Межрегиональная конференция "Патриотическое воспитание граждан в условиях современного общества",2017
материал

Мемешкина Ирина Владимировна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КАЧЕСТВЕ ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА    ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО  

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Авторы:

Мемешкина Ирина Владимировна, преподаватель английского языка

Крупенева Алла Михайловна, преподаватель информационных технологий

Смоленск, 2017

1. Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образования, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под системой патриотического воспитания понимается деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Российской Федерации. Главной задачей патриотического воспитания является формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота.

Патриотическое воспитание включает в себя следующие задачи:

-развитие патриотизма как духовно-нравственной ценности;

-умение ориентироваться в современном мире;

-готовность служить Родине;

-способность быть патриотом в своем окружении.

В основе патриотического воспитания лежат следующие принципы:

-принцип коллективизма;

-принцип комплексности;

-мотивирующий принцип осмысленности учебы и жизни молодежи;

-сбалансированность целей патриотического воспитания.

Содержание патриотического воспитания включает в себя : воспитание любви к Родине, к родным местам, родному языку; уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины; формирование культуры межнационального общения (уважения к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни и др.), а также  развитие стремления к укреплению чести и достоинства Родины, готовности к защите Родины и содействие прогрессивному развитию Отчества при сочетании личных и общественных интересов.

Патриотическое воспитание неразрывно  связано с изучением истории своей малой родины. Без этого нельзя воспитать настоящего гражданина и патриота. История родного края - это частица истории  России.

Смоленщина с ее древней историей обладает весомым потенциалом в историческом и культурном наследии России в плане гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Исторические и культурные  события, происходившие на смоленской земле, имели огромное значение в истории и культуре Российского государства и Европы в целом.

Стены Смоленска – живые свидетели всех невзгод, выпавших на долю государства Российского. С честью пройдя все испытания, не единожды сожженный и разрушенный Смоленск всякий раз возрождался, и сегодня, как и прежде, он остается надежным Западным форпостом России, городом-ключом.

Смоленщина – родина многих других известных в России и в мире людей.

Полет человека в космос состоялся благодаря человеку, рожденному на смоленской земле – Ю. Гагарину.

По количеству и значимости памятников истории и культуры Смоленщина занимает особое место в историко-культурном наследии Российской Федерации.

2. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Для решения задач патриотического воспитания применяются различные формы и методы. Один из них — это использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые наиболее близки и понятны современным «цифровым» детям.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Овладевая ИКТ, студенты учатся  выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей, обрабатывать аудио и визуальный контент средствами звуковых, графических и видео-редакторов, конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы, создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования, хранить, обрабатывать, передавать и публиковать  цифровую информацию, в т.ч. звука, изображений, видео и мультимедиа на персональном компьютере, а также в локальных и глобальных компьютерных сетях.

Использование современных мультимедийных технологий позволяют развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, заниматься исследовательской деятельностью.

Новое информационное пространство предполагает умение ориентироваться в разнообразных информационных потоках, самостоятельно создавать различные проекты. В ходе исследовательской работы  происходит формирование у обучающихся чувства высокой гражданственности, патриотизма, любви к своей малой и большой родине. В ходе поисковой научно-исследовательской работы обучающиеся соприкасаются с историей  своего города, края, Родины, с историей конкретных людей.. При создании проектов обучающиеся учатся отражать личные цели, а также учитывать потребности коллектива. Самостоятельная практическая работа совершенствует навыки владения  мультимедийной  техникой. Индивидуальная и групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий.

3. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения задач патриотического воспитания

ИКТ активно внедряется в образовательный процесс,   и накапливается  большой материал по различным разделам учебно-воспитательной деятельности, центром которого является  патриотическое воспитание.

Действенным фактором внедрения  ИКТ является совместное сотрудничество преподавателей – предметников и  классных руководителей с преподавателями  информатики.

Хочется отметить, что некоторые темы выпускных квалификационных работ на Государственной итоговой аттестации по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» предлагаются преподавателями–предметниками. Многие темы имеют гражданско-патриотическую направленность и содержат краеведческий материал: «СМОЛЕНСК В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»,  «Самые интересные здания города Смоленска», «История развития трамвая на Смоленщине», «События, которые потрясли мир» (теракты ,аварии, войны , природные катастрофы) и др. .

Среди значимых внеклассных мероприятий за последние 2 года хочется отметить следующие:

- Урок патриотизма «Герои всегда с нами», посвящённое памяти выпускника техникума, героя Российской Федерации, капитана УФСБ Сергея Александровича Железнова;

- урок мужества «Время выбрало нас», посвящённый памятной дате «День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества»;

- участие студенческой мультимедийной компьютерной презентации «Звезда по имени Гагарин» в конкурсе “Информационно-коммуникационные технологии в образовании”;

- участие студенческой мультимедийной компьютерной презентации «Ими гордится планета!» о российских и зарубежных космонавтах   в конкурсе  мультимедийных презентаций и видеороликов «Он улыбнулся звездам и мирам» IV Международного Гагаринского фестиваля;

- конкурс электронных презентаций, посвящённых 72 годовщине со Дня Победы в Великой Отечественной войне по темам: «Подвиг детей во время Великой Отечественной войны», «История одного подвига», «Города воинской славы»;

- Устный журнал по дисциплине «Английский язык» «Год экологии»,

- участие в научно-практической конференции студентов и обучающихся «Шаг в науку» (духовно-нравственное направление);

- беседа «С праздниками, Смоленщина!», посвященная 74-ой годовщине освобождения Смоленска от фашистских захватчиков,  Дню города Смоленска и 80-летию образования Смоленской области, с совершением  видео экскурсии по областному центру, с показом компьютерной презентации «Памятные места Кардымовского района», а так же фильма о Соловьевой переправе;

- урок «Безопасный Интернет»;

- внеклассное мероприятие по финансовой грамотности в рамках дисциплины «Английский язык» «Российский рубль: прошлое и настоящее»

 Воспитанию патриотизма  с использованием информационно-коммуникационных технологий способствует и работа над образовательным проектом, который называется «Виртуальный гид по Смоленску и Смоленской области». Он разрабатывается студентами нашего техникума, как на занятиях, так и во внеурочное время.

Однако,  жители Смоленской области, особенно подрастающее поколение, обладают ограниченными  знаниями о своем родном крае.

Цель создания виртуального гида -  гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения на основе краеведческого материала, а также реклама достопримечательностей Смоленского края в рамках внутреннего и международного  туризма.

Задачи создания виртуального гида – расширение и углубление знаний о Смоленщине, воспитание уважения к истории и культуре Смоленского края, воспитание чувства гордости за родимый край и любви к малой Родине, реклама туристических возможностей региона в плане гражданско-патриотического воспитания.

Целевая аудитория виртуального гида - образовательные учреждения, детские оздоровительные учреждения, спортивно-оздоровительные учреждения, Дворцы культуры, дома отдыха, санатории, туристические фирмы и т. д.

Виртуальный гид представляет собой систематизацию уже имеющегося материала, в том числе видеоматериалов (документальных и художественных фильмов), интересных компьютерных презентаций, других материалов о Смоленщине, а также разработку новых.

Виртуальный гид может быть представлен в виде сайта, размещен в соцсетях, также записан на цифровые носители.

Виртуальный гид  поможет познакомиться с достопримечательностями  Смоленского края.  Он состоит из двух частей: 1 «Град Велик и мног людьми» (о Смоленске) 2. «Сердце России, ключ к Москве (о Смоленской области)».

 Виртуальный гид  содержит краткую географическую и историческую информацию о Смоленщине и г. Смоленске,  а так же  познакомит с достопримечательностями этого уникального региона, расскажет о выдающихся людях края в разделе  «Славные имена Смоленщины».

Он окажет большую помощь в преподавании предмета «История Смоленщины» и проведении внеклассной работы в образовательных организациях.

Данный проект позволит проводить он-лайн экскурсии.

Работа по созданию образовательного виртуального гида проводится планомерно и систематично студентами разных курсов и требует  много времени. Это связано с большим объемом материала, который необходимо обработать.

При работе над проектом студенты, подбирая, изучая  и систематизируя материал, испытывают чувство гордости за свой родной край, доблестные  победы предков, за их мастерство, которое дошло до нас через века, за их любовь к родному слову.

4. Заключение

Итак, наш опыт показывает, что применение информационно-коммуникационных технологий  в учебной и внеурочной деятельности особенно с использованием краеведческого материала   позволяет успешно решать задачи патриотического воспитания подрастающего поколения на современном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единство образования и жизни в условиях современного общества

Статья в книге "Единство образования и жизни в условиях современного общества"...

Уроки английского языка как средство воспитания толерантности в условиях современного общества

Уроки английского языка как средство воспитания толерантности в условиях современного обществаАвтор: учитель английского языка  Ковальчук Л.Г. В нашем современном мире, где взаимопрони...

статья "Из опыта работы учителя СБО с учащимися с ОВЗ по их социальной адаптации в условиях современного общества"

Современный учитель, работая с учащимися с ОВЗ, ищет разнообразные приемы, методы и технологии для достижения высокого результата. В данной статье рассмотрены наиболее приемлемые приемы работы с таким...

Воспитание толерантности в условиях современного общества на уроках английского языка

Актуальность проблемы толерантности заключается в том, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития: этика и стратегия ненасилия, ...

Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в условиях современного общества через экономическую социализацию детей-сирот

Дети-сироты, длительное время находящиеся на полном государственном обеспечении, в сфере экономического мышления и поведения имеют пассивную жизненную позицию, которая характеризуется ожиданием помощи...

1.10-1.12 Сфера духовной культуры и её особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значимость в условиях современного общества.

Презентация содержит минимум необходимых знаний для проведения уроков, консультаций и подготовки к экзаменам по теме "Сфера духовной культуры и её особенности", "Наука в жизни современн...