Главные вкладки

    Уроки английского языка как средство воспитания толерантности в условиях современного общества
    учебно-методический материал по английскому языку (6 класс) на тему

    ЛАРИСА ГЕОРГИЕВНА КОВАЛЬЧУК

     

    Уроки английского языка как средство воспитания толерантности в условиях современного общества

    Автор: учитель английского языка  Ковальчук Л.Г.

     

    В нашем современном мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни сообща” стало первоочередной задачей. При этом возникает насущная необходимость воспитывать в наших учениках открытость и дружелюбие, способность относится с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учить ребят основам человеческого общежития и тем самым – готовить их к жизни в быстро меняющемся мультикультурном социуме. Поэтому Концепция ФГОС второго поколения и ставит одной из важнейших задач формирование у школьников гражданской ответственности и толерантности как условия повышения качества общего образования.

    Понятно, что именно изучение иностранных языков является одним из самых плодотворных средств, нацеленных на воспитание толерантности и взаимопонимания между людьми, так как изучение языка включает в себя изучение истории, философии, культурных обычаев и традиций различных народов.

    Поскольку для достижения этих целей в плане формирования толерантности значительная роль отводится содержанию, то при отборе текстов для домашнего чтения, постоянно учитываю такие критерии, как возраст и интересы учеников определенной ступени образования. Например, в начальной школе — это английские народные сказки и рассказы о жизни сверстников в других странах, рассказы о животных и их взаимоотношениях с людьми. В среднем звене — рассказы О.Генри, Д.Лондона, А.Конан-Дойля, фантастические рассказы А.Азимова.  В старшей школе — работа с публикациями англоязычных периодических изданий, с произведениями классиков английской и американской литературы: С.Моэма, Д.Голсуорси, О.Уайльда, В.Теккерея, У. Фолкнера, Э.Хемингуэйя, просмотры видеофильмов. Все тексты, содержащие сведения о культуре других стран, обязательно являются аутентичными.

    Знакомство учащихся с этнокультурным компонентом происходит, начиная с младших классов, в первую очередь в ходе изучения страноведческих тем различной направленности. Они получают информацию о достопримечательностях англоязычных стран при просмотре видеофильмов и презентаций, подготовленных учителем или старшеклассниками, сравнивают их с отечественными знаменитыми и интересными местами и приходят к выводу, что каждая страна имеет свои ценности и гордится ими. Дети на уроках поют аутентичные английские песенки, учат наизусть стихи и рифмовки .

    Мы обязательно обсуждаем с учениками традиции Рождества и Нового года в различных странах, оформляем поздравительные открытки.

     

    В среднем звене очень хорошо проходят уроки-«путешествия» в англоязычные страны. Например, урок- игра «Путешествие в Лондон» в рамках наших традиционных уроков. При проведении данного урока ученики совершают виртуальную однодневную экскурсию в Лондон, где они посещают главные достопримечательности, посмотрев очень познавательную и яркую презентацию, подготовленную старшеклассниками, поучаствовали в викторине, ответили на вопросы о России своих английских сверстников.

    В старшей школе основными задачами являются взаимное обогащение культур на общих принципах, присущих высокоразвитой цивилизации, уважительное отношение к представителям разных стран и народов. Работа основывается на следующих методах – дискуссия, изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме, ролевые игры. Ребята проводят работу по изучению культурного наследия англоязычных стран, сопоставляют его со своим национальным наследием, учатся приемам адаптации к жизни в других странах.

    Формирование социальной толерантности в познании культурных традиций англоязычных стран успешно осуществляется методом проектных работ, как в младшей школе, так и в среднем звене и в старших классах. Этот метод позволяет школьникам проявить широкую самостоятельность в выборе источников информации, способе их изложения и презентации.

    Здесь используются как групповые формы работы, так и работа в парах, поскольку коллективное обсуждение, совместное исследование выдвинутых проблем помогают глубже проникать в чужую культуру, находить общее и специфическое, подыскивать бесконфликтные способы решения проблем.

    Вот некоторые примеры таких проектов:

    · инсценировки различных сказок, песен, стихов – 4-10 класс;

    · урок-дискуссия, где обсуждаются проблемы молодежи 10 - 11 класс;

    · драматизация пьесы - постановка учениками 7-8 классов сказки «Три поросенка» для выступления в начальной школе;

    · конкурс переводов стихов английских поэтов  8-11 класс;

    · проекткомпьютерная презентация «Silver Ring of Russia» - 8 класс, «Russian Nobel Prizewinners » - 9 класс;

    · творческие работы - свободное литературное сочинение. Предлагаемые темы: «All you need is love», «Stop terrorism! » 10 -11 класс;

    · литературный перевод художественных произведений на русский язык  - 10 -11 класс;

    · участие в онлайн конкурсе «Cambridge English Competition» - 5-9 класс

    · издательские проекты — стенгазеты, посвященные праздничным дням: «ThanksgivingDay», «Christmas», «St.Patrick’sDay», «MayDay» и т.п.

     

    В настоящее время все чаще можно встретить людей с различными культурными корнями в одном социуме, даже в стенах одной школы или класса, поскольку наблюдается возрастание мобильности и активное перемещение людей, несущих разное культурное наследие, разные традиции.

    Следовательно, необходимо «проникать в чужую культуру», внутренне быть готовыми не только «принять чужие нравы и обычаи», но и сделать их частью своего бытия. Таким образом, важно научить школьников видеть мир глазами разных людей, принимать различные способы мышления, научить их жить в доверительных, партнерских отношениях, то есть научить их не только приобретать знания о чужой культуре, но и понять ее особенности, а главное — принять.

                                                                   

     

     

     

     

     

     

     

    Уроки английского языка как средство воспитания толерантности в условиях современного общества

     

     

     

     

     

    Автор: учитель английского языка  Ковальчук Л.Г.

     

     

    МБОУ ЦСОШ № 9

    2013 г.

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование национально-регионального компонента на уроках иностранного языка как средство формирования толерантности и коммуникативных навыков

    Проблема непрерывности обучения процесса обучения и воспитания на сегодняшний день одна из тех проблем . которая занимает и будет занимать центральное место в педагогике обучения и во всех типах учебн...

    Методическая разработка урока английского языка направленного на развитие толерантности среди молодежи на тему: ”What is tolerance? How to be tolerant?”

    Данный урок способствует совершенствованию лексических навыков по теме «Толерантность», развитию навыков чтения, аудирования и диалогической речи.Способствует развитию стремления быть терпимым в общес...

    Реализация инновационных технологий в обучении английскому языку как средство осуществления компетентностного подхода в современном образовании

    методическая разработка  «Инновационные технологии как средство обеспечения качества образования»                          ...

    Воспитание толерантности в условиях современного общества на уроках английского языка

    Актуальность проблемы толерантности заключается в том, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития: этика и стратегия ненасилия, ...

    Из опыта работы учителя английского языка: Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции

    Статья может быть интересна учителям иностранных языков, истории, начальных классов, занимающимся организацией урочной, внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прив...

    Сорокина Г.В., учитель английского языка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ"

    Сорокина Г.В., учитель английского языкаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ Образование сегодня является важнейшей ...

    Хмелевская Л.П., учитель английского языка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

    Хмелевская Л.П., учитель английского языкаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАКСРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА...