Формирование и развитие полифонических навыков учащихся в классе фортепиано.
учебно-методический материал

Юдина Елена Николаевна

   Перед педагогом музыкальной школы, закладывающим фундамент в области овладения полифонией и полифонической техникой, всегда стоит серьезная задача: научить ребенка любить полифоническую музыку (а также полифонию в любой другой музыке), понимать ее и с удовольствием работать над ней.
В материале представлена поэтапная работа над развитием полифонических навыков на всем протяжении обучения в музыкальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Формирование и развитие полифонических навыков

        на разных этапах обучения в классе фортепиано.                                              

Формирование и развитие полифонического мышления необходимо рассматривать как неотъемлемую часть музыкального воспитания в целом: это и воспитание художественного вкуса, раскрытие эстетической и познавательной ценность музыки, развитие слуха и исполнительского мастерства. Слушание и самостоятельное исполнение полифонической музыки поможет правильно осознать красоту и богатство музыкальной культуры.

Начальный этап –наиболее важный во всем процессе обучения, т.к здесь происходит знакомство с полифонией, закладываются основные навыки развития полифонического слуха и полифонического восприятия музыкальных произведений. Под полифоническим слухом понимается музыкальный слух в его проявлении по отношению к фактуре состоящей как минимум из двух голосов. В теоретической литературе этот термин употребляется в обозначении одного из компонентов гармонического слышания.

 Понятие «Полифонический слух» включает в себя комплекс целого ряда музыкальных способностей: мелодический слух (полифония состоит из мелодий или мелодических линий), гармонический слух (мелодии выстраиваются в гармонии), тембро-динамический слух (каждый голос характеризуется своим тембром и отличной от другого динамикой), чувство ритма (в сочетающихся линиях голоса ритмически различны). Все эти компоненты полифонического слуха находятся в активном внутреннем взаимодействии.

Воспитание и развитие полифонических навыков тесно связано с правильно подобранным музыкальным материалом, постепенно увеличивающимся по сложности в процессе обучения.

Полифонию, доступную уже в первые годы обучения, можно разделить на три группы. Первая из них - народно-песенная музыка подголосочного склада, где второй голос (или несколько голосов) не является самостоятельным: он поддерживает, обогащает основной напев. Вторую группу образуют пьесы с простой имитацией (повторение основной темы в другом голосе), а так же стреттной имитацией (канон).  И третья группа – это пьесы с двумя   контрастирующими голосами. В большинстве из них основную по выразительности мелодию ведет верхний голос, которому противостоит самостоятельная, но интонационно менее значительная линия баса (контрастная полифония).

Легкие полифонические обработки подголосочного склада близки и понятны детям по своему содержанию. Педагог рассказывает как исполнялись эти песни в народе-начинает запевала, затем ее подхватывает хор, и предлагает исполнить ее хоровым способом, разделив роли. Игра с педагогом в ансамбле попеременно оба голоса, ученик отчетливо ощущает самостоятельность каждого из них – это основа осмысленного отношнеия к голосоведению.

Наилучшим педагогическим материалом для воспитания полифонического звукового мышления пианиста является клавирное наследие И.С.Баха. Первой ступенькой на пути к пониманию полифонии является широко известный сборник под названием «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Маленькие шедевры, вошедшие в «Нотную тетрадь», представляют собой в основном небольшие танцевальные пьесы – полонезы, менуэты, марши, отличающиеся необыкновенным богатством мелодий, ритмов, настроений. Для примера –менуэт ре минор. В сборнике всего 9 менуэтов. Во времена Баха это распространенный и известный танец, следует показать иллюстрации балов того времени. Прослушав менуэт в исполнении педагога, обращаем внимание на отличие мелодии верхнего голоса и нижнего, их самостоятельность и независимость друг от друга (как два разных и нструмента, какие?) Важно обсудить этот вопрос и разбудить творческую фантазию ученика.

      Следующей ступенькой в овладении полифонией является знакомство со сборником «Маленькие прелюдии и фуги» (его составил и издал в 1848году Ф.Грипенкель, объединив в одно целое многочисленные мелкие клавирные сочинения И.С.Баха), а от него протягиваются многие нити к «Инвенциям», «Симфониям» и «ХТК». При изучении баховских произведений важна последовательность. Нельзя проходить фуги и симфонии, если до этого не изучены инвенции и маленькие прелюдии, предупреждал И.Браудо. Эти сборники помимо свих художественных достоинств дают педагогу возможность углубить знакомство ученика с характерными особенностями баховской фразировки, артикуляции, динамики. голосоведения, обьяснить ему такие важнейшие понятия, как тема, противосложение, скрытое многоголосие, имитация и другие.

В «Маленьких прелюдиях и фугах» уже обнаруживаются черты, которые отличают баховскую музыку от ее окружения. Наряду с доступной для детского уха полифоничностью, мелодии и отдельные мотивы обладают большим зарядом энергии, нарастает напряжение в их развитии. Одни идут в едином потоке равномерного движения, в других сложный ритмический рисунок придает сходство с патетическим речитативом. Это требует высокой степени отчетливости, ясности артикуляции в исполнении мотивов и фраз.  Гармонический язык непростой, появляются альтерации, придающие остроту, полифония более плотная и насыщенная. Динамика, мелизматика, выбор темпа – все это технические сложности, с которыми ученик встречается на данном этапе работы, на пути к последующему изучению более сложных произведений Баха.

Инвенции (окончательный вариант был записан в 1723году) И.С.Бах писал для своих учеников как подготовительные упражнения перед фугой, для достижения полной самостоятельности пальцев и развития способности к исполнению сложной полифонической музыки. Само название цикла – инвенции, можно понимать как загадки, которые Бах давал разгадать своим ученикам, его инвенции действительно полны выдумок и остроумных сочетаний, в каждом произведении воплощено определенное настроение. Оригинальное композиционное строение, интересные сочетания, слияние в них черт контрастной и имитационной полифонии, мастерское использование музыкальных построений и приёмов придают данным пьесам неповторимый художественный колорит.

На титульном листе инвенций Бах написал, какие цели ставил в своем сборнике: «Подлинное руководство, в котором любителям клавира и, в особенности, жаждущим учения предлагается ясный способ, как можно не только научиться играть на два голоса, но и при дальнейшем прогрессе правильно и красиво обращаться с тремя облигатными голосами, при сем же не только знакомиться с хорошими инвенциями, но и прилично их разрабатывать, а главным образом – добиться певучей манеры в игре и вместе с этим получить сильное предрасположение к сочинительству». 

Те, кто имел счастье учиться у Иоганна Себастьяна Баха, рассказывали, что на первых порах он давал нетрудные пьесы, инвенции. После того, как этот репертуар был освоен, он переходил к сюитам, а затем - к «Хорошо темперированному клавиру».

Сюита представляет собой закрепившуюся последовательность инструментальных композиций, танцев или шествий. Принцип единства основывается на контрасте частей. До Баха все номера в сюите имели гомофонно-гармоническую основу. Новаторство И.С.Баха заключалось в том, что он ввел полифоническую структуру в эту музыкальную форму. Считается, что сюиты были созданы композитором в качестве инструктивных упражнений не только для развития техники, но и для совершенствования исполнительских приемов. В репертуаре музыкальных школ часто используются отдельные номера сюит в качестве знакомства и понимания жанров и стилей того времени.

Два тома «Хорошо темперированного клавира» - по сей день непревзойденные образцы полифонической клавирной музыки.

«Хорошо темперированный клавир» справедливо считается своеобразной энциклопедией баховских образов, которые раскрывают большой и сложный внутренний мир человека, его художественно-поэтические представления, богатейшую область человеческих чувств.

При исполнении многоголосного произведения трудность слышания всей ткани (по сравнению с двухголосной) возрастает. Забота о точности голосоведения заставляет с особой точностью относиться к аппликатуре. Широко в полифонических произведениях применяются принципы перекладывания пальцев, скольжения с черной клавиши на белую, беззвучной подмены пальцев. Работая над 3-4хголосными произведениями,учениу может уже не учить каждый голос отдельно, а учить по 2 голоса в различных сочетаниях с разной динамикой. Из других способов работы над полифонией можно назвать:

Исполнение различных голосов разными штрихами

Исполнение всех голосов пиано, прозрачно

Исполнение всех голосов ровное при специально сосредоточенном внимании на одном из них

Исполнение без одного голоса (представлять его внутренне, петь)

Эти способы приводят к ясности слухового восприятия полифонии. Для понимания полифонического произведения и осмысленнности работы учащемуся необходимо с самого начала представлять себе его форму, тонально –гармонический план. Более яркому выявлению формы способствует знание своеобразия динамики в полифонии, особенно баховской, состоящее в том, что самому духу музыки не свойственно излишне измельченное, волнообразное ее применение.

В сборниках «Хорошо темперированного клавира» явные тематические связи между прелюдией и фугой отсутствуют. Тем не менее их объединение не ограничивается общей тональностью: существуют менее «видимые» связи, обусловленные внутренним, идейно-эмоциональным содержанием и проявляющиеся в каждом отдельном случае по-разному. Отсюда такое многообразие приемов сочетания и согласования двух различных пьес в единое и нерасторжимое целое. Общее условие - контрастное сопоставление импровизационной прелюдии и строго конструктивной фуги. Этот обязательный внешний контраст углубляется внутренним, когда сопоставляются различные по содержанию и характеру музыкальные образы.

Таким образом, достижение определенного уровня полифонической зрелости возможно лишь при условии постепенного, плавного и непрерывного наращивания знаний и полифонических навыков.

     Перед педагогом музыкальной школы, закладывающим фундамент в области овладения полифонией и полифонической техникой, всегда стоит серьезная задача: научить ребенка любить полифоническую музыку (а также полифонию в любой другой музыке), понимать ее и с удовольствием работать над ней.

Список используемой литературы:

Браудо И. А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. С-Пб.: Северный олень, 1994

Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. М.: Музыка, 2002

Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности ученика в классе специального фортепиано, учебно-методическое пособие. М.: Издательский дом Классика – XXI, 2003

Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. Учебное пособие / Н.А. Любомудрова. М.: Музыка, 1982

Мильштейн Я. Хорощо темперированный клавир И.С.Баха. М.: Издательский дом Классика-XXI, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы учителя по развитию исследовательских навыков учащихся спортивных классов» (из опыта работы)

     в работе представлена особенность работы  в классах спортивного профиля обучения...

Методическая разработка на тему: "Формирование и развитие фонетических навыков учащихся. Обучение чтению."

Фонетика, транскрипция,типы слогов, звук, буква, чтение буквосочетаний....

Открытый урок "Формирование и развитие навыков подбора по слуху учащихся младших классов фортепиано"

Знакомство учащихся с основными функциями лада, различными видами аккомпанемента, подбор песен в трёх тональностях. Содействие интересу к исполнительской деятельности как способу проявления творческой...

Сообщение на тему: «Развитие творческих способностей учащихся в классе фортепиано»

Творчество – это универсальный язык, который понимают во всем мире.                                    ...

Метапредметный подход к обучению английскому языку как основа формирования и развития коммуникативных навыков учащихся

Главная задача, стоящая перед учителем, разумеется, - это душа ребёнка, нравственность, развитие творческой личности. Использование метапредметного подхода в обучении английскому языку позволяет дифф...

«Методы формирования и развития навыков подбора по слуху на начальном этапе обучения учащихся в классе фортепиано»

Доклад методы развития навыков подбора по слуху в младших классах специального фортепиано на уроках музицирования....

Формирование и развитие полифонического мышления в классе фортепиано

Формирование  полифонического мышления  - один из сложных разделов музыкального воспитания, которое нужно развивать, начиная с первых лет обучения игре на фортепиано....