Проектная деятельность в дополнительных общеразвивающих программах по графическому дизайну
методическая разработка (7, 8, 9 класс)
Проектирование является определяющим видом учебной деятельности школьников по направлению «Дизайн», которое способствует развитию проектного мышления, совершенствованию познавательных и художественных навыков, а также умению самостоятельно применять полученные теоретические знания на практике. В зависимости от уровня и глубины освоения программы и возраста учащихся используются разные подходы к проектной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность
в дополнительных общеразвивающих программах
по графическому дизайну
Бондарь Ольга Святославовна,
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга
В ГБУ ДО ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга реализуется целый спектр дополнительных общеразвивающих программ, направленных на освоение графического дизайна. Дизайн, как вид творческой деятельности, включает в себя научное, художественное и техническое составляющие. Поэтому неслучайно, проектирование является определяющим видом учебной деятельности школьников по направлению «Дизайн», которое способствует развитию проектного мышления, совершенствованию познавательных и художественных навыков, а также умению самостоятельно применять полученные теоретические знания на практике. В зависимости от уровня и глубины освоения программы и возраста учащихся используются разные подходы к проектной деятельности.
Общие проекты в области графического дизайна (при первичном знакомстве), где участники вносят каждый свой индивидуальный творческий элемент проекта.
Самостоятельные проекты школьников, выполняемые в соответствии со своими интересами (при более глубоком погружении).
Как вовлечь школьников в проектную деятельность, как развивать их фантазию, как помочь довести проект до завершения?
В ЦДЮТТ Московского района реализуются краткосрочные ознакомительные программы для школьников по 12 часов или 24 часа. Есть такие программы и по направлению «Графический дизайн». В рамках программы предпрофильной подготовки школьники создаются проекты, участвую в которых ребята получают представление о профессии графического дизайнера: тематические календари, плакаты социальной рекламы, логобуки, гайды, иллюстрированные книги. Поскольку за такое короткое время школьники и знакомятся с программами, и с элементами типографики, и с основами цветовой гармонии, самый простой выход — создание коллективного проекта, где каждый создаёт одну страницу или один элемент. Но, получая итоговый продукт, учащиеся также получают представление о профессиональных наборах знаний и умений. Ребята, заинтересовавшиеся направлением Графический дизайн, могут продолжить обучение уже по программам, рассчитанным на 1, 2 или 3 года.
В дизайн-проектировании, как в любой деятельности, существуют различные методики и подходы. Для решения учебных задач, опираясь на психолого-педагогические особенности возрастной группы учащихся, в процессе проектирования определим три этапа.
Первый этап — исследовательский, его также называют «анализом проектной ситуации». Начинается он с технического задания, которое содержит информацию о функциональном назначении, основные технические данные (габариты, материалы и пр.). Такое задание могут определить, как непосредственный руководитель проекта, так и другие педагоги, администрация школы, родители ученика, выступающие в роли заказчика проекта, а также и сам ученик. На данном этапе проводится сбор материала, а затем его анализ. Происходит изучение аналогичных образцов изделий в натуре, дистанционно и по литературным источникам. Также на данном этапе происходит определение цели, задач проектирования, потребителя, выявление проектных проблем, определение средств реализации проекта. Так, исследовательский этап составляет основу дизайнерского проектирования, поскольку, получив всю необходимую информацию, можно перейти к следующему этапу.
Второй этап — поисковый. В ходе данного этапа с помощью эскизов и с учетом сделанных на первом этапе выводов происходит поиск принципиального художественного, конструкторского, формального и цветового решения. После анализа возможных вариантов выбирается наиболее оптимальный, удовлетворяющий заявленным требованиям и отвечающий основным принципам дизайн-композиции. Выбираются компоновка текста и иллюстраций, варианты верстки, поиск шрифтов, а вместе с тем, — общая концепция.
Третий этап — проектирование, конструирование и визуализация, когда в определенных масштабах выполняются образцы изделия, создаются итоговые макеты и презентационные материалы проекта. Выполняется апробация проекта. Происходит конкретизация проектного решения и его обоснование: композиционное, цветовое, фактурное, конструктивное, эргономическое, обоснование выбора материалов и т.д. Для защиты дизайн-проекта учащийся подготавливает мультимедийную презентацию.
Возможность итоговой визуализации проекта (как для преподавателя в своей работе, так для юного дизайнера) представлена широким выбором цифрового инструментария: профессионально-ориентированные компьютерные графические программы и пакеты программ, графические планшеты, сканеры, принтеры, плоттеры и т.д. Выполнение проекта с использованием современных компьютерных технологий позволяет осуществить задумки учащихся, оптимизировать процесс визуализации проекта, более наглядно представить проект и сделать презентацию с использованием всех современных мультимедийных средств. Вместе с тем, ручная работа и современные цифровые средства помогают созданию авторского проекта. Это обогащает работу, развивает мастерство и придает ей истинный авторский дух.
На каждом этапе учащийся следует методике проектирования и определяет необходимые средства. Каждый этап проектирования ставит перед учащимся свои требования, определяет результаты, которые необходимо достичь. Перед началом дизайн-проектирования преподаватель совместно с учащимся разрабатывает план работы, в котором отражаются тема, последовательность этапов, сроки и результаты. Самостоятельность в выборе средств реализации проекта, соблюдение сроков и получение результатов на каждом из этапов выступают важными критериями оценки уровня подготовки учащихся.
Диапазон тематики проектов очень широк. Следует останавливать свой выбор на теме, имеющей актуальность, новизну и, конечно же, отвечающей интересам и возможностям ученика. Объект проектирования может быть пригоден как для реального воплощения и использования, так и существовать только в качестве концепта. Объектами и темами дизайн-проекта становятся: «Мое портфолио», «Альбом моего класса», «Календарь», «Дизайн детской книги», «Техника будущего», «Дизайн школьной газеты», «Подарочная упаковка», «Сувенир для моей мамы».
Сегодня для дизайнерского обучения характерна практико-ориентируемая направленность, что предполагает эффективное применение новых технологий в учебном процессе, современную материально-техническую базу, конкурсные мероприятия, позволяющие приблизить процесс обучения к реальным условиям производственного процесса. Подобная модель подготовки является привлекательной для школьников. Современная система образования позволяет получать опыт, связанный с формированием начальных знаний и навыков будущих дизайнеров уже со школьной скамьи.
Иллюстративные материалы находятся в одноименной презентации: https://disk.yandex.ru/d/vUCRXpSZDPSHgA
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа «Проектная деятельность»
Ориентация на результаты образования, которые рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода, является важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения.Процессы...

Дополнительная общеразвивающая программа дизайн-студии «Сувенир»
Данный материал будет интересен педагогам дополнительного образования, занимающимся декоративно-прикладным творчеством....

Дополнительная общеразвивающая программа «Дизайн - проектирование»
Для учащихся 7-8 классов. Срок реализации 1 год...

Методическая разработка современного занятия. Введение в курс дополнительных общеразвивающих программ по направлению «Технология» «Интерьер 3Д» и «Autodesk Fusion 360». Разработка модели дизайна интерьера и создание логотипа «Точка роста».
Методическая разработка современного занятия. Введение в курс дополнительныхобщеразвивающих программ по направлению «Технология»«Интерьер 3Д» и &l...

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА» (стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое население
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАхудожественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА»(стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое населениеСрок реализации: 2 м...

Дополнительная общеразвивающая программа "Графический дизайн"
Дополнительная общеразвивающая программа «Графический дизайн» имеет техническую направленность. Разработана в соответствии с: • Порядком организации и осуществления образовательной де...

Методическая разработка: «Создание новогодней открытки в программе Corel Draw и Adobe Photoshop" по дополнительной общеразвивающей программе «Рекламное агентство «Графика и дизайн»
Данная методическая разработка «Создание новогодней открытки в программе Corel Draw и Adobe Photoshop» является методическим сопровождением к дополнитель...