Статья по эффективности информатизации системы дополнительного образования
материал (11 класс)
Статья отображает общее представление информатизации системы дополнительного образования, направленное на повышение качества, доступности и эффективности образования, посредством современных информационно-коммуникационных технологий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по эффективности информатизации
системы дополнительного образования.
Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. ХХI век называют веком информационных технологий. Информатизация системы образования – это деятельность, направленная на повышение качества, доступности и эффективности образования, посредством современных информационно-коммуникационных технологий. Одно из направлений работы в учреждениях дополнительного образования является использование дистанционного обучения. Дистанционное обучение – это инновационная модель образовательных услуг без посещения учебных заведений, которая позволяет получать знания через интернет с применением компьютерных технологий. Информационные технологии дистанционного обучения - технологии создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса дистанционного обучения. Информационные технологии дистанционного обучения подразделяются на две группы: технологии реального времени (онлайнтехнологии), разделенные во времени (офлайн-технологии). Внедрение новых технологий с применением дистанционного обучения поддерживается государством на различных уровнях. Существует федеральный перечень документов по дистанционному обучению.
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». (ст. ст. 13, 15, 16, 17, 41).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р.
- Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)». Распоряжение правительства Российской Федерации от постановление от 15 апреля 2014 года №313 (новая редакция).
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями).
- Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2769-р (ред. от 03.03.2017) “Об утверждении Концепции региональной информатизации”
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».
Для различных образовательных организаций, в том числе ОДО используются специализированные программные ресурсы, информационно-образовательные среды, технологические платформы и различные виды телекоммуникаций. К ним относятся разные формы дистанционного обучения:
- Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.
2. Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, вебинары, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций. Проводятся в любое время, асинхронно.
3. Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты.
Для организации и проведения учебного процесса имеются разнообразные образовательные среды. Преподаватель и администратор легко могут организовать процесс обучения в дистанционной форме. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех обучающихся о текущих событиях. Все работы собираются и хранятся системой. Сегодня технологии дистанционного обучения развиваются очень активно, специальные образовательные среды позволяют организовать учебный процесс. Также дистанционное обучение обладает рядом достоинств:
Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным.
Доступность и открытость обучения - возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом или офис.
Экономичность, как правило, дистанционное обучение дешевле обычного обучения.
Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию - появляются новые возможности для выбора курса обучения.
Недостатки:
- необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет;
- высокие требования к постановке задачи на обучение, сложность мотивации учащихся;
- одной из ключевых проблем интернет обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний, отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения.
Дальнейшее совершенствование курсов дистанционного обучения связано со следующими факторами: - мультимедийность - озвученные видео - и слайд-фильмы, анимация, графика; - насыщенная интерактивность, включая математические модели процессов и явлений; - использование потокового аудио и видео; - многообразие контрольных и тестовых заданий; - большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа легко усваивается; - общение слушателей между собой. Любые образовательные учреждения в соответствии с п. 1 Приказа Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137, могут реализовывать образовательные программы любого уровня при помощи дистанционного обучения, а также проведение различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля. Вне зависимости от формы обучения и формы организации образовательного процесса итоговая аттестация завершается выдачей документа об образовании государственного образца. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды.
Актуальность внедрения модели дистанционного обучения в системе дополнительного образования детей:
- Для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей находящихся в ТЖС.
- Для одарённых детей;
- Работа с удалёнными территориями;
- Работа с родителями;
Примерный перечень документов, которые должны быть в образовательных организациях, организующих дистанционное обучение:
1. Документы федерального, республиканского и муниципального уровней по организации дистанционного обучения.
2. Локальный акт ОО по организации и осуществлению дистанционного обучения в образовательной организации.
3. План (дорожная карта) организации и развития дистанционного обучения в ОО.
4. Приказ о назначении ответственного за организацию внедрения дистанционного обучения в ОО.
5. Приказ о назначении педагогов, осуществляющих обучение в дистанционном режиме, с указанием учебной нагрузки.
6. Программно-методическое обеспечение реализации плана развития и организации дистанционного обучения в ОО.
7. Календарно-тематическое планирование педагогов, осуществляющих дистанционное обучение.
8. Должностные инструкции работников, ответственных за дистанционное обучение.
9. Заявления родителей обучающихся о зачислении в группы дистанционного обучения по различным учебным предметам (Приложение 4).
10. Пакет документов на обучающихся, по состоянию здоровья обучающихся на дому, и одаренных детей (заявление родителей, учебный план, расписание занятий).
11. Приказ о формировании учебных групп обучающихся для дистанционного обучения по различным предметам.
12. Приказ о составлении расписания и распределении учебных помещений, оснащённых компьютерной техникой и доступом к сети Интернете.
Образовательная организация самостоятельно выбирает программные ресурсы, обеспечивающие организацию дистанционного обучения. К ним могут относиться:
− сайт ОО, обеспечивающий все этапы дистанционного обучения (наличие учебного материала, возможность оценивания домашних заданий, тестирование, возможность организации удаленного общения педагога с обучающимися, возможность контроля учебного процесса, ведение электронного журнала и т.д.);
− сайт учителя (с теми же требованиями);
− использование систем дистанционного обучения сторонних организаций;
− установка системы дистанционного обучения на сервер ОО.
Существуют современные платформы дистанционного обучения , которые называются системами управления обучением ( LMS). В тех случаях, когда хотят подчеркнуть, что платформа, помимо собственного управления процессом обучения, содержит средства создания, хранения и доставки контента, употребляется термин (LCMS).
Некоторые системы ДО:
- Moodle (позволяет организовать виртуальное индивидуальное обучение и групповое обучение посредством веб-технологий. Для работы субъектам учебного процесса достаточно браузера и доступа в Интернет).
- WebTutor (Одна из наиболее популярных платформ дистанционного обучения российского разработчика – компании WebSoft. Преимуществами платформы является: − наличие готовых курсов; − масштабируемость; − поддержка формата SCORM, позволяющая обеспечить совместимость компонентов и их многократное использование в различных учебных курсах).
Екимова Т.Б., методист МАУДО «ДТДиУМ»
Мозер С.В., зам. директора МАУДО «ДТДиУМ», руководитель МОЦ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Размышления на тему дополнительного образования детей»
Работаю в дополнительном образовании с 1993 года. За время работы сложилось своё мнение по поводу обучения детей в дополнительном образовании. Свои мысли излагаю в данной статье....
статья"Единство общего и дополнительного образования как фактор повышения познавательной культуры школьника"
В наше время очень остро стоит проблема формирования духовного мира человека, возрождение и освоение школьниками культурных традиций России. Безусловно, каждая образовательная область вносит сво...

Статья "Сочетание основного и дополнительного образования и его возможности для личностного развития ребенка на примере объединения "Цветоводство открытого грунта""
Статья " сочетание основного и дополнительного образования и его возможности для личностного развития ребенка на примере объединения " Цветоводство открытого грунта"...
Статья "Формирование имиджа учреждения дополнительного образования детей на примере ГБОУ ДОД ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга"
Статья о формировании имиджа учреждения дополнительного образования детей....

Статья. "Занятия в системе дополнительного образования"
Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях? Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями ...

Эффективное использование дополнительного образования в воздействии на индивидуальность учащихся
На развитие личности ребёнка влияет множество факторов. Что же могут дать для развития мышления занятия музыкой, и в частности занятия на инструменте?...
