МОДЕЛЬ КОНСТРУИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Аннотация. Данная работа собирает в одну модель процесс сбора информации и ее анализ, в даль- нейшем, планирование своей работы и своего коллектива. В работе обобщен опыт и анализ IT- возможностей для изменения системы мышления в планировании и оформлении своей деятельности пе- дагогами дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, планирование педагога дополнительного образования, мониторинг дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dolgih_tyu.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Долгих Татьяна Юрьевна

Методист структурного подразделения отделения дополнительного образования детей,

ГБОУ Школа № 1 Московского района г. Санкт-Петербурга, Россия, г. Санкт-Петербург

МОДЕЛЬ КОНСТРУИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Данная работа собирает в одну модель процесс сбора информации и ее анализ, в даль- нейшем, планирование своей работы и своего коллектива. В работе обобщен опыт и анализ IT- возможностей для изменения системы мышления в планировании и оформлении своей деятельности пе- дагогами дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, планирование педагога дополнительного образования, мониторинг дополнительного образования.

Краткое описание модели

Проблема сбора информации, ее система- тизация и дальнейшее планирование в дея- тельности педагога ДО, давно ставит вопрос о решении данной проблемы новыми возмож- ностями и средствами.

Модель конструирования деятельности пе- дагога ДО работает как помощник в:

  • предоставлении доступной информаци- онной связи с главными участниками образо- вательного процесса: педагогами-коллегами ДО, воспитанниками и их родителями;
  • планирование мероприятий педагога ДО, проектной деятельности педагога ДО;
  • систематизации и планировании меро- приятий СП ОДОД;
  • выстраивании творческих отношений между коллективами СП ОДОД.

Структура модели

Модель предусматривает четыре уровня ее реализации.

Для выбора уровней модели автор руковод- ствовался главными определениями: «Проект, инновация – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной си- стемы с установленными требованиями к ка- честву результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией» (А.М. Новиков).

В нашем случае это изменения системы мышления, планирования и оформления сво-


ей деятельности педагогами дополнительного образования.

«Проектная, инновационная деятельность в образовании – направлена на создание новых форм поведения, сознания, мышления педаго- га, а затем уже на создание новых образцов образовательной практики, несуществующих систем практической деятельности, на преоб- разование уже сложившихся систем. Проекти- рование новых видов практики образования можно рассматривать как один из путей ре- шения очень важной задачи: преодоления противостояния теории и практики» (В.В. Да- выдов).

Как и нашем случае, противостояние тео- рии и практики, будем пробовать найти пере- мирие между двумя ипостасями: педагогами  практиками и руководителем СП ОДОД и родителями – теоретиками.

  1. уровень модели ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Основные виды деятельности: Ознакомление педагогов ДО, воспитанни-

ков и родителей с информационным порталом учреждения, его возможностями, обратной связью, формами электронного общения меж- ду друг другом.

Основной продукт 1 уровня модели – сайт учреждения, структура которого позволяет иметь прямую связь с главными респондента- ми для конструирования деятельности учре- ждения.

  1. уровень модели ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Основные виды деятельности:

Проведение разноуровневых анкетирова- ний и тестирований воспитанников и родите- лей, педагогов ДО, родителей различными формами сайта.

Систематизация данных, вывод статистики по объединениям, выявление форм соприкос- новения творческих коллективов в работе с друг другом, в работе с социальными партне- рами, выявление готовности каждого участни- ка образовательной деятельности к разно уровневым проектам, мероприятиям.

Основной продукт 2 уровня модели – еди- ная электронная форма собранной информа- ции.

  1. уровень модели ТВОРЧЕСКИЙ

Основные виды деятельности:

Аналитическая деятельность, выявление слабых сторон творческих коллективов, разра- ботка стратегических решений для их укреп- ления, выбор форм, аудиторию и сроков дея- тельности того или иного мероприятия, про- екта.

Основной продукт 3 уровня модели – мо- дель-конструкция деятельности педагога  ДО на конкретный учебный год, вывод ее на ин- формационный портал учреждения ДО.

  1. уровень модели ИТОГОВЫЙ

Основные виды деятельности:

Сбор информации о результатах деятельно- сти творческого коллектива, достижений уча- щихся с помощью электронных форм сайта учреждения .

Основной продукт 4 уровня модели – элек- тронное портфолио деятельности педагога за конкретный учебный год, электронное порт- фолио творческого объединения этого педаго- га, вывод его на информационный портал СП ОДОД.

Обоснование выбора модели

Цель реализации модели:

  • создание ситуации проектной деятельно- сти для педагогов ДО и руководителя учре- ждения ;
  • поддержка образовательных целей по- вышения компетентности педагога ДО, сфор- мулированных в стандарте;
  • максимальное раскрытие творческого по- тенциала каждого творческого объединения в

целом и в совокупности с образовательным пространством СП ОДОД;

  • развитие мотивации педагогов ДО к внедрению инновационных продуктов в своей деятельности, в частности, и в контексте с дру- гими творческими объединениями учрежде- ния ДО;
  • формирование установки на творческую деятельность с применением инновационных технологий;
  • приобретение навыков работы с элек- тронными ресурсами, электронными формами опроса и тестирования.

Сферы деятельности педагогов ДО, кон- струируемые в рамках данной модели:

  1. уровень модели

Информационная деятельность - представ- ление опыта педагога и его творческого кол- лектива, налаживание он-лайн контакта педа- гога с его респондентами – родителями, деть- ми, педагогами ДО, руководителем СП ОДОД.

  1. уровень модели

Инновационная деятельность - анкетиро- вание, тестирование и другой сбор информа- ции для планирования деятельности педаго- гов ДО с помощью электронных форм доступ- ных в интернете-пространстве.

  1. уровень модели

Конструирование на основе полученных данных деятельности каждого творческого коллектива, взаимосвязи в создании совмест- ных проектах и мероприятиях, включение их в рабочую программу, годовой план учреждения ДО.

Проектная деятельность – создание проек- та педагога ДО, совместных проектов с други- ми творческими объединениями учреждения, совместных проектов с социальными партнерами.

  1. уровень модели

Ввод данных о результатах деятельности творческого объединения, достижения воспи- танников в электронную форму. Создание электронного портфолио коллектива и педаго- га.

Сферы деятельности руководителя СП ОДОД, конструируемые в рамках данной модели

  1. уровень модели

Информационная деятельность – соедине- ние воедино всех информационных ресурсов в один – сайт учреждения .

  1. уровень модели

Инновационная деятельность – соединение воедино результатов анкетирования и тести- рования педагогов ДО – единая форма сбора информации учреждения .

  1. уровень модели

Проектирование деятельности учреждения ДО на новый учебный год, планирование под- проектов для творческих коллективов, созда- ние общего проекта, планирование мероприя- тий на год.

  1. уровень модели

Информационная деятельность – соедине- ние воедино результатов деятельности твор- ческих коллективов за год (полугодие), созда- ние электронного портфолио  коллективов,  а на их основе, портфолио учреждения ДО. Раз- мещение их на информационном портале учреждения ДО.

Формы и методы сбора и фиксации ин- формации при использовании интернет форм и ресурсов

  • сбор материалов для анализа и система- тизации данных осуществляется на основе принципа добровольности;
  • педагог, занимаясь сбором материалов для информации, лично решает, какие имен- но документы и материалы он будет исполь- зовать;
  • для сбора информации педагогу ДО пред- лагается несколько электронных форм, уже созданных в учреждении ДО, или создать свою, уникальную форму;
  • для формирования модели деятельности СП ОДОД, педагогам ДО предлагается форма, разработанная руководителем СП ОДОД;
  • конечным результатом данного иннова- ционного продукта является – модель дея- тельности СП ОДОД на конкретный учебный год, состоящий из подмоделей деятельности педагога ДОД, творческих объединений, созданный на основе сбора информации электронными формами интернета.

Технология обработки и систематиза- ция полученных данных

  1. уровень модели

Конкретная информационная страница, сайт, блок или абзац информации о творче- ском объединении и педагоге.

  1. уровень модели

Для оценивания и систематизации дея- тельности творческого коллектива вся инфор-


мация из индивидуальной формы опроса со- бирается в общую форму.

  1. уровень модели

Заполнение электронной формы для оформления модели деятельности  педагога ДО.

  1. уровень модели

Заполнение электронной формы для оформления портфолио деятельности СП ОДОД в общем и творческих коллективов в частности.

Место и роль модели в образовательном процессе

  • является базовым органайзером деятель- ности педагога ДО;
  • повышает компетентность и уровень управления руководителя СП ОДОД;
  • стимулирует педагогов ДО к компьютер- ной грамотности, овладению новых форм ра- боты в планировании, учете и отчетности сво- ей педагогической деятельности;
  • помогает педагогам, воспитанникам и администрации ориентироваться в образова- тельном пространстве ДО, его структуре, про- ектной деятельности;
  • стимулирует повышение качества допол- нительного образования.

Значение данной модели деятельности СП ОДОД для образовательного процесса:

  • повышает интерес педагогов и воспитан- ников к занятиям ДО;
  • электронные ресурсы сайта создают ин- формационную доступность дополнительного образования;
  • облегчает условия для анализа результа- тивности образовательного процесса, его ди- намики, как для  отдельных  воспитанников, так и творческого объединения в целом;
  • улучшает условия и эффективность про- ведения мероприятий СП ОДОД;
  • активизирует участие родителей в учеб- но-воспитательном процессе, повышает их заинтересованность в результате обучения.

Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продук- та

Технические ресурсы:

  • сайт учреждения ;
  • компьютер (операционная система - Windows 2000, XP, Vista, Windows7; программ- ное        обеспечение Microsoft        Office 2003,2007,2010 (Word, Exel));
  • копировальной центр, сканер.

Кадровые ресурсы:

  • координатор – руководитель СП ОДОД;
  • педагоги дополнительного образования, администрация школы.

Сетевые ресурсы:

Литература

  1. Будаева Т.И. Инновационный потенци- ал молодого педагога : проблемы и пути ре- шения // Преподаватель XXI век. 2009. № 2. С. 32-36.
  2. Гуров В. Инновационная деятельность педагога // Дополнительное образование и воспитание. 2008. № 2. С. 9-14.
  3. Ермоленко В. Моделирование иннова- ционной деятельности педагогов по совер- шенствованию содержания образования // Учитель. 2006. № 5. С. 30-34.

  1. Жигунова Т.П. Отношение педагогов к инновациям : социологический анализ : авто- реф. дис канд. социол. наук : 22.00.06. Ека-

теринбург : Б. и., 2002. 23 с.

  1. Казачихина М.В. Формирование уста- новки на инновационную деятельность у педа- гогов //Образование и наука. 2011. № 2. С. 42- 52.
  2. Кунгурова И.М. Инновационная дея- тельность и творческое саморазвитие педагога

// Педагогическое образование и наука. 2010.

№ 5. С. 94-97.

  1. Никонова Л. Прозрачность инноваци- онной деятельности // Директор школы. 2009.

№ 2. С. 17-21.

  1. Новиков Д.А. Управление проектами: организационные механизмы. М.: ПМСОФТ, 2007. 140 с.
  2. Черных Т.П. Мониторинг эффективно- сти инновационной экспериментальной дея- тельности // Педагогическая  диагностика. 2007. № 2. С. 140-160.
  3. Цветков А.В. Стимулирование в управ- лении проектами. М.: ООО «НИЦ

«АПОСТРОФ», 2001. 143 с.

SAPOGOVA Valentina Ivanovna

teacher of additional education,

School No 300 of the Central district of Saint Petersburg, Russia, Saint Petersburg

DESIGN MODEL ACTIVITIES OF A TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION – «ORGANIZER» OF THE ACTIVITY OF A TEACHER

OF ADDITIONAL EDUCATION

Abstract. This work combines in one model the process of collecting information and its analysis, in the fu- ture, planning your work and your team. The paper summarizes the experience and analysis of IT opportunities for changing the system of thinking in the planning and design of activities by teachers of additional education.

Keywords: additional education, planning of the teacher of additional education, monitoring of additional education.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель методического объединения педагогов дополнительного образования - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТУДИЯ

Педагогическая студия - апробированная в Центре дополнительного образования "Радуга" модель методического объединения педагогов дополнительного образования....

Общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование и конструирование». Составитель педагог дополнительного образования Тогмитов Жаргал Батоевич

Актуальность и целесообразность образовательной программыобосновывается  острым  востребованием научно-технических, инженерных и технических кадров для прогрессирующего развития экономики ст...

Общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование и конструирование». Составитель педагог дополнительного образования Тогмитов Жаргал Батоевич

Актуальность и целесообразность образовательной программыобосновывается  острым  востребованием научно-технических, инженерных и технических кадров для прогрессирующего развития экономики ст...