Методическая разработка интегрированного занятия по изобразительному искусству и логопедии
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)

Фролова Марина Ивановна

Методическая разработка интегрированного занятия по изобразительному искусству и логопедии

Тема: «Путешествие в страну розовой феи»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегрированного занятия по изобразительному искусству и логопедии

Тема: «Путешествие в страну розовой феи»

Учитель изобразительного искусства, высшей категории, к.п.н , МБОУ  «Гимназия №19»,г. Черкесск:

 Фролова Марина  Ивановна

2019г

Технологическая карта

Урок   «Путешествие в страну розовой феи» ФГОС

Тип урока: интегрированный,  урок комплексного применения знаний и умений

Ф.И.О. Фролова М.И., учитель изобразительного искусства ,к.п.н.

Учебный предмет: изобразительное искусство и логопедия  

Класс: 1класс.

В конспекте хода урока содержится:

•        Цели, достигаемые на каждом  технологическом этапе урока;

•        Формы (фронтально, индивидуально), используемые для организации учебной деятельности  на каждом этапе урока.

•        Учебное содержание в форме заданий, предлагаемых учителями на каждом этапе в соответствии  с целями этого этапа.

•        Озвучивание  каждого задания и образец правильного его решения.

•        Вопросы побуждающего или проблемного диалога, задаваемые учителем  при организации работы по выполнению каждого задания

•        Предполагаемые ответы учеников, в том числе и возможные ошибки

•        Способ контроля и самоконтроля  правильности выполнения каждого задания

•        Способы исправления ожидаемых ошибок

Цели урока: (образовательные, развивающие, воспитательные)

  1. Расширение представления обучающихся о розовом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания. Знакомство с розовым цветом как оттенком красного цвета. Знакомство с оттенками розового цвета.
  2. Развивать навыки цветоведения.
  3. Развивать композиционные умения.
  4. Формирование способности ясно и четко излагать, строить полные предложения. Упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе и падеже.
  5. Развитие наблюдательности и зрительной памяти.
  6.  Развитие произвольного внимания: умения максимально концентрироваться на происходящем.
  7.  Воспитание длительного плавного выдоха. Формирование вкусовых образов.
  8. Совершенствование мелкой моторики рук и координации движений.
  9. Расширение представления обучающихся об эмоциях и воспитание добрых чувств.
  10. Снижение эмоционально-психического и телесного напряжения.
  11.  Активизация творческого мышления, воображения и фантазии. Автоматизация звука «р» в словосочетаниях и предложениях.
  12.  Развивать умение объективно оценивать результаты своей  деятельности  и деятельность одноклассников.
  13. Развивать умение анализировать соответствие результата  урока с  поставленными целями.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 Личностные

 -  мотивация на урок, рефлексия готовности к уроку.

Регулятивные УУД

  • целеполагание. 

  Проверяет готовность к уроку обучающихся.

Создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе;

    Настрой на работу.

Контролируют и оценивают свою готовность к уроку.

II. Постановка  учебной цели

Цель:. Развитие навыков смешивания различных цветов. Подведение обучающихся к формулированию темы и цели урока. Автоматизация звука «р» в словосочетаниях и предложениях

Регулятивные УУД:

- целеполагание, самоконтроль.

Коммуникативные:

- учебное сотрудничество с учителем.

Познавательные:

- развитие композиционных навыков и абстрактного творческого мышления.

- Личностные:

-умение сравнивать свои действия с действиями партнера.

Наводящими вопросами подводит обучающихся к формулированию учебной цели.

Воспринимают вопросы учителя на слух.

III. Актуализация знаний

Цель: обобщение ранее полученных знаний и актуализация этих знаний.

Регулятивные УУД:

- целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено.

Коммуникативные:

 - уметь слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: 

- навыками цветоведения автоматизация звука «р» в словосочетаниях и предложениях,.

Учитель ИЗО предлагает детям соединить несколько цветовых пятен и наблюдать, какие оттенки получаются при соединении. Учитель –логопед отрабатывает автоматизация звука «р» в словосочетаниях и предложениях через цветовосприятие.

Соединяют цветовые пятна, наблюдают за получившимися оттенками, отвечают на вопросы учителей, подводят итог беседы.

IV.Установка учебной задачи, самоопределение к учебной деятельности.

Цель: создание проблемной ситуации.

Регулятивные: 

-логические (анализ, обобщение);

- самоконтроль.

Познавательные: 

-добывают новые знания: называют оттенки, полученные при смешивании цветов.

Коммуникативные:

- высказывают свое предположение, обосновывают свою точку зрения.

Личностные:

- выражают положительное отношение к процессу познания и к преодолению трудностей.

Организует обсуждение темы и цели  урока с помощью наводящих вопросов

Участвуют в  обсуждение темы и цели урока.

V. Первичное закрепление

Цель: закрепить знания, полученные на уроке.

Регулятивные:

- анализ, обобщение, умение организовывать совместную деятельность под руководством учителя.

Познавательные:

- осуществляют отбор информации

Коммуникативные:

- учатся аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

- оценивают собственные успехи и дают оценку своей деятельности.

Задает вопросы по теме.

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

VI. Практическая работа

Цель: самоконтроль, взаимоконтроль усвоения знаний.

Регулятивные:

-самоопределение к деятельности, контролируют результат своей деятельности. Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

- осуществляют отбор информации

Коммуникативные:

- вступают в конструктивный диалог с партнерами; высказывают свою точку зрения.

Личностные:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предлагает обучающимся внимательно выслушать инструкцию к заданию, выполнить задания, презентовать свою практическую работу для класса.

Высказывают предположения, участвуют в групповой практической работе, рассказывают о проделанной работе и о результате виртуального путешествия в рисунках, которое у них получились.

VII. Рефлексия.

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка результатов деятельности.

Регулятивные:

-самооценка.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные:

- оформлять свою мысль в устной речи (умение выстраивать диалог).

Личностные:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Побуждает обучающихся вспомнить поставленную цель. Просит сформулировать достигли ли этой цели. Подводит итог.

Контролируют результат своей деятельности. Понимают причины успеха/неуспеха, находят ответы на вопросы, опираясь на свой опыт. Оценивают свою деятельность на уроке.

Оборудование и материалы

Предметы розового цвета: кусочки тканей, ленты, нитки, клубочек, цветы, перо, пуговицы, игрушки, шарик, бант, кукла-фея в розовом наряде, малиновое варенье и др.

Ход занятия

Вступление

-Розовая фея приглашает вас в розовый, розовый мир. Посмотрите, как красива эта фея (кукла в розовом наряде). И мир ее так же красив, как она сама.

-Фея хочет вам что-то сказать.

Педагог включает тихую, спокойную музыку, и от имени Розовой феи говорит:

-Закройте глаза и представьте себе розовые - розовые облака. Они тихонько плывут по небу, легкие, нежные и красивые. Эти облака - ваши мечты и желания. Представьте, что каждый из вас плывет на одном из таких розовых облаков. Это облако несет вас в розовый мир... Вот розовое облако мягко опускается вниз... все ниже и ниже... и вы - в розовом мире. (Педагог снимает покрывало с предметов розового цвета.) Откройте глаза и посмотрите на розовый мир.

ПОГРУЖЕНИЕ В ЦВЕТ

Упражнение 1. Оттенки розового цвета

-Посмотрите на розовые предметы. Скажите, к какому цвету ближе всего розовый цвет? (К красному.)

-Правильно. Розовый цвет – это оттенок красного цвета. Он состоит из смешения двух цветов: красного и белого. Розовый цвет очень разный. Он тоже имеет много оттенков: от бледно-розового до ярких, насыщенных тонов.

-Назовите мне сначала предметы светло-розового цвета.(Светло-розовое платье, светло-розовое перышко...) Теперь назовите темно-розовые предметы. (Темно-розовая ткань, темно-розовая рыбка...)

Упражнение 2. Ощущение цвета

Что бы могли путешествовать дальше в страну розовой феи нам нужно выполнить следующее задание.

-Расслабьте плечики... руки... лицо... глаза... Посмотрите на розовый цвет. Попробуйте почувствовать и описать, что несет розовый цвет, какое настроение вызывает. Какой он? (Нежный, мягкий, добрый, красивый, чудесный, спокойный, удивительный...)

-Вы замечательно описали розовый цвет. Розовый — это цвет примирения, воплощения доброты и любви. Он способствует расслаблению тела и помогает быть внимательным к окружающему миру. Когда вы почувствуете себя печальным или одиноким, этот цвет окажет вам поддержку: согреет вас и напомнит, что вы не одиноки в этом мире.

Упражнение 3. Повтори по памяти

-Проверим вашу память и внимание. Я закрою все предметы розового цвета, а вы назовете предметы, которые были закреплены на стенде. Будете внимательны и не повторяйте то, что уже назвали другие ребята. (Розовая кукла, розовый бант, розовый карандаш, розовый автомобиль и т. д.)

Упражнение 4. За малиной

Посмотрите, есть ли среди предметов ягоды розового цвета. (Есть.) Как называются эти ягоды? (Малина.) Давайте пойдем в лес собирать малину.

Дети вместе с педагогом проговаривают слова и выполняют соответствующие движения (физминутка): 

Ягодка по ягодке (И. Соконская) Собирала я в лесу Ягоду малину.

Я домой не донесу Полную корзину.

Ягодка по ягодке,

Ягодка по ягодке -

Дело продвигается,

Ягод убавляется...

Солнце греет горячо,

Далека дорога.

Не отведать ли еще Ягодок немного?

Закатилось солнышко,

Показалось донышко,

А на донышке видна Только ягодка одна.

Имитируют срывание ягод с куста.

Качают головой, подперев ладонями щеки. «Поднимают тяжелую корзину». Сгибают левую руку в локте (корзина), а правой «достают из корзины по ягодке» и подносят ко рту.

Вытягивают руки вперед и в стороны. Приставляют        Описывают        полукруг        соединенными руками.

ладони «козырьком» и смотрят вдаль. Снова        Пожимают        плечами.

«достают из корзины по ягодке».

Показывают «ягодку» - маленькое колечко из двух пальцев.

Упражнение 5. Вкусное варенье

Учитель логопед -Теперь давайте представим, что из ягод малины мы сварили вкусное варенье. Вот оно. (Педагог выносит вазочку с малиновым вареньем.) Как называют варенье из малины? (Малиновое). Давайте, попробуем малиновое варенье. Только оно горячее, и сначала надо подуть, чтобы оно остыло(упражнение на  воздушные потоки)

Дети плавно и длительно дуют, слегка втягивая на выдохе мышцы живота и лицевые мышцы.

-Варенье остыло, и теперь мы можем его попробовать.

 Учитель – логопед : слово розовый начинается на какую букву? Ответ детей [р]

Учитель – логопед обращается к обучающимся с заданием: назвать слова с буквой [р]  и проговаривает с обучающимися для автоматизации звука «р»

I.         Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

Розовый: пирог, шар, рот, двор, барабан, квадрат, круг, карандаш, парус, рукав, мундир, помидор, гранит, гранат, графин, краб, провод, прутик, пруд, мрамор, фарфор, фломастер, бархат, фартук, торт, шнур, абажур, ковер, персик, кефир, арбуз, картон, карман, веер, кирпич, червяк, забор, город.

Розовая: раковина, роза, дорожка, коробка, ручка, ракета, расческа, пирамида, рукавица, краска, брошка, пробка, простыня, брусника, кружка, пружина, крышка, марка, куртка, фирма, картошка, пер¬чатка.

Розовое: перо, перышко, зернышко, ведро, покрывало.

Розовые: фрукты, брызги, чернила, перчатки, ворота, помидоры.

II.         Проговаривание и дополнение предложений

Я раскрасил розовым цветом... (цветок...)

Продайте мне, пожалуйста... (розовую, -ое, -ый, -ые...)

Я собираюсь подарить другу... (розовый, -ую, -ое, -ые...)

Я нарисовала на картине... (розовую, -ый, -ое, -ые...)

По розовой дорожке идет... (розовый, -ая, -ое...)

III.         Спряжение в будущем времени

Я построю розовый дворец.

Я покрою розовой краской забор.

Я разрежу розовый арбуз.

Я размешаю в розовой кружке кефир.

Я закрою розовой крышкой коробку.

Я пробегу по розовой дорожке.

(Ты... он... она... мы... вы... они...)

IV.         Подбор родственных слов с общей частью «роз»

Розовый, роза, розочка, розовеет, порозовел, розовощекий, розарий,

Учитель ИЗО предлагает для выполнения следующего задания прослушать сказку страны розовой феи.

Упражнение 6. Сказка «История Слоненка» (Г. Богумилова)

В далекой-далекой стране жил Слон. Он был так молод, что, пожалуй, это был Слоненок, веселый и безобидный. Только вот беда: он был розовый. Конечно, это было очень красиво, но уж слишком он отличался от остальных слонов. Все звери веселились, глядя на него, смеялись над ним и дразнили. Розовый Слоненок был добрым и ни с кем не спорил. Но он все время мечтал стать серым, как все слоны.

Он говорил про себя: «Я серый, как все нормальные слоны, серый» - но это не помогало. Он мечтал, что совершится чудо, и в одно прекрасное утро он проснется серым, - но чудо не совершалось.

Однажды с Розовым Слоненком случилась необыкновенная история. Правда, он не мог вспомнить, как это произошло: то ли он побывал в волшебной стране, то ли ему приснился чудесный сон.

Повстречался Розовый Слоненок с мальчиком Мишей, которому нравились животные. Дома у него было так много разных интересных зверей, что, пожалуй, получился бы целый зоопарк. Когда Миша подошел к Розовому Слоненку, ему показалось, что это сон. Он ущипнул себя, но убедился, что не спит. Розовый Слоненок посмотрел такими добрыми, приветливыми глазами, что мальчик подумал: «Вот и пришло мое счастье!».

Он слышал от бабушки, что к каждому человеку обязательно приходит счастье. А поскольку счастье всегда необыкновенно и приходит внезапно, то, конечно, встреча с Розовым Слоненком могла быть только счастливой.

Миша угостил нового знакомого розовым яблоком, а тот в ответ важно кивнул головой. Затем мальчик и Розовый Слоненок пошли гулять.

Мальчик шел рядом с Розовым Слоненком, радостный и счастливый. А Розовый Слоненок думал: «Как все- таки хорошо, что я розовый! Сколько радости я принес этому мальчику!».

Розовый Слоненок улыбался от счастья, потому что понял, насколько приятно и радостно — дарить счастье

другим.

-Понравилась        вам        сказка?

-Что вам больше всего в ней понравилось?

Кто счастливее в этой сказке: мальчик Миша или Слоненок? Почему?

Нужно ли вообще сравнивать, кто из них счастливее? Может быть, каждый счастлив по-своему?

-Что значит для вас счастье? (Чудо, добро, радость, когда к тебе хорошо относятся, когда все получается, что-то необычное; волшебное, когда ты отдыхаешь летом на даче, когда наступает Новый год...)

Учитель ИЗО - Продолжим наше  путешествие и нарисуем что-либо розовое (героя, предмет, событие, место и т. д.), что может принести вам счастье. Чтобы получить розовый цвет мы должны смешать красный и белые цвета. Показывает приемы работы с палитрой  и красками.  Вам необходимо выполнить задание: Сочинить сказку по своему рисунку.

Вопросы к обучающимся после выполнения задания:

- Кто (что) это? Как его зовут?

Почему ты нарисовал именно этого героя?

Почему он приносит счастье?

Итог занятия

-Розовая фея прощается с вами и благодарит вас за то, что вы побывали в ее стране. Скажите и вы свое спасибо фее за приглашение.

-Понравилось ли вам путешествие в Розовую страну? Что дал вам розовый цвет? Кто запомнил, от сочетания каких двух цветов произошел розовый цвет?

Список литературы

 

1. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений/ Г.А. Волкова, М: Гуманист, издательский центр Владос, 2002. -232с.  

2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуальная подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения [Текст]: пособие для логопедов/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М: Издательство ГНОМ и Д, 2001. 136с.

3. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст]: пособие для педагогов и родителей/ Н.Л. Кряжева,  Ярославль: Академия развития, 1996. – 208с

4. Погосова, Н. М. Цветовой игротренинг [Текст]: авторская программа для педагогов, психологов, логопедов, родителей/ Н.М. Погосова,  Издательство: Речь, 2007. -152с.

5.Разноцветный мир, М.Г. Смолякова, СПб, 1999

6..Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, СПб, 1999

7. Энциклопедия рисования , В. Запаренко, СПб, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированных занятий педагога-психолога и учителя- логопеда

Задачи работы педагога-психологаЗадачи работы учителя-логопедаОрганизационно-методическая работа...

Методическая разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству «Мир глазами художника» для учащихся 1 класса.

    С самого раннего возраста необходимо приучать детей работать с красками, знакомить их с богатством цветовой палитры, с разнообразием бесчисленных оттенков, получаемых при см...

Методическая разработка: “Замок моей мечты” (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)

Цикл занятий, посвященных созданию замков, различных по тематике, по пластике решений и по созданию настроения, при помощи колорита.Метод, на котором построена эта методическая разработка можно назват...

Методическая разработка внеурочного мероприятия по изобразительному искусству в современной образовательной технологии «живые» квесты « Романтизм, реализм, импрессионизм и символизм русских художников XIX века"

Методическая разработка расчитана на на возрастную категорию учащихся 6-7 классов, в зависимрости от уровня подготовленности. Данная разработка позволяет в увлекательной современной образовательной те...

Методические разработки по МХК и изобразительному искусству

Мои методические разработки включают, как правило, презентации по урокам МХК и Искуссто (ИЗО, музыка) и изобразительному искуссву, которые могут стать замечательно базой для проведения урока и помощью...

Методическая разработка урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.

В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп....

Методическая разработка"Предметное портфолио по изобразительному искусству учащихся 5-7 классов"

Представляю вашему вниманию портфолио по изобразительному искусству. При разработке заданий в портфолио опирались на требования программы Бориса Михайловича Неменского «Изобразительное искусство...