Формирование и развитие полифонического мышления в классе фортепиано
методическая разработка

Хашина Светлана Геннадиевна

Формирование  полифонического мышления  - один из сложных разделов музыкального воспитания, которое нужно развивать, начиная с первых лет обучения игре на фортепиано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_polifonicheskogo_myshleniya_v_klasse_fortepiano.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие полифонического мышления в классе фортепиано

Уже с первого года обучения в музыкальной школе педагог открывает перед ребёнком интересный и нелегкий мир полифонической музыки. Освоение полифонии позволяет учащимся не только овладеть навыками  исполнения полифонической музыки, но и многое сделать для общей музыкальной подготовки обучения игре на фортепиано. Роль работы над полифонией в слуховом воспитании, в достижении тембрового разнообразия звучания, в слуховом воспитании особенно важна в умении вести непрерывные мелодические линии, в  достижении разнообразия тембра звучания, в развитии навыков исполнения легато. Неоспоримое преимущество работы над полифоническими произведениями в области технического мастерства. Многоголосие также дает много возможностей для развития гибкости рук и пальцев и уверенности звучания. При систематической работой над полифонией у ребёнка  развивается фактурный, тембровый, линиарный слух; техника (умение играть одной рукой одновременно сразу несколько голосов, ведения хорошего легато), координацию рук (исполнение разными штрихами: в одной руке легато, в другой нон-легато) и полифоническое мышление.

При изучении музыки полифонического характера сохраняются основные принципы работы над произведением, но при этом многие требования к учащемуся приобретают несколько иные оттенки.

        Важнейшей характерной чертой полифонии является наличие нескольких  вместе звучащих и развивающихся мелодических голосов. Это  определяет  главную задачу ученика – необходимость слышать и играть каждый  голос в полифоническом произведении  отдельно, а также  вместе все голоса в их взаимосвязи. И поэтому все, что связано с исполнением мелодических линий приобретает ещё большее значение и требует особого внимания.

     Учащиеся знакомятся с полифонией с первого урока. Для самых маленьких лучше всего вначале использовать мелодии детских и народных песен в самых легких переложениях для фортепиано. Песни следует выбирать простые, узнаваемые, желательно популярные народные с   яркой интонационной выразительностью, с четко выраженной кульминацией. Поэтому с первых уроков мелодии станут центром внимания ученика. Он будет выразительно напевать, а затем выразительно «подпевать» на инструменте. Обычно дети проявляют особый интерес к  пьескам  из сборника Артоболевской «Знакомство с музыкой».

С первых классов школы мы стараемся познакомить  ученика со всеми видами полифонического письма – подголосочным (одновременное звучание нескольких подголосков), контрастным (у голосов нет единой темы) и  имитационным (мелодические линии исполняются  разными голосами)  и помочь научиться исполнять два, а потом и три голоса в разнохарактерных легких произведениях полифонического склада.

 Полифонические произведения ,  доступные  уже на первом году обучения, можно разделить на три группы.

1. Легкие полифонические обработки народных песен подголосочного склада, содержание которых близко  детям и понятно. Преподаватель рассказывает о том, как эти песни исполнялись в народе: один человек начинал петь песню, потом ее подхватывал хор («подголоски»), изменяя эту же мелодию. Например, песни «На горе то калина», «Заиграй, моя волынка». Ее можно исполнить ансамблевым способом. Ученик начинает играть партию запевалы, а педагог на другом инструменте продолжает играть эту песню вместо хора. Потом следует поменяться местами , дав ученику возможность самому исполнить «подголоски» , и уже через несколько уроков он сам приходит к убеждению , что они не менее значимы, чем сама мелодия.

Играя   обе партии поочередно с преподавателем, ученик не только почувствует самостоятельную жизнь каждой из них, но и слышит сочетание всех голосов вместе в произведении.

2. Вторую группа состоит из пьес  с двумя контрастирующими голосами. Как правило, в верхнем голосе проходит основная мелодия. Ей противопоставлена важная басовая линия, которая менее выразительная по интонации. Контрастная полифония основана на развитии независимых линий с разной динамикой, фразировкой, штрихами и кульминацией. К этой гпуппе можно отнести старинные пьесы, имеющие танцевальный характер.

3.  С эмитационным видом полифонии лучше всего познакомиться  на понятных ребенку произведениях. Например в «Эхо» И.Лотмана. Здесь напевный мотив сначала проходит в правой руке, затем в левой на октаву ниже. Дальше короткие мотивчики так же   играются обеими руками поочереди. Игра в ансамбле значительно активизирует восприятие имитации. Мелодия исполняется учеником, а  эмитация преподавателем, затем следует поняться местами. Имитация -  основной полифонический способ развития темы. Очень много этюдов и пьес, которые построены на эмитационных элементах  тем песенного и танцевального характера в сборнике Е.Ф.Гнесиной фортепианная азбука».

         Начиная с первого этапа освоения полифонии, детей нужно начинать обучать  как к четкости поочередного вступления каждого голоса, так и к ясности  голосоведения.

         После овладения  простой имитацией (повторение мотива  другим голосом), можно переходить к работе  над пьесами канонического склада, построенными на стреттной имитации, которая вступает до окончания имитируемой мелодии. Здесь уже имитируются уже не одна фраза или мотив, а все фразы или мотивы до  конца произведения. Например, русская народная песня в канонической обработке «На речушке на Дунае» («Сборник  пьес» С. Ляховицкой, ч.1). На данный момент метод работы в ансамбле должен быть основным. Эффективность таких  упражнений многократно возрастает, если они бубут воспроизводиться на слух от разных звуков и в разных регистрах (совместно с преподавателем). На третьем этапе нотный материал исполняется вместе по нотам сначала до конца. И на завершающем этапе ученик самостоятельно играет произведение.

Особое значение для дальнейшего полифонического образования      учащихся  имеет место  знакомство с полифоническими произведениями  эпохи барокко, где на  первом месте стоят  разнообразные сочинения И.С.Баха. Одной из задач, которые ставил композитор – педагог в своих легких миниатюрных сочинениях, была задача развить мелодичную и плавную манеру в игре и ровное звучание всех пальцев.

                Лучшим учебным  материалом для формирования у пианистов представлений о полифоническом звучании является клавирное наследие И. С. Баха, а первый шаг  к пониманию полифонии - это знаменитый  сборник  «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Маленькие шедевры, включенные в  «Нотную тетрадь», в основном представляют собой небольшие танцевальные пьесы – полонезы, менуэты, марши, в которых необычайно  богатые  мелодии, ритм и настроения.

         Динамика при исполнении пьес Баха должна быть направлена на то, чтобы более четко подчеркнуть  независимость каждого голоса. Баховская полифония отличается полидинамичностью, и для  ее четкого воспроизведения в первую очередь следует избегать динамических преувеличений. 

 Поступательное движение в тексте исполняется  легато,  скачок – приподнимание руки. Не следует акцентировать сильные доли. Фразировка делается  по проставленному композитором размеру. Главное не нарушить  линию, и начало темы не так важно, как ее завершение.

Мелизмы, встречающиеся в произведениях следует исполнять осмысленно, напевно и в том же характере и темпе, который соответвует данной пьесе. Мелизмы исполняются на основной звук и играются с верхней вспомогательной ноты, которые берутся без хроматизмов.

            Для того чтобы произведение  получилась по-настоящему полифоническим, ученик должен сначала понять понять развитие разных голосов и их внутреннюю жизнь. Это займёт много времени и потребуется выучить нотный материал наизусть. Важно, чтобы ученик всё время слышал два голоса при игре с преподавателем в ансамбле. Полезно воспроизвести мелодию мелодию верхнего голоса в более высоких октавах. При такой игре увеличится  контраст в звучании голосов и будет видна их различная окраска. Независимо от того, насколько уверенно учащийся играет полифиническую пьесу двумя руками, он должен продолжать ежедневную работу над голосами.

         Одним из самых известных в образовательной практике является сборник И.С.Баха «Маленькие прелюдии и фуги». На этом  материале педагог имеет возможность познакомить ученика с характерными особенностями баховской фразировки, артикуляции, динамики, голосоведения, объяснить ему такие важнейшие понятия теории полифонии, как тема, противосложение, имитация, скрытое многоголосие и т.д.

        К старшим классам школы ученик  приобретает определённые навыки работы над полифонией. Здесь важно отметить, чтобы педагог направлял  внимание ученика  на содержательность   и выразительность  пьес, учил вникать в  замысел композитора , понимать  значение и движение каждой мелодической линии. Следует научить его справляться не только с проблемами техники исполнения,  но и добиться осознанного разбора полифонических пьес  и передавать свои чувства и мысли через интонационно-речевую выразительность голосов. А самое главное – ученик должен получать удовольствие от исполнения произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие критического мышления на уроках химии

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В основе всего образовательного процесса лежит принцип личн...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

С целью подготовки специалиста, способного соста­вить конкуренцию на рынке труда, важно сформировать положительную мотивацию и перспективы таким об­разом, чтобы у него возникла позитивная установка на...

Формирование и развитие экологического мышления на уроках географии.

Представлена статья о формировании умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уров...

Открытый урок: Работа над полифоническим произведением в классе фортепиано.

Цели: Образовательная:ознакомить с оновными чертами стиля произведения,осмыслить единство формыдостичь артикуляционной точности и выразительности исполненияРазвивающая:способствовать формированию инте...

Развитие образного мышления на уроках фортепиано.

Проблемы музыкального мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы – психологи, философы, эстетики, музыковеды рассматривают художественные процессы как...

Формирование и развитие полифонических навыков учащихся в классе фортепиано.

 Перед педагогом музыкальной школы, закладывающим фундамент в области овладения полифонией и полифонической техникой, всегда стоит серьезная задача: научить ребенка любить полифоническую м...