АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «УДИВИТЕЛЬНЫЕ КУКЛЫ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ВОЗРАСТЕ 14-18 ЛЕТ
рабочая программа

Свицкая Галина Васильевна

Программа кружка «Удивительные куклы» представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления по изготовлению объемных игрушек из капрона и ткани в технике «текстильная пластика». Программа составлена для детей с умеренной умственной отсталостью в возрасте 14-18 лет. Программа направлена на развитие художественных способностей и склонностей к рукоделию, формирование базовых навыков ручного труда, расширение и обогащение представлений о разнообразии направлений декоративно-прикладного искусства, формирование значимых личностных качеств, коррекцию психических процессов и мотивационной сферы личности ребенка с умеренной умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnye_kukly._svitskaya.docx48.9 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 5 г. ИРКУТСКА»

РАССМОТРЕНО
на заседании МО

 ГОКУ СКШ № 5 г. Иркутска

 Протокол №_______от

«_____» ___________2024г.

Руководитель МО

__________Г.В. Свицкая

СОГЛАСОВАНО

с заместителем директора по УВР ГОКУ СКШ № 5

г. Иркутска

___________Л.А. Ербаева

«_____» _____________2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор ГОКУ СКШ № 5

г. Иркутска

____________Е.В. Рудницкая

«_____» _____________2024г.

АВТОРСКАЯ  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

 «УДИВИТЕЛЬНЫЕ КУКЛЫ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ  УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ВОЗРАСТЕ 14-18 ЛЕТ

Составитель:

Учитель – дефектолог

Свицкая Г.В.

г. Иркутск, 2024 г.

Пояснительная записка

        Программа кружка «Удивительные куклы» представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления по изготовлению объемных игрушек из капрона и ткани в технике «текстильная пластика». Программа составлена для детей с умеренной умственной отсталостью в возрасте 14-18 лет. Программа направлена на развитие художественных способностей и склонностей к рукоделию, формирование базовых навыков ручного труда, расширение и обогащение представлений о разнообразии направлений декоративно-прикладного искусства, формирование значимых личностных качеств, коррекцию психических процессов и мотивационной сферы личности ребенка с умеренной умственной отсталостью.

Программа разработана на основе:

- Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 2, ст.12 п.2,4, ст.14;

- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе»;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Министерства образования и науки России».

Изготовление игрушек является одним из самых древних видов декоративно - прикладного творчества. Первое знакомство ребенка с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Отношение ребенка к игрушке отражает его отношение к собственной личности. Детям с умеренной умственной отсталостью характерна тенденция к разрушению игрушек. Дети не берегут и не ценят своих кукол, проецируют на них свое негативное отношение к миру и собственной личности. Создание игрушек своими руками может оказать значительное положительное коррекционное воздействие на личностную сферу ребенка с нарушениями интеллекта. В процессе планирования, шитья, хранения, декорирования изделий у детей развивается особое, бережное отношение к результатам своего труда. Во время работы дети придумывают целые истории о своих игрушках, берегут их, проявляют своеобразную заботу, как о живых существах, с любовью дарят их дорогим и значимым для себя людям, что не может не оказывать положительного воздействия на развитие личностной сферы.

Программа имеет преимущественно практическую направленность и способствует формированию значимых для детей с умеренной умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения, умений и навыков:

- овладение знаниями о различных видах материалов и инструментов, используемых при шитье игрушек;

- овладение знаниями о правилах техники безопасности при работе с различными инструментами, материалами, электроприборами;

- овладение умением выполнять различные виды швов, осуществлять при необходимости мелкий ремонт одежды, применять знания о способах декорирования изделий в повседневной жизни;

- овладение навыком использования инструкционных материалов, выкроек при изготовлении изделий;

- овладение умением организовать рабочее место, планировать предстоящую работу, осуществлять промежуточный и итоговый контроль выполненной работы.

Новизна программы заключается в применении новых методик в работе, разработке педагогом выкроек-шаблонов и технологических карт на каждое изделие из данной программы, использовании специально составленных тематических презентаций и видео мастер-классов.  Также сам изучаемый материал – текстильная пластика (изготовление текстильных скульптурных кукол из капрона), является современным и актуальным видом рукоделия, позволяющим создавать востребованные в экономическом отношении изделия, что создает дополнительные возможности для дальнейшей успешной социализации воспитанников интернатных учреждений с умеренной умственной отсталостью.

Цели и задачи программы

 Цель –способствовать раскрытию потенциальных творческих способностей у детей с умеренной умственной отсталостью в процессе творческого поиска и овладения технологией изготовления объемных скульптурных игрушек из капрона.

 Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

обучающие:

- обучить способам изготовления мягких и каркасных игрушек из капрона;

- научить правилам работы с выкройками и картинной и графической инструкцией; грамотному прочтению чертежей выкроек, графическим навыкам работы по зарисовке моделей;

- обучить практическим навыкам работы с разными материалами и инструментами;

- обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами.

коррекционно-развивающие:

- работать над коррекцией продуктивного (творческого) воображения в процессе воссоздания изделий по образцу, схемам и самостоятельном привнесении функциональных или декоративных изменений в работу;

- работать над коррекцией эмоционально-волевой сферы, посредством создания положительных эмоциональных установок к творческой деятельности;

- формировать умение планировать собственную деятельность, осуществлять самостоятельный контроль и самооценку выполняемых операций и готового изделия.

воспитательные:

- работать над формированием интереса к творческой деятельности, чувства уверенности в себе и стремления к достижению наилучших результатов труда;

- воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;

- работать над созданием стойких позитивных установок в сфере организации детьми собственного досуга, учить рационально использовать время и развивать собственные задатки и способности.

Программа является авторской.

 Отличительными особенностями данной программы являются:

          - рациональность и реалистичность. Содержание программы, формы и методы обучения позволяют получить оптимальный педагогический результат – овладение навыками ручного труда и специальными навыками шитья, формирование у воспитанников способов творческой деятельности, коррекция личностных и психо-физиологических особенностей ребенка;

- в основу процесса обучения положены преимущественно активные методы обучения:

-   практические: упражнения, практические работы, организация как индивидуальных, так и подгрупповых форм деятельности;

-   наглядные: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов, активное использование ИКТ-технологий;

- организация занятий носит не только репродуктивный, но и частично-поисковый, творческий характер, где под творчеством понимается любое проявление ребенком творческой, самостоятельной инициативы при изготовлении изделия;

- изучение и своевременная коррекция особенностей развития ребенка в различных видах деятельности, предусмотренных программой;

- программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития воспитанников, педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями развития детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий;

- программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную. Особенность организации занятий позволяет дозировать учебную нагрузку, форму и степень оказания индивидуальной помощи в зависимости от особенностей развития ребенка. Кроме того, в процессе работы возможна реализация дифференцированного подхода к обучению через взаимодействие детей в парах и малых группах, что позволяет каждому воспитаннику проявить свои возможности и почувствовать сопричастность к общему делу;

- занятия не предполагают отметочного контроля знаний, что способствует развитию формирования умения критично оценивать собственную деятельность, развивает навыки планирования и самооценки:

- текущая оценка достигнутого самим ребенком;

- оценка законченной работы;

- участие в выставках, конкурсах и т.д.;

- реализация творческих идей;

- безоценочная концепция занятий позволяет воспитанникам получить удовлетворение от результатов своего труда, исключает боязнь неудачи (любой результат положителен), создает обстановку взаимопомощи и сотрудничества. Во время занятий применяется текущий, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают. Поэтому необходимо использовать в работе дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого;

- программа дает возможность профессиональной ориентации воспитанников, знакомит их с профессией швеи;

- в данной программе конкретизирован тематический план занятий, в соответствии с планом разработаны конспекты занятий с сопровождающим материалом (презентации, образцы игрушек, выкройки, видеоуроки и т.п.).   Темы расположены так, что изделия постепенно усложняются. С каждой новой темой добавляются новые элементы и закрепляется пройденный материал. Изделия подобраны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и не вызывают затруднений в изготовлении.

Программа рассчитана на три года занятий с детьми с умеренной умственной отсталостью в возрасте 14-18 лет. В группе занимается 6 человек. Расписание составляется из расчета двух занятий в неделю по 1 академическому часу с перерывом и физкультминутками. Объем часов в год составляет 78 часов.

Режим работы кружка - 2 занятия в неделю по 40-45 минут.

Вид детской группы: состав постоянный.

Особенности набора детей: по интересам детей без ограничений.

Примерная структура занятия:

  1. Организация занятия
  2. Вступительная часть
  3. Разминка: коррекционные упражнения для активизации различных анализаторов, короткие логические задания, задачи на коррекцию психических процессов (восприятия, воображения, памяти, внимания и др.)
  4. Представление игрушки из капрона, анализ образца, работа с картинным и графическим планом
  5. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, подготовка необходимого оборудования и материалов, организация рабочего места
  1. Физкультминутка
  2. Самостоятельная работа по шитью мягкой игрушки (подразумевает различную степень оказания индивидуальной помощи)
  3. Рефлексия
  4. Подведение итогов

В результате освоения программы, обучающиеся должны

 знать:

· правила подготовки рабочего места;

· правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;

· технологию изготовления основ для разного вида игрушек;

· область применения и назначение материалов и инструментов;

уметь:

· осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами;

· изготавливать игрушку из капрона из доступных материалов по выкройкам и описанию; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;

· проектировать собственную игрушку и шить по своему замыслу;

· осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой игрушки;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· соблюдения правил безопасной работы с материалами и инструментами;

· создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу.

Учебно-тематический план.

1 год обучения

Наименование темы

Теоретические

занятия

Практические занятия

Количество часов

1.

Вводное занятие.

2

2

2.

Основные приемы работы с тканью

17

2.1.

ТБ при работе с инструментами и материалами

2

2

2.2.

Материаловедение.

2

3

2.3.

Основные ручные швы.

2

4

2.4.

Способы закрепления нити.

0,5

1,5

3.

Раскрой изделий по выкройке

16

3.1.

Раскрой изделий по готовой выкройке

1

4

3.2.

Изменение размеров готовой выкройки

2

4

3.3

Стачивание деталей раскроенного изделия

1

4

4.

Выполнение игрушек-попиков из капрона

24

4.1.

Пупсы из капрона

1

4.1.1.

Снеговик

4

4.1.2.

Радужные пупсы

5

4.1.3.

Кукла «Анечка»

1

7

4.1.4.

Кукла «Обережка»

8

4.2.

Клоуны, грустные и веселые

18

4.2.1.

Пьеро

4

4.2.2.

Петрушка

1

5

4.2.3.

Клоун Вася

1

6

5.

Итоговое занятие. Выставка работ

1

Итого

78 часов

Учебно-тематический план.

2 год обучения

Наименование темы

Теоретические

занятия

Практические занятия

Количество часов

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Основные приемы работы с инструментами и материалами

6

2.1.

ТБ при работе с инструментами и материалами

1

1

2.2.

Материаловедение. Повторение

1

1

2.3.

Основные ручные швы. Повторение

1

1

3.

Куклы на полукаркасе из пластика

1

25

3.1.

Веселые домовята

1

5

3.2.

Кукла «Бабушка».

8

3.3.

Кукла «Красавица»

1

9

4.

Животные из капрона без каркаса

17

4.1.

Беседа об анималистической игрушке

1

4.2.

Зайчик

1

4

4.3.

Собачка

5

4.4.

Котенок «Мурзик»

6

5

Игрушки из капрона на каркасе

28

5.1.

Осьминожка

1

5

5.2.

Ослик

1

5

5.3

Жираф Жора

4

5.4.

Обезьянка

1

5

5.5.

Буренка

6

6.

Итоговое занятие. Выставка работ

1

Итого

78 часов

Учебно-тематический план.

3 год обучения

Наименование темы

Теоретические

занятия

Практические занятия

Количество часов

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Основные приемы работы с инструментами и материалами

2

2.1.

ТБ при работе с инструментами и материалами

1

2.2.

Материаловедение. Основные швы

1

3.

Портретные куклы

25

3.1.

Каркасные куклы. Повторение

1

3.2.

Голова и лицо. Секреты утяжки

2

6

3.3.

Глаза

1

1

3.4.

Тело и ноги

2

4

3.5.

Руки и пальцы

1

5

4.

Изготовление париков

17

4.1.

Парики из меха

1

2

4.2.

Парик из шерстяных ниток

2

4

4.3.

Использование готовых париков

1

4.4.

Изготовление париков из искусственного волоса

1

6

5

Портретные сказочные персонажи

22

5.1.

Баба Яга

1

7

5.2.

Рождественский эльф

1

6

5.3

Домовой Нафаня

1

6

6

Бескаркасные портретные куклы

10

6.1

Мопс

1

5

Тыковка

4

7.

Итоговое занятие. Выставка работ

1

Итого

78 часов

Содержание программы

1 год обучения

Тема 1. Вводное занятие. 2 ч.

 Рассказ о работе кружка, плане проведения занятий и их тематике. Демонстрация изделий. Правила поведения на занятиях.

Тема 2. Основные приемы работы с тканью. 17ч.

2.1. ТБ при работе. 4 ч.  Основы безопасного труда на занятиях. Инструменты и приспособления.  Правила при работе с ножницами, иголками, булавками, электроутюгом, клеем,

2.2. Материаловедение.  5 ч. Виды тканей и их получение.  Свойства капрона, различных тканей и видов ниток, меха.  Способы обработка различных поверхностей тканей.

Практическая работа: определить вид ткани.

2.3. Основные ручные швы. 6 ч.  Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной».

Практическая работа: выполнение различных видов швов

2.4.   Способы закрепления  нити. 2 ч.   Различия  между  способами

закрепления нитей и их использование в процессе выполнения

игрушек.

Практическая работа: закрепление нити несколькими способами.

Тема 3. Раскрой изделий по выкройке. 16 ч.

Практическая работа: упражнения в переносе готовых выкроек на ткань, вырезании их из ткани, упражнения в изменении размеров и пропорций выкроек, стачивание деталей раскроенного изделия с использованием различных видов швов. Правила выполнения эскиза игрушки. Технология конструирования симметричных выкроек. Технология увеличения или уменьшения выкройки. Правила кроя игрушки. Принцип зеркальной симметрии. Правила хранения выкроек.

Тема 4. Выполнение игрушек-попиков из капрона. 24 ч.

Беседа об особенностях изготовления игрушек на основе шара из синтепона. Обучение приемам формирования шара, сшивания и утяжки капрона, изготовлению тела, рук и ног из капрона.

Практическая работа: создание зарисовок будущего изделия, формирование различных деталей изделия из синтепона, изготовление паричка из шерсти. Раскрой простых деталей одежды по шаблону, самостоятельное изготовление выкроек с использованием геометрических форм. Сшивание изделий различными видами швов, декорирование и окраска изделий.

4.2.        Клоуны, грустные и веселые. 18 ч.

Практическая работа:  заготовка выкроек-лекал по шаблонам, раскрой ткани и узоров аппликации, обучение способам формирования лица путем утяжки, сметывание деталей, пришивание тесьмы, раскрашивание капрона с помощью декоративной косметики и акриловых красок, наклеивание аппликации, оформление игрушки.

Тема 5. Итоговое занятие. Выставка работ. 1 ч. Подготовка и проведение выставки готовых работ. Оценка выполненной работы. Подведение итогов года.

2 год обучения

Тема 1. Вводное занятие. 1 ч.

 Знакомство с предстоящей деятельностью кружка, планом проведения занятий и их тематике. Демонстрация изделий. Правила поведения на занятиях.

Тема 2. Основные приемы работы с тканью. 17ч.

2.1. ТБ при работе. 2 ч. Повторение знаний об  основах безопасного труда на занятиях. Инструменты и приспособления.  Правила при работе с ножницами, иголками, булавками, электроутюгом, клеем.

2.2. Материаловедение.  2 ч. Повторение знаний о  видах тканей и их получении, свойствах капрона, различных тканей и видов ниток, меха.  Способы обработка различных поверхностей тканей.

2.3. Основные ручные швы. 2 ч.  Повторение видов швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной».

Практическая работа: выполнение различных видов швов

Тема 3.      Куклы на полукаркасе из пластика. 

Беседа об особенностях изготовления каркаса из пластиковых бутылок, закрепления изделий на каркасе.

Практическая работа: 

Выполнение выкроек-лекал, подбор тканей, практическое выполнение модели, декорирование, роспись с помощью косметики и акриловых красок. Обучение способам создания лица и рук методом утяжки. Раскрой и сшивание деталей одежды. Изготовление украшений для игрушек из бусин и бисера. Окрашивание изделий различными способами.

Тема 4. Животные из капрона

4.1. Беседа об анималистической игрушке. Объемные игрушки.     Скульптура, графика, живопись при создании анималистических   игрушек.   Способы   раскроя   и   выполнения игрушки.

Практическая работа: раскрой   меха, сметывание   и   пошив, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки. Выполнение объемной: игрушки: раскрой меха, сметывание   и   пошив, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки. Самостоятельное выполнение эскизов игрушки - различные варианты оформления, запись технологической карты «Последовательность выполнения работ». Раскрой меха, сметывание и пошив, заготовка и укрепление каркаса, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

Тема 5. Игрушки из капрона на каркасе

Беседа о каркасных игрушках. Краткие сведения о материаловедении. Отличительные особенности объемной каркасной игрушки. Каркас и его применение в изготовлении игрушки.

Практическая работа: создание каркасов, раскрой меха и ткани, сметывание и пошив, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки. самостоятельное выполнение эскизов игрушки - различные варианты оформления, запись технологической карты «Последовательность выполнения работ». Раскрой меха и ткани, сметывание и пошив, заготовка и укрепление каркаса, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

Тема 6. Итоговое занятие. Выставка работ. 1 ч. Подготовка и проведение выставки готовых работ. Оценка выполненной работы. Подведение итогов года.

3 год обучения.

Тема 1. Вводное занятие. 1 ч.

Тема 2. Основные приемы работы с инструментами и материалами (повторение). 2 ч.        

        - ТБ при работе с инструментами и материалами.

- Материаловедение. Основные швы.

Тема 3. Портретные куклы. 25 ч.

-Знакомство с особенностями изготовления каркасов, пропорциями. Обучение созданию портретных кукол способом утяжки, придания выразительности лицам и фигурам изделий с помощью различных способов окрашивания.  Технология изготовления головки, лапок, мордочки, носика. Материалы для глаз. Разные способы изготовления глаз. Правила расположения глаз относительно носа. Правила заполнения игрушки набивочным материалом.

Разные способы украшения игрушек. Украшения из ленты и кружева, меха, ткани и пряжи. Технология изготовления бантика, галстука, кружевного жабо, цветка с сердцевиной, колпачка.

Практическая работа: создание лиц кукол с различными мимическими особенностями способом утяжки, придание лицам изделий портретного сходства с заданным образцом, изготовление глаз различными способами, закрепление на лице куклы готовой фурнитуры, изготовление каркасов, закрепление синтепона на каркасе, утяжка синтепона по каркасу.        

Тема 4. Изготовление париков. 17 ч.

- Способы изготовления париков из меха, различных видов нитей, искусственных волос, способы использования готовых париков.

Практическая работа: изготовление различных видов париков, пришивание к готовому изделию, создание причесок из искусственных волос.

Тема 5. Портретные сказочные персонажи. 22 ч.

Практическая работа: создание каркасных портретных кукол способом утяжки, придания выразительности лицам и фигурам изделий с помощью различных способов окрашивания.  Изготовление различных видов париков, пришивание к готовому изделию, создание причесок из искусственных волос.

Тема 6. Бескаркасные портретные куклы. 10 ч.

Практическая работа: создание бескаркасных портретных кукол способом утяжки, создание глаз, окрашивание и декорирование изделий.        

Тема 7. Итоговое занятие. Выставка работ. 1 ч.

Подготовка и проведение выставки готовых работ. Оценка выполненной работы. Подведение итогов года.

Методическое обеспечение программы

№п/п

Тема программы

Форма организации и форма проведения занятий

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

1

Вводные занятия

Групповая.

Беседа, рассказ, показ, игровые упражнения

Словесные, практические (объяснительно-иллюстративные)

Презентация, технологические карты, образцы игрушек

Опрос по результатам беседы

2

Основные приемы работы с тканью

Групповая, реализация индивидуального и дифференцированного подхода (организация работы в малых группах, парах, оказание дозированной помощи по мере необходимости)

Беседы, разъяснения, показ, демонстрация, практическая работа

- словесные,

- объяснительно-иллюстративные,

- репродуктивный

Презентация, технологические карты, реальные объекты

Оценивание и самооценивание результатов работы, сравнение с образцом, выставка работ

3

Раскрой изделий по выкройке

Групповая, реализация индивидуального и дифференцированного подхода (организация работы в малых группах, парах, оказание дозированной помощи по мере необходимости)

Беседы, разъяснения, показ, демонстрация, практическая работа

-объяснительно-иллюстративный; 

- репродуктивный; 

- методы проблемного изучения материала;

-  методы стимулирования и мотивации к изучению материала и решению практических задач творческого характера;

 -формирование ответственного отношения к занятиям;

 - методы контроля и самоконтроля за эффективностью познавательной и практической деятельности;

-изучение развития ребенка

Использование выкроек-шаблонов и технологических карт на каждое изделие, использовании специально составленных тематических презентаций и видео мастер-классов, технологические карты, реальные объекты, планирование и зарисовка будущих изделий

Оценивание и самооценивание результатов работы, сравнение с образцом,

творческие выставки работ детей, участие в ярмарках, социальных акциях (подарки дошкольникам, ветеранам и т.п), конкурсы, соревнования среди кружковцев.

4

Выполнение игрушек-попиков из капрона

Групповая, реализация индивидуального и дифференцированного подхода (организация работы в малых группах, парах, оказание дозированной помощи по мере необходимости)

Беседы, разъяснения, показ, демонстрация, практическая работа

-объяснительно-иллюстративный; 

- репродуктивный; 

- методы проблемного изучения материала;

-  методы стимулирования и мотивации к изучению материала и решению практических задач творческого характера;

 -формирование ответственного отношения к занятиям;

 - методы контроля и самоконтроля за эффективностью познавательной и практической деятельности;

-изучение развития ребенка

Использование выкроек-шаблонов и технологических карт на каждое изделие, использовании специально составленных тематических презентаций и видео мастер-классов, технологические карты, реальные объекты, планирование и зарисовка будущих изделий

Оценивание и самооценивание результатов работы, сравнение с образцом,

творческие выставки работ детей, участие в ярмарках, социальных акциях (подарки дошкольникам, ветеранам и т.п), конкурсы, соревнования среди кружковцев.

5

Клоуны, грустные и веселые

Групповая, реализация индивидуального и дифференцированного подхода (организация работы в малых группах, парах, оказание дозированной помощи по мере необходимости)

Беседы, разъяснения, показ, демонстрация, практическая работа

-объяснительно-иллюстративный; 

- репродуктивный; 

- методы проблемного изучения материала;

-  методы стимулирования и мотивации к изучению материала и решению практических задач творческого характера;

 -формирование ответственного отношения к занятиям;

 - методы контроля и самоконтроля за эффективностью познавательной и практической деятельности;

-изучение развития ребенка

Использование выкроек-шаблонов и технологических карт на каждое изделие, использовании специально составленных тематических презентаций и видео мастер-классов, технологические карты, реальные объекты, планирование и зарисовка будущих изделий

Оценивание и самооценивание результатов работы, сравнение с образцом,

творческие выставки работ детей, участие в ярмарках, социальных акциях (подарки дошкольникам, ветеранам и т.п), конкурсы, соревнования среди кружковцев.

6

Куклы на полукаркасе из пластика. 

Групповая, реализация индивидуального и дифференцированного подхода (организация работы в малых группах, парах, оказание дозированной помощи по мере необходимости)

Беседы, разъяснения, показ, демонстрация, практическая работа

-объяснительно-иллюстративный; 

- репродуктивный; 

- методы проблемного изучения материала;

-  методы стимулирования и мотивации к изучению материала и решению практических задач творческого характера;

 -формирование ответственного отношения к занятиям;

 - методы контроля и самоконтроля за эффективностью познавательной и практической деятельности;

-изучение развития ребенка

Использование выкроек-шаблонов и технологических карт на каждое изделие, использовании специально составленных тематических презентаций и видео мастер-классов, технологические карты, реальные объекты, планирование и зарисовка будущих изделий

Оценивание и самооценивание результатов работы, сравнение с образцом,

творческие выставки работ детей, участие в ярмарках, социальных акциях (подарки дошкольникам, ветеранам и т.п), конкурсы, соревнования среди кружковцев.

7

Животные из капрона

Групповая, реализация индивидуального и дифференцированного подхода (организация работы в малых группах, парах, оказание дозированной помощи по мере необходимости)

Беседы, разъяснения, показ, демонстрация, практическая работа

-объяснительно-иллюстративный; 

- репродуктивный; 

- методы проблемного изучения материала;

-  методы стимулирования и мотивации к изучению материала и решению практических задач творческого характера;

 -формирование ответственного отношения к занятиям;

 - методы контроля и самоконтроля за эффективностью познавательной и практической деятельности;

-изучение развития ребенка

Использование выкроек-шаблонов и технологических карт на каждое изделие, использовании специально составленных тематических презентаций и видео мастер-классов, технологические карты, реальные объекты, планирование и зарисовка будущих изделий

Оценивание и самооценивание результатов работы, сравнение с образцом,

творческие выставки работ детей, участие в ярмарках, социальных акциях (подарки дошкольникам, ветеранам и т.п), конкурсы, соревнования среди кружковцев.

8

Игрушки из капрона на каркасе

Групповая, реализация индивидуального и дифференцированного подхода (организация работы в малых группах, парах, оказание дозированной помощи по мере необходимости)

Беседы, разъяснения, показ, демонстрация, практическая работа

-объяснительно-иллюстративный; 

- репродуктивный; 

- методы проблемного изучения материала;

-  методы стимулирования и мотивации к изучению материала и решению практических задач творческого характера;

 -формирование ответственного отношения к занятиям;

 - методы контроля и самоконтроля за эффективностью познавательной и практической деятельности;

-изучение развития ребенка

Использование выкроек-шаблонов и технологических карт на каждое изделие, использовании специально составленных тематических презентаций и видео мастер-классов, технологические карты, реальные объекты, планирование и зарисовка будущих изделий

Оценивание и самооценивание результатов работы, сравнение с образцом,

творческие выставки работ детей, участие в ярмарках, социальных акциях (подарки дошкольникам, ветеранам и т.п), конкурсы, соревнования среди кружковцев

9

Портретные куклы (каркасные и бескаркасные)

Групповая, реализация индивидуального и дифференцированного подхода (организация работы в малых группах, парах, оказание дозированной помощи по мере необходимости)

Беседы, разъяснения, показ, демонстрация, практическая работа

-объяснительно-иллюстративный; 

- репродуктивный; 

- методы проблемного изучения материала;

-  методы стимулирования и мотивации к изучению материала и решению практических задач творческого характера;

 -формирование ответственного отношения к занятиям;

 - методы контроля и самоконтроля за эффективностью познавательной и практической деятельности;

-изучение развития ребенка

Использование выкроек-шаблонов и технологических карт на каждое изделие, использовании специально составленных тематических презентаций и видео мастер-классов, технологические карты, реальные объекты, планирование и зарисовка будущих изделий

Оценивание и самооценивание результатов работы, сравнение с образцом,

творческие выставки работ детей, участие в ярмарках, социальных акциях (подарки дошкольникам, ветеранам и т.п.), конкурсы, соревнования среди кружковцев.

10

Изготовление париков

Групповая, реализация индивидуального и дифференцированного подхода (организация работы в малых группах, парах, оказание дозированной помощи по мере необходимости)

Беседы, разъяснения, показ, демонстрация, практическая работа

-объяснительно-иллюстративный; 

- репродуктивный; 

- методы проблемного изучения материала;

-  методы стимулирования и мотивации к изучению материала и решению практических задач творческого характера;

 -формирование ответственного отношения к занятиям;

 - методы контроля и самоконтроля за эффективностью познавательной и практической деятельности;

-изучение развития ребенка

Использование выкроек-шаблонов и технологических карт на каждое изделие, использовании специально составленных тематических презентаций и видео мастер-классов, технологические карты, реальные объекты, планирование и зарисовка будущих изделий

Оценивание и самооценивание результатов работы, сравнение с образцом,

творческие выставки работ детей, участие в ярмарках, социальных акциях (подарки дошкольникам, ветеранам и т.п), конкурсы, соревнования среди кружковцев.

11

Итоговые занятия. Выставки работ

Групповая

(оформление выставок)

-  методы стимулирования и мотивации к изучению материала и решению практических задач творческого характера;

 -формирование ответственного отношения к занятиям;

 - методы контроля и самоконтроля за эффективностью познавательной и практической деятельности;

-изучение развития ребенка

Выставка реальных работ

Творческие выставки работ детей, оформление методических тематических альбомов, организация фотовыставок «Удивительные куклы»

В программе используются следующие методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий.)

-репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.)

- методы проблемного изучения материала (педагог ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; участники кружка следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания)

-  методы стимулирования и мотивации к изучению материала и решению практических задач творческого характера (мотивация интереса к деятельности, поощрение самостоятельности и творческой активности, формирование ответственного отношения к занятиям)

 - методы контроля и самоконтроля за эффективностью познавательной и практической деятельности (устный и практический)

-изучение развития ребенка (наблюдение   за   особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося, работа психолога и т.д.).

Методическое и материально-техническое обеспечение программы включает:

  • специальная литература;
  • цветовой круг (таблица);
  • методические разработки поэтапного изготовления изделий;
  • тематические презентации, видеоуроки;
  • методические альбомы с поэтапной инструкцией по изготовлению изделий;
  • технологические карты;
  • наглядные пособия (альбомы с образцами ручных стежков и строчек, машинных швов);
  • образцы видов тканей;
  • образцы видов меха; таблицы и инструкционные карты по выполнению изделий; образцы с видами отделки изделий;
  • образцы поузловой обработки швейных изделий; выкройки, шаблоны; образцы готовых изделий; контрольное задание (набор карточек);
  • альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов;
  • ткани, мех;
  • нитки катушечные разных цветов;
  • тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, бижутерия, элементы отделки и т. д.;
  • картон;
  • поролон, проволока для каркаса, синтепон, вата;
  • ножницы, иголки, наперсток;
  • мел, клей ПВА, краски, кисти, карандаши;
  • пассатижи (или плоскогубцы и кусачки);
  • щетка для расчесывания меха;
  • электрический утюг;
  • спецодежда;
  • самоклеящаяся цветная бумага;
  • глазки пластмассовые (маленькие, средние, большие);
  •  выкройки (шаблоны из картона).

Список литературы для руководителя кружка

1. Агапова И. Мягкая игрушка своими руками/ И.Агапова, М.  Давыдова. – М.: Айрис – пресс, 2002 г.

2. Андрианова О. Скульптурный текстиль/О.Андрианова.- М.: Дизайн Кора, 2005г. – 238 стр.

3. Анищенко В.В. Мягкие игрушки своими руками/В.В.Анищенко.- М.: Мир книги, 2007.-224с.

4. Белова Н. Мягкая игрушка/Н.Белова. - М.: Эксмо, 2003.-220с.

Броссар А.Текстильные куклы. Французская коллекция/А.Броссар., 2010г. – 144 стр.

5. Генсицкая Н. Основы кукольной скульптуры/Н.Генсицкая.-М.:Феникс, 2009 г. – 88 стр.

6. Городкова Т.В. Мягкие игрушки-мультяшки и зверюшки/Т.В.Городкова, М.И. Нагибина М.И.- Ярославль: Академия развития», 2005 г.

7. Кочетова С. Мягкая игрушка/С.Кочетова..- М.: Эксмо, 2004.-216с.

Лаврентьева Е.В. Чулочная кукла. Забавные домовушки-обереги. Скульптурно-текстильная техника/Е.В. Лаврентьева. – С-Пб.:Издательство Питер, 2017 г. - 64 стр.

8. Лаврентьева Е.В. Чулочная кукла. Аппетитные магниты/ Е.В.Лаврентьева. – С-Пб.: Питер, 2016 г. -  64 стр.

9. Лаврентьева Е.В. Авторская чулочная кукла/Е.В.Лаврентьева.- С-Пб.: Питер, 2015г. -  64 стр.

10. Лапаева Н. Шьём весёлый зоопарк/Н.Лопаева.- М. : Айрис-пресс, 2005. - 192с.

11. Локвуд. Д.  Творчество с ребёнком/ Д.Локвуд. - М.: АСТ, 2006.- 348с

12. Лысенко М. Пряничные малыши. Шьем своими руками/М.Лысенко.-С-Пб.: Питер, 2015г. - 64 стр.

13. Петухова В.И. Мягкая игрушка/ В.И.Петухова, Е.Н. Ширшикова Е.Н.- М.: Мягкая игрушка, 2000 г.

 14. Соколов Ю. Мягкая игрушка своими руками/Ю.Соколов, Ю. Сидорович. – С-Пб.: Литера, 2005 г.

15.  Твердохлеб Е. Мягкая игрушка своими руками/Е.Твердохлеб.- Х. : Книжный клуб, 2005.- 160с.

16. Харлстон М. Шьём забавные куклы и игрушки/М.Харлстон.- Х. : Юнисофт, 2009.-126с.

17. Юркевич Н. Куклы из капрона/Н.Юркевич.- М.: Феникс, 2016 г.- 64 стр.

18. Якубова, А. Мягкая игрушка/ А.Якубова.- С-Пб.: Литера, 2005г.

Список литературы для участников кружка

1. Анищенко В.В. Мягкие игрушки своими руками/В.В.Анищенко.- М.: Мир книги, 2007.-224с.

2. Геронимус Т.М.Технология: Маленький мастер: учеб. для 4 кл/ Геронимус Т.М. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 160 с.

3. Городкова Т.В. Мягкие игрушки-мультяшки и зверюшки/Т.В.Городкова, М.И. Нагибина М.И.- Ярославль: Академия развития», 2005 г.

4. Лаврентьева Е.В. Чулочная кукла. Забавные домовушки-обереги. Скульптурно-текстильная техника/Е.В. Лаврентьева. – С-Пб.:Издательство Питер, 2017 г. - 64 стр.

5. Лаврентьева Е.В. Чулочная кукла. Аппетитные магниты/ Е.В.Лаврентьева. – С-Пб.: Питер, 2016 г. -  64 стр

6. Лысенко М. Пряничные малыши. Шьем своими руками/М.Лысенко.-С-Пб.: Питер, 2015г. - 64 стр.

7. Лысенко М. Пряничные малыши. Шьем своими руками/М.Лысенко.-С-Пб.: Питер, 2015г. - 64 стр.

8. Юркевич Н. Куклы из капрона/Н.Юркевич.- М.: Феникс, 2016 г.- 64 стр.

Список использованных интернет-источников

https://1igolka.com/rukodelie/kuklyi-iz-kaprona

http://sovets.net/6565-kukly-iz-kaprona-.html

http://pro100hobbi.ru/tag/kukly-iz-kolgotok-master-klass-dlya-nachinayuschih

http://megapoisk.com/kak-sdelat-kuklu-iz-kapronovyh-kolgotok-poshagovaja-instruktsija-s-foto

http://www.svoimi-rukamy.com/igrushki_svoimi_rukami_iz_kapronovux_kolgotok.html

http://webdiana.ru/dom-i-semya/rukodelie/2460-kukly-iz-kaprona.html

https://www.liveinternet.ru/users/pawy/rubric/1490411

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Учреждение

ГОКУ СКШ №5 г. Иркутска

Полное название программы

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа

Ф.И.О., должность автора

Свицкая Галина Васильевна, воспитатель

Сведения о программе:

Нормативная база:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» ст. 2, ст.12 п.2,4, ст.14.;

- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599);

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Область применения:

дополнительное образование детей

Направленность: (художественно-эстетическое, спортивное, декоративно-прикладное и др.)

Художественно-эстетическое направление

Вид программы:

образовательная

Тип программы: типовая (примерная), адаптированная (модифицированная), экспериментальная, авторская.

авторская

Цель программы:

Цель –способствовать раскрытию потенциальных творческих способностей у детей с умеренной умственной отсталостью в процессе творческого поиска и овладения технологией изготовления объемных скульптурных игрушек из капрона

Задачи программы:

обучающие:

обучить способам изготовления мягких и каркасных игрушек из капрона;

-научить правилам работы с выкройками и картинной и графической инструкцией; грамотному прочтению чертежей выкроек, графическим навыкам работы по зарисовке моделей;

обучить практическим навыкам работы с разными материалами и инструментами;

обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;

коррекционно-развивающие:

- работать над коррекцией продуктивного (творческого) воображения в процессе воссоздания изделий по образцу и схемам и самостоятельном привнесении функциональных или декоративных изменений в работу;

- работать над коррекцией эмоционально-волевой сферы, посредством создания положительных эмоциональных установок к творческой деятельности;

- формировать умение планировать собственную деятельность, осуществлять самостоятельный контроль и самооценку выполняемых операций и готового изделия;

воспитательные:

- работать над формированием интереса к творческой деятельности, чувства уверенности в себе и стремления к достижению наилучших результатов труда;

-воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;

- работать над созданием стойких позитивных установок в сфере организации детьми собственного досуга, учить рационально использовать время и развивать собственные задатки и способности.

Целевая группа:

детей с умеренной умственной отсталостью

Возраст обучающихся:

14-18 лет

Продолжительность обучения:

3 года

Рецензенты и авторы отзывов:

Заключение методического совета:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика уровня развития детей с выраженной умственной отсталостью дошкольного возраста, находящихся на индивидуально-дифференцированном обучении.

Эти параметры составляют качественную оценку результатов обследования детей. Количественная оценка выражается в балльной оценке познавательного развития ребёнка. Такой подход к оценке действий ребёнка...

ПРОГРАММА дополнительного образования "Народная кукла" для детей 6 - 15 лет Срок реализации 1 года.

Программа художественно-эстетического направления объединения «Народная кукла» по своему содержанию   направлена на приобщение детей к миру искусства. Целью программы: создание...

Конспект логоритмического занятия по обучению детей основам безопасности дорожного движения «Путешествие в страну Светофорию» для детей логопедической группы среднего дошкольного возраста

Методическая запискаДанная тема важна для работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, так как кроме работы по профилактике ДДТТ, она помогает решить важнейшие задачи, стоящие пер...

Презентация "Методические приёмы на уроках русского языка при обучении детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра"

Данная презентация является приложением к докладу на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ.....

Доклад на тему " Методические приёмы обучения грамотному письму детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра на уроках русского языка"

Доклад был представлен на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ...ФЕВРАЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ"...

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ПЛАСТИЛИНОВАЯ ВОРОНА» ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ВОЗРАСТЕ 9-14 ЛЕТ

Программа кружка «Пластилиновая ворона» представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления по изготовлению аппликаций, барельефов, объемных игрушек из пластилина...