Адаптированные методы обучения столярному делу для детей с ОВЗ
методическая разработка (8, 9 класс)
Аннотация. Обучение детей с интеллектуальными нарушениями требует особого подхода, направленного на создание доступной и комфортной образовательной среды. Важной частью коррекционного обучения является трудовое воспитание, в том числе столярное дело, которое способствует формированию практических навыков, развитию моторики, пространственного мышления и уверенности в своих силах. Применение адаптированных методик позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся, снижать уровень тревожности и повышать их мотивацию к освоению трудовой деятельности. В статье рассматриваются основные принципы адаптации образовательного процесса, значимость дифференцированного подхода, а также влияние столярного дела на развитие познавательной, эмоциональной и социальной сферы учащихся.
Ключевые слова: коррекционная педагогика, трудовое обучение, столярное дело, интеллектуальные нарушения, адаптированные методики, профессиональная ориентация.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ АДАПТИРОВАННЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Бугаенко Григорий Анатольевич, педагог дополнительного образования
МБОУ специальная (коррекционная) школа-интернат №1 Купинского района Новосибирской области, г. Купино
Аннотация. Обучение детей с интеллектуальными нарушениями требует особого подхода, направленного на создание доступной и комфортной образовательной среды. Важной частью коррекционного обучения является трудовое воспитание, в том числе столярное дело, которое способствует формированию практических навыков, развитию моторики, пространственного мышления и уверенности в своих силах. Применение адаптированных методик позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся, снижать уровень тревожности и повышать их мотивацию к освоению трудовой деятельности. В статье рассматриваются основные принципы адаптации образовательного процесса, значимость дифференцированного подхода, а также влияние столярного дела на развитие познавательной, эмоциональной и социальной сферы учащихся.
Ключевые слова: коррекционная педагогика, трудовое обучение, столярное дело, интеллектуальные нарушения, адаптированные методики, профессиональная ориентация.
Трудовое обучение в системе коррекционного образования выполняет не только практическую, но и важную психолого-педагогическую функцию. Дети с интеллектуальными нарушениями сталкиваются с особыми трудностями в освоении учебного материала, запоминании последовательности действий, планировании работы и контроле результатов. В этой связи особое значение приобретают адаптированные методики преподавания, позволяющие учитывать индивидуальные особенности обучающихся и обеспечивать им возможность успешного освоения столярного дела.
Одним из важнейших принципов адаптированного обучения является поэтапное освоение навыков с учетом уровня познавательных возможностей ребенка. Каждый новый элемент учебного материала должен вводиться постепенно, с обязательным закреплением ранее изученного. Практическая деятельность должна сопровождаться наглядными примерами и демонстрацией действий педагога, поскольку дети с интеллектуальными нарушениями лучше воспринимают информацию через визуальные и тактильные образы. Использование доступных инструкций, крупных схем и картинок облегчает понимание технологических процессов, а многократное повторение способствует прочному усвоению материала.
Значимым элементом адаптации образовательного процесса является создание четкой структуры занятий, что помогает детям с интеллектуальными нарушениями ориентироваться в учебной деятельности. Важно, чтобы каждое занятие имело прогнозируемую последовательность действий: приветствие, объяснение задания, демонстрация технологии, выполнение практической работы, подведение итогов. Фиксированная структура помогает снижать тревожность обучающихся и формировать у них уверенность в своих возможностях.
Эффективность освоения столярного дела во многом зависит от уровня мотивации учащихся. Для детей с интеллектуальными нарушениями важно не только выполнение задания, но и его эмоциональная значимость. Поэтому большое внимание следует уделять созданию предметов, которые можно использовать в повседневной жизни. Изготовление простых, но функциональных изделий, таких как подставки, рамки для фотографий, игрушки, позволяет повысить интерес к труду и сформировать у обучающихся чувство удовлетворения от проделанной работы.
Педагогическая поддержка играет ключевую роль в процессе обучения столярному делу. Важно учитывать, что дети с интеллектуальными нарушениями часто нуждаются в дополнительной помощи и коррекции своих действий. Педагог должен не только давать четкие инструкции, но и быть готовым к индивидуальному сопровождению учащегося на всех этапах работы. Поддержка может выражаться в совместном выполнении отдельных операций, наглядном контроле работы ученика, предоставлении дополнительных разъяснений. Похвала и положительное подкрепление способствуют укреплению уверенности в своих силах и формированию положительной мотивации к труду.
Кроме того, значительное влияние на образовательный процесс оказывает развитие социальной сферы учащихся. Групповая работа над столярными проектами способствует развитию коммуникативных навыков, умению сотрудничать, слушать и помогать друг другу. Коллективное изготовление изделий формирует у детей чувство принадлежности к группе, учит договариваться и согласовывать свои действия с окружающими. Это особенно важно в условиях коррекционной школы-интерната, где большое внимание уделяется формированию навыков социализации.
Таким образом, применение адаптированных методик обучения столярному делу позволяет создавать доступную образовательную среду, ориентированную на индивидуальные возможности каждого ребенка. Дифференцированный подход, четкая структура занятий, использование наглядности и поддержка педагога помогают учащимся успешно осваивать трудовые навыки, повышать уверенность в своих силах и приобретать полезный практический опыт. Столярное дело в условиях коррекционного образования становится не только средством профессиональной подготовки, но и важным элементом личностного развития, способствующим формированию самостоятельности, ответственности и положительной самооценки у детей с интеллектуальными нарушениями.
Список литературы
1. Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы всероссийской заочной конференции, 22 апреля 2022 г., г. Екатеринбург, Россия : материалы конференции / под редакцией А. В. Пьянковой. — Екатеринбург : УрГПУ, 2022. — 454 с. — ISBN 978-5-7186-1973-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/438080
2. Образование и социализация личности в современном обществе : материалы конференций / под редакцией В. А. Адольфа. — Красноярск : КГПУ им. В.П. Астафьева, 2018. — 456 с. — ISBN 978-5-00102-250-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/146928
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экзаменационный материал по профессионально-трудовому обучению (столярное дело)
Данный материал может быть полезен учителям профессионально-трудового обучения (столярное делщ) специальной (коррекционной) школы VIII вида для подготовки к итоговому экзамену....

Рабочая учебная программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) в 5-9 специальных (коррекционных) классах VIII вида
В методическом материале "Рабочая учебная программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) в специальных (коррекционных) 5-9 классах VIII вида"представлены: пояснительная записка, учеб...

План урока профессионально-трудового обучения (Столярное дело) в 7 классе.
Тема урока: «Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным».Цели:1. Научить учащихся выполнять соединения деталей рамки на вставной плоский шип, ис...

Программа профессионально - трудового обучения (столярное дело) 10 - 11 классы
Цель программы – подготовка обучающихся, воспитанников школы VIII вида к обучению в ПТУ с тем, чтобы их адаптация и интеграция в новую среду проходила успешно....

Адаптированная рабочая программа столярное дело 8 СКК
Адаптированная рабочая программа столярное дело 8 СКК...
Адаптированная рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело)
Разработанная учебная программа знакомит обучающихся с ОВЗ с основами обработки конструкционных материалов, элементами конструирования и моделирования....

Статья: Применение адаптированных методик обучения столярному делу для детей с ОВЗ
quot;Педагогика и образование"...
