Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Ориентирование в лабиринте»
рабочая программа

Опутникова Валентина Павловна

В системе дополнительного образования Санкт-Петербурга развита система персонифицированного обучения детей. Непродолжительные, так называемые – краткосрочные программы, позволяют сформировать у ребёнка представление о той или иной сфере деятельности и, может быть, выбрать тот свой единственный путь, продолжив заниматься уже в объединениях.

В данной работе предлагается дополнительная общеразвивающая программа «Ориентирование в лабиринте» в объеме 36 часов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 456

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа

«Ориентирование в лабиринте»»

Авторы:

Опутникова Валентина Павловна,

педагог дополнительного образования

ГБОУ школа №456 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Опутников Леонид Валерьевич,

педагог дополнительного образования

ГБОУ школа №456 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург,

2025

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ        2

ВВЕДЕНИЕ        3

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ        4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        10

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ        11

ПРИЛОЖЕНИЯ.        12

ВВЕДЕНИЕ

Система дополнительного образования детей – особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и профессиональных потребностей ребенка. Одна из важных задач нашей страны в области дополнительного образования- вовлечение каждого ребенка в занятия, соответствующие его интересам. Получение новых знаний и умений – неотъемлемая часть интеллектуального развития современного человека. Механизм дополнительного образования значительно расширяет жизненный кругозор и предоставляет большие возможности для профессионального и личного роста.

В настоящее время потребность в дополнительном образовании у детей и родителей растёт. Однако, как показывает практика, учащиеся уделяют много времени на подготовку домашних заданий к основной школе, и не всегда остается время на регулярное посещение желаемого кружка или секции. Так же дети в поисках своего «Я» часто меняют области занятий, поэтому долго не задерживаются там, где оказалось всё не так, как хотелось бы. Тогда на помощь в открытии способностей, талантов, да и просто заполнения свободного времени приходят недолгие занятия по дополнительным программам.

В системе дополнительного образования Санкт-Петербурга развита система персонифицированного обучения детей. Непродолжительные, так называемые – краткосрочные программы, позволяют сформировать у ребёнка представление о той или иной сфере деятельности и, может быть, выбрать тот свой единственный путь, продолжив заниматься уже в объединениях.

В данной работе предлагается дополнительная общеразвивающая программа «Ориентирование в лабиринте» в объеме 36 часов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Программа физкультурно-спортивной направленности

Программа направлена на формирование мотивации обучающихся в потребности к здоровому образу жизни, сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека,

Актуальность программы:

Спортивный лабиринт является разновидностью классического ориентирования. Данный вид появился совсем недавно. Причиной послужило отсутствие зрелищности на дистанциях классического ориентирования. Предпринимались различные попытки создания информативности движения спортсменов на дистанции. В качестве одного из вариантов повышения зрелищности спортивного ориентирования был предложен спортивный лабиринт. Данный вид достаточно быстро привлек к себе внимание, так как соревнования можно проводить практически в любом месте, зрителям понятны задачи, стоящие перед спортсменами, при желании любой зритель может стать участником. Для организации и проведения этих соревнований существует достаточно средств и технических ресурсов, которыми располагает практически каждое учебное заведение. Достаточно небольшой школьной спортивной площадки, спортивного зала или даже рекреации. Спортсмены соревнуются на небольшой территории среди искусственных препятствий (заборчиков).

Научившись ориентированию в лабиринте, дети могут захотеть повысить своё мастерство и перейти к занятиям спортивным ориентированием.

Адресат программы

Возраст участвующих в освоении данной образовательной программы 9-13 лет. К освоению программы допускаются учащиеся на основании медицинской справки о состоянии здоровья.

Уровень освоения программы: общекультурный

Объем и срок освоения программы: 36 часов:

- в течение 18 дней, по 2 академических часа (1 час - 45 минут).

Программа может быть реализована в условиях природной среды в течение 9 дней по 2 занятия в день.

Цель программы: формирование у детей потребности к регулярным занятиям спортом с помощью спортивного ориентирования.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. познакомить обучающихся с историей возникновения и развития вида спорта спортивное ориентирование;
  2. сформировать представление об устройстве спортивного лабиринта;
  3. научить читать карту спортивного лабиринта;
  4. сформировать знания о технике движения в лабиринте;
  5. обучить приемам работы с электронной отметкой

Развивающие:

  1. обучить простейшим способам контроля за физической нагрузкой;
  2. получить практический опыт совмещения процесса мышления и движения;

Воспитательные:

  1. воспитывать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи;
  2. воспитывать организованность, самостоятельность, активность.

Планируемые результаты освоения программы:

Предметные:

  1. ознакомлены с историей, понятием и видами спортивного ориентирования,
  2. знают устройство спортивного лабиринта;
  3. знают последовательность действий при работе с картой спортивного лабиринта;
  4. познакомятся с техникой движения в спортивном лабиринте;
  5. научатся работать с электронной отметкой.

Метапредметные:

  1. научатся простейшим способам контроля своего организма в тренировочном и соревновательном процессе;
  2. получат навык одновременного движения и мыслительной деятельности на дистанции.

Личностные:

  1. получат опыт общения в коллективе;
  2. воспитание личностных качеств: организованность, самостоятельность, активность.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Язык реализации: русский.

Форма обучения: очная.

Условия набора и формирования групп: к зачислению допускаются обучающиеся, возраст 9-13 лет, на основании медицинской справки о состоянии здоровья. Количество детей в группе 15 человек.

Количество обучающихся в группе: не менее 15 человек.

Формы проведения занятий:

Беседа, лекция, подвижная игра, упражнения, мини-соревнование.

Особенности организации образовательного процесса. Учебные занятия строятся следующим образом:

- теория (лекция, беседа);

- практическое занятие (разминка, основная часть, заминка).

Формы организации деятельности обучающихся на занятиях.

Фронтальная (объяснение и показ заданий педагогом), коллективная (выполнение заданий всей группой), групповая (работа в парах, тройках, четверках; в группе с педагогом), индивидуальная (работа педагога с обучающимися индивидуально).

Материально-техническое оснащение:

Занятия проходят в спортивном зале, на уличной спортивной площадке, пришкольной территории, в природной среде.

Оборудование для занятий:

  1. спортивный лабиринт (конусы, заборы, стойки);
  2. комплект электронной системы отметки (SFR-отметка): станция сопряжения, базовые станции (15 шт.), карточки участников (лепестки);
  3. маркерная лента;
  4. призмы для спортивного ориентирования (15 шт.)
  5. мячи разные, скакалки, обручи;
  6. набор карт для спортивного лабиринта;
  7. компьютер с программным обеспечением SFR smart terminal и выходом в Интернет.

Кадровое обеспечение:

Программа реализуется педагогом дополнительного образования без привлечения иных специалистов.

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля, аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. История развития спортивного ориентирования в России. Лабиринты в жизни человека.

3

2

1

опрос, устный тест

2.

Гигиена и питание спортсмена

2

1

1

педагогическое наблюдение, тестирование

3.

Электронная система отметки (SFR-отметка)

4

1

3

тестирование

4.

Карта спортивного лабиринта

2

1

1

мини-соревнование

5.

Устройство спортивного лабиринта.

13

1

12

мини-соревнование

6.

Общая физическая подготовка. Самоконтроль в тренировочном и соревновательном процессе.

10

1

9

ведение карточки самоконтроля

7.

Итоговое занятие. Соревнование.

2

-

2

соревнование

Итог

36

7

29

Календарный учебный график реализации

дополнительной общеразвивающей программы

«Ориентирование в лабиринте»

на ______________учебный год

вариант 1

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

3 учебные недели

18

36

3 раза в неделю по 2 акад. часа

вариант 2

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1,5 учебные недели

9

36

2 раза в день по 2 акад. часа

* - продолжительность академического часа – 45 минут.

Рабочая программа

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. История развития спортивного ориентирования в России. Лабиринты в жизни человека (3 часа)

Теория. История появления вида спорта «Спортивное ориентирование». Первые в истории отечественного спорта соревнования по ориентированию. Принципы спортивного ориентирование. Спортивный лабиринт. Правила техники безопасности в зале и на улице. Идея лабиринтов в развитии человеческого общества. Лабиринт как символ движения человека.

Практика. Принципы построения лабиринтов. 

Контроль. Опрос, устный тест.

Тема 2. Гигиена и питание спортсмена (2 часа)

Теория. Здоровый образ жизни. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, правила применения солнечных ванн.

Практика. Гигиена одежды, обуви и мест занятий (в процессе занятий)

Контроль. Педагогическое наблюдение, тестирование.

Тема 3. Электронная система отметки (SFR-отметка) (4 часа)

Теория. Электронная отметка SFR — система для автоматизации судейства соревнований по спортивному ориентированию. Принципы работы. Виды станций, их назначение. Карточка участника (чип). Запись и считывание информации.

Практика. Режимы работы базовой станции. Устройство чипа. Правила надевания чипа на палец, способ отметки на базовой станции, отслеживание записи информации на чип. Очистка чипа, считывания информации. Работа с чипами в движении.

Контроль. Тестирование.

Тема 4. Карта спортивного лабиринта (2 часа)

Теория. Карты (схемы) для ориентирования в лабиринте. Условные обозначения. Нанесение дистанции на карты для ориентирования в лабиринте.

Практика. Чтение карт для ориентирования в лабиринте. Принципы работы с картами в лабиринте.

Контроль: мини-соревнование.

Тема 5. Устройство спортивного лабиринта (13 часа)

Теория. Основные элементы спортивного лабиринта и их технические характеристики. Ленточный лабиринт, сетчатый лабиринт, сетчатый лабиринт на конусах. Возможности использования различных видов лабиринтов в различных условиях (кабинет, зал, спортивная площадка, природа и др.). Достоинства и недостатки каждого вида лабиринтов. Контрольные пункты (КП).

Практика. Работа на старте и финише в спортивном лабиринте. Правила движения, возможные нарушения. Санкции, применяемые к спортсменам в случае нарушений при движении в лабиринте. Характер движения в лабиринте, распределение сил. Технические и тактические решения при движении в лабиринте. Выбор оптимального пути, взятие контрольных пунктов (КП).

Контроль: мини-соревнование.

Тема 6. Общая физическая подготовка. Самоконтроль в тренировочном

и соревновательном процессе (10 часов)

Теория. Правила техники безопасности на занятиях по общей физической подготовке. Физиологические принципы тренировки. Самоконтроль: субъективные и объективные показатели. карточка самоконтроля.

Практика. Ходьба с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра (на месте, с продвижением вперёд). Бег на месте на передней части стопы 5 с. с последующим переходом на бег с продвижением вперёд. Смешанное передвижение на 1 км (передвижение по дистанции бегом либо ходьбой в любой последовательности). Прерывистый бег (бег с остановками). Бег с неоднократным изменением скорости на дистанции (бег с равномерной скоростью 1 км с ускорениями по 150—200 м в середине и конце дистанции). Бег 1 км, 2км, 3км. Бег 1 км по пересеченной местности. Кросс.

Эстафеты на быстроту реакции. Эстафеты на внимательность.

Использование простых приемов для самостоятельного наблюдения за изменением состояния своего здоровья и физического развития под влиянием занятий физическими упражнениями и фиксирование показателей в карточке самоконтроля. Наблюдение за частотой сердечных сокращений - простым способом, отражающий деятельность сердца и сосудов.

Контроль: Ведение карточки самоконтроля.

Тема 9. Итоговое занятие. Соревнование. (2 часа)

Практика. Разбор Условий соревнований. Движение по трем разным дистанциям по нарастающей: простой, средней сложности, сложной. Анализ результатов.

Контроль. Соревнование.

Методические и оценочные материалы

Вид контроля

Сроки

Форма фиксации

Входной

начало обучения

Анализ тестирования (приложение 1)

Текущий

в течение обучения по программе

Педагогическое наблюдение, тестирование, мини-соревнования (приложение 2)

Ведение учащимися карточки самоконтроля (приложение №3)

Итоговый

окончание обучения по программе

Протокол соревнования (приложение №4). Рекомендации для родителей и детей

Оценочные материалы

Входной контроль.

Позволяет оценить уровень знаний и умений обучающихся в области спортивного ориентирования и определить формы организации занятий.

Текущий контроль.

Позволяет оценить качество усвоения обучающимися содержания конкретной темы. По итогам промежуточного контроля ведется корректировка знаний, умений и навыков.

Итоговый контроль.

Это оценка уровня достижений обучающихся по завершении освоения дополнительной общеразвивающей программы. По результату определяются уровень освоения и дальнейшие перспективы работы в данном направлении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Программа «Ориентирование в лабиринте» может быть адаптирована под любой возраст и любую физическую подготовку обучающихся. Занятия по программе могут проводиться не только в школе и учреждении дополнительного образования, но и в летних оздоровительных лагерях. Элементы программы могут быть использованы для проведения спортивных праздников, дней Здоровья, семейных мероприятий.

Так же данная программа может быть использована в качестве досуговой программы.

Программа рекомендована педагогам дополнительного образования, тренерам – преподавателям, педагогам – организаторам.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Казанцев С.А. Теория и методика спортивного ориентирования. – СПб.: изд-во НГУ им. П.Ф. Лесгафта ,2013. – 190 с.
  2. Константинов Ю.С., Глаголева О.А. Уроки ориентирования. – М.: ФЦДЮТиК , 2005. – 328 с.
  3. Костылев В. Философия спортивного ориентирования, или некоторые рекомендации ориентировщику, желающему стать лидером. - М., 1995. -112 с.
  4. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Безопасность уроков, соревнований и походов. – М.: изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 96 с.
  5. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС , 2000. – 160 с
  6. Найдин В.Л. Десять тысяч шагов к здоровью. – М.: «Физкультура и спор» ,1977. – 128 с.
  7. Огородников Б.И. С компасом и картой по ступеням ГТО. – М.: «Физкультура и спор» ,1973. – 72 с.
  8. Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника. – М.: Знание ,1987. – 96 с.
  9. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. – М.: «Просвещение» ,1990. – 159 с.

Интернет источники:

  1. Методы самоконтроля при занятиях физической культурой и спортом. URL: https://multiurok.ru/files/metody-samokontrolia-pri-zaniatiiakh-fizichesko-28.html 

(дата обращения 14.04.2025).

  1. Организация и проведение соревнований по ориентированию «Спортивный Лабиринт» на школьной площадке. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://akptib.ru/wp-content/uploads/2015/12/%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82.pdf (дата обращения 15.04.2025).
  2. SFR. URL: http://www.sportsystem.ru/about_russian.html (дата обращения 23.04.2025)

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1.

Тест «Что я знаю о спортивном ориентировании»

1. Спортивное ориентирование - это вид спорта:

А) да

Б) не уверен(а)

2. Мой опыт в спортивном ориентировании

А) никогда не участвовал(а)

Б) знаю теорию, но практики не было

В) участвовал(а) один – два раза на массовых стартах, на мастер – классах или в лагере

Г) часто участвую в разных соревнованиях

3. Мой опыт работы с картой:

А) не умею работать с картой

Б) умею пользоваться географическими картами

В) умею пользоваться картами для спортивного ориентирования

Г) умею пользоваться картами – схемами

4. Мои ожидания:

А) записался(ась) просто из интереса;

Б) хочу научиться ориентироваться

В) умею ориентироваться, хочу повысить свою квалификацию.

Приложение 2.

Образец карточки для ориентирования

Фамилия        

Номер

Ф

Имя

Пол

Ж

М

С

Школа __________, класс____________

Р

Д

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Виды лабиринтов

Ленточный лабиринт

Лабиринт на конусах

Комплект для участников и КП при SFR-отметки

Приложение 3

Карточка самоконтроля

Ф.И.___________________________________________

пол____________________________________________

возраст (полных лет) ________________________________________

дата

Чувство усталости

Потоотделение

Частота сердечных сокращений – ЧСС

(кол-во/мин)

до тренировки

во время тренировки

по окончании тренировки

до тренировки

во время тренировки

по окончании тренировки

до тренировки

во время тренировки

по окончании тренировки

٭

заполняется обучающимися

Приложение 4

УСЛОВИЯ

СТАРТЫ ПО ОРИЕНТИРОВАНИЮ В ЛАБИРИНТЕ

Соревнования пройдут _________ с __________

Место проведения_____________________________

Вид соревнований – личные.

Дистанции заданного направления (суперспринт) с использованием лабиринта на огороженной территории. Контрольные пункты проходятся и отмечаются строго в том порядке, в котором они соединены линиями на карте.

Используется крупно масштабная карта. На карте специальными значкам обозначены заборы из легенды.

Отметка КП: SFR – отметка.

Порядок старта: Старт индивидуальный: одна дистанция – зачетная.

Количество КП на разных дистанциях:

Д1

Д2

Д3

1-33

1-34

1-40

2-36

2-37

2-34

3-32

3-33

3-36

4-39

4-42

4-42

5-35

5-35

5-33

6-41

6-39

6-39

7-38

7-31

7-32

8-40

8-38

8-38

9-32

9-35

10-40

10-37

11-41

12-31

Задача участника: пройти дистанцию за наименьшее время.

Результат участника в очках, складывается из количества правильного отмеченных КП с учетом времени прохождения всей дистанции.

Нахождение зрителей и представителей в районе дистанции внутри ограждения ЗАПРЕЩЕНО!

Всем участникам иметь спортивную форму и одежду!!!

Протокол результатов

№ п/п

Номер

Фамилия

Имя

Команда

Результат

Место

Отставание

Карты

Общая

Дистанции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование творческой эмоционально-привлекательной образовательной среды и развитие жанра "Театр моды" через внедрение краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ для детей и взрослых"

Проект рассматривает возможность реализации краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ как для детей, так и для взрослых в общеобразовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного об...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Изостудия юного художника»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изостудия юного художника» реализуется в рамках функционирования пришкольной досуговой площадки профильной проектной смены &la...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Наука измерять»

Краткосрочная  дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Наука измерять» составлена для учащихся 14-15 лет и рассчитана на 16 часов...

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА» (стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое население

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАхудожественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА»(стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое населениеСрок реализации: 2 м...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа "Пластилиновый мир"

АННОТАЦИЯк краткосрочной программе Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа«Пластилиновый мир»Возраст, на который рассчитана программа – 6 - 10 летКоличество часов:...

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «ФИТНЕС-АЭРОБИКА» (стартовый уровень)

Проблема здоровья сегодня как никогда актуальна. Динамика здоровья за последние годы характеризуется весьма неблагоприятными тенденциями. Несбалансированное и недоброкачественное питание, дефицит физи...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Ориентирование в лабиринте»

В системе дополнительного образования Санкт-Петербурга развита система персонифицированного обучения детей. Непродолжительные, так называемые – краткосрочные программы, позволяют сформировать у ...