Методическая разработка к занятию по изобразительной деятельности: Учимся рисовать лошадь с использованием нетрадиционной техники
методическая разработка (5 класс)

Гринкявичене Елена Германовна

Методическая разработка занятия предназначена педагогам  дополнительного образования и педагогам школ, реализующих программы изобразительной деятельности с обучающимися 8-15 лет.

Методическая разработка открытого занятия по теме: «Рисование лошади в нетрадиционной технике» Данная методическая разработка направлена на ознакомление обучающихся   с нетрадиционной техникой декоративного рисования

 и возможностями решения художественно-творческих задач по теме  «Творческое задание в нетрадиционной технике»

Организация учебного процесса позволяет обучающимся проявить в

работе творческий подход и фантазию. Сотрудничество обучающихся с педагогом поможет избежать ошибок в работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие. Рисуем лошадь.347.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «РАДУГА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Мастер-класса, занятия (нужное оставить)

к программе «Я рисую.»

тема:

Нетрадиционная техника «Учимся рисовать лошадь»

Гринкявичене Елена Германовна

                                                                   Педагог дополнительного образования

                                              2023 г.

 Пояснительная записка Методическая разработка занятия предназначена педагогам  дополнительного образования и педагогам школ, реализующих программы изобразительной деятельности с обучающимися 8-15 лет.

Методическая разработка открытого занятия по теме: «Рисование лошади в нетрадиционной технике» относится к разделу» Изобразительная деятельность» программы «Я рисую». Срок реализации программы –2 года.  

Данная методическая разработка направлена на ознакомление обучающихся второго года обучения с нетрадиционной техникой декоративного рисования

 и возможностями решения художественно-творческих задач по теме  «Творческое задание в нетрадиционной технике»

Организация учебного процесса позволяет обучающимся проявить в

работе творческий подход и фантазию. Сотрудничество обучающихся с педагогом поможет избежать ошибок в работе.

ТСО

-  столы и стулья по количеству обучающихся;

-  освещение согласно нормам,

-  компьютер

Материал:

- бумага для акварели (формат и размер по выбору обучающегося);

- краски акварельные; чёрные гелиевые ручки;

- карандаш и ластик,  кисти; вода, тряпочка для рук;

- наглядный материал различной степени сложности (иллюстрации, фото, видео)

Методические советы по подготовительному периоду:

 Подготовить кабинет к занятию:

-  вывесить наглядный материал разной степени  сложности;

-  подготовить технологическую

Технические средства обучения: Применение ИКТ для получения новых знаний- презентация

Оборудование:

Для учащихся - альбом, карандаш простой, кисти, ватные палочки. кофе

Для педагога: Мультимедийный проектор, ноутбук, презентации «Художники – анималисты», «Пошаговое рисование лошади», «Все про лошадь». Таблицы – образцы по теме «Лошадь»

Методические советы по подготовительному периоду: Если наряду с основными изобразительными технологиями присутствуют изобразительные техники несколько иного плана, требующие других умений, а иногда позволяющие и совершенно неподготовленному ребенку сотворить свое маленькое произведение искусства. 

Основные задачи, решаемые при помощи инновационных технологий.

1.Развитие творческих способностей детей, эстетического восприятия окружающей действительности.

2.Развитие интереса к экспериментированию с материалами и средствами изображения. Под методами обучения изобразительной деятельности следует понимать систему действий, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение программного содержания.  Данное занятие опирается на объём знаний пройденного материала, а также параллельно, преследует цель, первичного закрепления нового учебного материала.

Всесторонне гармоническое развитие личности ребёнка, является одной из главных задач воспитания на современном этапе развития. Занятия не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное развитие.  В целях создания положительной мотивации является выставка в фойе школы. Результатом занятия может стать мягкое, ненавязчивое вовлечение ребенка в мир красоты и гармонии, почувствовать себя в центре внимания, повысить самооценку. Соприкасаясь с миром прекрасного, дети становятся духовно богаче.  

С целью развития мышления формируются умения: анализировать; выделять главное; сравнивать, строить аналогии; обобщать и систематизировать; доказывать и опровергать; определять и объяснять понятия; ставить и разрешать проблемы. Занятия способствуют также развитию воображения и фантазии

На занятии ребята получают таких качества личности, которые потребуются в дальнейшей жизни, каким бы видом деятельности они не занимались (любознательность, отзывчивость, доброжелательность, коммуникабельность).

Предлагаемые методы: На занятии использую следующие методы.

  • наглядные (направленные на развитие наблюдательности, стимуляции
  • внимания к изучаемой теме);
  • практические (развитие умения применять на практике полученные знания, усовершенствование навыков);
  • поощрения (закрепление положительных навыков, привычек);
  • репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
  • частично-поисковые методы обучения (развитие самостоятельного мышления, творческого подхода к выполнению работы);
  • предъявления учебных требований (соблюдение правил поведения и внутреннего распорядка учебного заведения);
  • контроля и самоконтроля (определение результативности учебно-познавательной деятельности) К примеру. Метод получил название частично-поискового потому, что обучающиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную проблему от начала и до конца. Учебная деятельность развивается по схеме: педагог — обучающийся— педагог— обучающийся…Часть знаний сообщает педагог, часть обучающиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или выполняя проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа. В первой части урока –фронтальная работа

Изложение основного материала.

Тема: Учимся рисовать лошадь в нетрадиционной технике 

Тип занятия: занятие по изучению нового материала-усвоение новых знаний

Цель: Цель современного занятия имеет триединый характер и состоит из трех аспектов: познавательного, связанного с расширением объема знаний, развивающего с усложнением усваиваемого содержания, воспитательного — с формированием нравственных качеств личности.

Цель занятия: Знакомство с анималистическим жанром в искусстве

Задачи:

Творческие:

  • формировать умения применять полученные знания в творческой работе
  • развивать творческое воображение и фантазию в процессе выполнения задания

Образовательные:

  • обобщение и дополнение знаний учащихся о животных
  • научить рисовать лошадь, знакомство с пропорциями животного в нетрадиционной технике

Развивающие:

  • воспитание любви к животному миру;
  • совершенствование своего умения рисовать лошадь;
  • научить рисовать лошадь, знакомство с пропорциями животного


Воспитательные:

  • содействовать развитию умения общаться между собой.
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности
  • воспитание любви к животному миру


 1.Организация начала занятия

Подготовка зрительного ряда

Проверка готовности учащихся к занятию.

2.Сообщение темы и цели занятия.  

Педагог: Здравствуйте. Сегодня мы с вами окунемся в мир лошади, красивого как божество, сродни воде и ветру, в чем этом мы с вами убедимся.

Начнем мы с вступительной беседой с презентацией «Русские художники – анималисты».

3. Сообщение нового материала. а) Вступительная беседа.

Педагог:   История лошади. Изображение животных - тема в искусстве едва ли не самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер коней. 7573ad_12035e83213e49d7b86b886986966b70_mv2

Пещера      Ласко лошадь

Художники – анималисты. Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных - братьев наших меньших, которые так же, как и мы, живут на планете Земля. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Этот жанр есть и в живописи, и в графике, и в скульптуре. Анималисты рисуют картины, лепят скульптуры о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.

Многие художники – баталисты обращались в своем творчестве к изображению человека на коне. Мы встречаем лошадь и в батальных картинах, и в посвященных изображению сельскохозяйственной и спортивной тематике. Интерес художников к лошади как объекту изобразительного искусства не только не иссяк, но и растет.

В наскальных изображениях лошадь встречается, пожалуй, одной из первых в числе домашних животных. Статуэтки коня из дерева, камня, бронзы украшали жилища. Древние художники резали их по зрительной памяти и интуиции. Человек отдавал должное лошади, которая служила ему не одно тысячелетие, беря на себя огромную часть его военных, спортивных и хозяйственных забот. Не случайно художники посвящали коню вдохновенные полотна, статуи, рисунки и гравюры. Некоторые художники почти целиком посвящали свое творчество этой теме, другие включали лошадь в исторические, батальные и жанровые полотна Василий Алексеевич Ватагин (1883-1969) - художник-анималист, скульптор, литограф, учёный-зоолог, профессор Московского высшего художественно-промышленного училища (Строгановского), патриарх отечественной анималистики. 

 Добрый мир зверей и птиц Евгения Чарушина

11 ноября 2016 года – родился писатель натуралист, художник Евгений Иванович Чарушин.        Книги для детей, которые он создал при жизни, принесли радость не одному поколению юных читателей и научили их любить загадочный мир зверей и птиц. Евгений Чарушин – первый художник-анималист, с которым знакомятся малыши.

Сюй Бэйхун: (1895–1953 г.г.) - известный китайский живописец. Он объединил китайские национальные традиции с европейскими... Изображенные на холстах мастера лошади выглядят очень реалистично.

1357286067_105_030424

Педагог: Появившуюся 60 миллионов лет назад первую лошадь зоологи назвали Эогиппус (Лошадь Рассвета). Она была крошечной: весом чуть больше 5 килограммов и ростом 35 см. У Эогиппуса было четыре пальца на передних ногах и по три на задних.

  • Лошади, которые считаются в наши дни дикими, на самом деле являются одичавшими. Например, мустанги на самом деле являются потомками лошадей, которых завезли в Америку испанцы в XVI веке. Единственный действительно никогда не приручавшийся вид лошади – это азиатская дикая лошадь.

Интересные факты мы рассказали, теперь переходит ко второму разделу. Мы окунемся в удивительный мир лошади, как и говорила, а раскроет презентация «Красивое как божество»

Практическая работа 

Демонстрация последовательности ведения работы

Педагог: Научиться рисовать лошадь достаточно сложная задача, поскольку требуется точное отображение в рисунке пропорций этого самого красивого и грациозного животного. Но если рисовать лошадь поэтапно, то вполне можно ее правильно нарисовать даже вам. На этом занятии, мы научимся рисовать стоящую лошадь, шаг за шагом, вырисовывая ее очертания.

IMG_20211104_142339 (2)ykzQnqa6pj8

  1. Первый шаг рисунка

Как нарисовать лошадь по точкам. Фронтальная работа

Весь урок рисования построен на использовании геометрических фигур, в качестве первоначальных контуров рисунка лошади. Нарисуем квадрат и поделим его на части. Получилось 6 квадратов.

  1. Второй шаг рисунка. Рисуем за мной. Соединяем точки спины. Затем рисуем круп
  2. Третий шаг рисунка. Задние ноги. Определяем точки и соединяем. Толщина обоих ног одинакова. Затем по схеме определяем живот лошади. Смотрим на движение. Наша лошадь идет и смотрит вперед согнув переднею ногу. Рисуем по клеточкам передние ноги. Голова лошади и ее размеры показываю на рисунке. Форму головы прорисовываю. Дети смотрят на мою работу. Голова и шея уходят за края квадрата.. Самостоятельная работа.

 Показываю как пользоваться кофе вместо краски. Ребята с интересом использовали густой кофе кисти и ватные палочки.

5. Подведение итогов

Педагог: Мы окунулись в мир лошади, красивого, прекрасного создания в анималистическом жанре. Ну как понравилось? Теперь ваши знания про лошадь пополнились.  Предлагаю подписать работы. Вы попробовали быть художниками анималистами. Все молодцы.

Анализ выполненной  работы.

Называю детей кто очень старался. У кого лучше получилось. Кто продумал второй план.

Спасибо вам за участие. Совместное оформление выставки

Уборка рабочих мест

Убираем бумаги, протираем парты, моем кисти.   

Список литературы

Для педагога: А.Лаптев. Как рисовать лошадь. KoHuKu.ru.  Сайт о лошадях

Для обучающихся:

 Картины с изображением лошадей

Правила безопасной работы.

Требования безопасности перед началом занятий

Приготовить необходимые материалы и инструменты.

Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы.

Входить в кабинет спокойно, не торопясь.

4. При слабом зрении надеть очки.

5. Надеть рабочую одежду - нарукавники, фартук.

Требования безопасности во время занятий

1. Выполнять все действия только по указанию педага

2. Не делать резких движений во время работы.

3. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.

4. Осторожно пользоваться приготовленным кофе и необходимыми материалами.

5. Не покидать рабочее место без разрешения педагога

Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом педагогу.

При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия,

по команде организованно, без паники покинуть помещение.

Требования безопасности по окончании занятий

После окончания работы произведите уборку своего места.

Правила работы с кофе

1.Использовать ватные палочки и салфетки

2.Не забывать заменять на чистые

3 Использовать кисточки

4.  Не оставлять кисточки в банке с водой

5.Промыть кисти в конце работы

6. Убрать рабочее место

C:\Users\HOME SCHOOL\Downloads\RIh6wfraEas.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству «Мир глазами художника» для учащихся 1 класса.

    С самого раннего возраста необходимо приучать детей работать с красками, знакомить их с богатством цветовой палитры, с разнообразием бесчисленных оттенков, получаемых при см...

Методическая разработка открытого занятия по вышивке на тему «Розочка-паутинка из лент» в технике вышивка шелковыми лентами.

Вашему вниманию представляю авторскую разработку занятия по вашивке лентами. Это занятие я проводила с двумя воспитаницами объединения для учащихся педагогического коллежда....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ: «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ ОВЗ».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ: «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ ОВЗ»....

Методическая разработка интегрированного занятия по изобразительному искусству и логопедии

Методическая разработка интегрированного занятия по изобразительному искусству и логопедииТема: «Путешествие в страну розовой феи»...

Организация коллективной деятельности на уроках ИЗО с использованием нетрадиционной техники рисования "грифонаж"

ull;Грифонаж в переводе с французского языка означает - маранье, каракули, от (griffonner - писать каракулями, рисовать на скорую руку), поэтому второе название у этой техники рисования – &laq...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА учебного занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Рисуем нитями» Тема занятия «Демонстрация и технология выполнения базовых элементов: завитки простые и сложные, капельки. Заполнение платья ангела завитками»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАучебного занятияпо дополнительной общеразвивающей программе «Рисуем нитями»Тема занятия «Демонстрация  и технология выполнения базовых  элементов: за...