Дополнительная общеобразовательная программа «Юный спасатель»
рабочая программа

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный спасатель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_spasatel.docx52.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
_____________ средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено Утверждаю

на заседании Директором школы

педагогического совета _________/___________

от «___» _______ 20_____г. «____»_________20______г.

Протокол № _____

На базе Центра «Точка роста»

Дополнительная общеобразовательная программа

физкультурно-спортивной направленности

«Юный спасатель»

(Стартовый уровень)

Возраст обучающихся:12-14 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель: _________

учитель ОБЖ,

педагог дополнительного образования

2020 год

Направленность

Программа дополнительного образования «Юный спасатель» относится к программам физкультурно-спортивной направленности и обеспечивает основы формирования здорового и безопасного образа жизни, но и таких качеств детей, как благородство, рассудительность, честность, доброта, вежливость, а также воспитание чувства патриотизма, уважения друг к другу и к старшим. Программа направлена на изучение основ оказания первой помощи при различных видах травм, действий при возникновении пожаров, безопасному поведению на дорогах и основы военной подготовки.

Природная и социальная среда, в которой сегодня живут люди на планете Земля, наполнена многочисленными факторами, представляющими потенциальную опасность, разную по степени влияния на жизнь и здоровье человека. К таким факторам относятся природные, техногенные и социальные чрезвычайные ситуации. К первым относят различные стихийные бедствия (землетрясения, штормы, сели, извержения вулканов и пр.), ко вторым — аварии и техногенные происшествия, к третьим — социальные ситуации, связанные с актами терроризма, асоциальным поведением людей. Среди социальных ещё выделяются бытовые ситуации, провоцируемые нарушением правил технической безопасности в быту, а также дорожные, характеризующие поведение человека на дорогах, в транспорте, имеющее негативные последствия для здоровья людей и благополучия окружающей среды.

В современных условиях интенсификации любой деятельности человека, усложнения используемых им технических средств возрастает общественное значение состояния здоровья каждого человека. Сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина — от младенца до человека преклонного возраста — является важнейшей государственной задачей. В государственных документах подчёркивается, что сознательная ориентация на здоровый образ жизни и выполнение правил сохранения и укрепления здоровья должна стать важнейшим критерием культуры гражданина XXI века. Одной из ключевых образовательных задач школы является «формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах».

Программа разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации в области образования и безопасности жизнедеятельности и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Тип программы

Программа дополнительного образования имеет модифицированный вид и призвана способствовать освоению учащимися теоретических знаний и практических умений в обеспечении личной и общественной безопасности в настоящем и будущем, в формировании культуры безопасного поведения и деятельности с учетом индивидуальных особенностей. Программа является интегрированной, т. е. объединяет несколько предметных областей (экология, физическая культура, охрана труда, гражданская оборона, начальная военная подготовка, основы медицинских знаний) по проблеме безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Предметные результаты освоения курса ориентированы на освоение обучающимися, в рамках интегрированного курса, ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области и обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.

Уровень программы

Программа имеет «стартовый уровень» и предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. В ней предусматривается широкое использование полученного жизненного опыта детей. Программа может быть использована в работе студий, кружков, для дополнительного образования детей в рамках формирования культуры безопасности.

Новизна

Новизна программы заключается в том, что программа ориентирована на приобретение обучающимися практического опыта и формирования устойчивого навыка в области безопасного поведения. У обучающихся появляется возможность углубить, полученные ранее на уроках «Основ Безопасности Жизнедеятельности», знания и главное применить эти знания на практике.

Актуальность

Актуальность заключается в том, что программа является важным этапом обеспечения социальной защиты человека. Ее реализация призвана решительно повысить информированность детей в области чрезвычайных ситуаций, дать им практические рекомендации по защите и должна способствовать снижению смертности, заболеваемости и травматизма среди обучающихся от вредных и опасных факторов окружающей среды, помочь выработать у них психологическую устойчивость в чрезвычайных ситуациях, а также бережное отношение к себе и окружающей среде.


Педагогическая целесообразность

Заключается в том, что в школьный период в жизни ребенка считается периодом особой восприимчивости и повышенных возможностей развития психики и обучения. Дети любознательны по своей природе и очень важно использовать этот природный потенциал для более полного и всестороннего развития ребенка. Ребенок открывает для себя разнообразный и увлекательный мир природы, воспринимает природу ярче и острее взрослого.

Обучение по программе, через выполнение практических заданий, игр, викторин, творческих постановок, помогут не только сформировать культуру безопасного поведения, но и раскрыть творческий потенциал дошкольников, для развития личности и успешной социализации в обществе.

Конструирование курса осуществлялось с учётом следующих дидактических принципов, которые опираются на личностно-ориентированный и деятельностный подходы в образовании.

1. Социогуманитарная обусловленность — учет требований Федерального государственного образовательного стандарта в предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности»: приоритетных целей образования; планируемых результатов обучения; требований к личностным, метапредметным и предметным достижениям обучающихся;

2. Реализация принципа природосообразности предполагает учёт актуальности отобранного содержания для обучающихся подросткового этапа развития, психологического статуса, потребностей, интересов, трудностей и проблем повседневной жизни старших подростков;

3. Принцип психологической обусловленности позволяет ученику быть субъектом познавательной деятельности, формировать осознанное отношение к проблемам здоровья, сохранения жизни и эмоционального благополучия, рефлексивные качества (регулирование своего поведения, самоконтроль, самооценку);

4. Принцип практико-ориентированной учебно-познавательной деятельности даёт возможность формировать конкретные умения и навыки, способность оценивать и контролировать свои действия, предвидеть последствия своего (чужого) поведения и своевременно их исправлять. Реализацию данного принципа обеспечивает система практических занятий;

5. Принцип природосообразности — учет возрастных психофизических особенностей и потребностей старшеклассников, актуализация субъектной позиции обучающихся по социальноправовой подготовке в области безопасности жизнедеятельности;

6. Принцип преемственности всех ступеней образования — информационно-методическое соответствие целей и содержания предмета ОБЖ в средних и старших классах школы, а также в системе дополнительного образования;

7. Принцип научности, связь теории с практикой — опора на методологические средства теории безопасности жизнедеятельности; формирование конкретных умений;

8. Принцип системности — представление среды и ее объектов в качестве систем, изучение взаимодействия которых ведет к анализу причин и следствий проявления опасностей в среде жизнедеятельности;

9. Интегративность — межпредметные и внутрипредметные связи гуманитарного и естественно-научного знания по проблеме безопасности жизнедеятельности;

10. Принцип культуросообразности достигается за счет расширения представлений о ценности, значимости культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества, о ее месте и роли в совокупном комплексе общей культуры жизнедеятельности человека и общества в современной среде обитания.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Категория обучающихся участвующих в реализации программы дополнительного образования - 12-14 лет. Наполняемость группы от 5 до 15 человек. Приём в объединение осуществляется на добровольной основе, по желанию и интересу обучающихся. Набор детей проводится независимо от уровня их подготовки по данному направлению и физической формы. В кружке занимаются обучающиеся 6-7 классов.

Сроки реализации программы

На изучение программы дополнительного образования в образовательном учреждении отводится 1 год (72 часа). Программа допускает корректировку и варьирование образовательного процесса с учетом индивидуально-психологических особенностей поведения обучающихся.

Формы и режим занятий

Форма обучения – очная.

Режим занятий по данной программе - 2 раза в неделю по 1 учебному часу. По окончании изучения каждого модуля проводятся итоговые практические занятия.

Основными формами организации образовательного процесса являются:

-Фронтальная. Предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу или дидактическую игру. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.

-Групповая. Ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные упражнения, задания. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы.

-Индивидуальная. Предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества, формирует и оттачивает личностные качества обучающегося: трудолюбие, усидчивость, логическое мышление.

Цель и задачи программы

Основные цели изучения данной предметной области:

1. Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;

2. Развитие навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, умений оказывать своевременную и грамотную помощь себе и другим пострадавшим;

3. Воспитание способности к самоконтролю, самооценке поведения в ситуациях, которые могут стать опасными для жизни и здоровья окружающих, развитие умения предвидеть последствия своего (чужого) поведения;

4. Воспитание организованности, дисциплинированности, стремления к самосовершенствованию, физическому и духовно-нравственному развитию;

5. Содействие повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз и снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач в образовательном процессе.

Обучающие:

— обучение учащихся стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности, обеспечивающее усвоение знаний о правах и обязанностях личности, общества и государства в области безопасности, о здоровом образе жизни, формирование умений предвидеть и распознавать опасности, грамотно действовать, используя индивидуальные и коллективные средства защиты, оказывать первую помощь, реализуя стратегию минимизации негативных последствий для собственного здоровья, благополучия других людей и среды обитания.

Развивающие:

— воспитание чувства личной сопричастности и ответственности за обеспечение индивидуальной, общественной (социальной) и государственной безопасности; четкой правовой гражданской позиции по сохранению социального мира, по правовому поведению в социальных конфликтах; ценностного отношения к любой жизни, к своему здоровью, здоровью людей и среде обитания.

Воспитательные:

— развитие личных духовных и физических качеств: самодисциплины, самоконтроля, самооценки собственной культуры безопасного поведения и деятельности, обеспечивающих личную и общественную безопасность.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Личностными результатами прохождения программы являются:

- освоение социальных норм поведения, социальных ролей, связанных с необычными, неожиданными и чрезвычайными ситуациями;

-сформированность социально значимых межличностных отношений, ценностных жизненных установок и нравственных представлений;

-эмоционально-отрицательная оценка потребительского отношения к окружающей среде, к проявлению асоциального поведения;

-наличие способности предвидеть результаты своих действий, корректировать те из них, которые могут привести к нежелательным и/или опасным последствиям;

-устойчивое стремление и готовность к саморазвитию и личностному совершенствованию.

Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)

Познавательные:

-использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) для оценки, интерпретации, обобщения получаемой информации;

-сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из разных источников (текст, иллюстрация, графическое представление);

-сравнивать чрезвычайные ситуации, классифицировать их по степени опасности для жизни и здоровья людей;

-осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных решений в чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной школьной жизнью, отдельными природными и техногенными происшествиями.

Регулятивные:

-планировать по собственному побуждению свою жизнь и деятельность, ориентируясь на изученные правила поведения в различных ситуациях;

-контролировать своё поведение, проявлять желание и способность предвидеть последствия своих действий и поступков;

-оценивать неординарные, чрезвычайные ситуации, определять ошибки в действиях их участников, намечать способы их устранения.

Коммуникативные:

-участвовать в диалоге (высказывать своё мнение, терпимо относиться к разным мнениям, объективно оценивать суждения участников);

-формулировать обобщения и выводы по изученному материалу;

-составлять обоснованные суждения о правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях;

-характеризовать понятия (в рамках изученных), пользоваться словарями для уточнения их значения и смысла;

-характеризовать причины происходящих событий, делать выводы о возможных способах их устранения.

Предметными результатами прохождения программы являются:

-формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

-формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

-понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

-понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

-формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

-знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

-знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

-умение оказать первую помощь пострадавшим;

-умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

-умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Программой предусмотрены несколько видов диагностики результатов обучения:

- входной мониторинг - проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и художественно-творческих способностей ребёнка (беседа, тест на первом вводном занятии);

- текущий мониторинг - проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;

- тематический (рубежный) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. В данном случае, контроль осуществляется в практической или устной форме;

- итоговый мониторинг - проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: итоговое занятие, участие в концертах, познавательно- игровых программах.

Форма отслеживания результатов усвоения дополнительной образовательной программы предполагает:

- индивидуальное наблюдение - при выполнении практических приемов обучающимися;

- работа в группе, малых группах.

При проведении диагностики используются такие методы как – беседа, работа с наглядными пособиями, практикумы, наблюдение, дидактическая игра, опрос.

Итоги освоения программы подводятся в форме игр-состязаний, в участии в общешкольных и районных мероприятиях,

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся научатся:

-объяснять смысл основных понятий (в рамках изученного материала);

-характеризовать государственную политику, связанную с предотвращением различных чрезвычайных ситуаций и борьбой с ними (в рамках изученного материала);

-выявлять факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека;

-классифицировать и характеризовать виды чрезвычайных ситуаций, особенности каждого вида;

-ориентироваться в дорожной обстановке, соблюдать правила дорожного движения;

-оказывать первую помощь в различных чрезвычайных ситуациях.

А также учащиеся получат возможность научиться:

-анализировать и оценивать ситуации, связанные с опасностями для здоровья и жизни человека в близком окружении и в масштабах региона;

-различать чрезвычайные ситуации разного вида (природные, биологические, техногенные, социальные); приводить примеры разных видов чрезвычайных ситуаций;

-предвидеть возможные последствия своих действий и поведения;

-проявлять желание противостоять негативным влияниям окружающей социальной среды, коллектива сверстников, взрослых;

-организовывать режим, двигательную активность, закаливание и др.;

-проявлять разумную предосторожность в выборе мест для игр, пользовании бытовыми электроприборами.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

всего

теория

практика

Введение (1 час)

1

Вводное занятие. Инструктажи

1

1

-

беседа

Модуль 1: Основы пожарной безопасности

2

Основные виды, причины и последствия пожаров

1

0,5

0,5

опрос

3

Понятие об основах горения

1

0,5

0,5

викторина

4

Первичные средства пожаротушения

1

0,5

0,5

опрос

5

Виды, принцип действия, устройство и применение огнетушителей

1

0,5

0,5

опрос, практикум

6

Пожарно-техническое вооружение

1

0,5

0,5

опрос

7

Правила поведения в случае возникновения пожара

1

0,5

0,5

викторина

8

Эвакуация из зоны возгорания. План эвакуации

1

0,5

0,5

игра

9

Правила поведения в зоне действия лесного пожара

1

0,5

0,5

опрос

10

Профилактика возникновений пожаров

1

0,5

0,5

викторина

11

Добровольная пожарная охрана

1

1

-

опрос

12

Понятие о героической профессии пожарного

1

1

-

викторина

13

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

1

0,5

0,5

опрос

14

Пожары и паника

1

0,5

0,5

опрос

15

Оказание первой помощи пострадавшим в результате пожара

1

-

1

практикум

16

Пожарно-строевая подготовка

1

-

1

практикум

17

Знакомство с пожарно-спасательным спортом

1

-

1

практикум

18

Итоговое занятие по теме «Основы пожарной безопасности»

1

-

1

практикум

Модуль 2: Основы безопасности дорожного движения

19

Что необходимо знать о дорожном движении в МО

1

0,5

0,5

опрос

20

Основные понятия и термины Правил дорожного движения

1

1

-

опрос

21

Участники дорожного движения. Их права и обязанности, ответственность

1

0,5

0,5

игра

22

Дороги, их виды, элементы и прилегающие к ним территории

1

0,5

0,5

опрос

23

Основные типы дорожных знаков и их назначение

1

0,5

0,5

игра

24

Основные типы дорожных светофоров и их назначение

1

0,5

0,5

игра

25

Дорожная разметка

1

0,5

0,5

игра

26

Правила дорожного движения для пешеходов

1

0,5

0,5

викторина

27

Правила дорожного движения для водителей велосипеда и мопеда

1

0,5

0,5

викторина

28

Правила дорожного движения для пассажиров. Правила пользования общественным транспортом

1

0,5

0,5

игра

29

Правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков

1

-

1

практикум

30

Особенности безопасного перехода трамвайных и железнодорожных путей

1

0,5

0,5

опрос

31

Особенности движения в темное время суток

1

0,5

0,5

опрос

32

Остановочный путь транспортного средства

1

0,5

0,5

опрос

33

Порядок действий и оказание первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

1

-

1

практикум

34

Итоговое занятие по теме «Основы безопасности дорожного движения»

1

-

1

практикум

Модуль 3: Основы оказания первой помощи

35

Виды ранений, их причины и первая помощь

1

0,5

0,5

опрос

36

Общая характеристика кровотечений и первая помощь

1

0,5

0,5

опрос, практикум

37

Виды переломов и первая помощь

1

0,5

0,5

опрос, практикум

38

Средства оказания первой помощи

1

0,5

0,5

викторина

39

Опасные животные, первая помощь при укусах насекомых и змей

1

0,5

0,5

опрос, практикум

40

Первая помощь при ожогах

1

0,5

0,5

практикум

41

Тепловой и солнечный удар, первая помощь

1

0,5

0,5

опрос, практикум

42

Обморожение и общее переохлаждение организма, первая помощь

1

0,5

0,5

опрос, практикум

43

Беда на воде, первая помощь при утоплении

1

0,5

0,5

опрос, практикум

44

Закрытые травмы, первая помощь

1

0,5

0,5

опрос, практикум

45

Способы переноски пострадавших

1

0,5

0,5

практикум

46

Правила наложения повязок

1

0,5

0,5

практикум

47

Первая помощь при массовых поражениях

1

0,5

0,5

опрос

48

Первая помощь при поражении аварийно химически опасными и радиоактивными веществами

1

0,5

0,5

опрос, практикум

49

Первая помощь при бытовых отравлениях

1

0,5

0,5

опрос, практикум

50

Профилактика осложнения ран. Асептика и антисептика

1

0,5

0,5

викторина

51

Экстренная реанимационная помощь

1

0,5

0,5

опрос, практикум

52

Первая помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника

1

0,5

0,5

опрос, практикум

53

Первая помощь при травмах груди, живота и области таза

1

0,5

0,5

опрос, практикум

54

Первая помощь при попадании в полость носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел

1

0,5

0,5

опрос, практикум

55

Первая помощь при остановке сердца, при острой сердечной недостаточности и инсульте

1

0,5

0,5

опрос, практикум

56

Итоговое занятие по теме «Основы первой помощи»

1

-

1

практикум

Модуль 4: Основы военной службы и патриотического воспитания

57

История создания Вооруженных сил России

1

1

-

викторина

58

Структура, виды, функции и основные задачи современных Вооруженных сил России

1

1

-

опрос

59

Подготовка граждан к военной службе

1

0,5

0,5

опрос

60

Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы

1

1

-

викторина

61

Ритуалы Вооруженных сил России

1

0,5

0,5

опрос

62

Дни воинской славы России

1

0,5

0,5

викторина

63

Прохождение военной службы по призыву и по контракту. Права и ответственность военнослужащих

1

1

-

опрос

64

Международная миротворческая деятельность Вооруженных сил России

1

1

-

опрос

65

Ограничение средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве

1

0,5

0,5

опрос

66

Международные отличительные знаки, используемые во время военного конфликта

1

0,5

0,5

опрос

67

Государственный герб России. Знамена России

1

0,5

0,5

викторина

68

Государственный гимн России

1

0,5

0,5

практикум

69

Великая Победа

1

0,5

0,5

викторина

70

Вохонское сражение 1812 года

1

0,5

0,5

викторина

71

Итоговое занятие по теме «Основы военной службы и патриотического воспитания»

1

-

1

практикум

72

Итоговое занятие по программе «Юный спасатель»

1

-

1

практикум

Всего:

72

35,5

36,5

Содержание учебного плана

В содержании программы «Юный спасатель» учтены положения федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства. За основу проектирования структуры и содержания программы курса принят модульный принцип ее построения.

Программа реализует роль навигации индивидуального образовательного маршрута обучающегося в образовательном пространстве реальной и виртуальной информации по вопросам безопасности жизнедеятельности. Интеллект личности, экологическое мировоззрение и мотивация, научно-практические знания и умения — основные ресурсы культуры безопасности.

Модульный принцип определяет выделение четырех учебных разделов, охватывающих весь объем содержания курса. Модульный принцип позволяет:

— эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс по формированию культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся с учетом ресурсных возможностей разных типов организаций основного образования и особенностей среды жизнедеятельности населения разных регионов России;

— обеспечить межпредметные связи при изучении содержания ОБЖ и преемственность содержания учебных модулей (тематики ОБЖ) в средних и старших классах школы, в учреждениях основного и дополнительного образования;

— разработать варианты оценки достижений учащихся на репродуктивном, продуктивном, творческом уровнях, используя методы шкалирования, балльно-рейтинговой оценки, кредитно-модульной, экспертной оценки портфолио, позволяющие проследить продвижение школьника на индивидуальном образовательном маршруте по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.

Введение (1 час). Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»

Модуль 1: Основы пожарной безопасности (17 часов). Основные виды, причины и последствия пожаров. Понятие об основах горения. Первичные средства пожаротушения. Виды, принцип действия, устройство и применение огнетушителей. Пожарно-техническое вооружение. Правила поведения в случае возникновения пожара. Эвакуация из зоны возгорания. План эвакуации. Правила поведения в зоне действия лесного пожара. Профилактика возникновений пожаров. Добровольная пожарная охрана. Понятие о героической профессии пожарного. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Пожары и паника. Оказание первой помощи пострадавшим в результате пожара. Пожарно-строевая подготовка. Пожарно-спасательный спорт.

Модуль 2: Основы безопасности дорожного движения (16 часов). Транспорт в современном мире. Чрезвычайные ситуации на дорогах. Дорожно-транспортные происшествия. Причины и последствия. Нарушение ПДД как главная причина дорожных происшествий. Опасные игры на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Знаки дорожного движения для велосипедистов. Поведение в дорожно-транспортных происшествиях. Телесные повреждения при ДТП. Опасные игры на железнодорожном транспорте и отрицательное отношение к ним.

Модуль 3: Основы оказания первой помощи (22 часа). Ожоги. Первая помощь при ожогах. Действия при отравлении угарным газом, химическими веществами, ядохимикатами. Первая помощь при электротравмах. Переломы. Правила поведения при подозрении на перелом, первая доврачебная помощь. Соблюдение осторожности и внимательности при оказании помощи. Виды кровотечений и первая помощь пострадавшему. Первая помощь при травмах различной степени тяжести, при отравлении химическими и радиоактивными веществами. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах. Медико-психологическая помощь. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии.

Модуль 4: Основы военной службы и патриотического воспитания (15 часов). Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Основные задачи Вооруженных Сил. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Правовые основы воинской обязанности. Правовые основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего. Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы. Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. Боевая слава российских воинов.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Эффективность освоения учащимися программы «Юный спасатель» зависит от материально-технического оснащения кабинета, который должен включать классную комнату и лаборантскую. В классе размещаются средства оснащения, необходимые для проведения текущих занятий с учащимися: учебно-методическая литература; аудио-, видеоаппаратура, проекционная аппаратура; средства программного обучения и контроля знаний; макеты, муляжи, модели; тренажеры; стенды, плакаты; средства индивидуальной защиты; аудиовизуальные пособия.

Средства программного обучения и контроля знаний:

-Электронные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи»;

-Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях;

-Электронное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»;

-Электронные обучающие программы «Действия при авариях на химически опасных объектах».

Макеты, муляжи, модели:

-Макеты местности, отражающие расположение потенциально опасных объектов, дорог, водоемов, убежищ (регион проживания учащихся);

-Макеты потенциально опасных элементов бытового, учебного, досугового технологического оборудования;

-Макеты фильтрующих, изолирующих и других противогазов и респираторов в разрезе;

-Макеты убежищ, укрытий с основными системами жизнеобеспечения;

- Муляжи тела человека.

Тренажеры:

-Тренажер для тренировки навыков проведения искусственного дыхания;

-Фантом-тренажер для искусственной вентиляции легких и наружного массажа сердца.

Учебно-наглядные пособия (стенды и плакаты или электронные издания):

-Классификация пожаров;

-Правила оказания первой помощи;

-Личная гигиена;

-Химическое оружие;

-Бактериологическое оружие;

-Взрывоопасные предметы;

-Ордена России;

-Текст военной присяги;

-Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия;

-Приемы и правила метания ручных гранат;

-Организация и несение внутренней службы;

-Строевая подготовка.

Учебно-практическое оборудование:

-аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;

-штатив для карт и таблиц;

-компасы;

-визирные линейки;

-транспортиры;

-бинты марлевые;

-вата гигроскопическая нестерильная;

-вата компрессная;

-воронки стеклянные;

-грелки;

-жгуты кровоостанавливающие;

-индивидуальные перевязочные пакеты;

-косынки перевязочные;

-клеёнка компрессная;

-клеёнка подкладочная;

-ножницы для перевязочного материала (прямые);

-повязки малые стерильные;

-повязки большие стерильные;

-противогазы;

-респираторы;

-аптечка индивидуальная (АИ-2);

-противохимические пакеты;

-носилки санитарные.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В. А. Горского. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 111 с. – (Стандарты второго поколения);
  • Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / авт.-сост. В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, М.А. Ульянова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 106, [6] с.;
  • Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 64 с.;
  • Виноградова, Н. Ф. Основы безопасности жизнедеятельности : 5—9 классы : рабочая программа / Н. Ф. Виноградова, Д. В. Смирнов, А. Б. Таранин. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 67, [2] с.;
  • Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2004. – 192 с. – (В помощь школьному учителю).;
  • Патриотическое воспитание школьников. Учебное пособие / Составитель Л.В. Воронкова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96 с.;
  • Методическое пособие для проведения занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися общеобразовательных школ Московской области – Видное., 2000, - 56 с.;
  • Методические рекомендации Министерства Московской области. Составители: Правила дорожного движения для обучающихся 5-6 классов. Авторский коллектив: Николаев Г.Г., Голованов В.П., Рыжухина И.Ю., Простомолотова Т.В., Кропачева С.А., Кашпирева Л.В., Ильинова Н.Ф., Павленко И.Н., Варганов В.В. Редактор: Соколов Д.А. – Московская область, 2015 – 64с.;
  • Методические рекомендации к рабочей тетради «Безопасное поведение на дорогах для обучающихся (7-8 класс)». Методические материалы изданы в рамках государственной программы Московской области «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса», утвержденной постановлением Правительства Московской области от г. №656/35. Авт.-сост. Курьянова О.Е., Карпов П.В., Вишневецкая И.Ю., Травянко А.Л., Букина Л.Д., Попова В.М., Шарыгин Е.А. Под. Ред. Соколовой Д.А. – Московская область, 2016 – 32с.;
  • ;
  • ;
  • ;
  • http://обж.рф;
  • ;
  • .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный обществовед" (12-15 лет)

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный обществовед» составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г.Необходимость создания данной программы в...

Дополнительная общеобразовательная программа «Юные инспектора движения»

Дополнительная  общеобразовательная программа "ЮИД"  расчитана для учащихся 11-13 лет. Данная программа опробирова и дала положительные результаты....

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист»

Актуальность программы состоит в её социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Новизна  данной программы состоит в том, что она...

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"...

Дополнительная общеобразовательная программа " Юный дизайнер. От протого к сложному"

Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования....

Дополнительная общеобразовательная программа " Юный дизайнер. развитие мастерства"

Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования....

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный инспектор движения"

       Дополнительная общеразвивающая программа «Юный инспектор дорожного движения» направлена на формирование у школьников культуры безопасности жизнедея...