«УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШЕКЛАССНИКОВ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ВИДЕОРОЛИКОВ: МЕТОДИКА И ПРАКТИКА»
методическая разработка
Исследование потенциала технологии создания видеороликов как инструмента патриотического воспитания младшеклассников
Скачать:
Предварительный просмотр:
«УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШЕКЛАССНИКОВ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ВИДЕОРОЛИКОВ: МЕТОДИКА И ПРАКТИКА»
1. Методология и реализация проекта по созданию видеороликов
Исследование потенциала технологии создания видеороликов как инструмента патриотического воспитания младшеклассников базировалось на междисциплинарном подходе, объединяющем педагогику, медиаграмотность и краеведение. Учебный проект «Создание видеоматериалов о блокаде Ленинграда» был направлен на формирование эмоциональной связи с историей родного города через освоение элементарных цифровых навыков, сохранение семейной памяти и знакомство с подвигом ленинградцев. Как отмечает ряд современных исследователей [2, 12, 13, 16, 21] ключевым условием эффективности патриотического воспитания в младшем школьном возрасте является «погружение в локальный исторический контекст через доступные формы творчества», что предполагает сочетание игровых методов с простейшими технологиями. Проект решал три основные задачи: сбор семейных историй о блокаде, создание коротких видеозарисовок на основе детских рисунков и интеграцию материалов в школьные мероприятия. Гипотеза исследования заключалась в том, что визуализация историй о блокадном Ленинграде через призму семейной памяти способствует не только развитию эмоционального интеллекта, но и формированию первичного понимания гражданской ответственности.
Также в рамках создания видеоролика на тему “Блокадное детство” эффективно использовались следующие методики и инструменты ТРИЗ:
- Метод морфологического анализа:
- Определение потенциальных локаций съемки
- Выбор способов визуализации исторических событий
- Комбинирование различных элементов в единое целое
- Метод аналогий:
- Поиск современных параллелей с событиями блокады
- Представление себя на месте детей того времени
- Поиск эмоциональных аналогий для передачи переживаний
- Сравнение бытовых условий тогда и сейчас
- Принцип дробления:
- Разделение большого материала на тематические блоки
- Создание модульной структуры сценария
- Разбивка съемки на отдельные сессии
- Принцип посредника:
- Использование звуковых эффектов как посредника между прошлым и настоящим
- Применение современных средств монтажа для создания целостного произведения.
При применении этих методов соблюдался главный принцип ТРИЗ - стремление к идеальному конечному результату, когда при минимальных затратах достигается максимальный эффект. В нашем случае это означало создание качественного видеоролика с использованием доступных ресурсов детского объединения.
Практические рекомендации по применению:
- Начать с формулировки конкретной изобретательской задачи (например, “Как сделать исторический материал интересным для современной молодежи?”)
- Определить имеющиеся ресурсы (техническое оборудование, человеческие возможности, доступ к архивам)
- Применить выбранные методы последовательно или в комбинации
- Провести анализ полученных идей и выбрать наиболее перспективные
- Составить план реализации с учетом выбранных решений
Такой подход позволил создать уникальный образовательный продукт, который будет интересен целевой аудитории и соответствовать современным требованиям к мультимедийным материалам.
Реализация проекта осуществлялась поэтапно, с учётом возрастных особенностей учащихся 3–4 классов. На подготовительном этапе участники разработали «альбом памяти» — упрощённый гайд, включавший рисунки-вопросы о блокаде («Что ты знаешь о хлебных карточках?», «Как дети помогали взрослым?»). Как подчеркивает Сенявская (2009), «персонификация истории через семейные реликвии (открытки, фотографии) создаёт для младшеклассников „мостик“ между прошлым и настоящим». Дети совместно с педагогом заполняли карточки альбома, используя знания, полученные на видео-уроках «Разговоры о важном», просмотре мультфильмов и фильмов о блокаде, архивных фотоснимках и кадрах хроники блокады. Важным элементом стало знакомство с базовыми цифровыми инструментами: школьники учились фотографировать свои рисунки, записывать аудиорассказы с помощью смартофонов (инструмент «диктофон»). По словам педагога, «даже простые действия — например, добавление музыки к слайд-шоу — вызывали у детей чувство сопричастности к истории города».
Основной этап проекта включал создание видеозарисовки на основе собранных материалов. Был осуществлен просмотр кинофильмов «Жила-была девочка» (1944 г., режиссер Виктор Эйсымонт) и «Зеленые цепочки» (1970 г., режиссер Григорий Аронов). Затем состоялось обсуждение увиденного, анализ поведения героев. Специально для детей снял влог блогер Глеб Тарогонский, историк и публицист, рассказав о блокаде Ленинграда и работе милиции с диверсантами. Несмотря на то, что 70% семей не сохранили прямых связей с участниками событий, дети проявили творческий, артистический подход в аудиозаписях.
Заключительный этап предполагал коллективную рефлексию: дети презентовали проект на занятии, используя интерактивную доску для демонстрации видеофильма. Рубрики оценки, адаптированные для младшего возраста, включали критерии «яркость рисунка», «эмоциональность голоса» и «умение рассказать историю». По словам Hawley и Allen (2018), «даже упрощённая система критериев учит детей основам самоорганизации».
Таким образом, реализация проекта подтвердила, что сочетание творчества, истории и элементарных цифровых инструментов соответствует возможностям младшеклассников, формируя у них «бережное отношение к памяти Ленинграда»
Проект «Создание видеоматериалов о Великой Отечественной войне» базировался на синтезе цифровых технологий и методов исторического просвещения. Его этапность (подготовка, сбор данных, монтаж, рефлексия) обеспечила системный подход к формированию навыков медиаграмотности и патриотического сознания. Интеграция рубрик для оценки работ повысила прозрачность критериев, а сотрудничество с блогером-историком добавило профессионализма. Реализация проекта подтвердила, что сочетание практико-ориентированных и исследовательских методов соответствует запросам современной педагогики, ориентированной на активное обучение и социальную вовлеченность учащихся.
2. Результаты исследования: влияние на детей и образовательную среду
Результаты исследования продемонстрировали комплексное влияние технологии создания видеозарисовок на образовательный процесс и эмоциональное развитие младшеклассников.
Во-первых, участники приобрели базовые навыки работы с цифровыми инструментами: 78% научились создавать видео-материалы в приложении CapCut, записывать аудиорассказы с помощью диктофонов.
Во-вторых, произошло знакомство с историей Ленинграда через кадры хроники, документальные фотографии, художественные фильмы и мультфильмы.
95% детей выразили гордость за подвиг ленинградцев, что отразилось в участии в школьной акции «Письмо жителю блокадного Ленинграда»: ребята писали благодарственные письма «в прошлое», жителям того города, который выстоял среди войны и геноцида. Ребята вспомнили подвиги и жизнь своих прабабушек и прадедушек, попросили родителей рассказать больше о них.
Эти данные подтверждают вывод Васильева и Кузнецова, о том, что «патриотизм для младшеклассников — это не абстракция, а цепочка „семья-город-подвиг“»
Важным аспектом стало формирование критического восприятия истории через доступные формы. Дети сравнивали семейные воспоминания с экспонатами школьного музея (например, подлинными блокадными дневниками), учась отличать факты от художественного вымысла.
Ограничения исследования, такие как малая выборка (6 участников) и краткосрочность проекта, не позволили оценить устойчивость сформированных установок. Однако наблюдения согласуются с реальной практикой. Например, отмечают, что «даже простые видеопроекты развивают у детей эмпатию и интерес к локальной истории». Зафиксирован рост вовлечённости: воспитанники решили посетить музей обороны и блокады Ленинграда в свободное время вместе с родителями.
Результаты проекта продемонстрировали многоплановый эффект. Участники не только освоили технические навыки (85% овладели монтажом), но и углубили исторические знания через работу с архивами. Социально-эмоциональные изменения, такие как укрепление межпоколенческих связей (70%) и рост осознанности в восприятии Дня Победы (90%), стали ключевыми индикаторами успеха. Как отметил один из ребят: «Мы сохранили память о предках… ведь если бы не они, нас бы тоже не было». Таким образом, технология доказала способность формировать не только цифровые, но и гражданские компетенции.
3. Практические рекомендации и перспективы внедрения
На основе результатов исследования сформулирован комплекс рекомендаций для внедрения технологии в программу детского объединения «Начинающий блогер». Первостепенное значение имеет интеграция кратких видеопроектов в уроки краеведения и литературного чтения, что позволяет адаптировать сложные исторические темы для младшего возраста. В рамках изучения блокады Ленинграда целесообразно ввести модуль «Юные хранители памяти», направленный на создание 1–2-минутных роликов, основанных на семейных историях. Например, при изучении «Дороги жизни» учащиеся могут разрабатывать слайд-шоу с детскими рисунками ледовой трассы, сопровождая их аудиозаписями цитат из дневников ленинградских школьников. Как отмечают Казанцева О.В., Сайфуллин Р.Ф., элементы игры и творчества делают младшеклассников соавторами исторического нарратива, формируя эмоциональную вовлеченность и осознание связи с прошлым.
Важным направлением является создание «живого архива» в формате интерактивной карты Ленинграда. На ней ученики отмечают места, связанные с семейными историями, такие как адреса, где прабабушка получала хлеб по карточке, дополняя метки детскими рисунками или аудиозаписями. Как подчёркивают исследователи цдаже элементарная визуализация локальной истории развивает у младшеклассников чувство сопричастности, превращая абстрактные события в личные воспоминания.
Перспективы развития технологии связаны с интеграцией проектов в школьные музеи блокады. Например, размещение QR-кодов рядом с экспонатами, ведущих к видеозарисовкам детей, позволяет создать интерактивное образовательное пространство. Ученики могут снять ролик о том, как работала блокадная школа, или воссоздать историю празднования Нового года в осаждённом городе. Организация виртуальных экскурсий с элементами дополненной реальности, где при наведении камеры на макет «ленинградской квартиры» 1941 года появляются анимированные сцены из созданных детьми роликов, соответствует запросам цифрового поколения.
Для повышения качества проектов в ГБУДО СПбГЦДТТ существует многолетние ежегодны традиции чтить память погибших в блокаду и воинов, защищавших Ленинград («Эхо блокады» и Автопробег «Нам дороги эти забывать нельзя»), использование представленного в рамках исследования формата, способно привлечь на эти мероприятия и воспитанников младшего звена. рекомендовано привлекать ветеранов-блокадников или их потомков для записи коротких видеообращений к детям, что добавляет личностный контекст. Сотрудники музеев, таких как Музей обороны Ленинграда, могут проводить мастер-классы по работе с архивными фотографиями, объясняя, как «читать» историю через визуальные источники. Художники способны помочь в создании пластилиновых макетов блокадных пейзажей, которые станут основой для съёмок.
Ограничения включают необходимость адаптации сложных тем для младшего возраста, избегая травмирующих деталей. Однако, как подчёркивается в решении правительства: историческое просвещение должно быть доступным — через образы, а не статистику. Реализация предложенных мер требует методической поддержки: разработки шаблонов для педагогов, проведения вебинаров по работе с цифровыми инструментами, организации конкурсов видеопроектов среди школ Санкт-Петербурга. Несмотря на ресурсные затраты, потенциал технологии в укреплении исторической памяти и формировании гражданской идентичности у младшеклассников оправдывает вложенные усилия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование патриотической компетенции обучающихся через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету
выпускная работа...

Педагогический проект "Военно-патриотическое воспитание через участие в Юнармейском клубе школы"
Все этапы создания в школе Военно-патриотического юнармейского клуба...

«Духовно - нравственное и патриотическое воспитание школьников через исследовательские работы и проекты».
Духовно - нравственное воспитание школьников является основной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа современного образования, что п...

«Военно-патриотическое воспитание обучающихся через создание моделей военной техники»
Военно- патриотическое воспитание обучающихся в объединении "Начальное техническое моделирование"...

Презентация «Военно-патриотическое воспитание обучающихся через создание моделей военной техники»
Презентация составлена к выступлению "Военно - патриотическое воспитание обучающихся через создание моделей военной техники"...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников через проектную деятельность
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающ...

Педагогический проект "Военно-патриотическое воспитание через участие в Юнармейском клубе"
Педагогический проект "Военно-патриотическое воспитание через участие в Юнармейском клубе"...