Статья Определение музыкальных способностей
статья

В статье рассмотрены основные приёмы по выявлению музыкальных способностей у детей. В план работы лучше занотовитб несколько песен знакомых ребёнку по позоасту, картинок и игрушек, чтобы занятие прошло более эмоционально привлекательным. Главное это создание атмосферы, чтобы ребёнок был открыт и паскрепощен и заинтересован.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_petrova.docx22.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья  «Определение музыкальных способностей»

Всем детям надо дать начальное музыкальное образование. Каждому человеку необходимо в начале его жизни хотя бы прикоснуться к той большой и прекрасной ее области, которую образует музыка. Эта встреча должна лишь помочь определить к о г д а и с чего надо начинать обучение, как знакомить ребенка с музыкой. Эту встречу  по старинке можно назвать «испытанием», и имеет оно разные формы и значение. Иногда испытание проводится как бы мимолетно, если ребенка привели лишь один раз. Лучше испытание проводить по заранее разработанному плану для того, чтобы начать занятия профессионального обучения.

В план этот я непременно включаю пение песенки любой, какую знает ребенок. Сначала песенку ребенок поет один, потом вместе с педагогом, под аккомпанемент рояля. Проверять интонацию ребенка лучше не на словах песни, а на какой-либо удобной гласной. Например, имитируя кукушку, предложить спеть в удобном регистре малую терцию или большую терцию (начало всем известной песенки «Чижик»). Малую секунду можно «промяукать» и т. д. Затем я перехожу к угадыванию регистров и высоты звука. Здесь на помощь мне снова приходят образы животных: медведь—низкий регистр, птицы — высокий и т. д.

Ритм проверяю в движении ребенка под музыку. При этом, играя, внезапно изменяю сначала скорость, потом ритм музыки, под которую дети должны прыгать, бегать, ходить (к примеру, двухдольный на трехдольный или синкопированный).

В план свой непременно включаю простейшее определение характера музыки: громко тихо, в село — грустно; более сложное — устойчивость неустойчивость звуков, их тяготение к тонике (« кончилась музыка, или ее хочется продолжить?»).

Также важно определить эмоциональное восприятие музыки, музыкальную память, эмоциональную память. Все это в одну встречу с ребенком определить нельзя. При повторных встречах внимательно слежу, что ребенку запомнилось, есть . тяготение к музыке и насколько оно устойчивое.

Если же ко мне привели очень маленького ребенка, который не умеет ни петь, ни двигаться «ритме» под музыку, ни слушать и определять характер музыки, то таким детям я предлагаю сначала походить в «ритмические группы», где дети обучают движению под музыку, слушанию музыки, знакомят с элементами сольфеджио.

Очень важно при первой встрече проверить физические особенности рук ребенка. Они должны быть «мягкими», ладони — сравнительно широкими, с почти отсутствующими перепонками между пальцами; пальцы — упругими, которые не прогибаются как «ножки паука»; руки должны иметь хорошо приспособленный подвижный первый палец, а не «подшитый» под указательный, как э иногда бывает; достаточно длинный и не крив» мизинец. Ну, и конечно, руки должны быть слишком миниатюрные, чтобы в дальнейшем можно было брать октавы и большие интервалы (Надо учесть, что требования эти весьма условны, потому что с ростом человека руки могут  измениться до неузнаваемости.)

При определении способностей и физических данных следует внимательно продумать, на каком инструменте лучше учить ребенка, и суметь тактично подсказать родителям о целесообразности выбора ими того или иного инструмента.

Для детей эта первая встреча с педагогом очень ответственна. Важно суметь создать непринужденную обстановку.

Определяя способности ребенка, слушая как он поет, я пробую дать ему подобрать знакомую мелодию на инструменте. Не слишком отрицательно реагирую на (иногда кажущееся) отсутствие у ребенка абсолютного слуха.  Часто бывает, что с интересом к музыке, она сама помогает проявлению и развитию специфических для музыканта данных: слуха, памяти, ритма и т. д.  Интерес и желание по большей мере, чем все остальное, служат залогом успеха по бучении.

Начало испытаний (два-три раза) я предпочитаю проводить не с одним, а хотя бы с двумя-тремя детьми «Вхождение» в музыку и выражение в ней себя для маленьких детей всегда эффективнее в коллективе. Видя, реакцию своих товарищей, ребенок включается как бы в игру, естественнее взаимодействует с ними, воспринимает музыку гораздо внимательнее и полнее, чем наедине со взрослым. Чем разнообразнее собравшиеся у инструмента дети, тем лучше они себя проявляют во всем объеме своей маленькой личности. Если один молчалив и скрытен, это сразу будет замечено и восполнено активностью других; если другой забияка, то слишком задиристый и прыткий, он «вырвется» из окружения н его невольно будут «усмирять» другие, если кто-то проявил особые способности он «удивит» и невольно потянет за собой флегматичных или робеющих. Я неоднократно замечала. что когда объясняешь или спрашиваешь что-нибудь, и ребенок еще только начинает соображать. что ответить на вопрос, то рядом стоящий и наблюдающий. — если даже его способности не превышают уровня того, кону задан вопрос.—этот второй поднимает ручонку н горд, счастлив, что он уже понял и первым может ответить (а иногда — объяснить еще не совсем понявшему товарищу).

Если же  встреча происходит с одним ребенком, то первым делим надо распознать, чем ребенок  живет, что ему интересно. Любыми способами сделать его открытый и доверчивым. Тут все средства  хороши, но главное — надо создать ассоциации с приятными ребенку вещами. Пробовать постепенно. Как бы случайно узнавать какие игрушки любит ребенок и чем его можно заинтересовать.  Хорошо. если понравилась игрушка с музыкой.  Следующий этап — суметь интересно рассказать об этой игрушке.

Как только интерес ребенка проявился в полной мере, то пора начинать активные  занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей умственно отсталых учащихся в различных видах музыкальной деятельности

В статье описаны методы и приемы развития музыкальных способностей умственно отсталых школьников...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения

Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...

Определение музыкальных способностей детей

Руководство для родителей и педагогов об определении музыкальности ребёнка...

статья Диагностика выявления музыкальных способностей школьника

Определение  музыкальных  спсобностей детей очень важная составляющая в работе учителя музыки. Данный  материал - это  практические тесты  направленные  на  определе...

Статья о взаимодействии семьи и детского сада как условие развитий музыкальных способностей детей

Что может быть важнее родительского воспитания - правильно, взаимодействие детского сада и семьи...

Статья «Активизация формирования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и во внеурочное время».

Музыка оказывает огромное воздействие на детей с интеллектуальной недостаточностью, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей...