Фольклорный театр как средство воспитания толерантности и нравственности у школьников
статья по музыке (6 класс) по теме

Кораблев Александр Олегович

Фольклорный театр как средство воспитания толерантности и нравственности у школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_teatr_l_2_1.docx31.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Кораблев Александр

4 курс

факультета искусств

и художественного образования

ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А. П. Чехова»

Фольклорный(национальный)театр

как средство воспитания толерантности и нравственности у школьников

России необходимо возрождение как самобытного государства, уважаемого мировым сообществом, в котором в принципы толерантности должны быть в приоритетах системы воспитания,для этого нужно, чтобы подрастающее поколение развивалось и определяло смысл своей жизни как саморазвитие и самосовершенствование во имя процветания своей Родины. События в мире, происходящие в последние десятилетия, утрата нравственных и культурных устоев, нетерпимость друг к другу привели к разрыву межэтнических связей и отношений, что, в свою очередь, привело к возникновению в обществе агрессии, особенно, к представителям другой расы и национальности.Такая тенденция усиливается в разных странах и приводит к возникновению межнациональных и расовых беспорядков.

СМИ, интернет, в основном, направлены на развлекательность, перенасыщены рекламой, как правило, нездорового образа жизни, насилия, жестокости,ежедневно появляющиеся, так называемые, «звезды» эстрады, несущие примитивные и низкопробные «ценности», создают обстановку духовной бедности и художественной серости, пагубно влияют на духовность и нравственные взгляды молодежи, не способствуют гармоничному развитию подрастающего поколения [4]. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, в частности, к людям другой национальности, вероисповедания. Взаимная нетерпимость и «культурный эгоизм» через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому поиск новых эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности очень актуален.

В школе, да и в обществе в целом, остро встает проблема культуры общения.Возникают те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе–  «педагогика сотрудничества» и «толерантность». В многонациональных классах дети не всегда ведут себя корректно и адекватно по отношению к одноклассникам, принадлежащим к другой национальности и вероисповеданию.

Для того чтобы найти пути решения проблемы культуры общения необходимо понять сущность термина «толерантность». Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: латинское –tolerantia; английское –tolerance; немецкое –Toleranz; французское –tolerance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.

Для школы проблема воспитания толерантности в условиях современных многонациональных школ актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. И важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, пусть и «другого», а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам. Для решения вопросов толерантного отношения в детской среде необходимо свести эти противоречия к некой общей основе – ненасильственному, уважительному отношению к товарищам, гармонизациимежличностных отношений в целом, воспитаниюобщей культуры.

Вопросами нравственного воспитания должны заниматься не только образовательные учреждения, но, в первую очередь, семья. Воспитание толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель, где семья в процессе воспитания толерантности у учащихся играеточень большую роль. А эффективность процесса воспитания  ребенка будет зависеть от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. К сожалению, вследствие сложных экономических, социально-культурных условий, складывающихся в последние десятилетия в России, далеко не в каждой современной семье уделяется достаточное внимание вопросам нравственного воспитания детей, что в результате формирует в нихискаженныепредставления об окружающем мире, людях, культуре и искусстве, нравственных общечеловеческих ценностях. [3]

Очевидно, что проблему толерантности не решить разовыми акциями и мероприятиям. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в который попадают многие учащиеся, способна заполнить полноценная работа педагогов школы. Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка: под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов на общечеловеческие ценности, к которым относится и толерантность. В свете вышесказанного, актуализируется значимость воспитания и образования, которые направлены на выявление и развитие мировоззренческого потенциала подрастающего поколения. В русле государственной молодежной политики, для обеспечения духовного становления личности весьма актуальным представляется использование различных исполнительских жанров и форм, основанных на этнокультурном материале, которые могут реализовываться на базе общеобразовательных школ, детских школ искусств, музыкальных школ, центров внешкольной работы и т.д. одной из таких форм может стать детский фольклорный театр, в котором используются различные виды искусств – пантомима, художественное слово, множество жанров музыкального и устного фольклора, народная хореография.

Для того чтобы осуществить процесс формирования толерантной личности целенаправленно, необходима организованная педагогическая деятельность в школе, использование технологий, форм и методов (например, фольклорный театр), которые позволят каждому ребенку, соответственно его возрастным особенностям и психологическим особенностям, не только узнать, понять и оценить что-то новое, но и почувствовать через собственное проживание чужую судьбу.Кроме того одной из задач приобщения к народным традициям через фольклорные театры является раскрытие значения фольклора как средства активизации творческого мышления, на основе которого у детей развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к истории родного края, ценностям народной творчества, к национальным традициям и обычаям, к песенному наследию предков. Но одной из проблем приобщения к фольклору в школе является то, что сегодня, вследствие миграции населения в постсоветский период, национальный состав учащихся в школах стал весьма разнообразным. Это и представители народов Средней Азии, Северного Кавказа, цыгане и многие другие. В таких условиях педагогу в школе весьма сложно подобрать театральный репертуар, который бы удовлетворял всех участников многонационального театрального фольклорного коллектива.

Современные педагоги осознают, что без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство. Если человек не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа. Знакомство с национальным фольклором происходит, как правило, на уроках музыки в школе, эпизодически и осуществляется, главным образом, в форме разучивания народных песен или организации время от времени календарных праздников. Такое отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса, хотя в современной школьной практике уже наметилась тенденция «перестройки» учебного процесса, основанного на формах ознакомления учащихся с русскими семейно-бытовыми традициями, с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами. Но такое эпизодическое включение фольклора (преимущественно русского) не может, на наш взгляд, играть роль воспитательного фактора в процессе формирования толерантной личности.

Различные исполнительские формы художественно-эстетического цикла, в частности, фольклорные (национальные) театры, обладают большими воспитательными возможностями для становления нравственных устоев формирующейся личности, в частности, воспитания у нее терпимости к культуре и традициям другого народа, толерантности, всвязи с чем можно говорить о важностиорганизации фольклорных (национальных) театров на базе общеобразовательных школ и в системе дополнительного образования.

Фольклор в силу своего синкретизма – соединения пения и танца, музыкального и устного жанров народного искусства, исполнительства на народных инструментах и прикладного народного творчества, обрядовости – создает условия для вовлечения детей в самую разнообразную творческую деятельность, одной из конечных целей которой будет сформированность в детях толерантных качеств. И здесь важную роль будет играть репертуар, основанный на произведениях народного творчества различных народов. Педагог-руководитель фольклорного театра должен обладать большим спектром профессиональных знаний, так как различные национальные культуры требуют глубокого погружения в традицию, с учетом ментальности конкретного народа, специфики вокального, хореографического, текстового исполнительства и многих других нюансов, касающихся национальной культуры. Но в любом фольклорном театре обучение ведется по нескольким разделам:

– вокальная работа;

– народная хореография;

– актерское мастерство;

–декоративно-прикладное искусство;

– художественное слово;

– сценическая речь.

Воспитание осуществляется в процессе формирования у участников фольклорного театра профессиональных навыков и усвоения ими специальных знаний, необходимых актерской деятельности. Это требует большого профессионализма и подготовки руководителя фольклорного музыкального театра, владения им методами пропагандистской и культурно-просветительской, психологической работы, а так же специальными музыкальными, режиссерскими, актерскими навыками.

Состав фольклорного театра не должен ограничиваться какими-либо возрастными или национальными рамками и требованиями к участникам. В него могут входить все желающие, независимо от пола, возраста, вероисповедания, национальности. Мотивы участия могут носить различный характер: многие приходят из любопытства, некоторые, чтобы интересно провести время, либо «за компанию» иперед руководителем стоит сложная задача – заинтересовать всех детей, которые изъявили желание играть в фольклорном театре.

Ниже мы указываемфункции, которые выполняет фольклорный музыкальный театр:

  • воспитательная;
  • организационно-деятельную;
  • развивающая;
  • информационно-просветительная;
  • культурно-творческая;
  • импровизационно-творческую;
  • рекреативно-оздоровительная.

Воспитательная функция прививает чувство толерантности, которого не хватает современному обществу. Детиучатся правилам поведения на сцене, в общении с коллективом.

Организационно-деятельная  функция помогает детям дисциплинироваться, научиться организовывать свой рабочий процесс.

За процесс интеллектуального, творческого развития отвечает развивающая функция.

Информационно-просветительская функция дает детям определенные знания, необходимые для появления у них заинтересованности в создании постановок.

Культурно - творческая функция помогает открыть в детях имеющиеся у них таланты актеров, режиссеров, декораторов и т.д.

Одновременно с выше указанным, дети учатся создавать что то новое на основе сценария, проявлять креативность, что говорит о наличии импровизационно-творческой деятельности.

На театральных занятиях дети получают эмоциональную разгрузку, а наличие хореографических занятий в театре благотворно сказывается на физическом здоровье детей.

В заключении можно сказать, что фольклорный национальный театр имеет огромное значение в сфере гармоничного воспитания толерантной личности, а так же носит цель эстетического, интеллектуального и физического развития школьников.

Изучение и освоение этнокультурного наследия дает возможность в современной жизни создать оптимальную систему передачи трудовых, эстетических, нравственных, интеллектуальных ценностей, знаний, умений и навыков. Тогда образовательная система действительно станет выполнять свои прямые функции, передавать культурное наследие от поколения к поколению. Даст осознание того, что культура является частью образования, а образование есть та часть культуры, которая ответственна за передачу культуры от поколения к поколению.Театральная деятельность в школе может стать существенным фактором историко-культурного и нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения благодаря синергетическому эффекту органического соединения фольклора как содержательной основы театральной самодеятельности и театральной педагогики как методики использования искусства театра в воспитании детей, подростков и молодежи на национально-культурных традициях народов России.

Литература

  1. Виноградов Г.С. и Виноградовские чтения. Сост. отв. ред. В.Ф.Шевченко. – Ульяновск, 1998.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1967.
  3. Резникова М. И. Этнография. Устные и музыкальные традиции русского народа. Таганрог, 2007.
  4. Чернышева Л. В. «Народная песня и её роль в патриотическом воспитании школьников» // Сборник трудов 54 научной студенческой конференции «ТГПИ имени А.П.Чехова», Таганрог, 2011 г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева, как средство воспитания толерантного отношения.

Данную тему мы с учениками проходили на основе стихотворений в прозе И.С.Тургенева....

Уроки английского языка как средство воспитания толерантности в условиях современного общества

Уроки английского языка как средство воспитания толерантности в условиях современного обществаАвтор: учитель английского языка  Ковальчук Л.Г. В нашем современном мире, где взаимопрони...

Цикл занятий внеурочной деятельности по теме "Искусство кино как средство воспитания толерантности"

Данный материал может быть полезен для учителей культурологических дисциплин и педагогов-организаторов. Эта разработка является приложением к дипломной работе по теме  " Межкультур...

«Дидактическая игра, как средство воспитания безопасного образа жизни младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования требуют усиления связи между обучением, воспитанием и развитием детей. Большими резервами в решении поставленной задачи обл...

Музейная педагогика как средство обеспечения духовного и нравственного развития школьников.

В стать автор делиться опытом работы по организации духовно-нравственного воспитания учащихся средствами музейной педагогики....

"Дидактическая игра, как средство воспитания безопасного образа жизни младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"

Методическая разработка. Цель: Оптимизировать работу педагога, ориентированную на триаду: педагог, родители,дети и направленную на закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного дви...