Статья "Воспитательный потенциал школьной газеты".
статья

В статье описаны воспитательные задачи, которые педагог решает в процессе ведения кружка журналистики в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vospitatelnyy_potentsial_shkolnoy_gazety.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                                          Кислова Ольга Фёдоровна,

                                                            учитель русского языка и литературы,

                                                        главный редактор школьной газеты    

                        «Красные Зори»

ГБОУ ЛО « Школа – интернат, реализующая

адаптированные образовательные программы

«Красные Зори»

Санкт-Петербург, г.Петергоф

 

Воспитательный потенциал школьной газеты.

Наша школьная газета была создана в 2015 году по инициативе директора Смирновой Анны Игоревны. Все печатные издания хранятся в нашем школьном музее, и ребята могут прочитать о всех самых значимых событиях нашего интерната за эти годы. Также газета издаётся и в электронном формате.

 В 2019 году главным редактором газеты была назначена я. Дело для меня это было новое, и поэтому сначала я просто продолжила работу в таком же формате, в каком газета существовала до меня.

Дети у нас с ограниченными возможностями здоровья и самостоятельно создавать газету, конечно, не представлялось возможным. Поэтому статьи, в основном, писались взрослыми, а ребята помогали с фотографиями и оформлением газеты. Но такую газету ребятам не всегда интересно было читать. Посмотреть фотографии, наверное, было самым привлекательным. Я стала думать и советоваться с ребятами, что бы они могли привнести в газету своё, чтобы их участие стало максимальным в выпуске номеров, и чтобы учащимся стало интереснее читать газету. Тогда и появилась идея добавлять отзывы ребят о мероприятиях, которые освещались в газете. Это живое слово ребят, простое, понятное им. Не сухая подача материала, а эмоционально окрашенные комментарии к текстам. Здесь как раз я и увидела большие воспитательные возможности работы по подготовке к выпуску газет.

Какие воспитательные задачи способна решить газета, я и хочу рассказать в этой статье.

Первая, очень важная, на мой взгляд, задача – это воспитание позитивного отношения к жизни, учёбе, школе. Не секрет, что ребятам часто кажется, что критика на страницах газеты всего, что происходит в школе, сделала бы газету более привлекательной. Многие пытались писать отзывы именно с негативной оценкой. Провела много бесед с ребятами на тему позитивного и негативного отношения к жизни. Сравнивали статьи, в которых ребята писали об одном и том же мероприятии с разной оценкой. Даже давала специально задание найти именно недостатки и дать критику в отзыве. Потом читали, сравнивали, спорили… Задавала ребятам вопросы, что бы они хотели, чтобы написали про них в газету – про их удачи или промахи, ведь мы все не идеальны, и ошибки допускают все. Мнений было много, но в итоге ребята пришли к выводу, что лучше писать о хорошем: рассказывать об успехах, достижениях, показывать положительные моменты нашей школьной жизни, а не критиковать и искать недостатки. Ребята поняли, что мы сами можем сделать газету как позитивной, так и негативной. А зачем самим себе портить настроение, ведь в жизни и так хватает проблем, особенно у наших ребят. Лучше обсуждать хорошее, поднимать настроение другим и себе. Ещё пришли к выводу, что вообще очень правильно в людях и в жизни видеть самое хорошее. Человек не идеален, и жизнь тоже не всегда такая, как хотелось бы… Важно, очень важно искать и видеть именно хорошее и в людях, и в жизни.

Вторая воспитательная задача, которую решает создание газеты – это воспитание ответственности за свои слова. Когда ребята пишут отзывы, они понимают, что это не просто сочинение или эссе, которое прочитает только учитель. Это прочитают все учителя и все ученики. Вообще, - все работники школы, и  родители тоже. А это большая ответственность. Объясняю ребятам, что нужно несколько раз подумать, перечитать и представить, кто будет читать ваши слова. А заодно обсуждаем, что в жизни вообще очень важно думать, прежде чем говорить, ведь словом можно обидеть. Слово – это очень важно! Словом можно убить, а можно из мёртвых воскресить. Примеры неосторожного слова берём из произведений и из жизни. Их много, очень много. Здесь мне, конечно, очень помогает то, что я работаю учителем литературы. Работа по созданию газеты, конечно, тесно связана с работай на уроках литературы.

Третья очень важная воспитательная задача, на мой взгляд, - это сплочение дружного коллектива класса, в котором я являюсь классным руководителем. Все ученики моего класса рано или поздно стали журналистами нашей газеты. Не скрою, что первое время некоторые ребята не рвались в кружок журналистики и не горели желанием писать статьи. Для наших учеников с ОВЗ с ЗПР вообще очень трудно даются творческие работы. Писать сочинение для большинства из них – очень нелёгкий труд. Первое время, не скрою, приходилось пользоваться тем, что я веду уроки русского языка в классе. Написать отзыв давалось как домашнее задание или включалось в этап работы на уроке.  Но со временем ребята увлеклись и даже сами стали приносить мне статьи. А общее дело не может не сплотить ребят. Это всегда приносит результаты. Ребята стали писать отзывы вместе. Стали советоваться, обсуждать, ведь все разные, и каждый имеет право на свою точку зрения. Это я тоже объясняю ребятам. Дело в том, что в классе очень разные дети. Разные семьи, в которых живут, разные проблемы здоровья, разный темперамент, разные способности к обучению, разный  характер и т.д. Сплотить таких детей очень трудно. Если честно, эта задача до конца не решена. Но газета как раз мне очень помогает.

Конечно, четвёртая задача – это воспитание творческой личности каждого ребёнка. Здесь увидела огромный потенциал газеты. Конечно, развиваем умение писать сочинения, пересказывать, писать стихи, делать фотографии, создавать саму газету. У наших детей часто очень низкая мотивация к обучению. Здесь же они замотивированы, потому что видят результаты своих трудов, когда  газета выпущена. Они ждут выпуска, волнуются, если вдруг на день - два задерживается распечатка, подходят к стенду с газетой. Иногда я в суматохе забываю посмотреть, новый ли номер на стене, а ребята помнят. Даже участие в конкурсах и олимпиадах не даёт, по моим наблюдениям, такой мотивации, как участие в выпуске газеты. В конкурсе не всегда побеждают, в олимпиадах тоже. А здесь всегда есть результат, он виден, ощутим.

Следующая воспитательная задача, о которой хотелось бы сказать, - это воспитание любви к своей школе, своей малой родине, к России.  Любви к людям, которые живут в нашей стране. Любовь к Родине начинается с семьи, места, где родился и вырос, с детского садика, со школы, в которой учился. Иногда ребята не задумываются над такими вопросами, иногда им даже кажется, что они не любят школу, ведь в ней бывает нелегко. Иногда трудности в обучении заслоняют то хорошее, что есть в школе. Именно освещение событий, происходящих в нашей школе (да ещё в позитивном ключе), помогает со стороны посмотреть на жизнь в интернате. Ребята часто пишут,  что соскучились по школе за каникулы. Особенно много таких отзывов было во время пандемии, когда учились дистанционно. Ребята писали, как они скучают по школе, как любят школу, хотят быстрее вернуться, присылали стихи. Думала, что выпуск апрельского номера газеты 2020 года будет очень сложной задачей. Дистанционно организовать ребят для выпуска газеты виделось мне почти невозможным. Но произошло всё наоборот - ребята скучали по школе и принимали активное участие во всех онлайн - мероприятиях, которые организовывались педагогами школы-интерната, и также приняли активное участие в выпуске газеты.

Ещё одна задача – профориентация учащихся, помощь в выборе профессии. В процессе подготовки выпуска газеты, занятиях в кружке «Журналистика» ребята знакомятся с профессиями, которые окружают мир журналистики. Это репортёр, редактор, корректор, диктор на радио и телевидении, журналист, SMM-менеджер, веб-дизайнер, автор подкастов, контент-менеджер, блогер. Не о всех этих интересных занятиях ребята знали до посещения кружка и участия в выпуске газеты. А ведь выбрать профессию бывает очень нелегко нашим ребятам.

В заключении хочу подчеркнуть, что выпуск школьной газеты может решить много воспитательных задач. Передача подрастающему поколению культурно-нравственных ценностей и основ русской идентичности посредством газеты происходит ненавязчиво, естественно, ежедневно. Поэтому, считаю, что кружок журналистики и школьная газета должны существовать в каждой школе, где работают творческие педагоги, которые своей целью ставят не только передать знания детям, но и воспитать всесторонне гармоничную личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная газета "Школьные вести"

Это творческая работа старшеклассников, учащихся 11 класса и частично 8 класса, о жизни нашей школы, о самых интересных событиях, акциях. Газета издается ежемесячно, содержит тематическую подборку мат...

Школьная газета "На школьном перекрестке"

Газета - участник конкурса "Мы за ЗОЖ. Неболейка". Распростряняется бесплатно.Здравствуй, дорогой читатель!Перед вами два выпуска  газеты "На школьном перекрестке". Это специальные выпу...

Школьная газета "Школьный вестник"

Школьное издание - газета "Школьный вестник". Тема - "Здоровое питание"...

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ ГИМНАЗИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (на примере школьной газеты «Overheard»)

Новые информационные технологии становятся инструментом для познания мира и осознания себя в нём. Поэтому во внеурочной деятельности мы говорим о  медиаобразовательных умениях работы с информацие...

Публикации в районной газете "Селенга" и школьной газете "Загустай NEWS"

Здесь представлены публикации, посвященные 100-летнему юбилею Загустайской СОШ...

Школьная газета "Школьные ведомости". Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: shkolnyye_vedomosti https://www.instagram.com/shkolnyye_vedomosti?r=nametag.Главный редактор газеты : Бахарчиева Л.Д.

Школьная газета “Школьные ведомости"Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа обходится без выпуска собственной газеты, журнала. Дети и подро...