МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ: «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ ОВЗ».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Яковлева Юлия Владимировна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ: «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ ОВЗ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_na_temu.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ: «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ ОВЗ».

Цель урока - определение эффективности изобразительной деятельности в процессе использования ИКТ.

Задачи:

1.Формировать у школьников умения использовать ИКТ в изобразительной деятельности.

2. Развивать навыки использования ИКТ в учебно – образовательном процессе.

3. Развивать мелкую и общую моторику.

4. Развивать ВПФ.

5. Выявить пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием ИКТ на уроках изобразительного искусства.

6. На основе полученных данных разработать различные формы и методы работы на занятиях ИЗО в 5-6 классах с применением ИКТ.

Форма урока:

Фронтальная (8 учеников 5 «А» класса)

Остановимся на некоторых положениях стандарта образования, наиболее актуальных для решения поставленных задач:

умение находить и перерабатывать информацию в разных источниках;

умение переводить информацию визуальную в вербальную и наоборот;

умение устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;

умение воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них.

Выделение именно этих элементов стандарта образования обусловлено целями и задачами преподавания предметов образовательной области «Искусство».

Концепция содержания данной области базируется на:

воспитании духовно богатого и эстетически развитого человека;

развитии способности к художественному творчеству;

формировании у учащихся знаний и навыков практической деятельности в конкретных видах искусства;

воспитании учащихся как зрителей художественных произведений, развитии потребности в общении с искусством, способности самостоятельно постигать художественный замысел автора, особенности различных стилей и направлений;

развитии воображения, образного мышления, пространственного представления, сенсорных способностей, навыков, которые необходимы не только в художественном творчестве, но помогут ученикам стать в будущем творческими и квалифицированными специалистами в ряде традиционных и современных профессий, не связанных с искусством непосредственно.

Мною были выделены следующие условия, обеспечивающие эффективность использования ИКТ в образовательном процессе:

  • Разработки уроков ИЗО с приложениями (компьютерными презентациями).

  • Использование ЦОР, ЭОР, Интернет – ресурсов при подготовке и проведению уроков.

  • Создание электронной базы кабинета ИЗО…

Научная новизна исследования заключается в изучении условий использования ИКТ на уроках ИЗО в процессе обучения, как факторе развития мышления, внимания, воображения и др.

Практической значимостью исследования является то, что материалы работы могут быть использованы в практике как учителей ИЗО, так и учителей начальных классов.

В ходе эксперимента были применены следующие методы исследования:

  • анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования;

  • наблюдение за учебно-воспитательным процессом в начальных классах на уроках ИЗО.

«Считаю опыт своей работы перспективным, так как он позволяет интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся, повысить эффективность урока:

Ребята работали очень увлеченно. Дисциплина на уроке была отличная. Учащиеся были очень внимательны и быстро решали поставленные перед ними задачи.

Работы детей очень были интересны и разнообразны. Из этого можно сделать вывод, как ИКТ помогают развивать фантазию, воображение учащихся.

Все ребята, включая и самых слабых, не боялись ошибиться, работали с интересом. Ребята были очень активны, предлагали различные решения задачи, пробовали практически увидеть результат, если не получалось, давались новые варианты, пока не было достигнуто правильное решение».

Данная разработка отличается от уже существующих учебно-методических материалов:

  • преимуществом новых технологий по сравнению с традиционными методами;

  • объединением в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями, что оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства;

  • большим количеством иллюстраций и наглядного материала;

  • эффективной проверкой знаний (сюда можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приёмов в работе учителя);

  • компьютерными программами с видеосюжетами, а также возможностью «управления» процессами, схемами, подвижными графиками, что является дополнительным средством развития образного мышления;

  • активизацией учебного процесса;

  • положительной мотивацией на уроках искусства с применением ИКТ, а также создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);

  • повышением производительности урока;

  • качественным изменением взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;

  • обретением компьютерной грамотности и оптимальным использованием информационных технологий в учебном процессе;

  • умением разрабатывать современные дидактические материалы и эффективным их использованием в учебном процессе;

  • возможностью организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.

Содержание авторской разработки:

21 век – это век информационных технологий, именно под их воздействием и меняется окружающая нас действительность, а вместе с ней человек и общество, в котором он существует. В наше время бытует мнение, что развитие сети Интернет, доступность компьютера большинству учащихся, делает наших детей рабами виртуального мира. Они перестают читать, чувствовать, размышлять, не умеют высказывать свою точку зрения, становятся эгоистичными, черствыми, хладнокровными, менее терпимыми, уподобляются расчетливым машинам, с которыми они общаются.

Мне повезло, что я учитель изобразительного искусства. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.

22 года работы в школе – это время постоянного поиска, творческих идей, которые делают мой труд результативным, интересным, удовлетворяющим запросы моих учеников и современного общества.

Методическая работа в нашей школе находится на достаточно высоком уровне. Регулярно проводятся заседания школьных методических объединений, на которых изучается нормативная и методическая документация по вопросам образования, актуальный педагогический опыт, инновационная работа по предмету. Таким образом, обстановка в коллективе способствует развитию творческого потенциала каждого педагога.

У меня есть возможность делиться идеями своей исследовательской работы с коллегами. С представленной системой работы по использованию информационно-коммуникативных технологий на учебных занятиях я неоднократно выступала на заседаниях методического объединения школы и района. Мой опыт применим и поддержан педагогами нашей школы и других школ.

О том, что уроки ИЗО должны создавать условия для формирования и развития художественной культуры, говорится достаточно долго и много, наверное, с самого становления изобразительного искусства (а не рисования) в школе. На протяжении последних лет работы в школе в качестве учителя изобразительного искусства меня изначально занимали вопросы: как сделать уроки искусства более эмоциональными, запоминающимися? Что сделать, чтобы учащийся шёл на встречу с настоящим, подлинным искусством в предвкушении нового, захватывающего, созвучного с внутренними побуждениями и желаниями? Как сделать, чтобы в наше время, когда в обществе царят беспредел и жестокость, а многие привычные для нас вещи теряют свои ценности, уроки искусства вызывали положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить собственное «Я»?

Так как каждый урок программы Б.М.Неменского построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для учащихся замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной беззвучной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Определение и виды ИКТ

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства ( аудио-, видео- , кино-).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин "новая информационная технология". Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее преобразование. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

На сегодняшний день понимание термина "информационные технологии” менее канонизировано, чем, к примеру, понятие "информатика”, и данный термин трактуется весьма по-разному даже среди самих специалистов по информационным технологиям.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:

I - как "проникающая" технология - применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач;

II - "основная" - определяющая наиболее значимые из используемых в данной технологии частей;

III - "монотехнология" - когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера.

Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационно-методическая разработка урока математики для 6 класса с использованием дистанционных образовательных технологий.

«Организационно-методическая разработка урока математики для 6 класса с использованием дистанционных образовательных технологий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»....

Конспект традиционно-тематической непосредственной образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий для детей младшей группы «Зима».

Конспект традиционно-тематической  непосредственной образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий для детей младшей группы «Зима».  Описание материал...

Методическая разработка урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.

В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп....

Методическая разработка урока по теме " Витамины" 8 кл с использованием технологии " Коллективный способ обучения"

Методическая разработка урока по теме " Витамины" 8 кл с использованием технологии " Коллективный способ обучения". Методика " Обмен заданиями" М. А. Мкртчана....

Методическая разработка Конспект открытого индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий с учащимся 3 класса коррекционной школы VIII вида. «Автоматизация звука «с» с использованием методики «Закрытая карт

Тип занятия- индивидуальное Цель-  Автоматизация звука «с» в словах, предложениях, коррекция оптической дисграфии, формирование умения задавать вопросы и с их помощью выяснять со...

Методическая разработка"Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования"

Методическая разработка "Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования" включает в себя цели, задачи, актуальность пр...