих  навыков  или  вокальной техники, обеспечивающей желаемые диапазон, силу тембр голоса при неутомляемости голосового аппарата.

К этому определению можно сделать несколько добавлений:

  • любой педагогический метод применим только к здоровым людям. Певцу с больным голосовым аппаратом в первую очередь надо обращаться к врачу и только после выздоровления устранять те или иные недостатки своей вокальной техники;
  • методические приемы должны быть систематизированы, и уточнены способы и условия их применения;
  • использование определенной методики при воспитании различных певцов должно привести их к однотипной вокальной технике, позволяющей сравнивать их исполнение, разумеется, с учетом анатомо-физиологических особенностей каждого из них;
  • в наше определение не входят методы, обучающие певца только приемам художественной выразительности, умению передавать слушателям эмоциональное содержание музыкальных произведений. Однако из дальнейшего будет ясно, что методы развития вокальной техники и художественной выразительности взаимно связаны.

Разнообразие вокальных методов воспитания

Методы вокальной педагогики многочисленны и разнообразны, даже если учитывать только те, что применяются в современной практике. Некоторые методы прошлого часто были основаны на невежестве или шарлатанстве: например, педагоги рекомендовали петь, одновременно делая попытки поднять рояль, петь, лежа с грузом книг на животе или с сильно высунутым языком. На подобных приемах мы не будем останавливаться.

Педагогические методы можно разделить на две группы: одни приводят певца к строго определенной и всегда одной и той же вокальной технике; другие – более широкие и представляющие для нас значительный интерес – позволяют педагогу и певцу заранее наметить желаемую технику.

 Как правило, наиболее ценные методы были созданы не фониатрами и ларингологами, а оперными певцами, которые опирались не на выдуманные системы,  а на свой практический опыт или наблюдения над другими певцами. Они не строили свои рекомендации на песке, но опирались на факты, которые нередко излагали весьма неточно, однако их высказывания все же заслуживают серьезного внимания физиологов.

Пять основных групп педагогических методов

  1. Методы, прививающие ученику определенные мышечные  движения  или установки

В эту группу включены методы, оказывающие воздействие на певческое звукообразование. К таким установкам можно отнести:

  • форму рта,
  • положение гортани или её вертикальные движения, положение языка,
  • тип дыхания и т.д.

Опора дыхания

В связи с анализом этой группы мы рассмотрим вопрос об «опоре дыхания». Пение на опоре состоит в следующем: певец делает глубокий вдох, сначала брюшной, оставляя в покое грудную клетку, затем продолжает его до тех пор, пока не наметится очень легкий подъем грудной клетки. После почти неуловимой паузы певец смыкает связки и затем издает желаемый звук.

В процессе пения следует удерживать вдыхательную позицию и особенно слегка приподнятое положение грудной клетки. Фонационный выдох, то есть поддержка подсвязочного давления во время пения, происходит за счет плавного подъема диафрагма под действием брюшной мускулатуры. Наконец, когда грудная клетка начинает спадать и звук теряет поддержку и устойчивость, он инстинктивно прерывается певцом на этой фазе выдоха.

Принцип низкого положения гортани (штаупринцип)

Знаменитый принцип низкого положения гортани (штаупринцип) – от немецкого stauen – «останавливаться», «застаиваться» –  требует, чтобы гортань прочно удерживалась в низком положении. Жорж Армин, бывший певец и преподаватель пения в Лейпциге, выработал в начале  XX века, который, по его мнению, должен был постепенно обеспечить любому певцу низкое положение гортани.

Низкое положение гортани и глубокое смыкание голосовых связок являются необходимым условием для интенсивности звука и качества тембра. ( но не только это влияет на силу голоса). Армин для установки гортани пользовался в упражнениях следующими звуками: d – для мужчин, as – для женщин, c1 – для детей, используя при этом закрытое звучание, близкое к еи.

Принципы  расширения и эластичности

Доктор философии Е. Фернау-Горн является в Германии видным педагогом и теоретиком вокального образования. В своих книгах она изложила свой метод и назвала его «принципами расширения и эластичности».

Принцип 1. Рекомендация певцу добиваться расширения глотки, что вызывает понижение гортани (сходство с методом Армани). Это осуществляется осторожным полузевком, создающим желаемое расширение. (Зевок увеличивает импеданс.) Данный метод  является более гибким.

Методы, непосредственно воздействующие на окраску гласных

В данную  группу включены методы, непосредственно воздействующие на тембр певца путем систематического изменения этой окраски гласных в том или ином направлении. Понятно, что изменению окраски гласных соответствует изменение ротоглочных полостей и режима колебаний голосовых связок. Этот метод получил наиболее завершенную форму в работах Альберта Лабрие, изданных в 1925-1927 годах, и более точно может быть назван «методом вокальной настройки на основе принципа компенсации гласных».

Форма раскрытия рта в ширину и по вертикали

Издавна вокальная педагогика рекомендовала при пении две фазы раскрытия рта: в ш и р и н у и по в е р т и к а л и.

Мануэль Гарсиа. Обладал очень скромными вокальными данными. Пение на улыбке или открытие рта  в ширину соответствует вокальной технике со слабым или очень слабым импедансом.

Леон Мельхисседек. Пение по вертикали, тормозящее боковое растяжение губ. Подобный способ фонации соответствует технике с очень сильным импедансом.

  1. Метод локализованных внутренних ощущений

В этой   группе рассматриваются, вероятно, наиболее тонкие методы, связанные с тем, что пение вызывает в голосовом аппарате и теле певца четко воспринимаемые и определенно локализованные внутренние ощущения, меняющиеся соответственно с изменением вокальной техники данного певца. Отсюда возникла мысль вырабатывать постепенно ту или иную вокальную технику, систематически запоминая ощущения, которые ей соответствуют.

Опыт показывает, что этот принцип вполне обоснован и ведет к прекрасному самоконтролю над звукообразованием и позволяет по ощущениям видоизменять вокальную технику.

В эту группу входят методы Лили Леман, Жана Морана и различные их видоизменения, внесенные их последователями.

Точка  Морана. Поиски и установка точки Морана

Ж. Моран наблюдал в 1928 году у себя и своих коллег из Гранд-Опера в Париже, что при правильном звукообразовании, в пение полной мощностью, на любой гласной и любой высоте максимум интенсивности внутренних ощущений располагается  в определенной и неизменной точке передней части нёба, позади верхних зубов. Эта точка называется  «точкой Морана».

Поиски и установка точки Морана могут  составить метод обучения, направляющий  звукообразование к вокальной технике с достаточно сильным приведенным импедансом.

Ж. Моран отыскивал:

1-й этап – прежде всего желаемую локализацию точки с помощью атаки гласных Не на forte или mezzo forte  на высотах между g и c1 для мужчин, и g1 и c2 для женщин. Найдя точку Морана  и хорошо почувствовав её, ученик должен был упражняться  в восходящих и нисходящих гаммах, удерживая на той же гласной неизменную локализацию своих нёбных ощущений.

Выполнив это  задание, ученик возвращался к своим исходным высотам, стараясь перевести первоначально выбранную им  гласную в другие гласные, стремясь строго сохранять в передней части нёба локализацию уловленных им ощущений.

2-й этап – необходимо связать звукообразование гласных с артикуляцией согласных, стараясь как можно быстрее возвратиться к ведущим вокальным ощущениям, после того как артикуляция некоторых согласных на мгновение разрушила их.

3-й этап – осуществление всевозможных экспрессивных заданий, связанных с музыкальной интерпретацией данных произведений, требующих иногда больших изменений в окраске звука. Здесь надо стремиться не слишком удаляться от  достигнутых ощущений и возвращаться к ним по мере возможности.

  1. Внутренние волевые приказы

 Четвертая группа использует внутренние волевые приказы, создающие желаемую выразительность. При этом возникшее эмоциональное состояние должно сопровождаться соответствующей лицевой мимикой в предположении, что все это вызовет у певца необходимые мышечные установки, форму ротоглоточных  полостей и окраску звука.  

Мы рассмотрим работу Рауля Дюамеля (1954), Пьера Бонье (1906).

Общий принцип методов, использующих эмоциональную настройку певца

Основным механизмом этих методов является воздействие на тембр гласных, которое достигается указаниями, побуждающими ученика решать определенную задачу выразительности. Путем внутренних волевых приказов певец должен вызвать в себе определенное эмоциональное состояние, которое, как предполагается, в свою очередь может создать желаемую краску гласных.

В основе данных методов лежит правильный принцип. У каждого хорошо обученного певца, владеющего вокальной и исполнительской техникой, экспрессивное намерение, психологически прочувствованное, вызывает автоматическое приспособление гортанного тонуса, также изменение форм ротоглоточных полостей, что в свою очередь влечет изменение окраски гласных в соответствии с желаемой экспрессией. Кроме того, эти вокальные экспрессивные изменения сопровождаются  соответственной лицевой мимикой. Таким образом, это теоретически обоснованный прием, для того, чтобы воздействовать на тембр певца в определенном направлении.

Следует уточнить, что он эффективен в полной мере лишь с хорошо обученными певцами как с точки зрения исполнительской, так и вокальной техники.

  1. Воздействие звуковых стимуляций на слух поющего

Это методы, изменяющие звукообразование за счет возникающих во время пения обратных связей между слуховым органом и гортанью. Для получения желаемого изменения звука слух поющего подвергается соответствующим звуковым стимуляциям.

Эта возможность, несомненно, была известна давно, но ее экспериментальное изучение и обоснование было сделано А. Томатисом только в 1954-1957 годах.

Общий принцип методов, использующих обратные связи слухового происхождения

Группа вышеуказанных методов пользуется физиологическим рефлекторным механизмом, практически  в о з д е й с т в и ю   в о л и  субъекта  н е    п о д л е ж а щ и м.

В простейшей форме механизм звуковой стимуляции иногда находил применение в певческой практике: за 5 минут до выхода на сцену певец затыкает уши двумя тампонами ваты, которые он снимает тотчас перед выходом. Получается временная гиперстимуляция, усиливающая блеск голоса. Прием это безвреден, но не может быть, однако, специально рекомендован.

Роль подражания в  преподавании пения

Голосовые показы  играют облегчающую роль в деле певческого преподавания.

Освоение прикрытия звуков всегда облегчается, если ученик на слух улавливает необходимую перемену тембра, происходящую при правильном прикрытии. Прикрытие звука является основным механизмом певческого звукообразования  и требует от певца     вдумчивого к нему отношения.

При удачном подборе соответствующих образцов способ подражания может облегчить ученику достижения верхних пределов своего диапазона.

О воспитании тембрального слуха певца

Из выше изложенного можно сделать вывод, что воспитание слуха певца в отношении   в о к а л ь н о г о   т е м б р а   является делом первостепенной важности, которым нельзя пренебрегать.

Если певец контролирует каждое мгновение характер своего звукообразования по внутренним ощущениям, составляющим его вокально-телесную схему, то на слух он воспринимает и тембр своего голоса, по крайней мере в отношении общей краски, густоты и блеска. Привыкнув к данному тембру, он будет к нему стремиться, приводя в действие механизмы обратных слуховых связей. Этим объясняется трудность изменения вокальной техники у певца, не воспринимающего те изменения тембра, которые преподаватель пытается у него вызвать.

Итак, певец должен избегать!!!
слушать голоса с плохой техникой (исполнительской)

и  стремиться слушать
тех певцов, голоса которых соответствуют его голосу и технике.

Узнав о значении обратных слуховых связей, певец или преподаватель пения  должны  понять, насколько может выиграть пение (певца или ученика) от включения  в действие тонких нейрологических механизмов, при помощи которых внутренние ощущения, связанные с тембром, управляют тонусом гортани и ротоглоточными  установками. Эта деятельность находится вне контроля сознания, но её значение певец, а также преподаватель могут оценить лишь в процессе певческой практики (певца или учеников).

Общие выводы из вышеизложенной информации

Педагогические методы пяти вышеуказанных групп:

  1. Мышечные движения или установки.
  2. Воздействие на тембр.
  3. Внутренние ощущения.
  4. Внутренние волевые приказы.
  5. Обратные связи между слуховым органом и гортанью.

могут быть применены певцами или преподавателями пения для воспитания певческого голоса у солистов, а также у участников вокально-хоровых коллективов.

Все методы в той или иной степени используются преподавателями современных вокальных школ и не являются взаимоисключающими. Имеет значение лишь когда (на каком профессиональном уровне, этапе) и к какому голосу следует применять тот или иной метод.

Используемая литература:

  1. Бучель В, Н. «Азбука резонансного пения. Вопросы звукоизвлечения»
  2. Ваккаи Н. «Практический метод итальянского камерного пения»
  3. ГромовС. «Старые и новые методы постановки голоса»
  4. Дмитриев Л. «Основы вокальной методики»
  5. Пекерская Е. М. «Вокальный букварь»
  6. Яссон Р. «Певческий голос»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации. Развитие певческого голоса у детей 6 – 12 лет с использованием фонопедического метода

«Методические рекомендации развития певческого голоса у детей 6 – 12 лет с использованием фонопедического метода» предназначены для организации учебных занятий с учащимися 1- 5 классов. Особое в...

Воспитание певческого голоса в детском хоре.

Воспитание певческого голоса необходимо начать с разогрева голосового аппарата. Распевание - материал, развивающий певческий голос. В методической разработке говорится о связи распевания с работой над...

Научная работа «Основные недостатки певческого голоса и пути их преодоления».

«Основные недостатки певческого голоса и пути их преодоления»....

Вокально - певческая работа. Методические рекомендации.

Методические рекомендации по вокально-певческой работе. Представлены различные упражнения и методы развития музыкальной памяти и слуха, вокальных навыков, чувства ритма, основы музыкальной грамоты....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

«Работа с родителями. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения» (методические рекомендации из опыта работы школы «РЭР»)

laquo;Работа с родителями. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения» (методические рекомендации из опыта работы школы «РЭР»)...

Использование кейс-метода на уроках литературы: методические рекомендации

Методические рекомендации по использованию кейс-метода на уроках литературы разработаны с целью дать описание методики использования кейс -технологии, познакомить с типологией кейсов, их структурой и ...