РОЛЬ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ И ТРУДУ
материал (8, 9 класс)
Аннотация. Практико-ориентированное обучение играет ключевую роль в системе коррекционного образования, обеспечивая детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) возможность овладения необходимыми трудовыми и бытовыми навыками, что способствует их успешной социализации. В процессе освоения столярного дела учащиеся не только приобретают профессиональные компетенции, но и учатся планировать свою деятельность, взаимодействовать с окружающими, принимать решения и нести ответственность за результаты работы. В статье рассматривается значимость практико-ориентированного обучения в формировании самостоятельности обучающихся, анализируются его основные принципы, а также приводятся примеры эффективных педагогических подходов, способствующих интеграции детей с ОВЗ в общество.
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, трудовая подготовка, дети с ОВЗ, социализация, коррекционная педагогика, столярное дело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ И ТРУДУ
Бугаенко Григорий Анатольевич, педагог дополнительного образования
МБОУ специальная (коррекционная) школа-интернат №1 Купинского района Новосибирской области, г. Купино
Аннотация. Практико-ориентированное обучение играет ключевую роль в системе коррекционного образования, обеспечивая детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) возможность овладения необходимыми трудовыми и бытовыми навыками, что способствует их успешной социализации. В процессе освоения столярного дела учащиеся не только приобретают профессиональные компетенции, но и учатся планировать свою деятельность, взаимодействовать с окружающими, принимать решения и нести ответственность за результаты работы. В статье рассматривается значимость практико-ориентированного обучения в формировании самостоятельности обучающихся, анализируются его основные принципы, а также приводятся примеры эффективных педагогических подходов, способствующих интеграции детей с ОВЗ в общество.
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, трудовая подготовка, дети с ОВЗ, социализация, коррекционная педагогика, столярное дело.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особого подхода, направленного не только на передачу теоретических знаний, но и на формирование умений, применимых в реальной жизни. Практико-ориентированное обучение является важным компонентом коррекционной педагогики, поскольку позволяет учащимся приобретать опыт, который в дальнейшем поможет им адаптироваться в обществе и успешно выполнять посильную трудовую деятельность. Включение трудового обучения в образовательный процесс способствует развитию моторики, координации движений, логического и пространственного мышления, а также формированию уверенности в своих возможностях.
Одной из наиболее эффективных форм практико-ориентированного обучения в коррекционной школе-интернате является освоение столярного дела. Работа с древесиной требует от обучающихся соблюдения определенных алгоритмов действий, точности и внимательности, что способствует формированию у них важных когнитивных и поведенческих навыков. В ходе практической деятельности учащиеся не только осваивают столярные инструменты и технологии обработки дерева, но и развивают способности к планированию, анализу и принятию решений. Они учатся оценивать сложность поставленной задачи, распределять свое время, учитывать последовательность операций, что является необходимым условием для формирования самостоятельности.
Одной из ключевых задач практико-ориентированного обучения является подготовка детей с ОВЗ к самостоятельной жизни. Освоение навыков работы с древесиной может стать не только основой для будущей профессиональной деятельности, но и важным элементом бытовой самостоятельности. Умение выполнять несложные столярные работы, ремонтировать предметы мебели, обращаться с инструментами делает ребенка более уверенным в своих силах и расширяет его возможности в повседневной жизни. Важным аспектом является и формирование бережного отношения к вещам, осознание ценности ручного труда, развитие трудолюбия и терпения.
Практическое обучение также играет значительную роль в социализации обучающихся. В процессе выполнения столярных работ дети учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться, помогать и поддерживать товарищей. Групповая работа над проектами способствует развитию коммуникативных навыков, умению координировать свои действия с действиями других, а также формирует чувство ответственности перед коллективом. Это особенно важно для детей с ОВЗ, которым часто сложно адаптироваться в социальной среде и выстраивать продуктивные взаимоотношения.
Реализация практико-ориентированного подхода требует от педагога гибкости и умения адаптировать учебный процесс к индивидуальным возможностям каждого обучающегося. Важно учитывать уровень познавательной активности ребенка, его темп работы, потребность в дополнительной поддержке и разъяснениях. Эффективным педагогическим инструментом является поэтапное обучение, при котором новый материал осваивается постепенно, а каждая практическая задача разбивается на понятные и доступные этапы. Демонстрация действий педагога, использование наглядных материалов, работа с шаблонами и образцами помогают детям лучше усваивать материал и снижать уровень тревожности перед выполнением сложных заданий.
Таким образом, практико-ориентированное обучение является важным элементом образовательного процесса в коррекционной школе-интернате, способствуя формированию у обучающихся навыков, необходимых для самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Освоение столярного дела не только развивает у детей с ОВЗ технические и когнитивные способности, но и помогает им интегрироваться в общество, приобретая уверенность в своих возможностях. Педагог, организующий образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся, создает условия для успешного освоения трудовых компетенций, что в дальнейшем способствует социальной адаптации и повышению качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы
1. Карпова, Р. Ф. Обучение школьников с особыми образовательными потребностями в условиях безопасной образовательной среды / Р. Ф. Карпова, Д. Н. Жихарева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 99-101.
2. Фраш, С. Я. Актуальность инклюзивного подхода в системе среднего образования / С. Я. Фраш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 183-185.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированное содержание обучения математике
Применение приема «Зигзаг» создает в классе игровую атмосферу – дети чувствуют себя комфортно. Более того, увеличивается доля общения учеников между собой и, соответственно, уменьшается доля общения у...

Доклад на тему: «Подготовка учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида к самостоятельной жизни и труду через занятия по программе «Родник творчества».
“С любимым делом жизнь в сто крат милее,Лишь надо приложить к нему терпениеИ мастерство становиться смелее,Когда приходит к сердцу вдохновение.Любовь к искусству вечное горение,Художнику как сладостно...

Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в условиях современного общества через экономическую социализацию детей-сирот
Дети-сироты, длительное время находящиеся на полном государственном обеспечении, в сфере экономического мышления и поведения имеют пассивную жизненную позицию, которая характеризуется ожиданием помощи...

Выступление на педагогическом совете «Подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду».
Выступление на педагогическом совете "Подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду"...

1. Программа "Духовно-нравственное воспитание" 2.Презентация "Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни,через экономическую социализацию детей-сирот"
1.Цель.Задачи.Пояснительная записка.Материалы занятий.Предполлагаемый результат.2.Цель и задачи педагогической деятельностиАктуальность педагога в развитии образованияДеятельностный аспект педагога в ...
«Роль программы «Школа домоводства» для подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни»
Политика российского государства направлена на подготовку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к решению социально-экономических задач. Наличие у них опыта решения таких задач буде...