Методическая разработка внеурочного занятия по изобразительному искусству "Праздники и традиции русского народа"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Самохина Светлана Васильевна

Тема занятия: «Праздники и традиции русского народа».

Направление внеурочной деятельности: общекультурное.

Название кружка: «Художественная мастерская».

Возраст обучающихся: 11-12 лет.

Тип занятия: получение новых знаний и их первичное закрепление.

Технология занятия: игровая технология, здоровьесберегающая технология, технология сотрудничества.

Цель занятия: познакомить  обучающихся  с народными традициями, обычаями, обрядами, традициями семьи, расширить их представления о культуре русского народа.

Задачи:

- воспитательная: воспитывать духовно-нравственные качества,

любовь к родной семье, своему народу, Родине, уважения к её традициям.

-развивающая: развивать эстетическое и нравственное восприятие мира, интерес к истории и народному творчеству.

-образовательная:  формирование у обучающихся представлений о русской культуре в многообразии её видов, формирование у обучающихся навыков эстетического видения, приобретение опыта создания творческой работы с помощью художественных материалов (акварель, гуашь).

 

Перечень формируемых компетенций, знаний и навыков:

познавательные — умение видеть красоту окружающего мира, чувственно-эмоциональное восприятие произведений искусства, выявление познавательной активности;

творческие — раскрытие и реализация творческих художественных способностей, развитие ассоциативно-образного мышления, выявление и активизация фантазии, воображения при создании собственных образов в художественно-практической деятельности;

методологические — развитие логического мышления, умение определить цель, способы и организацию их достижения, способность к самоанализу и самооценки;

компетентность саморазвития - стимулирование познавательного интереса, привлечение к выполнению творческих заданий;

коммуникативные — понимание языка искусства как формы межличностного общения, многообразие творческих проявлений, видений, осознание взаимосвязи со сверстниками и взрослыми и ответственности при выполнении творческих работ;

информационные — формирование умений пользоваться художественной литературой, энциклопедиями, репродукциями картин художников; мировоззренческие — восприятие целостной картины мира, формирование общечеловеческих ценностей, уважение к традициям, обычаям страны на основе овладения достижениями национальной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

_______________________________________________________________________________________________

 Областное государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Курский институт развития образования»

ОГБУ ДПО КИРО

Кафедра социально-гуманитарного образования

Конспект занятия в рамках внеурочной деятельности по теме «Праздники и традиции русского народа»

Выполнила

учитель изобразительного искусства

Самохина Светлана Васильевна

…………………………………………

Курск 2024

Тема занятия: «Праздники и традиции русского народа».

Направление внеурочной деятельности: общекультурное.

Название кружка: «Художественная мастерская».

Возраст обучающихся: 11-12 лет.

Тип занятия: получение новых знаний и их первичное закрепление.

Технология занятия: игровая технология, здоровьесберегающая технология, технология сотрудничества.

Цель занятия: познакомить  обучающихся  с народными традициями, обычаями, обрядами, традициями семьи, расширить их представления о культуре русского народа.

Задачи:

- воспитательная: воспитывать духовно-нравственные качества,

любовь к родной семье, своему народу, Родине, уважения к её традициям.

-развивающая: развивать эстетическое и нравственное восприятие мира, интерес к истории и народному творчеству.

-образовательная:  формирование у обучающихся представлений о русской культуре в многообразии её видов, формирование у обучающихся навыков эстетического видения, приобретение опыта создания творческой работы с помощью художественных материалов (акварель, гуашь).

Перечень формируемых компетенций, знаний и навыков:

познавательные — умение видеть красоту окружающего мира, чувственно-эмоциональное восприятие произведений искусства, выявление познавательной активности;

творческие — раскрытие и реализация творческих художественных способностей, развитие ассоциативно-образного мышления, выявление и активизация фантазии, воображения при создании собственных образов в художественно-практической деятельности;

методологические — развитие логического мышления, умение определить цель, способы и организацию их достижения, способность к самоанализу и самооценки;

компетентность саморазвития - стимулирование познавательного интереса, привлечение к выполнению творческих заданий;

коммуникативные — понимание языка искусства как формы межличностного общения, многообразие творческих проявлений, видений, осознание взаимосвязи со сверстниками и взрослыми и ответственности при выполнении творческих работ;

информационные — формирование умений пользоваться художественной литературой, энциклопедиями, репродукциями картин художников; мировоззренческие — восприятие целостной картины мира, формирование общечеловеческих ценностей, уважение к традициям, обычаям страны на основе овладения достижениями национальной культуры.

Формы организации внеурочного занятия: индивидуальная, коллективная, групповая.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (презентация)

Основные понятия: «национальная культура», «традиция», «обычай», «обряд».

Оборудование: ТСО.

План внеурочного занятия:

1.Организационный момент – 1 мин.

2.Подготовка к основному этапу. Актуализация опорных знаний – 5 мин.

3.Основная часть- 35 мин.

4.Подведение итогов, обобщение и систематизация знаний-3 мин.

5.Рефлексия-1 мин

Основные этапы занятия по внеурочной деятельности:

1.Организационный момент.

Слова учителя. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами открытое внеурочное занятие  на котором присутствуют гости. Давайте повернёмся и поприветствуем наших гостей улыбкой. Молодцы, присаживайтесь.

2.Подготовка к основному этапу. Актуализация опорных знаний.

Слова учителя. Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов.

Есть такой термин - национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, позволяет народу ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Ребята, народы, живущие в России всегда отличались особым гостеприимством и широтой традиций.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд и расскажите, что изображено на слайде?

Как вы думаете, как звучит тема нашего занятия?

 «ПРАЗДНИКИ РУССКОГО НАРОДА»

Слова учителя. Ребята, с каждым праздником на Руси связаны и его традиции. «Традиция», «обычай», «обряд» - важнейшие элементы культуры каждого народа. Ребята, эти слова всем знакомы, но давайте прочитаем, что означают термины (дети работают в трёх группах, каждая группа прочитывает свой термин).

Ребята, Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество.  Россияне продолжают отмечать языческие  праздники, верят многочисленные  народные приметы и предания.

Ребята, а как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего классного часа? Цель: познакомить обучающихся с народными традициями, обычаями, обрядами. (Слайд 3)

3.Основная часть.

Слова учителя. Ребята, каждая подгруппа нашего класса готовила проекты по заданной теме, давайте посмотрим, что у вас получилось.

Слайд  4              Снег идёт на Рождество,

                   падает, как милость Божья.

                   Снег идёт и волшебство

                 В этот день случиться может!

Ребята, я хочу пригласить 1 подгруппу, которая подготовила проект о православном празднике Рождестве Христове, его традициях, обычаях и обрядах (дети выходят в русских народных костюмах в руках с Вифлеемской звездой).

Слова обучающегося 1.(1 подгруппа)

Слайд 5   Рождество Христово – православный праздник. Рождество Христово — праздник рождения Иисуса Христа, Спасителя мира, с пришествием которого люди обрели надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь.

Слова обучающегося 2.(1 подгруппа)  Православная церковь и православные христиане отмечают Рождество Христово 7 января.

Слайд 6  Слова обучающегося 3.(1 подгруппа)  

Зимнее солнцестояние знаменовало начало нового солнечного года, именно тогда начинались святки Сколько месяцев в году, столько длились святки – ровно 12 дней.

Слова обучающегося 4.(1 подгруппа)  Двенадцать дней после праздника Рождества Христова до Крещения называют Святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.

Слайд 7 - Слова обучающегося 5.(1 подгруппа)

В Святки принято ходить в гости, навещать больных, стариков, дарить подарки. На Святки отменяются все посты, угощения обильны и разнообразны. Зимние святки начинались с колядования.

Слова обучающегося 6.(1 подгруппа) Молодежь рядилась и обходила все дома в деревне со святочными песнями. Весёлые песни, шумные игры были обязательными элементами празднования святок. Святочные колядки обычно проходили в ночь на Рождество, на Васильев День, в Крещенский сочельник.

Слова обучающегося 7.(1 подгруппа) Небольшие группы девушек ходили по дворам «кликать коляду», пели особые благоположительные песни, величали хозяев. Коляда и Овсень – мифологические персонажи песен – должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.

Слова обучающегося 8.(1подгруппа) Группа колядовщиков останавливалась под окном и вызывали хозяев на крыльцо такими словами: «Приходила коляда накануне Рождества, здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!» И, если хозяева появлялись, начинали благопожелательную песню.

Слайд 8  Слова обучающегося 9.(1 подгруппа)

По преданию, в течение восьми дней после рождения Иисуса Христа бродит по земле нечистая сила, рыскает по улицам, пугает прохожих. Ряженые надевали рогатые и бородатые маски, пугали и веселили людей.

(Дети 1 подгруппы произносят колядки)

КОЛЯДКИ:

С Рождеством святым вас, люди!

Мир и лад у вас пусть будет,

Чтобы горя вы не знали

И в богатстве пребывали!

Добрый вечер добрым людям!

Пусть весёлым праздник будет,

С Рождеством вас поздравляем

Счастья, радости желаем!

Щедрый вечер, добрый вечер!

Добрым людям счастья встретить!

Коляда, коляда

Отворяйте ворота,

Доставайте сундучки,

Подавайте пятачки.

Хоть рубль

Хоть пятак

Не уйдём из дома так!

Дайте нам конфетку,

А можно и монетку

Не жалейте ничего

Накануне Рождество!!! (вместе)

Слайд   9 Слова обучающегося 10.(1 подгруппа)

Крещение - один из главных христианских праздников. Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января.  (Поклон под музыку садятся)

Слайд 10    Слова учителя.

                   Пришла весна, согрет весь мир теплом.

                   И колокольный звон летит с небес

                   Пусть жизнь наполнится любовью и добром!

                   Христос Воскрес!

                   Воистину Воскрес!

Ребята, я хочу пригласить 2 подгруппу, которая подготовила проект о православном празднике ПАСХА. Они также расскажут нам о его традициях, обычаях и обрядах.

Слайд 11 Слова обучающегося 1.(2 подгруппа)

Пасха – это светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. С тех пор по всей России широко, красиво и торжественно отмечают этот христианский праздник.

Слова обучающегося 2.(2 подгруппа)

Накануне Пасхи во всех храмах проходят всенощные бдения и крестный ход вокруг церкви. К этому времени уже во всех домах испекли традиционную праздничную выпечку – куличи, которые символизируют собой тело Христа, и выкрасили яйца.

Слайд 12  Слова обучающегося 3.(2 подгруппа)

И прямо с утра, верующие отправляются по домам с угощением, даря другу крашеные яйца, приговаривая при этом: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!».

Слова обучающегося 4.(2 подгруппа) Этот обычай приветствия-поздравления, сопровождаемый обниманиями и поцелуями, получил название «христосование». Праздник христианской Пасхи продолжается семь дней и называется Святой неделей или Седьмицей.

Слайд 13  Слова обучающегося 5.(2 подгруппа)

Пасха – это день обильного угощения. После Великого Поста на стол в этот день выставляются самые разные и вкусные блюда. И среди них первое место занимают ритуальные кушанья. И, прежде всего, это пасхи, куличи и крашеные яйца.

Слова обучающегося 6.(2 подгруппа)

         Яйцо, которое традиционно красилось в красные цвета и его оттенки, стало обязательным атрибутом и символом христианской Пасхи с XII века. А кулич всегда выпекали из дрожжевого теста, высоким и круглым. Сверху кулич украшают изображением креста. Считается, что если пасхальный хлеб удался, то в семье все будет благополучно. При еде кулич разрезают не вдоль, а поперек, сохраняя верхушку целой, чтобы покрывать ее оставшуюся часть кулича.

Слайд 14  Слова обучающегося 7.(2 подгруппа)

Древнейший символ гроба Господня, в котором произошло великое  чудо Воскрешение Спасителя человечества, победа света над тьмой – творожная пасха. История происхождения и возникновения блюда уходит в глубины тысячелетий. Символическое  значение творожной пасхи для всех верующих огромно.

Слова обучающегося 8.(2 подгруппа) Заблуждаются те, кто считает, что для празднования Светлой Пасхи достаточно запастись крашеными и сладким сдобным куличом. Главное  пасхальное блюдо, имеющее одинаковое название с праздником праздников - творожная пасха. Творожную пасху готовят на основе творога, добавляют разные ингредиенты.

Слайд  15 Слова обучающегося 9.(2 подгруппа)

Творожную пасху помещали в специальную пасочницу, где она застывала и после извлечения из деревянной резной формы приобретала вид усечённой пирамиды. На деревянных боковинах были изображены образы мучений Христа: крест, копьё, трость и Воскрешения Спасителя: цветки, ростки, травы. На верху усечённой пирамиды из творога размещают литеры ХВ, которые имеют приветственное значение: - Христос Воскреси!

Слайд  16 Слова обучающегося 10.(2 подгруппа)

Из года в год, из века в век передаётся истина

Пусть слышит каждый человек -  Христос Воскреси! Воистину Воскреси!

(Дети 2 подгруппы поют песню)

Песня

Поселились птицы в гнёздах, снег растаял, как свеча

Пахнет сладким духа воздух золотого кулича,

Дождик солнечный закапал в этот день святых чудес

И меня целует мама, говорит: Христос Воскреси!

Особый день, особый праздник –

Святая Троица  пришла!

И много пожеланий разных –

Любви, душевного тепла!

Слова учителя. Ребята, я хочу пригласить 3 подгруппу, которая подготовила проект о православном празднике ТРОИЦА и языческом празднике Иван Купала. Они также расскажут нам традициях, обычаях и обрядах.

Слайд 17  Слова обучающегося 1.(3 подгруппа  )Троица (православный праздник). День Святой Троицы на Руси один из важнейших православных праздников всего года.

Слайд 18 Слова обучающегося 2.(3 подгруппа) Святая Троица – это тройственность Бога – «Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой»

Слова обучающегося 3.(3 подгруппа Сохранились многочисленные народные обычаи и традиции, связанные с этим днём, а также с неделями до и после Троицы. В субботу перед Троицей происходило одно из важнейших в году поминовений усопших предков.

Слайд 19  Слова обучающегося 3.(3 подгруппа). На Троицу было принято украшать церкви, избы, дворы и даже улицы свежими травами, цветами и ветками. Особое место уделялось молодым берёзовым ветвям.

Слова обучающегося 4.(3 подгруппа). Кроме того, у русских сохранился древний обычай, имеющий дохристианские корни. Он заключался в том, чтобы прийти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слёзы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи.

Слайд 20  Слова обучающегося 5.(3 подгруппа). Иван Купала (языческий праздник) В древней Руси природу и природные стихии почитали и поклонялись им. В день летнего солнцестояния русский народ праздновал день Ивана Купалы, праздник природных стихий огня и воды.

Слайд 21 Слова обучающегося 6.(3 подгруппа). Этот праздник был полон волшебства и тайн. Днём обязательно нужно было искупаться в реке или другом водоёме, чтобы очистить душу и тело от всякой скверны. Было принято обливать друг друга водой, даруя духовное очищение.

Слова обучающегося 7.(3 подгруппа). Вечером на берегу реки разжигали большой костёр. Всю ночь люди плясали и играли вокруг костра, а затем прыгали через него: кто прыгнет выше и не испугается – тот весь год будет удачливее и счастливее всех.

Слайд 22  Слова обучающегося 8.(3 подгруппа). Еще одно поверье связано с тем, что в эту ночь искали заветную «разрыв – траву» или цветок папоротника. Того кто найдет, будет самым богатым. Травы в ночь на Ивана Купалу обретали чудодейственные силу исцеления, поэтому их активно собирали. Днём девушки плели разнотравные венки, а ночью пускали их на воду и гадали на судьбу. (Дети 3 подгруппы танцуют танец «Иван Купала»)

Слова учителя: Ребята, всем спасибо за выступления, вы все молодцы. Я думаю, что все мы узнали много нового и интересного.

Готовя свои проекты, вы начали выполнять творческое задание. Сейчас вы переходите к практической части нашего занятия, вы продолжите выполнять творческую работу в цвете. (Обучающиеся по подгруппам на ватмане выполняют работу в цвете: «Рождество Христово», «Пасха», «Троица»).

4.Подведение итогов, обобщение и систематизация знаний

Слова учителя. Ребята, вот и подходит к концу наше занятие. Сегодня мы с вами вспомнили нашу старину, познакомились с праздниками, традициями и обычаями русского народа. Мы увидели, что русские народные праздники были необыкновенно богаты и разнообразны. К сожалению, некоторые из них сегодня почти забыты. Хочется верить, что неподдельный интерес к русской культуре позволит возродить утерянное и передать потомкам. Ребята, а что нового вы сегодня узнали?

5.Рефлексия-1 мин

Слова учителя. Ребята, обратите внимание у вас на столах листы, на которых начало предложений, пожалуйста, продолжите их…..

  1. Я хочу сказать….
  2. Мне было….
  3. Теперь я знаю…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного мероприятия по изобразительному искусству в современной образовательной технологии «живые» квесты « Романтизм, реализм, импрессионизм и символизм русских художников XIX века"

Методическая разработка расчитана на на возрастную категорию учащихся 6-7 классов, в зависимрости от уровня подготовленности. Данная разработка позволяет в увлекательной современной образовательной те...

Методическая разработка внеклассного занятия по теме:«Пасха. Пасхальные традиции на Руси».

Цель: познакомить учащихся с праздником «Пасха» и пасхальными традициями и символами на Руси.Задачи: после изучения этой темы учащиеся смогут:называть основные праздники, выделять среди них прав...

Методическая разработка внеклассного занятия по теме: «Пасха. Пасхальные традиции на Руси».

Цель: познакомить учащихся с праздником «Пасха» и пасхальными традициями и символами на Руси.Задачи: после изучения этой темы учащиеся смогут:называть основные праздники, выделять среди них прав...

Методическая разработка внеурочного занятия "Сказки народов мира"

Клубный турнир для учащихся 6  классов на тему «Сказки писателей мира»...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....

Методическая разработка внеурочных занятий по русскому языку в 10 классе по теме: «Окказионализмы как лингвистическое явление»

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №428 Приморского района г. Санкт-Петербург Мордвина Екатерина Дмитриевна.Разработанный план-конспект двух внеклассных занятий по русскому языку дополнит ...

Методическая разработка внеурочного занятия «Образ тряпичной куклы в жизни русского народа» (мероприятие, приуроченное к празднику «День Матери»).

    Аннотация Занятие в рамках внеурочной деятельности посвящено актуальным вопросам духовно-нравственного воспитания. Замысел занятия заключается в приобретение знаний о б...