Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дружина юных пожарных"
рабочая программа (6 класс)

Внедрение программы "Дружина юных пожарных" в практику образовательных школ РФ позволяет формировать у обучающихся различные навыки и качества, среди которых знание мер пожарной безопасности, чувство личной ответственности, морально-волевые и физические качества. Программа воспитывает у учащихся чувство патриотизма, гражданской ответственности, любви к профессии пожарного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа № 33 г. Братска»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

протокол  №  1  от 29.08.2024

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

_______________Вайтеховская Ю.В.

УТВЕРЖДАЮ

директор  ГОКУ СКШ №  33 г. Братска

____________________ А.В.   Иванов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 курса внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных»

6 «А» класс

АООП вариант 1

(срок освоения курса 1 год)

Составила: учитель Никифорова Т.Г.

2024 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………………….3
  2. Содержание  курса…………………………………………………….. ………………………..4
  3. Планируемые результаты освоения курса курса………………………………………………5

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                        

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных» разработана в соответствии:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599)

3.Адаптированная основная общеобразовательная программа (вариант - 1) для детей с интеллектуальными нарушениями ГОКУ СКШИ № 33 г. Братска.

4. Учебный план ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска».

5.План внеурочной деятельности ГОКУ СКШ № 33 г. Братска.

          Ежегодно на территории страны происходит огромное количество пожаров от детской шалости с огнем, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при пожаре- это гибель детей.

           Статистика пожаров показывает, что причиной пожара становятся незнание ими элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнем, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. Это свидетельствует о том, что детям мало уделяется времени для формирования у них чувства опасности огня, привития навыков осторожного с ним обращения, изучению правил пожарной безопасности, правильным действиям в случае возникновения огненной беды.

            В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного поведения детей может и должна сыграть школа. Научить детей основам безопасной жизнедеятельности сегодня-это фундамент пожарной безопасности будущего.

            Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности-занятия на курсах внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных». Программа «Дружина юных пожарных» разработана в соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), предназначена для ознакомления учащихся с ППБ, а также для приобретения ими умения правильно действовать в случае обнаружения пожара. 

Цель: привить устойчивые навыки по соблюдению правил пожарной безопасности, сформировать культуру безопасного поведения, практических навыков и умений по пожарной безопасности.

Основные задачи:

  1. Воспитание личностных качеств обучающихся, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
  2. Формирование социального становления личности ребенка, принципов безопасного поведения обучающихся, их адаптации к жизни в обществе.
  3. Развитие умений ориентироваться в опасных ситуациях.
  4. Способствовать у обучающихся быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения в трудных и опасных ситуациях.
  5. Способствовать освоению навыков применения первичных средств пожаротушения, навыков оказания первой помощи.

  В соответствии с планом внеурочной деятельности школы на 2024-2025 учебный год на изучение данной программы выделено 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В процессе занятий могут быть использованы наглядные пособия, слайды, видеофильмы, обучающие стенды, модели дорожных знаков.

           Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объём и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

        Анализ причин пожаров современности демонстрирует, что не только дети, но и взрослые не всегда могут адекватно действовать в экстремальных ситуациях, имеют смутное представление о пожароопасных свойствах предметов, об опасных факторах пожаров. В результате довольно часто происходит трагическая гибель людей от высоких температур, насыщения воздуха ядовитыми продуктами сгорания.

       Для того, чтобы уцелеть и выжить при пожаре, необходимо уметь психологически настроиться на выживание. А это значит-применить знания противопожарной безопасности на практике в нестандартной ситуации. Соблюдение правил пожарной безопасности должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как выполнение санитарно-гигиенических норм. Поэтому необходимо взрослым и детям старшего возраста разъяснить младшим школьникам опасность игр и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами.

       Таким образом, настоящая программа ориентирована на формирование культуры пожарной безопасности школьника. Особую роль в организации работы с детьми занимает деятельность дружин юных пожарных в общеобразовательных организациях. Это одно из важных направлений работы с обучающимся, приносящее определенные знания в вопросах пожарной безопасности.

       Дружины юных пожарных проводят разъяснительную работу среди сверстников и младших ребят. Отсюда вытекает необходимость расширения поля взаимодействия пожарных частей и школьных ДЮПов, которые способствовали бы улучшению работы и повышению эффективности профилактики пожаров и правонарушений среди детей и подростков.  Данное направление реализовано в представленной программе. Программа разработана в соответствии с положением о дружинах юных пожарных. Программа направлена на формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, установки строгого противопожарного режима и организации познавательной деятельности на перспективу использования ее результатов.

       

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные

Предметные

- самостоятельность в принятии правильного решения;

- убежденность и активность в пропаганде добросовестного выполнения Правил пожарной безопасности;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

- самоконтроль поведения при пожаре.

- знать правила пожарной безопасности;

- уметь оценивать окружающие предметы и явления с точки зрения ПБ; уметь предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его последствия;

- развивать и совершенствовать навыки оказания первой помощи; применять на практике методы и формы противопожарной безопасности;

- проводить профилактические мероприятия с обучающимися школы;

- реализовывать свои творческие способности про проведении профилактической работы по ППБ (рисунки, макеты, памятки);

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Основные виды деятельности обучающихся

Количество часов

Дата

1

Вводное занятие. Цели и задачи дружины юных пожарных, обязанности и права члена дружины.

Беседа о планах работы дружины юных пожарных. Инструктаж по ТБ во время проведения занятий.

1

04.09.

2

Оперативная обстановка с пожарами-обзорная беседа.

Обзорная беседа о состоянии пожарных дел в городе и районе,  особенности условий возникновения пожаров при различных временах года и погодных условиях.

1

11.09.

3

История создания пожарной охраны России и МЧС России.

Знакомство с пожарной техникой, работой пожарного. Виды спорта, нормативы спортивных разрядов, виды состязаний, правила соревнований, боевое развертывание.

1

18.09.

4,5

Действия при пожаре в школе и дома.

Знакомство с правилами личной безопасности при пожаре. Правила поведения при пожаре в квартире. Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в зале. Правила поведения при пожаре в общественных зданиях.  Эвакуация при пожаре. Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности. Изобретение памяток «Пожар в квартире», «Пожар в подъезде». Беседа, игра.

2

25.09.

02.10.

6,7

Опасные факторы пожара. Первая помощь пострадавшим при пожарах.    

Факторы пожара, создающие угрозу жизни и здоровью людей, последствия поражений в пожаре. Первая помощь при ожогах, отравлении.

2

09.10.

16.10.

8,9

Виды пожаров. Правила поведения при пожаре.

Беседа: виды пожаров, правила поведения при пожаре.

2

23.10

06.11.

10,11.

Тайны огня «Огонь-друг, огонь-враг».

Просмотр фильма.  Дидактическая игра «Назови причины пожара».

2

13.11

20.11.

12,13.

Знаки пожарной безопасности.

Знакомство со знаками безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные. Примеры их применения и места их установки.

2

27.11.

04.12.

14.

Устройство огнетушителей. Правила использования.

Беседа с инспектором ОНД и ПР по г. Братску и Братскому району «Правила эксплуатации огнетушителей».

1

11.12.

15,16

Безопасный новый год.

 Изготовление плакатов, рисунков, памяток. Раздача листовок. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.              

2

18.12

25.12

17.

Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

Пожарные извещатели, назначение АПС.

1

15.01.

18.

Изучение планов эвакуации.

Изучение планов эвакуации в школе по этажам. Изучение условных знаков на них.

1

22.01.

19.

Правила эвакуации при пожаре при срабатывании АПС.

Изучение правил эвакуации при пожаре. Изготовление и раздача памяток.

1

29.01.

20.

Правила эвакуации при пожаре при срабатывании АПС.

Проведение линейки на тему «Правила эвакуации при пожаре»

1

05.02.

21.

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.

Просмотр видеороликов о первой помощи пострадавшим при пожаре. Ожоги и травмы.  

1

12.02.

22.

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.

Просмотр видеороликов о первой помощи пострадавшим при пожаре. Ожоги и травмы.  

1

19.02.

23.

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.

Просмотр видеороликов о первой помощи пострадавшим при пожаре. Отравление угарным газом.

1

26.02.

24.

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.

Просмотр видеороликов о первой помощи пострадавшим при пожаре. Отравление угарным газом.

1

05.03.

25.

Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях.

Беседа на тему «Неосторожное обращение с огнем». Неправильная эксплуатация электросети. Неосторожность старших при курении.

1

12.03.

26.

Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях.

Шалость детей с огнем.

1

19.03.

27.

Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности.

Правовые основы пожарной безопасности, уголовно-правовые нормы, административная ответственность, возраст наступления ответственности.

1

02.04.

28.

Герои огненного фронта.

Подвиги пожарных в мирное время.

1

09.04.

29.

Пожарная техника и костюм пожарного.

Оборудование.

Просмотр презентации о идах пожарной техники, костюмах пожарных. Экскурсия в пожарную часть (просмотр пожарной техники, оборудования пожарного).

2

16.04.

23.04.

30.

Правила пожарной безопасности в пожароопасный период.

Изготовление плаката по правилам пожарной безопасности для стенда школы.

1

23.04.

31.

Правила пожарной безопасности в пожароопасный период.

Рассказ (беседа): хроника чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами.

1

30.04.

32.

Эвакуация на уроке.

Подготовка к эвакуации. Правила эвакуации при пожаре.

1

07.05.

33.

Практическое занятие.

Практическое занятие. Эвакуация.

1

14.05.

34.

Подведение итогов.

Викторина «Лучший знаток правил ПБ!»

1

21.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный программист»

Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и инф...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист" предназначена для учащихся 5 классов, для более углубленного изучения биологии и знакомства с особенностями природы Астраханской обла...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный кинолог"

внеурочная деятельность для 5-6 классов...

Рабочая программа по отряду Дружины юных пожарных

Данная программа разработана для детей - членов Дружины юных пожарных образовательного учреждения по изучению основ пожарной безопасности и в соответствии с программой курса ОБЖ общеобразовательной шк...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный ботаник"

Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться ...

рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог для 1 класса

Даннаяй программа  для первого года обучения в школе.Она знакомит ребят с окружащим миром и дает первые понятия по кологии...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный модельер"

Предсталяю вашему вниманию рабочую программу для ведения в общеобразовательных учреждениях кружка "Юный модельер". Данная программа расчитана на 35 часов в год, для учащихся 5-8 классов....