Конспект открытого урока "Особенности работы над музыкальным произведением в "Концертмейстерском классе".
план-конспект урока

Родыгина Елена Ивановна

Цель урока:

- расширить представление учащегося о возможностях музыкального аккомпанемента над созданием художественного образа произведения.

Задачи урока:

образовательные:

- развить умение в сохранении общего эмоционального настроя над созданием единого художественного образа;

- приобрести  навык чтения вокальной, инструментальной партий;

-  сформировать навык использования колористического звучания педали в концертмейстерском классе.

развивающие:

- развитие метроритмической пульсации;

- формирование навыка исполнения мелодического рисунка басового голоса.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Родыгина Елена Ивановна

Преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»

г. Урай Ханты-Мансийский автономный  округ - Югра

Конспект открытого урока

«Особенности работы над музыкальным произведением  в  «Концертмейстерском классе»

Класс: 7, 1 четверть (первый год обучения предмета «Концертмейстерский класс»).

Цель урока: Расширить представления учащегося о возможностях музыкального аккомпанемента над созданием художественного образа произведения.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. развитие умения у ребёнка сохранять общий эмоциональный настрой над созданием единого художественного образа;
  2. приобретение учеником навыка чтения вокальной, инструментальной партий;
  3. формирование навыка использования колористического звучания педали в концертмейстерском классе.

Развивающие:

  1. развитие чувства ритма, метроритмической пульсации в классе аккомпанемента;
  2. формирование навыка исполнения мелодического рисунка басового голоса в инструментальном аккомпанементе.

Воспитательные:

  1. расширение представления о народном фольклоре;
  2. повышение интереса к совместному музицированию с солистом (скрипка, кларнет, вокал).

Методы ведения урока:

  • наглядный;
  • словесный;
  • репетиционный метод;
  • метод повтора;
  • метод остановки;
  • метод показа;
  • метод музыкальной драматургии;
  • метод-беседа.

Оборудование:

  • два хорошо настроенных фортепиано;
  • музыкальный инструмент (соло);
  • ноутбук;
  • интернет-ресурсы.

Ожидаемые результаты:

  1. Научиться читать вокальную, инструментальную партии.
  2. Научиться использовать колористическую педаль в концертмейстерском классе.
  3. Уметь применить навык исполнения мелодического рисунка басового голоса в инструментальном аккомпанементе.
  4. Научиться сохранять общий эмоциональный настрой над созданием единого художественного образа.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Работа над романсом М.И. Глинки «Ты, соловушка, умолкни» на сл. А.С. Пушкина. 15 мин.
  1. Исполнение романса с инструментальным сопровождением.
  2. Беседа о связи образного содержания пьесы с литературным текстом романса.
  3. Работа над техническими сложностями пьесы.
  4. Домашнее задание ученице.
  1. Здоровьесберегающие технологии.

Музыкальная  пауза с использованием ИКТ.  4 мин.

  1. Работа над пьесой «Танец» из украинского «Вертепа».15 мин.
  1. Исполнение пьесы с инструментальным сопровождением.
  2. Просмотр домашней заготовки учащейся. Видеоролик украинского «Гопака».
  3. Работа над жанровыми особенностями народного танца.
  4. Беседа о связи аккомпанемента с особенностями звучания народных инструментов.
  1. Знакомство с новой пьесой. 2 мин.
  2. Подведение итогов урока. 2 мин.
  3. Домашнее задание ученице. 2 мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие ученика и педагога-иллюстратора.

  1. Работа над романсом М.И. Глинки «Ты, соловушка, умолкни» на стихи А.С.Пушкина.
  1.  Педагог предлагает исполнить ученице в ансамбле со скрипкой два куплета романса.

Исполнение.

  1.  Педагог обращает внимание ученицы на связь образного содержания романса М. Глинки с литературным текстом А.Пушкина.

Прочтение преподавателем текста романса.

Обсуждаются совместно с ученицей вопросы влияния текста на форму, тембр, настроение, особенности динамики каждого  куплета. Текст является отправной точкой в работе над характером исполнения, выразительностью, помогает найти наиболее подходящие способы звукоизвлечения.

  1.   Для решения проблем совместного музицирования, педагог предлагает различные формы работы. Фундаментом исполнения в аккомпанементе является линия баса.

Учимся читать 3-х строчное изложение романса.

Показ преподавателя.

Освобождаясь от груза дополнительных технических задач, сосредоточив своё внимание на единстве исполнения, ученице предлагается выполнить следующие виды работы:

  • играть левой рукой партию баса, а правой рукой  - партию скрипки.

Показ преподавателя.

  • то же, но совместно со скрипкой, партия правой руки звучит в унисон с партией скрипки.

Вокальная партия дублируется.

  • исполнение только правой рукой совместно со скрипкой вокальной партии.

Исполнение ученицей.

Метроритмическая основа. Необходимо точно выдержать четверть с точкой, точная ритмическая пульсация триолями.

Показ  преподавателя.

Добиваться хорошего legato, «перетекание» из звука в звук. Ошибка ученицы -  рано снимала бас, делая паузы, которые отсутствуют в нотах.

Преподавателем предлагаются новые формы работы:

  • играть партию баса в октаву двумя руками, объединяя басовую партию в единую мелодическую линию;
  • то же, но совместно со скрипкой.

Такая работа поддерживает партию скрипки, воспитывает чувство ритма и ритмическую пульсацию.

Фразировка является одним из средств музыкальной выразительности. В вокальной музыке легче осмыслить и воплотить эмоциональный план произведения, опираясь на текст.

Показ преподавателя.

Исполнение ученицей:

  • исполнение вокальной партии правой рукой в унисон со скрипкой;
  • исполнение всего аккомпанемента, выделяя  верхний голос (5-ый пальчик), другие голоса звучат как бы «прикрытые одеялом»;
  • бас в «8» левой рукой, а правой рукой 5-ым пальчиком верхний голос как «фонарик» в темноте, сохраняя метроритмическую пульсацию;
  • то же, но совместно со скрипкой, дублируя партию скрипки, усиливаем эффект кульминации.

Беседа преподавателя и ученицы о содержании второго куплета романса М.И.Глинки.

Педаль в аккомпанементе является дополнительным средством музыкальной выразительности. В соответствии с музыкально-образным строем пьесы открываются широкие возможности для использования колористической педали. Поиски наиболее выигрышных эффектов ведутся совместно с учеником, путём сравнения и отбора, наиболее удачных в контексте данного произведения. Педаль должна «дышать» так же, как певец и руки, тонко реагируя на все текстовые изменения текста.

Ученице предлагается использовать в первом куплете левую педаль (una corde), а во втором куплете правую педаль (tre corde).

  1. Домашнее задание по романсу М.И.Глинки.
  • Проработать дома все виды работы, с которыми мы познакомились в классе.
  • Проучить отдельно партию скрипки, партии правой и левой рук.
  • Выучить слова романса.
  • Петь под собственный аккомпанемент.
  • Устроить дома концерт для родителей.
  1. Здоровьесберегающие  технологии.

Педагог предлагает выполнить ученице несколько упражнений на восстановление дыхания, снятие напряжения, и релаксацию зрительного нерва.

Музыкальная пауза. Просмотр домашней заготовки ученицы – видеоролик украинского танца «Гопака».

  1. Работа над танцем из украинского «Вертепа».
  1. Исполнение.
  2. Просмотр видеоотрывка – украинского «Гопака» знакомит нас с народным фольклором.
  3.  Беседа преподавателя и ученицы о характере, жанровых особенностях народного танца, яркости костюмов, об особенностях исполнения на народных инструментах в оркестре русских народных инструментов.
  4. Аккордовая фактура, размер 2/4 говорит нам о характере танца – это гопак.

Исполнение.

В работе над техническими трудностями пьесы преподаватель предлагает несколько вариантов работы:

  • проучить трудное место на staccato;
  • проучить трудное место пунктирным ритмом, объединяя мотив, стремясь к следующей сильной доле.

         Беседа преподавателя и ученицы о тембральной окраске скрипичной партии.

Штрихи зависят от характера исполняемой пьесы.  При игре со скрипкой, штрихи фортепиано максимально приближены к штрихам скрипки. Партия скрипки уходит в малую октаву, меняется тембровая окраска скрипичной партии, партия фортепиано уходит на «второй» план, давая возможность ярче прозвучать скрипичной партии.

Педаль короткая, в отличие  от педали в романсе М.И.Глинки.

Показ преподавателя.

  1. Знакомство с новой пьесой «Словацкая народная песня».

     Показ преподавателя и педагога – иллюстратора.

  1. Подведение итогов урока. Работа над вокальной партией, партией   скрипки в танце, колористической педалью – это работа над созданием единого художественного образа произведения и сохранение общего эмоционального настроя ученицы и педагога-иллюстратора.
  2. Домашнее задание ученице:
  1.  По романсу М.И.Глинки «Ты, соловушка, умолкни»:
  • проработать дома все виды работы, с которыми  познакомились в классе;
  • проучить отдельно партию скрипки, партии правой и левой рук;
  • выучить слова романса;
  • петь под собственный аккомпанемент;
  • устроить дома концерт для родителей.
  1.  По танцу из украинского «Вертепа»:
  • проучить трудное место (с шестнадцатыми длительностями) на staccato;
  • проучить трудное место пунктирным ритмом, объединяя мотив, стремясь к следующей сильной доле;
  • проучить аккорды в аккомпанементе, цепко, легко, не перегружая звучания.
  1. Найти в интернете теоретический материал о танцах Словении, видеоролик танцев, прочитать о танце «Полька».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальный этап работы над музыкальным произведением в классе аккомпанемента

Урок посвящен начальному этапу работы в классе акомпанемента...

Рекомендации по самостоятельной работе над музыкальным произведением в классе фортепиано

Данные рекомендации предлагаются для использования в самостоятельной работе студентам, обучающимся по специальности «Музыкальное образование» при изучении дисциплины «Основной музыкальный инструмент (...

конспект урока по теме:"Этапы работы над музыкальным произведением по классу баян"

1.Представление ученика  - Гинятуллина Ильвина Ильнуровна ученица 2- го класса.2.Гамма До мажор- терция. Арпеджио, аккорды. Длительности четверти и восьмые.  «Этюд» Л.Шитте –...

Конспект урока "Особенности работы над музыкальным произведением в классе аккордеона".

Конспект открытого урока, раскрывающего особенности работы над музыкальным произведением в процессе обучения игре на аккордеоне....

Внешняя рецензия на открытый урок "Особенности работы над музыкальными произведениями в классе аккордеона"

Рецензия на открытый урок преподавателя Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки» Жу...

Конспект урока по специальности «Баян» «Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна»

Конспект урока по специальности «Баян»«Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна»...