Сюжетная композиция (исторический жанр)Выполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на историческую тематику.
презентация к уроку

Шубина Ирина Михайловна

Память о мужестве предков должна подтолкнуть современников на мысль о том, что русский народ должен держаться вместе.  2025 г. – объявлен Президентом РФ В.В. Путиным « Годом - ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Сюжетная композиция (исторический жанр) Выполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на историческую тематику. 3 класс IV четверть Преподаватель: Шубина И.М. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств города Дальнегорска

Слайд 2

КОМПОЗИЦИЯ – ГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР ДИПТИХ- ТРИПТИХ- Игра «Незаконченные предложения»

Слайд 3

Благословление на битву Предстояние Проводы ополчения

Слайд 4

Изучить понятия Выбор и изучение эпохи, исторического события Выполнить сбор подготовительного материала Определиться с выбором композиции (Диптих, Триптих) Совместить передний и дальний план способом (наплыва) Совмещение фигур людей способом (наслаивания) Последовательность выполнения

Слайд 5

Продолжить работу над выполнением мини – сериями диптиха и триптиха Научиться совмещать передний и дальний план способом (наплыва) Отработать навык совмещение фигур людей способом (наслаивания) Цель урока:

Слайд 6

Композиция с совмещением переднего и дальнего планов (наплывы) Представляют собой многофигурные композиции, ритмически организованные, с разнообразными по размеру и расположению элементами, которые могут пересекаться и накладываться друг на друга

Слайд 7

Практическая работа

Слайд 8

Мини серия –это серия работ выполненных в одном стиле, одном материале, на одну тему.

Слайд 9

1. В какой работе более удачно совмещены разновременные события 2. В какой работе удачно получилось совмещение дальнего и переднего плана (наплыва) 3. У кого в работе наиболее полно получилось передать мини – серию работ диптих, триптих, соблюдая все правила Подведение итога. Рефлексия



Предварительный просмотр:

 Муниципальное  бюджетная учреждение дополнительного образования

Детская школа  искусств г. Дальнегорска

Технологическая карта

Тема: Сюжетная композиция  (исторический жанр)
Выполнение  мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на историческую тематику.
3 класс IV четверть

Преподаватель: Шубина И.М.

Класс: 3 класс предпрофессиональной программы направления «Живопись»

Цель: изучение возможностей создания композиции способами совмещение разновременных событий, сочетание переднего и дальнего планов (наплывы).

Продолжительность изучения темы: 10 академических часов

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с определением диптрих, триптих;
  2. Изучение наглядных примеров работ известных художников
  3. Завершить  композицию, составные части которой будут подчинены раскрытию общей идеи, и в то же время будут рассматриваться как самостоятельные композиции;
  4. Формирование положительного эмоционального отклика на занятие.

І. Предметные связи: решать композицию листа, последовательно вести работу «от общего к частному», формирование у учащихся знаний, умений, навыков в данном направлении.

ІІ. Межпредметные связи: рисунок, живопись, графика

IІI. Личностные: формировать интерес (мотивацию) к учению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательском процессе, уважительное отношение к культуре и искусству других народов

Практическая работа: Создание трех (триптих) иди двух (диптих) композиций объединенных одной темой, с учетом соподчиненности частей смысловому центру композиции.

Новые понятия, термины: диптих, триптих, мини-серия

Оборудование занятия для преподавателя: конспект урока, презентация, компьютер, проектор, интернет.

Оборудование занятия для учеников: карандаши, линеры, маркеры,  формат бумаги А3

Тип урока: комбинированный

Метод обучения: наглядный и практический

Планируемый результат урока: Познакомиться с понятиями диптрих, триптих в работах известных художников. Продолжить работу над эскизом, выстроить композицию в соответствии с замыслом. Определить композиционный центр и составление частей, которые будут рассматриваться, как и самостоятельные.

 

Этап урока

Виды

работы,

формы,

методы,

приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный

момент.

(2 мин)

Словесное

приветствие

Приветствие, проверка

готовности обучающихся к

уроку. –Всем доброго дня! Здравствуйте, ребята, преподаватели! Отличного настроения и творческих успехов всем желаю я!

Само организовываются, проверяют свою готовность к уроку.

Мета предметный

регулирование

осуществлять

самоконтроль

2.Введение в тему и задачи

урока.

(15 мин)

Формулирование темы и целей

урока

Организует

формулирование темы и

цели урока, обозначает

основные образовательные

задачи.

С какой темой мы познакомились на прошлом уроке

- Сегодня мы поговорим о

станковой композиции как «серия». Серия - это ряд

произведений, связанных единством смысла. Серия может состоять из двух и более листов как самостоятельно развитых композиционно, так и сочетающихся вместе.

Отличие серии от диптиха и триптиха очевидны. Диптих – произведение изобразительного искусства, состоящее из двух картин. Как правило, объединенных общей идеей, темой, сюжетом, выполненных в одной технике.

Триптих – композиция, состоящая из трех частей.

Личностные

– интерес к новому

учебному материалу и способам решения

новой задачи;

Метапредметные

Коммуникативные

– адекватно

использовать

коммуникативные,

прежде всего речевые, средства

Познавательные

Самостоятельная

формулировка темы

урока

Регулирование: Управление своей

деятельностью,

коррекция знаний

Предметные

Использование

изученной информации

для подготовки к

усвоению новых

знаний, ее

систематизация и

обобщение

3. Повторение пройденного материала,  активизация и вовлечение в работу детей

Игра «Незаконченное предложение»

1.Композиция – это построение художественного произведения

2. Графическая композиция- это построение художественного произведения с помощью графических средств выражения. Пятно, линия, штрих

3.Историческая тема- это жанр изо искусства отображающий реальные события жизни и истории от прошлого до современности

4.Диптих - складная икона, складень с двумя створками или произведения изоискусства из двух картин

5.Триптих – состоящий из трех дощечек или произведения изоискусства из  трех  картин

4.Анализ картины художника

А теперь – внимание на экран. Перед вами картина Юрий Ракша «Поле Куликово» триптих. Состоящая из трех отдельных картин, объединенной одной темой

 Это произведение на историческую тему,  является обращением к погибшим предкам, которые мужественно отправились на смерть во имя защиты родной земли. Память о мужестве предков должна подтолкнуть современников на мысль о том, что русский народ должен держаться вместе. Тем более 2025 г. – объявлен Президентом Рф В.В. Путиным « Годом - ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»

Юрий Ракша «Поле Куликово» триптих

В этой работе удачно совмещены разновременные события

Благословление на битву

Предстояние

Проводы  ополчения

5. Последовательность выполнения работы и подведение к постановке цели урока и

художествен-ной задачи

практического задания.

Практическая

работа

учащихся.

(20 мин)

Самостоятельная

работа, контроль

Изучить понятия

Выбор и изучение  эпохи, исторического события

Выполнить сбор подготовительного материала

Определиться с  выбором композиции (Диптих, Триптих)

Совместить передний и дальний план способом (наплыва)

Совмещение фигур людей способом (наслаивания)

это мы умем делать. Нет. Значит цель сегодняшнего занятия научиться

Композиция с совмещением переднего и дальнего планов (наплывы)

Представляют собой многофигурные композиции, ритмически организованные, с разнообразными по размеру и расположению элементами, которые могут пересекаться и накладываться друг на друга

С помощью учителя формулируют тему и цель урока. Дети ведут диалог на заданные вопросы, дают

расшифровку понятиям диптрих, триптих, анализируют

просмотренные слайды

Выполняют практическую работу под руководством учителя - эскизы, если возникает необходимость посмотреть детали архитектуры,

одежды, исторического описания выбранного момента,

обращаются к литературе в сети интернет.

Анализ таблицы

Метапредметные

Регулятивные

осуществлять

контроль выполнения

задания

Предметные

Действия с учебным

материалом

Личностный:

Формирование

навыков работы в

построении

5.Подведение

итогов.

Анализ работ

Рефлексия

(5 мин)

Завершаем и вывешиваем свои работы на доску.

А сейчас внимание на экран.

Скажите пожалуйста можно ли назвать эти три  мини серии работы триптихом

Мини серия – это серия работ выполненных в одном стиле, одном материале, на одну тему.

А теперь давайте посмотрим, получилось ли нам выполнить цель нашего урока   и создать мини- серию ( диптих, триптих)

1. В какой работе более удачно совмещены разновременные события

2. В какой работе удачно получилось совмещение дальнего и переднего плана (наплыва)

3. У кого в работе наиболее полно получилось передать мини – серию работ  диптих, триптих, соблюдая все правила

Дети анализируют полученные знания от просмотра работ на заданную тему, говорят в какой форме решили выполнить свою работу. Формируют тему своих

будущих композиций.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные:

самоопределение:

самооценка своей

деятельности.

метапредметный

Регулятивные:

- способности

оценивать

результаты

собственной

творческой

деятельности;

Познавательные:

-выполнение

операций анализа и

сравнения.

Предметные:

-обобщение и

систематизация новых

знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Изготовление сюжетной композиции из природного материала (На примере аппликации «Памяти АПЛ Курск»)"

Цели: 1.             Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению  сюжетной аппликации из природного материала.2....

Урок кубановедения в 7 классе (конспект, презентация) "Кубанская тематика в исторических документах, трудах путешественников и ученых".

Урок кубановедения в 7 классе. Учащиеся на уроке знакомятся с с историческими документами, отражающие кубанскую тематику XVIII века. Так же  к уроку прилагаются презентация, дополнительный матери...

Конспект урока во 2 классе по занимательному труду по теме «Приемы изготовления сюжетной композиции «Лодочка» по образцу»

Цель урока:ü формировать умение анализировать плоскостную композицию с частичной помощью учителя, ориентируясь на предметно – операционный план.ü Задачи урока:Образовательные:ü учить выполнять и...

Урок литературы в 8 классе. А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка. Историческая основа. Пушкин в работе над историческим материалом. Композиция и жанр.

В уроке представлены особенности жанра и композиции романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка", а также рассматривается историческая основа создания романа...

Кубанская тематика в исторических документах

Презентация по кубановедению....

Сюжетная композиция на историческую тему

С историческим жанром в изобразительном искусстве ученики художественной школы встречаются на уроках композиции станковой, а также на уроках истории изобразительного искусства. Знакомятся с произведен...