Конспект открытого урока "Особенности работы над музыкальным произведением в "Концертмейстерском классе".
план-конспект урока
Цель урока:
- расширить представление учащегося о возможностях музыкального аккомпанемента над созданием художественного образа произведения.
Задачи урока:
образовательные:
- развить умение в сохранении общего эмоционального настроя над созданием единого художественного образа;
- приобрести навык чтения вокальной, инструментальной партий;
- сформировать навык использования колористического звучания педали в концертмейстерском классе.
развивающие:
- развитие метроритмической пульсации;
- формирование навыка исполнения мелодического рисунка басового голоса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Родыгина Елена Ивановна
Преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»
г. Урай Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Конспект открытого урока
«Особенности работы над музыкальным произведением в «Концертмейстерском классе»
Класс: 7, 1 четверть (первый год обучения предмета «Концертмейстерский класс»).
Цель урока: Расширить представления учащегося о возможностях музыкального аккомпанемента над созданием художественного образа произведения.
Задачи урока:
Образовательные:
- развитие умения у ребёнка сохранять общий эмоциональный настрой над созданием единого художественного образа;
- приобретение учеником навыка чтения вокальной, инструментальной партий;
- формирование навыка использования колористического звучания педали в концертмейстерском классе.
Развивающие:
- развитие чувства ритма, метроритмической пульсации в классе аккомпанемента;
- формирование навыка исполнения мелодического рисунка басового голоса в инструментальном аккомпанементе.
Воспитательные:
- расширение представления о народном фольклоре;
- повышение интереса к совместному музицированию с солистом (скрипка, кларнет, вокал).
Методы ведения урока:
- наглядный;
- словесный;
- репетиционный метод;
- метод повтора;
- метод остановки;
- метод показа;
- метод музыкальной драматургии;
- метод-беседа.
Оборудование:
- два хорошо настроенных фортепиано;
- музыкальный инструмент (соло);
- ноутбук;
- интернет-ресурсы.
Ожидаемые результаты:
- Научиться читать вокальную, инструментальную партии.
- Научиться использовать колористическую педаль в концертмейстерском классе.
- Уметь применить навык исполнения мелодического рисунка басового голоса в инструментальном аккомпанементе.
- Научиться сохранять общий эмоциональный настрой над созданием единого художественного образа.
План урока:
- Организационный момент.
- Работа над романсом М.И. Глинки «Ты, соловушка, умолкни» на сл. А.С. Пушкина. 15 мин.
- Исполнение романса с инструментальным сопровождением.
- Беседа о связи образного содержания пьесы с литературным текстом романса.
- Работа над техническими сложностями пьесы.
- Домашнее задание ученице.
- Здоровьесберегающие технологии.
Музыкальная пауза с использованием ИКТ. 4 мин.
- Работа над пьесой «Танец» из украинского «Вертепа».15 мин.
- Исполнение пьесы с инструментальным сопровождением.
- Просмотр домашней заготовки учащейся. Видеоролик украинского «Гопака».
- Работа над жанровыми особенностями народного танца.
- Беседа о связи аккомпанемента с особенностями звучания народных инструментов.
- Знакомство с новой пьесой. 2 мин.
- Подведение итогов урока. 2 мин.
- Домашнее задание ученице. 2 мин.
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие ученика и педагога-иллюстратора.
- Работа над романсом М.И. Глинки «Ты, соловушка, умолкни» на стихи А.С.Пушкина.
- Педагог предлагает исполнить ученице в ансамбле со скрипкой два куплета романса.
Исполнение.
- Педагог обращает внимание ученицы на связь образного содержания романса М. Глинки с литературным текстом А.Пушкина.
Прочтение преподавателем текста романса.
Обсуждаются совместно с ученицей вопросы влияния текста на форму, тембр, настроение, особенности динамики каждого куплета. Текст является отправной точкой в работе над характером исполнения, выразительностью, помогает найти наиболее подходящие способы звукоизвлечения.
- Для решения проблем совместного музицирования, педагог предлагает различные формы работы. Фундаментом исполнения в аккомпанементе является линия баса.
Учимся читать 3-х строчное изложение романса.
Показ преподавателя.
Освобождаясь от груза дополнительных технических задач, сосредоточив своё внимание на единстве исполнения, ученице предлагается выполнить следующие виды работы:
- играть левой рукой партию баса, а правой рукой - партию скрипки.
Показ преподавателя.
- то же, но совместно со скрипкой, партия правой руки звучит в унисон с партией скрипки.
Вокальная партия дублируется.
- исполнение только правой рукой совместно со скрипкой вокальной партии.
Исполнение ученицей.
Метроритмическая основа. Необходимо точно выдержать четверть с точкой, точная ритмическая пульсация триолями.
Показ преподавателя.
Добиваться хорошего legato, «перетекание» из звука в звук. Ошибка ученицы - рано снимала бас, делая паузы, которые отсутствуют в нотах.
Преподавателем предлагаются новые формы работы:
- играть партию баса в октаву двумя руками, объединяя басовую партию в единую мелодическую линию;
- то же, но совместно со скрипкой.
Такая работа поддерживает партию скрипки, воспитывает чувство ритма и ритмическую пульсацию.
Фразировка является одним из средств музыкальной выразительности. В вокальной музыке легче осмыслить и воплотить эмоциональный план произведения, опираясь на текст.
Показ преподавателя.
Исполнение ученицей:
- исполнение вокальной партии правой рукой в унисон со скрипкой;
- исполнение всего аккомпанемента, выделяя верхний голос (5-ый пальчик), другие голоса звучат как бы «прикрытые одеялом»;
- бас в «8» левой рукой, а правой рукой 5-ым пальчиком верхний голос как «фонарик» в темноте, сохраняя метроритмическую пульсацию;
- то же, но совместно со скрипкой, дублируя партию скрипки, усиливаем эффект кульминации.
Беседа преподавателя и ученицы о содержании второго куплета романса М.И.Глинки.
Педаль в аккомпанементе является дополнительным средством музыкальной выразительности. В соответствии с музыкально-образным строем пьесы открываются широкие возможности для использования колористической педали. Поиски наиболее выигрышных эффектов ведутся совместно с учеником, путём сравнения и отбора, наиболее удачных в контексте данного произведения. Педаль должна «дышать» так же, как певец и руки, тонко реагируя на все текстовые изменения текста.
Ученице предлагается использовать в первом куплете левую педаль (una corde), а во втором куплете правую педаль (tre corde).
- Домашнее задание по романсу М.И.Глинки.
- Проработать дома все виды работы, с которыми мы познакомились в классе.
- Проучить отдельно партию скрипки, партии правой и левой рук.
- Выучить слова романса.
- Петь под собственный аккомпанемент.
- Устроить дома концерт для родителей.
- Здоровьесберегающие технологии.
Педагог предлагает выполнить ученице несколько упражнений на восстановление дыхания, снятие напряжения, и релаксацию зрительного нерва.
Музыкальная пауза. Просмотр домашней заготовки ученицы – видеоролик украинского танца «Гопака».
- Работа над танцем из украинского «Вертепа».
- Исполнение.
- Просмотр видеоотрывка – украинского «Гопака» знакомит нас с народным фольклором.
- Беседа преподавателя и ученицы о характере, жанровых особенностях народного танца, яркости костюмов, об особенностях исполнения на народных инструментах в оркестре русских народных инструментов.
- Аккордовая фактура, размер 2/4 говорит нам о характере танца – это гопак.
Исполнение.
В работе над техническими трудностями пьесы преподаватель предлагает несколько вариантов работы:
- проучить трудное место на staccato;
- проучить трудное место пунктирным ритмом, объединяя мотив, стремясь к следующей сильной доле.
Беседа преподавателя и ученицы о тембральной окраске скрипичной партии.
Штрихи зависят от характера исполняемой пьесы. При игре со скрипкой, штрихи фортепиано максимально приближены к штрихам скрипки. Партия скрипки уходит в малую октаву, меняется тембровая окраска скрипичной партии, партия фортепиано уходит на «второй» план, давая возможность ярче прозвучать скрипичной партии.
Педаль короткая, в отличие от педали в романсе М.И.Глинки.
Показ преподавателя.
- Знакомство с новой пьесой «Словацкая народная песня».
Показ преподавателя и педагога – иллюстратора.
- Подведение итогов урока. Работа над вокальной партией, партией скрипки в танце, колористической педалью – это работа над созданием единого художественного образа произведения и сохранение общего эмоционального настроя ученицы и педагога-иллюстратора.
- Домашнее задание ученице:
- По романсу М.И.Глинки «Ты, соловушка, умолкни»:
- проработать дома все виды работы, с которыми познакомились в классе;
- проучить отдельно партию скрипки, партии правой и левой рук;
- выучить слова романса;
- петь под собственный аккомпанемент;
- устроить дома концерт для родителей.
- По танцу из украинского «Вертепа»:
- проучить трудное место (с шестнадцатыми длительностями) на staccato;
- проучить трудное место пунктирным ритмом, объединяя мотив, стремясь к следующей сильной доле;
- проучить аккорды в аккомпанементе, цепко, легко, не перегружая звучания.
- Найти в интернете теоретический материал о танцах Словении, видеоролик танцев, прочитать о танце «Полька».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Начальный этап работы над музыкальным произведением в классе аккомпанемента
Урок посвящен начальному этапу работы в классе акомпанемента...

Рекомендации по самостоятельной работе над музыкальным произведением в классе фортепиано
Данные рекомендации предлагаются для использования в самостоятельной работе студентам, обучающимся по специальности «Музыкальное образование» при изучении дисциплины «Основной музыкальный инструмент (...
конспект урока по теме:"Этапы работы над музыкальным произведением по классу баян"
1.Представление ученика - Гинятуллина Ильвина Ильнуровна ученица 2- го класса.2.Гамма До мажор- терция. Арпеджио, аккорды. Длительности четверти и восьмые. «Этюд» Л.Шитте –...

Конспект урока "Особенности работы над музыкальным произведением в классе аккордеона".
Конспект открытого урока, раскрывающего особенности работы над музыкальным произведением в процессе обучения игре на аккордеоне....

Рецензия на открытый урок "Особенности работы на музыкальным произведением в классе аккордеона"
Внутренняя рецензия на открытый урок...

Внешняя рецензия на открытый урок "Особенности работы над музыкальными произведениями в классе аккордеона"
Рецензия на открытый урок преподавателя Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки» Жу...

Конспект урока по специальности «Баян» «Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна»
Конспект урока по специальности «Баян»«Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна»...
