Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Ориентирование в лабиринте»
рабочая программа
В системе дополнительного образования Санкт-Петербурга развита система персонифицированного обучения детей. Непродолжительные, так называемые – краткосрочные программы, позволяют сформировать у ребёнка представление о той или иной сфере деятельности и, может быть, выбрать тот свой единственный путь, продолжив заниматься уже в объединениях.
В данной работе предлагается дополнительная общеразвивающая программа «Ориентирование в лабиринте» в объеме 36 часов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 534.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 456
Колпинского района Санкт-Петербурга
«Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа
«Ориентирование в лабиринте»»
Авторы:
Опутникова Валентина Павловна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ школа №456 Колпинского района
Санкт-Петербурга
Опутников Леонид Валерьевич,
педагог дополнительного образования
ГБОУ школа №456 Колпинского района
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург,
2025
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Система дополнительного образования детей – особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и профессиональных потребностей ребенка. Одна из важных задач нашей страны в области дополнительного образования- вовлечение каждого ребенка в занятия, соответствующие его интересам. Получение новых знаний и умений – неотъемлемая часть интеллектуального развития современного человека. Механизм дополнительного образования значительно расширяет жизненный кругозор и предоставляет большие возможности для профессионального и личного роста.
В настоящее время потребность в дополнительном образовании у детей и родителей растёт. Однако, как показывает практика, учащиеся уделяют много времени на подготовку домашних заданий к основной школе, и не всегда остается время на регулярное посещение желаемого кружка или секции. Так же дети в поисках своего «Я» часто меняют области занятий, поэтому долго не задерживаются там, где оказалось всё не так, как хотелось бы. Тогда на помощь в открытии способностей, талантов, да и просто заполнения свободного времени приходят недолгие занятия по дополнительным программам.
В системе дополнительного образования Санкт-Петербурга развита система персонифицированного обучения детей. Непродолжительные, так называемые – краткосрочные программы, позволяют сформировать у ребёнка представление о той или иной сфере деятельности и, может быть, выбрать тот свой единственный путь, продолжив заниматься уже в объединениях.
В данной работе предлагается дополнительная общеразвивающая программа «Ориентирование в лабиринте» в объеме 36 часов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Программа физкультурно-спортивной направленности
Программа направлена на формирование мотивации обучающихся в потребности к здоровому образу жизни, сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека,
Актуальность программы:
Спортивный лабиринт является разновидностью классического ориентирования. Данный вид появился совсем недавно. Причиной послужило отсутствие зрелищности на дистанциях классического ориентирования. Предпринимались различные попытки создания информативности движения спортсменов на дистанции. В качестве одного из вариантов повышения зрелищности спортивного ориентирования был предложен спортивный лабиринт. Данный вид достаточно быстро привлек к себе внимание, так как соревнования можно проводить практически в любом месте, зрителям понятны задачи, стоящие перед спортсменами, при желании любой зритель может стать участником. Для организации и проведения этих соревнований существует достаточно средств и технических ресурсов, которыми располагает практически каждое учебное заведение. Достаточно небольшой школьной спортивной площадки, спортивного зала или даже рекреации. Спортсмены соревнуются на небольшой территории среди искусственных препятствий (заборчиков).
Научившись ориентированию в лабиринте, дети могут захотеть повысить своё мастерство и перейти к занятиям спортивным ориентированием.
Адресат программы
Возраст участвующих в освоении данной образовательной программы 9-13 лет. К освоению программы допускаются учащиеся на основании медицинской справки о состоянии здоровья.
Уровень освоения программы: общекультурный
Объем и срок освоения программы: 36 часов:
- в течение 18 дней, по 2 академических часа (1 час - 45 минут).
Программа может быть реализована в условиях природной среды в течение 9 дней по 2 занятия в день.
Цель программы: формирование у детей потребности к регулярным занятиям спортом с помощью спортивного ориентирования.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с историей возникновения и развития вида спорта спортивное ориентирование;
- сформировать представление об устройстве спортивного лабиринта;
- научить читать карту спортивного лабиринта;
- сформировать знания о технике движения в лабиринте;
- обучить приемам работы с электронной отметкой
Развивающие:
- обучить простейшим способам контроля за физической нагрузкой;
- получить практический опыт совмещения процесса мышления и движения;
Воспитательные:
- воспитывать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи;
- воспитывать организованность, самостоятельность, активность.
Планируемые результаты освоения программы:
Предметные:
- ознакомлены с историей, понятием и видами спортивного ориентирования,
- знают устройство спортивного лабиринта;
- знают последовательность действий при работе с картой спортивного лабиринта;
- познакомятся с техникой движения в спортивном лабиринте;
- научатся работать с электронной отметкой.
Метапредметные:
- научатся простейшим способам контроля своего организма в тренировочном и соревновательном процессе;
- получат навык одновременного движения и мыслительной деятельности на дистанции.
Личностные:
- получат опыт общения в коллективе;
- воспитание личностных качеств: организованность, самостоятельность, активность.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Язык реализации: русский.
Форма обучения: очная.
Условия набора и формирования групп: к зачислению допускаются обучающиеся, возраст 9-13 лет, на основании медицинской справки о состоянии здоровья. Количество детей в группе 15 человек.
Количество обучающихся в группе: не менее 15 человек.
Формы проведения занятий:
Беседа, лекция, подвижная игра, упражнения, мини-соревнование.
Особенности организации образовательного процесса. Учебные занятия строятся следующим образом:
- теория (лекция, беседа);
- практическое занятие (разминка, основная часть, заминка).
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях.
Фронтальная (объяснение и показ заданий педагогом), коллективная (выполнение заданий всей группой), групповая (работа в парах, тройках, четверках; в группе с педагогом), индивидуальная (работа педагога с обучающимися индивидуально).
Материально-техническое оснащение:
Занятия проходят в спортивном зале, на уличной спортивной площадке, пришкольной территории, в природной среде.
Оборудование для занятий:
- спортивный лабиринт (конусы, заборы, стойки);
- комплект электронной системы отметки (SFR-отметка): станция сопряжения, базовые станции (15 шт.), карточки участников (лепестки);
- маркерная лента;
- призмы для спортивного ориентирования (15 шт.)
- мячи разные, скакалки, обручи;
- набор карт для спортивного лабиринта;
- компьютер с программным обеспечением SFR smart terminal и выходом в Интернет.
Кадровое обеспечение:
Программа реализуется педагогом дополнительного образования без привлечения иных специалистов.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля, аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. История развития спортивного ориентирования в России. Лабиринты в жизни человека. | 3 | 2 | 1 | опрос, устный тест |
2. | Гигиена и питание спортсмена | 2 | 1 | 1 | педагогическое наблюдение, тестирование |
3. | Электронная система отметки (SFR-отметка) | 4 | 1 | 3 | тестирование |
4. | Карта спортивного лабиринта | 2 | 1 | 1 | мини-соревнование |
5. | Устройство спортивного лабиринта. | 13 | 1 | 12 | мини-соревнование |
6. | Общая физическая подготовка. Самоконтроль в тренировочном и соревновательном процессе. | 10 | 1 | 9 | ведение карточки самоконтроля |
7. | Итоговое занятие. Соревнование. | 2 | - | 2 | соревнование |
Итог | 36 | 7 | 29 | ||
Календарный учебный график реализации
дополнительной общеразвивающей программы
«Ориентирование в лабиринте»
на ______________учебный год
вариант 1
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
3 учебные недели | 18 | 36 | 3 раза в неделю по 2 акад. часа |
вариант 2
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1,5 учебные недели | 9 | 36 | 2 раза в день по 2 акад. часа |
* - продолжительность академического часа – 45 минут.
Рабочая программа
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. История развития спортивного ориентирования в России. Лабиринты в жизни человека (3 часа)
Теория. История появления вида спорта «Спортивное ориентирование». Первые в истории отечественного спорта соревнования по ориентированию. Принципы спортивного ориентирование. Спортивный лабиринт. Правила техники безопасности в зале и на улице. Идея лабиринтов в развитии человеческого общества. Лабиринт как символ движения человека.
Практика. Принципы построения лабиринтов.
Контроль. Опрос, устный тест.
Тема 2. Гигиена и питание спортсмена (2 часа)
Теория. Здоровый образ жизни. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, правила применения солнечных ванн.
Практика. Гигиена одежды, обуви и мест занятий (в процессе занятий)
Контроль. Педагогическое наблюдение, тестирование.
Тема 3. Электронная система отметки (SFR-отметка) (4 часа)
Теория. Электронная отметка SFR — система для автоматизации судейства соревнований по спортивному ориентированию. Принципы работы. Виды станций, их назначение. Карточка участника (чип). Запись и считывание информации.
Практика. Режимы работы базовой станции. Устройство чипа. Правила надевания чипа на палец, способ отметки на базовой станции, отслеживание записи информации на чип. Очистка чипа, считывания информации. Работа с чипами в движении.
Контроль. Тестирование.
Тема 4. Карта спортивного лабиринта (2 часа)
Теория. Карты (схемы) для ориентирования в лабиринте. Условные обозначения. Нанесение дистанции на карты для ориентирования в лабиринте.
Практика. Чтение карт для ориентирования в лабиринте. Принципы работы с картами в лабиринте.
Контроль: мини-соревнование.
Тема 5. Устройство спортивного лабиринта (13 часа)
Теория. Основные элементы спортивного лабиринта и их технические характеристики. Ленточный лабиринт, сетчатый лабиринт, сетчатый лабиринт на конусах. Возможности использования различных видов лабиринтов в различных условиях (кабинет, зал, спортивная площадка, природа и др.). Достоинства и недостатки каждого вида лабиринтов. Контрольные пункты (КП).
Практика. Работа на старте и финише в спортивном лабиринте. Правила движения, возможные нарушения. Санкции, применяемые к спортсменам в случае нарушений при движении в лабиринте. Характер движения в лабиринте, распределение сил. Технические и тактические решения при движении в лабиринте. Выбор оптимального пути, взятие контрольных пунктов (КП).
Контроль: мини-соревнование.
Тема 6. Общая физическая подготовка. Самоконтроль в тренировочном
и соревновательном процессе (10 часов)
Теория. Правила техники безопасности на занятиях по общей физической подготовке. Физиологические принципы тренировки. Самоконтроль: субъективные и объективные показатели. карточка самоконтроля.
Практика. Ходьба с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра (на месте, с продвижением вперёд). Бег на месте на передней части стопы 5 с. с последующим переходом на бег с продвижением вперёд. Смешанное передвижение на 1 км (передвижение по дистанции бегом либо ходьбой в любой последовательности). Прерывистый бег (бег с остановками). Бег с неоднократным изменением скорости на дистанции (бег с равномерной скоростью 1 км с ускорениями по 150—200 м в середине и конце дистанции). Бег 1 км, 2км, 3км. Бег 1 км по пересеченной местности. Кросс.
Эстафеты на быстроту реакции. Эстафеты на внимательность.
Использование простых приемов для самостоятельного наблюдения за изменением состояния своего здоровья и физического развития под влиянием занятий физическими упражнениями и фиксирование показателей в карточке самоконтроля. Наблюдение за частотой сердечных сокращений - простым способом, отражающий деятельность сердца и сосудов.
Контроль: Ведение карточки самоконтроля.
Тема 9. Итоговое занятие. Соревнование. (2 часа)
Практика. Разбор Условий соревнований. Движение по трем разным дистанциям по нарастающей: простой, средней сложности, сложной. Анализ результатов.
Контроль. Соревнование.
Методические и оценочные материалы
Вид контроля | Сроки | Форма фиксации |
Входной | начало обучения | Анализ тестирования (приложение 1) |
Текущий | в течение обучения по программе | Педагогическое наблюдение, тестирование, мини-соревнования (приложение 2) Ведение учащимися карточки самоконтроля (приложение №3) |
Итоговый | окончание обучения по программе | Протокол соревнования (приложение №4). Рекомендации для родителей и детей |
Оценочные материалы
Входной контроль.
Позволяет оценить уровень знаний и умений обучающихся в области спортивного ориентирования и определить формы организации занятий.
Текущий контроль.
Позволяет оценить качество усвоения обучающимися содержания конкретной темы. По итогам промежуточного контроля ведется корректировка знаний, умений и навыков.
Итоговый контроль.
Это оценка уровня достижений обучающихся по завершении освоения дополнительной общеразвивающей программы. По результату определяются уровень освоения и дальнейшие перспективы работы в данном направлении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программа «Ориентирование в лабиринте» может быть адаптирована под любой возраст и любую физическую подготовку обучающихся. Занятия по программе могут проводиться не только в школе и учреждении дополнительного образования, но и в летних оздоровительных лагерях. Элементы программы могут быть использованы для проведения спортивных праздников, дней Здоровья, семейных мероприятий.
Так же данная программа может быть использована в качестве досуговой программы.
Программа рекомендована педагогам дополнительного образования, тренерам – преподавателям, педагогам – организаторам.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Казанцев С.А. Теория и методика спортивного ориентирования. – СПб.: изд-во НГУ им. П.Ф. Лесгафта ,2013. – 190 с.
- Константинов Ю.С., Глаголева О.А. Уроки ориентирования. – М.: ФЦДЮТиК , 2005. – 328 с.
- Костылев В. Философия спортивного ориентирования, или некоторые рекомендации ориентировщику, желающему стать лидером. - М., 1995. -112 с.
- Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Безопасность уроков, соревнований и походов. – М.: изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 96 с.
- Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС , 2000. – 160 с
- Найдин В.Л. Десять тысяч шагов к здоровью. – М.: «Физкультура и спор» ,1977. – 128 с.
- Огородников Б.И. С компасом и картой по ступеням ГТО. – М.: «Физкультура и спор» ,1973. – 72 с.
- Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника. – М.: Знание ,1987. – 96 с.
- Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. – М.: «Просвещение» ,1990. – 159 с.
Интернет источники:
- Методы самоконтроля при занятиях физической культурой и спортом. URL: https://multiurok.ru/files/metody-samokontrolia-pri-zaniatiiakh-fizichesko-28.html
(дата обращения 14.04.2025).
- Организация и проведение соревнований по ориентированию «Спортивный Лабиринт» на школьной площадке. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://akptib.ru/wp-content/uploads/2015/12/%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82.pdf (дата обращения 15.04.2025).
- SFR. URL: http://www.sportsystem.ru/about_russian.html (дата обращения 23.04.2025)
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1.
Тест «Что я знаю о спортивном ориентировании»
1. Спортивное ориентирование - это вид спорта:
А) да
Б) не уверен(а)
2. Мой опыт в спортивном ориентировании
А) никогда не участвовал(а)
Б) знаю теорию, но практики не было
В) участвовал(а) один – два раза на массовых стартах, на мастер – классах или в лагере
Г) часто участвую в разных соревнованиях
3. Мой опыт работы с картой:
А) не умею работать с картой
Б) умею пользоваться географическими картами
В) умею пользоваться картами для спортивного ориентирования
Г) умею пользоваться картами – схемами
4. Мои ожидания:
А) записался(ась) просто из интереса;
Б) хочу научиться ориентироваться
В) умею ориентироваться, хочу повысить свою квалификацию.
Приложение 2.
Образец карточки для ориентирования
Фамилия | Номер | Ф | ||||||||||||||||||
Имя | Пол | Ж | М | С | ||||||||||||||||
Школа __________, класс____________ | Р | |||||||||||||||||||
Д | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ||||||
Виды лабиринтов
Ленточный лабиринт
Лабиринт на конусах
Комплект для участников и КП при SFR-отметки
Приложение 3
Карточка самоконтроля
Ф.И.___________________________________________
пол____________________________________________
возраст (полных лет) ________________________________________
дата | Чувство усталости | Потоотделение | Частота сердечных сокращений – ЧСС (кол-во/мин) | ||||||
до тренировки | во время тренировки | по окончании тренировки | до тренировки | во время тренировки | по окончании тренировки | до тренировки | во время тренировки | по окончании тренировки | |
٭ | заполняется обучающимися |
Приложение 4
УСЛОВИЯ
СТАРТЫ ПО ОРИЕНТИРОВАНИЮ В ЛАБИРИНТЕ
Соревнования пройдут _________ с __________
Место проведения_____________________________
Вид соревнований – личные.
Дистанции заданного направления (суперспринт) с использованием лабиринта на огороженной территории. Контрольные пункты проходятся и отмечаются строго в том порядке, в котором они соединены линиями на карте.
Используется крупно масштабная карта. На карте специальными значкам обозначены заборы из легенды.
Отметка КП: SFR – отметка.
Порядок старта: Старт индивидуальный: одна дистанция – зачетная.
Количество КП на разных дистанциях:
Д1 | Д2 | Д3 |
1-33 | 1-34 | 1-40 |
2-36 | 2-37 | 2-34 |
3-32 | 3-33 | 3-36 |
4-39 | 4-42 | 4-42 |
5-35 | 5-35 | 5-33 |
6-41 | 6-39 | 6-39 |
7-38 | 7-31 | 7-32 |
8-40 | 8-38 | 8-38 |
9-32 | 9-35 | |
10-40 | 10-37 | |
11-41 | ||
12-31 |
Задача участника: пройти дистанцию за наименьшее время.
Результат участника в очках, складывается из количества правильного отмеченных КП с учетом времени прохождения всей дистанции.
Нахождение зрителей и представителей в районе дистанции внутри ограждения ЗАПРЕЩЕНО!
Всем участникам иметь спортивную форму и одежду!!!
Протокол результатов
№ п/п | Номер | Фамилия | Имя | Команда | Результат | Место | Отставание |
Карты
Общая
Дистанции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование творческой эмоционально-привлекательной образовательной среды и развитие жанра "Театр моды" через внедрение краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ для детей и взрослых"
Проект рассматривает возможность реализации краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ как для детей, так и для взрослых в общеобразовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного об...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Изостудия юного художника»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изостудия юного художника» реализуется в рамках функционирования пришкольной досуговой площадки профильной проектной смены &la...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Наука измерять»
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Наука измерять» составлена для учащихся 14-15 лет и рассчитана на 16 часов...

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА» (стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое население
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАхудожественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА»(стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое населениеСрок реализации: 2 м...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа "Пластилиновый мир"
АННОТАЦИЯк краткосрочной программе Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа«Пластилиновый мир»Возраст, на который рассчитана программа – 6 - 10 летКоличество часов:...

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «ФИТНЕС-АЭРОБИКА» (стартовый уровень)
Проблема здоровья сегодня как никогда актуальна. Динамика здоровья за последние годы характеризуется весьма неблагоприятными тенденциями. Несбалансированное и недоброкачественное питание, дефицит физи...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Ориентирование в лабиринте»
В системе дополнительного образования Санкт-Петербурга развита система персонифицированного обучения детей. Непродолжительные, так называемые – краткосрочные программы, позволяют сформировать у ...







