"Хлеб - дар богов", беседа для дошкольников и младших школьников
материал (5 класс)

Стрелкова Галина Романовна

О хлебе

Дорогие ребята! Сегодня наш разговор пойдёт о хлебе. Мы привыкли видеть на каждом столе хлеб, и не считаем это какой-то диковинкой, ведь мы к этому привыкли, и хлеба достаточно. Ржаной и пшеничный, булочки и пирожки, баранки и печенье. Такое разнообразие хлебобулочных изделий, знаете откуда? Вы скажете: из магазина. Конечно из магазина. А знаете, как получается хлеб?  Вы ответите, что только самые маленькие не знают, что хлеб пекут из теста, а тесто получается из муки, муку мелют из зёрен, а зерна растут из земли. А как называют хлеб в народе? «Он самый главный!» - ответите вы. Правильно. А почему он самый главный, я сейчас вам расскажу, потому что не все знают, почему хлеб самый главный. 

Хлеб – дар богов

Это было очень давно. Ни в одной известной культуре не говорится, что земледелием человек овладел самостоятельно. Это дар богов.

Вот, что говорят народные легенды и мифы.

В древнегреческой мифологии зёрна пшеницы вместе с золотой колесницей богиня плодородия Деметра подарила юноше по имени Триптолем.

Древних египтян выращивать хлебные колосья научил бог Осирис.

 Бог древних индейцев Вирокоча однажды научил их возделывать землю и растить зерно.

В Китае с небес внезапно посыпалось просо, и доисторический предок Шэнь-нун немедленно стал пахать землю и сеять его.

Славянский бог Велес просил у бога Сварога сковать ему плуг, а также железного коня ему под стать. Сварог выполнил его просьбу. И Велес стал обучать людей землепашеству, как сеять и жать, ставить снопы в жилище.

И в каждом народе понимали, что вырастить и получить хлеб – это изнурительный труд, но не смотря на это, хлеб в каждом народе означает - жизнь.

Чтобы вырастить зерно, нужно сначала поле вспахать. Раньше для этого использовали плуг на конной тяге и борону, чтобы разровнять вспаханное поле под посев. Сейчас используют трактора.

После начинают сеять. Сеятель равномерно разбрасывал зерно по вспаханному полю. Поле снова бороновали, чтобы зерна легли в отдельные полосы. Сейчас для этого используют механические сеялки.

Когда зерно созреет, его начинали жать. Раньше жали вручную, используя серп, снопы ставили домиком.

После жатвы зерно молотили, отделяли зерна от колосьев. Раньше для этого использовались цепы и ручные веялки, чтобы отделить зерно от сора.

Сейчас используют хлебоуборочные комбайны, которые выполняют и жатву, и обмолот зерна.

Затем зерно отвозили на мельницу для помола в муку. До появления паровых машин, люди использовали ветряные и водяные мельницы. Ветер или вода приводили в движение большой вал и зубчатое колесо мельницы. В деревянный ковш насыпалось зерно, которое поступало между жерновами и перетиралось в муку. Готовая мука собиралась в деревянный ларь или сразу в мешок.

Сейчас помол зерна в муку выполняется на мукомольных заводах. Затем муку поставляют на хлебозаводы, где готовится тесто для выпечки хлеба. Тесто распределяется в специальных лотках и направляется в печь. За выпечкой следят и люди и машины. Готовую продукцию распределяют на лотках и отправляют по назначению. В школы и детские сады, в больницы и столовые, на прилавки магазинов и маркетов.

Видите, ребята, какой древний, нелёгкий и ответственный путь у обычного хлеба. Народная пословица говорит: Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба не проживёшь. Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол доска. Народ называет хлеб кормильцем, батюшкой. Хлеб всему голова. Никому нельзя его предавать.

Были голодные, тяжкие, неурожайные годы, годы войны, когда враг сжигал хлебные поля. Когда на день не всегда приходилось и хлебца поесть. Выдавалась небольшая норма хлеба на день по хлебным карточкам.

Не всё ещё на земле гладко и спокойно. Когда случаются войны, которые приносят горе, беду и голод, люди делятся в первую очередь – хлебом. Мы от мала до велика, должны помнить, что хлеб – это святое.

Ребёнок, ногою пинающий хлеб,

Ребёнок,  голодных не знающий лет,

Помни, когда наступает беда,

Хлеб  – это ЖИЗНЬ, а не просто еда.

Хлебом клялись, за хлеб умирали

Не для того, чтоб в футбол им играли.

 

 Нельзя хлебом играть, бросаться хлебом, кидать на землю, выбрасывать в мусорный бак, издеваться над хлебом.  Берите хлеба столько, сколько сможете съесть. Покормите птиц крошками хлеба, если вы сочли, что взяли лишнего,  и кусочек зачерствел и не пригоден для еды. Птицы, животные, охотно едят хлеб. Только сами себе они не смогут хлеб сделать, как люди, потому будут вам очень благодарны.

Дорогие ребята, помните, сколько трудолюбивых заботливых рук делают хлеб для людей, чтобы все были сыты и счастливы. Пусть колосятся ржаные и пшеничные поля! Пусть вместе с хлебом на вашем столе пребывает мир в вашем доме.

 

Тихо встала рожь на цыпочки, потянулась к небесам.

Лето пестрое рассыпалось по полям и по лесам…

 

Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели,

Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный досуг дошкольников и младших школьников в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Целью организации и проведения спортивного досуга в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних является желание вести здоровый образ жизни, развитие умения элементарного самоконт...

Игры для обучения дошкольников и младших школьников английскому языку

Игры помогут учителю в непринужденной обстановке обучить младших школьников и дошкольников английскому языку...

Сценарий спектакля для дошкольников и младших школьников "Как Зайчонок тайны воды познавал".

В этом спектакле много интересных мизансцен с юмором и задоринкой, которые сочинили дети. А главный герой спектакля - Родничок поведет вас за собой в разные времена года! Посмотрев этот спектакл...

Обучение дошкольников и младших школьников иностранному языку.

Материал содержит информацию о том, когда лучше начинать изучать иностранный язык, какие формы выбрать для эффективного усвоения детьми материала, адреса сайтов, содержащих обучающие игры для детей....

Методические рекомендации по проведению занятий по аппликации для дошкольников и младших школьников.

Данные рекомендации посвящены методике проведения занятий при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста аппликации и предназначены педагогам дополнительного образования учебных групп, р...

Сценарий спортивной игры "Мой весёлый звонкий мяч" (для дошкольников и младших школьников)

Спортивная игра разработана для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Содержит интересные эстафеты и игры с мячом....

Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками «Капитошка»

 Среди воспитанников детского дома есть дети, не готовые к началу регулярного школьному обучению, которые, не смотря на свой возраст (7 лет),  посещают детский сад. Кроме того, ...