Статья по эффективности информатизации системы дополнительного образования
материал (11 класс)

Статья отображает общее представление информатизации системы дополнительного образования, направленное на повышение качества, доступности и эффективности образования, посредством современных информационно-коммуникационных технологий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по эффективности информатизации

системы дополнительного образования.

Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. ХХI век называют веком информационных технологий. Информатизация системы образования – это деятельность, направленная на повышение качества, доступности и эффективности образования, посредством современных информационно-коммуникационных технологий. Одно из направлений работы в учреждениях дополнительного образования является использование дистанционного обучения. Дистанционное обучение – это инновационная  модель образовательных услуг без посещения учебных заведений, которая позволяет получать знания через интернет с применением компьютерных технологий. Информационные технологии дистанционного обучения - технологии создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса дистанционного обучения. Информационные технологии дистанционного обучения подразделяются на две группы: технологии реального времени (онлайнтехнологии), разделенные во времени (офлайн-технологии).  Внедрение новых технологий с применением дистанционного обучения поддерживается государством на различных уровнях. Существует федеральный перечень документов по дистанционному обучению.

  1.  Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». (ст. ст. 13, 15, 16, 17, 41). 
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 
  3.  Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р.
  4.  Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)». Распоряжение правительства Российской Федерации от  постановление от 15 апреля 2014 года №313 (новая редакция).
  5.  Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями).
  6.   Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2769-р (ред. от 03.03.2017) “Об утверждении Концепции региональной информатизации”
  7. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

Для различных образовательных организаций, в том числе  ОДО  используются специализированные программные ресурсы, информационно-образовательные среды, технологические платформы и различные виды телекоммуникаций. К ним относятся разные формы дистанционного обучения:

  1. Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием  чат-технологий. Чат-занятия  проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. 

       2.    Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, вебинары, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций. Проводятся в любое время, асинхронно.

       3.   Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием   электронной почты.

Для организации и проведения учебного процесса имеются разнообразные образовательные среды.  Преподаватель и администратор  легко могут организовать процесс обучения в дистанционной форме. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех обучающихся о текущих событиях. Все работы собираются и хранятся системой. Сегодня технологии дистанционного обучения развиваются очень активно,  специальные образовательные среды позволяют организовать учебный процесс. Также дистанционное обучение обладает рядом достоинств:

Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным.

Доступность и открытость обучения - возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом или офис.

Экономичность, как правило,  дистанционное обучение дешевле обычного обучения.

Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию - появляются новые возможности для выбора курса обучения.

Недостатки:

- необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет;

- высокие требования к постановке задачи на обучение, сложность мотивации учащихся;

- одной из ключевых проблем интернет обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний, отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения.

 Дальнейшее совершенствование курсов дистанционного обучения связано со следующими факторами: - мультимедийность - озвученные видео - и слайд-фильмы, анимация, графика; - насыщенная интерактивность, включая математические модели процессов и явлений; - использование потокового аудио и видео; - многообразие контрольных и тестовых заданий; - большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа легко усваивается; - общение слушателей между собой. Любые  образовательные  учреждения  в соответствии с п. 1 Приказа Минобрнауки   РФ от  6 мая 2005 г.  № 137, могут  реализовывать  образовательные программы  любого уровня при помощи дистанционного обучения, а также проведение  различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля. Вне зависимости от формы обучения и формы организации образовательного процесса итоговая аттестация завершается выдачей документа об образовании государственного образца. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды.

Актуальность внедрения модели  дистанционного обучения в системе  дополнительного образования детей:

- Для  детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей находящихся в ТЖС.

- Для одарённых детей;

- Работа с удалёнными территориями;

-  Работа с родителями;

Примерный перечень документов, которые должны быть в образовательных организациях, организующих дистанционное обучение:

 1. Документы федерального, республиканского и муниципального уровней по организации дистанционного обучения.

 2. Локальный акт  ОО по организации и осуществлению дистанционного обучения в образовательной организации.

 3. План (дорожная карта) организации и развития дистанционного обучения в ОО.

 4. Приказ о назначении ответственного за организацию внедрения дистанционного обучения в ОО.

 5. Приказ о назначении педагогов, осуществляющих обучение в дистанционном режиме, с указанием учебной нагрузки.

6. Программно-методическое обеспечение реализации плана развития и организации дистанционного обучения в ОО.

7. Календарно-тематическое планирование педагогов, осуществляющих дистанционное обучение.

8. Должностные инструкции работников, ответственных за дистанционное обучение.

 9. Заявления родителей обучающихся о зачислении в группы дистанционного  обучения  по различным учебным предметам (Приложение 4).

10. Пакет документов на обучающихся, по состоянию здоровья обучающихся на дому, и одаренных детей (заявление родителей, учебный план, расписание занятий).

11. Приказ о формировании учебных групп обучающихся для дистанционного  обучения  по различным предметам.

12. Приказ о составлении расписания и распределении учебных помещений, оснащённых компьютерной техникой и доступом к сети Интернете.

Образовательная организация самостоятельно выбирает программные ресурсы, обеспечивающие организацию дистанционного обучения. К ним могут относиться:

 сайт ОО, обеспечивающий все этапы дистанционного обучения (наличие учебного материала, возможность оценивания домашних заданий, тестирование, возможность организации удаленного общения педагога с обучающимися, возможность контроля учебного процесса, ведение электронного журнала и т.д.);

 сайт учителя (с теми же требованиями);

 использование систем дистанционного обучения сторонних организаций;

 установка системы дистанционного обучения на сервер ОО.

Существуют современные  платформы дистанционного обучения , которые называются системами управления обучением ( LMS). В тех случаях, когда хотят подчеркнуть, что платформа, помимо собственного управления процессом обучения, содержит средства создания, хранения и доставки контента, употребляется термин (LCMS).

Некоторые  системы  ДО:

  1. Moodle (позволяет организовать виртуальное  индивидуальное обучение и групповое обучение посредством  веб-технологий. Для  работы субъектам учебного процесса достаточно браузера и доступа в Интернет).
  2. WebTutor (Одна из наиболее популярных платформ дистанционного обучения российского  разработчика – компании  WebSoft.  Преимуществами платформы является:  наличие готовых курсов;  масштабируемость;  поддержка формата SCORM, позволяющая обеспечить совместимость компонентов и их многократное использование в различных учебных курсах).

Екимова Т.Б., методист МАУДО «ДТДиУМ»

Мозер С.В., зам. директора МАУДО «ДТДиУМ», руководитель МОЦ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Размышления на тему дополнительного образования детей»

Работаю в дополнительном образовании с 1993 года. За время работы сложилось своё мнение по поводу обучения детей в дополнительном образовании. Свои мысли излагаю в  данной статье....

статья"Единство общего и дополнительного образования как фактор повышения познавательной культуры школьника"

В наше время очень остро стоит проблема формирования духовного мира человека, возрождение и освоение школьниками культурных традиций России. Безусловно, каждая образовательная область вносит сво...

Статья "Сочетание основного и дополнительного образования и его возможности для личностного развития ребенка на примере объединения "Цветоводство открытого грунта""

Статья " сочетание основного и дополнительного образования и его возможности для личностного развития ребенка на примере объединения " Цветоводство открытого грунта"...

Статья. "Занятия в системе дополнительного образования"

Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях? Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями ...

Эффективное использование дополнительного образования в воздействии на индивидуальность учащихся

На развитие личности ребёнка влияет множество факторов. Что же могут дать для развития мышления занятия музыкой, и в частности занятия на инструменте?...