"Идеальный театр школьников"
методическая разработка
Понятие эстетической культуры школьника давно и прочно закрепилось в педагогике как один из основополагающих концептов построения гармонически развитой личности. Проблема воспитания через творчество всегда стояла очень остро.
Школьный театр - это удивительный мир, в котором все дети талантливы и неповторимы. Еще в самом начале ХIХ в. поднимался вопрос использования театрального искусства в школьном образовании.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Реферат на тему: «Идеальный театр школьников»
Выполнил:
Педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЦДЮТТ Кировского района г.Санкт-Петербурга
Плоп Виктория Ивановна
(фио)
Санкт-Петербург 2024 г.
Оглавление
- Введение. 2
- Школьный театр как средство воспитания личности. 3
- Заключения. 9
- Список использованной литературы. 13
Введение.
Понятие эстетической культуры школьника давно и прочно закрепилось в педагогике как один из основополагающих концептов построения гармонически развитой личности. Проблема воспитания через творчество всегда стояла очень остро.
Школьный театр - это удивительный мир, в котором все дети талантливы и неповторимы. Еще в самом начале ХIХ в. поднимался вопрос использования театрального искусства в школьном образовании. Известна полемика, возникшая вокруг статьи Н.И. Пирогова «Быть и казаться», где автор выступал против использования театра в воспитательных целях и подчеркивал вред публичности спектаклей, но считал, что без участия зрительного зала «можно... и даже должно позволять детям от 12 до 14 лет выучивать избранные роли из различных пьес... с целью упражнения в языке и способе выражать отчетливо мысли». Обсуждение данной проблемы продолжалось в периодической печати вплоть до начала ХХ в. В полемике участвовали видные педагоги В.П. Острогорский, Н.Ф. Букатов, К.Д. Ушинский, Н.Н.Бахтин, которые доказывали возможность и целесообразность проведения театральных занятий в общеобразовательной школе, считая их средством повышения культурного уровня учащихся.
Эту точку зрения разделяли и деятели профессионального театра, в частности драматург А.Н. Островский. Театральное искусство занимало большое место в теоретическом наследии В.А. Сухомлинского и С.Т. Шацкого. Последний, например, был глубоко убежден, что «потребность во внешнем выражении душевных процессов, переживаний и впечатлений есть насущная необходимость для детей, и детское искусство – не забава, так себе, между прочим, а часто самая настоятельная потребность, входящая глубоко в личную жизнь ребенка». Есть много сторон детской жизни, глубоких и серьезных переживаний, которые ищут выхода и, не находя его, остаются скрытыми, давят на психику, становясь источником капризов и непонятных заболеваний. Только игра, дающая простор воображению, может освободить внутренний мир ребенка. «Театральные занятия должны воспитывать у школьников общественную активность, стремление и потребность в творческой отдаче полученных знаний и умений».
Подводя итоги, Н.Н.Бахтин писал: «...главное значение детских спектаклей в том, что это деятельность социального характера... с этой точки зрения школьные спектакли являются своего рода школою общественной солидарности... И недаром лицо, более или менее умело устраивающее спектакли с детьми, принимает в их глазах характер какого-то мага и чародея, который при помощи волшебной палочки расцвечивает тусклую окружающую действительность радужными красками идеала».
Задачи:
1. Анализ путей решения проблем, стоящих перед школьный театром;
2. Проектирование работы школьного театра, основанного на теории и методике Вахтанговской школы.
2. Школьный театр как средство воспитания личности.
В последние годы в образовательных организациях произошли значительные изменения в вопросах организации учебно-воспитательного процесса. На базах общеобразовательных учреждений стали создаваться школьные театры.
Театральное образование и воспитание в школе и дополнительном образовании, как правило, направлено на:
- воспитание основ зрительской культуры;
- развитие навыков театрально - исполнительской деятельности;
- и накопление учащимися знаний об искусстве театра.
Эти три направления переплетаются и дополняют друг друга.
На базе нашего ГБУ ДО ЦДЮТТ Кировского района города Санкт-Петербурга созданы две студии: театральная студия «Театр для малышей» и киностудия «Своё кино». Чтобы достичь идеализации, необходима структура- программа обучения.
На протяжении времени программа для занятий претерпевала изменения, на сегодняшний момент в программе учтены современные тренды, зрительская культура, содержание базируется на возрастных и индивидуальных особенностях детей, а также учтена инфраструктура нашего региона и города Санкт-Петербурга.
В современном обществе дети перегружены гаджетами и, поэтому с каждым годом их все сложнее вовлечь в творческий процесс.
Поэтому главной целью общеразвивающей театральной программы является создание условий для развития личностных качеств ребёнка через творческую деятельность на занятиях при помощи комплекса взаимодополняющих предметов, направленных на воспитание юных артистов детской театральной и кино студий. Программы ориентирован на детей от 5 до 14 лет и разработаны с учётом возрастных особенностей учащихся.
Таким образом, во время занятий создаются условия для разностороннего развития личности и дальнейшей творческой самореализации любого ребёнка, который хочет заниматься в театральной и кино студиях.
Предусмотренная разработка индивидуального подхода позволяет включать в себя групповые и индивидуально-групповые занятия, поэтому предметы, предложенные в них, формируют у обучающихся навыки работы как в театральном коллективе, так и в качестве солистов детской театральной студии.
Хочется отметить, что всё обучение ведётся в группах с учётом природных данных учащихся.
Важно, что реализация программ не только воспитывает артистов, но и ведёт их к личностному росту, оставляя выпускникам коллектива свободный выбор. Поэтому хочется отметить, что выпускники студий поступают не только в театральные ВУЗы, но и зачастую выбирают гуманитарные и технические направленности.
Одной из особенностей школьного театра является специфика учреждения, поэтому, на мой взгляд, очень важно превращать пространство в трансформируемое, то есть менять реквизит, делить ширмами аудиторию, по-другому расставлять стулья и парты. Поскольку студии находятся в техническом детском центре и являются одной из структур внеурочной деятельности, то содержание программ дополняют другие технические и творческие направления, что в корне отличает их от других дополнительных общеразвивающих программ ОУ, содержание которых расширяет образовательное пространство юных театралов.
Хочется отметить, что репертуар школьного театра зачастую повторяет программу по литературе, включая изучаемые художественные произведения, а используемая программа основываются на репертуаре сценариев детских сказок, пьес, стихотворений, изучаемых и не изучаемых в школе и детских садах. При этом всегда учитываются возрастные особенности и интересы детей.
На репетициях (занятиях), по возможности, мы стараемся сформировать несколько составов, взаимозаменяющих друг друга, приучая детей к сотрудничеству и взаимовыручке.
Природа театра синтетична. Театр объединяет драматургию, литературу, живопись, архитектуру, сценическое движение, музыку, ритм, световое оформление.
Театральное искусство – искусство коллективное. Хороший спектакль – результат творческой деятельности, педагогический подход руководителя школьного театра и его учащихся.
Чтобы выйти на планируемый результат, мы в их содержание обязательно включаем три важные области: область воспитания основ зрительской культуры, область развития навыков театрально-исполнительской деятельности и область накопления знаний об искусстве театра.
В области воспитания основ зрительской культуры выделяем:
- формирование представления у учащихся о «составляющих» художественного образа в театральном искусстве;
- формирование представления о характере человека (героя, персонажа) и его особенном поведении;
- формирование представления о творческой интерпретации пьесы при ее постановке на сцене;
- формирование представления о мизансцене как языке театрального спектакля.
В области развития навыков театрально-исполнительской деятельности в программе прописана методика работы над:
- формированием произвольного внимания (зрительного, слухового);
- учащиеся знакомятся с элементами исполнительской деятельности;
- осваивают средства выразительности театрального искусства;
- овладевают навыками коллективной работы при подготовке театрального спектакля (или сцен и его фрагментов).
В области накопления знаний об искусстве театра:
- юные актеры осваивают термины и понятия театрального искусства;
- получают знания о разных театральных профессиях;
- у них формируются представления о разных видах и жанрах театра;
- а также дети знакомятся с драматургией как особым родом литературы, предназначенным для сцены.
В рамках реализации общеразвивающей программы дополнительного образования мною активно используются социоигровые технологии. Это технологии основаны на взаимодействии детей в микрогруппах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры. Благодаря работе в постоянных и временных микрогруппах, дистанция между разными детьми уменьшается, они учатся находить подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела, которым они заняты. Для меня как педагога очень важно, что совместная деятельность позволяет каждому ребенку утвердиться в своих возможностях и способностях. Таким образом, выполняется очень важная задача по командообразованию, потому что с такой командой значительно легче работать над реализацией цели и задач общеразвивающей дополнительной программы.
В работе я столкнулась со следующей проблемой. Многие ребята, приходя в студию, нацелены на быстрые результаты. Однако важно понимать, что такой результат - это, конечно, здорово, но процесс создания спектакля не быстрый и несмотря на то, что он трудоемкий, он должен быть интересен всем его участникам. Именно во время этого процесса, ребенок получает новые знания, умения, возможности.
Чтобы получить качественный спектакль или видеоматериал, необходимо проводить с детским коллективом большую работу и многочисленные репетиции: в учебные занятия включают раскрепощающие игры и тренинги на снятие психологических зажимов, также работа над постановкой голоса идет через упражнения на дыхание, артикуляционную гимнастику, фонетическую ритмику. Хочется отметить, что формирование навыков движений на сцене проходит через различные тренинги сценической ритмопластики. Замечу, что активное включение в занятия отработку этюдов, импровизаций, в процессе знакомства учащихся с ролью и образом театрального персонажа, помогает таким образом юным актерам легко вживаются в любой образ, в дальнейшем перенося его в спектакль.
Каждое занятие, каждая репетиция в студиях максимально наполняется творчеством, движением, музыкой, учитывая интересы учащихся. Занятия включают в себя чтение с детьми по ролям литературных произведений, пьес, стихотворений и сценариев, что помогает мне, как педагогу сразу оценить способности и учесть особенности характера каждого ребенка, а также проанализировать психологическую атмосферу в коллективе и отработать с каждым обучающимся как индивидуально, так и в составе творческой труппы, выбирая для каждого учащегося роль в будущем спектакле и видеоролике по его возможностям.
Это является неким промежуточным мониторингом оценки способностей и знаний каждого ребенка, а также его умений и навыков.
В работе с юными актёрами очень помогают пройденые курсы повышения квалификации, советы профессиональных педагогов, которые они предложили и систематизировали в одну концепцию, отражающую современные педагогические взгляды и теорию воспитательного процесса:
- Подбираем репертуар, соответствующий возрасту учащихся.
- Всегда принимаем ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении, корректируя ДОП.
- Руководитель школьного театра – взрослый, который знает и умеет больше, готовый поделиться всем, что умеет сам, готовый учиться новому вместе с детьми.
- Признавайте право на ошибку и не судите за нее. Умейте признать свою ошибку, внося коррективы в ДОП.
- Дети - носители грядущей культуры. Соизмеряйте свою культуру с культурой растущего поколения, идя в ногу со временем.
- Занятия в школьном театре может вести педагог, который знаком с основами актерского мастерства и умеющий вовлечь детей в творческий процесс, отраженный в содержании ДОП.
Идеальный детский колеектив считается тот, который использует в себе арсенал театральной педагогики, так как в арсенале театральной педагогики имеются разработки, основанные на взаимодействии театрального искусства с другими предметами, чаще гуманитарного цикла – историей, географией, литературой. Сегодня на практике освоены два вида художественного образования и воспитания средствами театрального искусства: через восприятие детских спектаклей профессионального театра и через любительское театральное творчество детей и подростков. Именно практика посещения театра, кинотеатра и опыт постановки самодеятельных спектаклей открывают и ставят вопросы театрального образования и воспитания, ранней предпрофессиональной (профильной) работы с одаренными детьми, специализированных форм использования театра как средства арт-терапии, а также просветительскую работу профессионального театра со школой. Таким образом, мы видим, что главная задача идеального детского творческого коллектива должна быть воспитательного характера. Театр в школе должен являться притягательным центром для всех детских стремлений в области искусства и творчества. Школьные спектакли как синтез, являющийся «естественным завершением занятий эстетического характера». Детское и юношеское драматическое творчество предлагается как активный, действенный метод в деле обучения и воспитания учащихся. Театральное искусство отражает в школьном театре своими большие возможности в развитии социализации школьников. Включение дополнительного образования такого рода в учебновоспитательный процесс действительная потребность развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия творчества в школе к системному моделированию его образовательной функции. Задача дополнительного образования совпадает с идеей организации целостного образовательного пространства школы как культурного мира, где театральное объединение, оказывается универсальным педагогическим средством.
Заключение.
Цель театра школьников состоит в моделировании образовательного пространства, подлежащего освоению. Опираясь на идею различий образовательного мира на возрастных этапах становления личности, важно определить специфику театрального направления на этих ступенях, соответственно выстраивая методику театрально-педагогической работы. При этом «сквозным» методом выступает театрализация.
На I этапе (младший дошкольный возраст) этот метод служит освоению синкретичного мира сказки, ориентирован на понимание языка культуры и природы.
На II этапе (младший-средний школьный возраст), помогать перемещаться из сказки, когда синкретичность мировосприятия нарушается в пользу активного становления понятийного мышления, этот метод работает в создании образов культуры, исторически сменяющих друг друга картин мира.
На III этап (старший школьный возраст), когда активны процедуры самосознания, театрализация работает для разрешения проблемы «я и мир». Необходимая способность к самореализации в «игре жизни», которая проявляется в юношеском возрасте, должна с необходимость опираться на выработанное умение входить в образы культуры, понимая их «изнутри», в ситуации образовательной игры. И в этой связи особую актуальность в современной школе приобретает театрализованная культуротворческая игра как метод изучения культурноисторических эпох как специфичных образов мира. Театрализация как метод художественно - эстетического творчества реализуется в школьном театре, синтезируя в себе художественное и педагогическое начало. Комплексность театрализации определяется:
спецификой педагогическо - режиссерского замысла, его целями и задачами; потребностями, интересами, способностями детей, задачами учебного материала; спецификой поэтики и структуры театрально-игрового действа. Театрализация позволяет реализовать комплексное развитие становящейся личности, ее духовно-познавательных потребностей, творческих способностей. Стимулирует активность процесса самоопределения личности в культуре, рождает способность к общению, но, самое главное, духовно возвышает и ребенка и учителя. Методика школьного театра имеет своим предметом описание взаимодействия трех его «героев-соучастников», трех основных компонентов: спектакль как совместное творчество играющего ребенка и педагога-режиссера. Организациях работы над спектаклей - сложный и длительный процесс, имеющий свои трудности и противоречия, в котором достаточно отчетливо прослеживаются следующие компоненты: режиссерско-педагогической замысел, создание сценария, актерское мастерство, партитура спектакля, репертуар школьного театра. Режиссерско-педагогический замысел - это нравственная, эстетическая, педагогическая идея-образ, возникающий при условии отчетливого понимания воспитательно-образовательной цели, оценки ситуации в коллективе, ценностного осмысления ожидаемого результата. В школьном театре он творится коллективно и раскрывается путем игры, совместного действия. Работа над сценарием определяется выбранным материалом, но ей обязательно предшествует текст. Приемы погружения в условную среду, в соответствии с замыслом и избранной темой, многообразны, и их выбор определяется не столько особенностями материала, сколько качествами личности педагога-режиссера, его эрудицией, стилем педагогического общения, способностью «чувствовать» детский коллектив. Принципы репертуарной политики школьного театра: - принцип соответствия материала непосредственному жизненному интересу, кругу проблем, живо волнующих подростков, участников театрального коллектива и будущих зрителей; - принцип соответствия избранного текста возможностям детей; - принцип соответствия избранного материала педагогической художественно-эстетической задаче школьного театра; - принцип соответствия материала идее целостного развития личности, возможность развернуть в нем спектр развиваемых способностей: интеллектуальных, моторных, творческих, речевых и т.п.
Работу начинающего творческого коллектива школьников целесообразно строить в двух последовательных (а при готовности педагога-режиссера и «актеров» - параллельных) этапах выбора репертуара: остроактуальные художественные композиции, которые корректируются, уточняются всем коллективом в процессе работы, с одной стороны; сочиненные в сотворчестве ребенка и взрослого сценарии по материалам учебных курсов истории, мировой художественной культуры, литературы, исторического краеведения; отрывки из классических драматургических текстов (Эсхил, Шекспир, Брехт, Островский, Чехов, Гумилев и др.), также коллективно избранные, интересные детям, хронологически и проблемно связанные с учебным материалом. Работа над актерским мастерством, которое есть не что иное как развитие способности владеть своим телом, выразительным жестом, голосом, пластикой. Артистические занятия (уроки мастерства, речи, сценодвижения, репетиции спектаклей) - одна из таких форм. Обучение некоторым артистическим приемам ориентирована задачей становления личности ребенка, помогать, стимулировать этот процесс. Артистические занятия должны быть направлены на удовлетворение творческих потребностей ребенка; постановка спектакля или композиции не является самоцелью. В ходе поисков выразительных средств воплощения пространственновременного образа спектакля участники коллектива выбирают и используют возможности света, музыки, пластики, декораций, костюмов, вещей (реквизита). Сценическая площадка школьного театра - условное пространство, которое может быть организовано (так в современной практике) в любом помещении школы (класс, рекреация, но главное - актовый зал).
Сценические законы в школьном театре интерпретированы в русле собственно- педагогических задач. Отношения «актер - зритель» в школьном театре отличаются от театра профессионального как в особенностях актера, так и в характеристиках зрителя: их позиции по отношению к организму спектакля не закреплены жестко, они взаимозаменимы. Подобная взаимозаменимость отмечается в характеристике театра первобытной эпохи, а также в поэтике фольклорного театра. Однако этим генетическим сходством не ограничиваются особенности школьного театра. Эти особенности можно охарактеризовать как психологические, нравственно-эстетические.
Школьный театр - это взаимодействие актера и зрителя, спектакль возможен и нужен, более того, только и существует в этом сотворчестве. Деятельность педагога-режиссера школьного театра определяется его позицией, которая развивается от позиции педагога-организатора в начале и до соратника-консультанта на высоком уровне развития коллектива, представляя в каждый момент определенный синтез разных позиций. Это личность, способная к активной самокоррекции: в процессе сотворчества с детьми он не только слышит, понимает, принимает идеи ребенка, но действительно изменяется, растет нравственно, интеллектуально, творчески вместе с коллективом. Компоненты методики школьного театра являются типологически общими для методики художественно-эстетической работы с детьми. Однако они существенно корректируются, уточняются структурно и содержательно в зависимости от возрастных особенностей учащихся.
Самое важное – это своеобразный канон преподавания, - последовательность прохождения элементов системы К.С.Станиславского «от простого к сложному».
Идеальный школьный театр невозможен без атмосферы праздника и «фантастического реализма», а потому так важно не забывать о Вахтанговской школе при его создании.
Хочется отметить, что если ребятам нравится творческий процесс работы с педагогом - наставником, режиссером, то обязательно будут высокие результаты.
Литература
1. Владимирова Н.Ш. Игра в детском самодеятельном коллективе как фактор развития самостоятельности и инициатив ности: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1987.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические соч. Т. I. – М., 1979.
4. Революция – искусство – дети: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
5. Театральная самодеятельность школьников: Основы пед. руководства. – М., 1983.
6. Чухман Е.К. Театр в школе // Искусство в школе. – 1993.
7. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. Т. II. – М., 1980.
8. Ирина Альбертовна Генералова – канд.пед. наук, доцент МГСУ, автор учебных пособий по предмету «Театр» в Образова, театральной системе «Школа 2100», г. Москва.
9. Методические рекомендации по созданию в ОО школьных театров
10. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «театральный институт имени Бориса Щукина при государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова» (театральный институт имени Бориса Щукина) Методические рекомендации «В помощь начинающему руководителю театральной студии, педагогу дополнительного образования по театральной деятельности в образовательной организации» https://rckum.ru/wp-content/uploads/2022/04/Школьный-театр-Методичка.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность как условие для реализации "идеальных" целей образования младших школьников
Обмен передовым опытом работы в начальной школе (выступления на семинаре)...

Фольклорный театр как средство воспитания толерантности и нравственности у школьников
Фольклорный театр как средство воспитания толерантности и нравственности у школьников...

Биологические часы и идеальный режим дня для школьника.
Биологические часы начинают отсчет новых суток в организме. В 11.00 самая высокая работоспособность. Дети меньше ошибаются в счете. В 15.00 новый пик подъема работоспособности. В 21....

Конспект урока физики в 10 классе по теме: "Идеальный газ. Давление идеального газа. Основное уравнение МКТ"
Конспект урока физики в 10 классе по теме: "Идеальный газ. Давление идеального газа. Основное уравнение МКТ"...
Идеальная папка идеального классного руководителя
В документе представлен перечень необходимых (но не окончательных) документов в папке классного руководителя. Возможно в заполнении некоторых страниц можно полагаться на помощь своих учеников, при усл...

Доклад "Идеальные дети глазами родителей, идеальные родители глазами детей"
Доклад о взаимопонимании детей и родителей....

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей
Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей...
