Главные вкладки

    Конспект логоритмического занятия по обучению детей основам безопасности дорожного движения «Путешествие в страну Светофорию» для детей логопедической группы среднего дошкольного возраста
    план-конспект по музыке

    Тупицына Елена Магомедовна

    Методическая записка

    Данная тема важна для работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, так как кроме работы по профилактике ДДТТ, она помогает решить важнейшие задачи, стоящие перед  педагогами в сфере коррекционной педагогики.

    Данная методическая  разработка может быть использована на коррекционных занятиях по развитию речи в средней логопедической группе, так как  игровая форма проведения  соответствует возрасту  и потребностям детей, может быть представлена как совместная деятельность музыкального руководителя и логопеда. Такая интеграция образовательных областей позволяет добиваться значительных результатов, так как педагоги реализуют одни и те же задачи через различные приемы.

    Методическая разработка игра-занятие по ПДД  «Путешествие в страну Светофорию»  содержит различные виды коррекционных заданий по развитию мышц артикуляционного аппарата, дыхательной гимнастики, голосовые упражнения, пальчиковые игры, загадки, помогает обогатить словарный запас, сформировать у детей понятия о правилах дорожного движения и поведения на дороге.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад №78 комбинированного вида

    Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

    Конспект логоритмического занятия   по обучению детей основам безопасности дорожного движения  «Путешествие в страну Светофорию» для детей логопедической группы  среднего дошкольного возраста

    Возрастной состав: 4 – 5 лет

    Авторы-составители: 

    Тупицына Елена Магомедовна, музыкальный руководитель

    Макаренкова Елена Михайловна, учитель-логопед;

       

    Методическое сопровождение: Голубкова Лариса Александровна, методист РОЦ БДД ГБУ ДО ЦДЮТТ «Мотор»

     Санкт-Петербург

    2018г.

    Тема: Приключения  в стране Светофории»

    Методическая записка

    Данная тема важна для работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, так как кроме работы по профилактике ДДТТ, она помогает решить важнейшие задачи, стоящие перед  педагогами в сфере коррекционной педагогики.

    Данная методическая  разработка может быть использована на коррекционных занятиях по развитию речи в средней логопедической группе, так как  игровая форма проведения  соответствует возрасту  и потребностям детей, может быть представлена как совместная деятельность музыкального руководителя и логопеда. Такая интеграция образовательных областей позволяет добиваться значительных результатов, так как педагоги реализуют одни и те же задачи через различные приемы.

    Методическая разработка игра-занятие по ПДД  «Путешествие в страну Светофорию»  содержит различные виды коррекционных заданий по развитию мышц артикуляционного аппарата, дыхательной гимнастики, голосовые упражнения, пальчиковые игры, загадки, помогает обогатить словарный запас, сформировать у детей понятия о правилах дорожного движения и поведения на дороге.

    Задачи, реализуемые в данном игровом занятии:

    Образовательные:

    Развитие словаря: уточнять и расширять представления детей о ПДД и ДДТТ.

    Обеспечить переход от пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств, расширять объем правильно произносимых существительных, прилагательных и глаголов по теме «Транспорт», вводить их в активный словарь.

    Формирование и совершенствование грамматического строя речи: закреплять умение согласования прилагательных и существительных.

    Формирование правильного певческого дыхания: учить брать дыхание между музыкальными фразами.

    Развивающие:

    Развитие артикуляционного аппарата

    Закрепление правильного произношения сформированных звуков в связной речи и стихах.

    Автоматизация поставленных звуков в свободной речевой деятельности.

     Развитие просодической стороны речи в голосовых упражнениях, формирование правильного речевого дыхания, длительного речевого выдоха

    Развитие тонкой и общей моторики, координации движений, ловкости: развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, развивать мышечный тонус.

    Развитие связной речи и речевого общения: формировать активное произвольное внимание к речи, понимать ее содержание. Отвечать на вопросы. Вести диалог, оречевлять игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

    Воспитательные: 

    Формировать навык сотрудничества, коллективизма, взаимопомощи.

    Способствовать закреплению форм адекватного поведения на улице, в транспорте.

    Способствовать развитию коммуникативных навыков.

    Ожидаемый результат:  Вызвать у детей желание изучать и соблюдать правила дорожного движения, знать и уметь применять их на улице и в общественном транспорте.

                                                   

    Цель занятия:

    — закрепить знания о транспорте и о правилах поведения в транспорте;

    — познакомить с правилами дорожного движения: улицу переходить на зеленый сигнал светофора и только в специальном месте;

    — формировать навыки безопасного поведения на дороге;

    — довести до сознания детей важность соблюдения правил дорожного движения.

    Предварительная работа: беседа о транспорте, чтение художественных текстов с последующим обсуждением, чтение стихов и отгадывание загадок на тему «Правила дорожного движения», «Транспорт», рассматривание иллюстраций, разучивание песен про ПДД.

    Материал: иллюстрации транспорта, макет светофора,  картинки-дорожки, маленькие машинки, наручные светофорчики, прищепки, пробочки., карточки-сигналы светофора, руль; карточки зеленого, желтого и красного цвета, полоски бумаги изображающие эмоции : улыбка, спокойствие, грусть.

    Ход занятия:

    Вход в зал : дети входят в зал под музыку  песни В. Шаинского «Вместе весело шагать», рассаживаются на места

    Логопед: (сюрпризный момент) Ребята, посмотрите, к нам в гости пришли наши старые друзья Ежик и Лисенок (игрушки надеваются на руку). Логопед здоровается с игрушками и спрашивает, что за сумка у них в лапках.

    Игрушки рассказывают детям, что это пригласительные билеты, которые нужно надеть только на правую руку и тогда можно будет попасть  в интересную страну Светофорию, (Дети надевают на руки светофорчики-пропуски, пропускаются надевшие на правую руку.).

    На  каком виде транспорта   можно отправиться   путешествовать? (дети выбирают виды   транспорта) Варианты ответов : автомобиль, поезд, троллейбус, трамвай и т. д.)

    Отгадайте, на каком транспорте мы отправимся в путешествие?

    Послушайте загадку:

    Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,

    Накорми меня бензином,

    На копытца дай резины,

    И тогда, поднявши пыль, побежит …

    (Автомобиль)

    Артикуляционная гимнастика:

    Логопед: Гараж двери открывает и машинка выезжает (дети выполняют артикуляционную гимнастику И.А.Волошиной)

    (спокойно открыть рот, подержать его открытым 3-5 секунд, медленно закрыть рот)

    Логопед: Улыбается машинка - У нее помыта спинка!

     (растянуть губы в улыбку, показать все зубки. Челюсти  сомкнуты).

    Логопед: Это сытая машина. Баки полные бензина.

     (Надуть щеки, удерживать внутри полости рта воздух в течение 3-5 минут).

    Логопед: Каменистый путь не прост, не жалей-ка ты колес!

     (Рот раскрыть, губы сомкнуты. Проводить кончиком язычка по внутренней стороне щеки слева, справа, за губами).

    Логопед: Дорога оказалась не простой, и у нас лопнуло колесо. Что    будем  делать?  

    (Ответы детей: заменить, накачать)

    Дыхательная гимнастика:

    Логопед:  Ребята, давайте   попробуем накачать колесо  (дети выполняют дыхательное упражнение «Насос»). Руки соединены в локтях, пальцы сжаты в кулачки, наклоны туловища  вперед и при этом произносится долгий звук: «ССССССС».

    Артикуляционное упражнение:

    Логопед: Вот колеса закрутились, по дорожке покатились.

     (Рот открыть, улыбнуться, касаясь губ, провести по кругу кончиком языка в одну, потом в другую сторону. Следить за тем, чтобы подбородок не двигался).

    (звучит музыка песни «Песенка друзей»,  муз. Старокодимского)

    Музыкально-ритмическая разминка «Мы едем-едем в далекие края»

    Логопед: Дети, нам предстоит проехать сейчас  по этим волшебным дорогам ,  мы сможем оказаться в «Светофории», если пропоем песенки гласных звуков.

    Перед детьми выкладывается лист бумаги, на котором нарисованы дорожки: прямая, волнистая и в виде восьмерки.

    Голосовые упражнения:

    Маленькой машинкой, автобусом, троллейбусом  дети проводят по нарисованной дорожке, произнося при этом: ААА, ООО, УУУ, ИИИ.

    Логопед : А по волнистой «дороге» мы сможем проехать, сливая гласные АО, АУ, УИ , а по «Восьмерке»-произнося по три гласных и по четыре: АОУ, АОУИ.

    ( звучит музыка  В. Шаинского  «Песенка  Свистулькина»  из мультфильма «Незнайка в солнечном городе», выставляется макет светофора)

    Ребята,  смотрите, кто нас встречает? Как вы думаете, кто правит страной Светофорией?

     Отгадайте загадку:

    Он бывает желтый, красный-

    Осторожно - цвет опасный-

    А зеленый свет зажжет-

    Смело двигайся вперед.         (О.Хоцяковская)

    Если он горит зеленым,

    Значит можно нам идти

    Если желтым – подожди,

    Ну, а красным - стой и жди!  

    Дети:  это светофор!

    Логопед: Правильно, ребята, это светофор!

    Он вежливый и строгий, известен на весь мир.

    На улице широкой самый главный командир.

    Логопед: На самом перекрестке

                    Висит колдун трехглазый,

                     Но никогда не смотрит

                      Тремя глазами сразу.

    Логопед: Почему у светофора не горят сразу три света? (Ответы детей)

    Логопед: Ребята, а вы знаете, в каком порядке располагаются цвета светофора?

    Дети: Красный, желтый, зеленый.

    Логопед: Давайте поиграем в игру, кто правильно разместит «глазки» у светофора.

     (Дети собирают светофоры на своих браслетиках - пропусках , используя липучки, приклеивают в правильной последовательности цвета : красный, желтый, зеленый)

    Логопед: - Смотрите, ребята, наш светофор заработал.

    Подвижная игра «Светофор»

    (под  ритмичную музыку на выбор музыкального руководителя)

    (Логопед демонстрирует цвета светофора, дети, в зависимости от цвета, выполняют движения (красный - стоят, на зеленый - маршируют, на желтый приседают)

    Логопед: Ребята, а для чего нужен светофор? (Ответы детей)

    Дети: Перейти через дорогу

    Вам на улицах всегда

    И подскажут, и помогут

    Говорящие цвета.

    Если цвет зажегся красный - значит двигаться опасно

    Желтый цвет – предупрежденье. Жди сигнала для движенья

    Цвет зеленый говорит

    «Пешеходам путь открыт!»

     Логопед:  (к   макету светофора приклеиваются на липучках ротики - улыбка-зеленый свет, горизонтальная линия - желтый свет, полукруг-красный свет),

    Смотрите, ребята, наш светофор ожил, он хочет у вас о чем-то спросить:

    Светофор: На дорогах трудностей так много, без сомненья.

    Но их бояться нет у нас причин,

    Потому что правила движенья

    Есть для пешеходов и машин.

    И, чтоб у всех было хорошее настроение,

    Соблюдайте правила дорожного движения!

    А сейчас я попрошу вас «зажечь» сигналы  светофора (дети берут красные прищепки и прикрепляют их вокруг красного круга) (звучит веселая музыка - на выбор музыкального руководителя)

    Красный сигнал светофора задает вопросы детям:

     Какие автомобили могут ехать на любой сигнал светофора? (полиция, скорая помощь, пожарная машина, если включат специальные «маячки»: синего цвета у скорой помощи и др., а так же специальные звуковые сигналы)

    Детям предлагается прослушать запись звуковых сигналов полиции, пожарной машины и скорой помощи.

    1. Для чего нужен пешеходный переход? (чтобы безопасно перейти проезжую часть).
    2. Что нужно делать на красный сигнал светофора? (стоять)

    Желтый сигнал светофора задает вопросы детям: (дети, как и в предыдущем варианте, прикрепляют прищепки вокруг желтого сигнала светофора)

    1. Что нужно делать на желтый сигнал светофора? (Пешеходам стоять)
    2. Где нужно ждать автобус, троллейбус, трамвай? (на остановках)
    3. Почему нельзя играть на проезжей части? (можно пострадать от проходящего транспорта, создать аварийную обстановку).

    Зеленый сигнал светофора задает детям вопросы:

    1. Как называется дорога для пешеходов? (тротуар)
    2. Как называется дорога для автомобилей? (проезжая часть)
    3. Что нужно делать на зеленый сигнал светофора? (переходить дорогу).
    4. Как нужно переходить дорогу? (перед началом движения убедиться, что  все машины стоят и  пропускают пешеходов, затем пойти, посмотрев налево, затем , дойдя до середины, посмотреть направо).

    Светофор: Молодцы, ребята, ответили на все вопросы! Сейчас загорится зеленый сигнал, и мы по пешеходному переходу перейдем на другую сторону дороги к моим друзьям -дорожным знакам, без которых в стране  « Светофории» не было бы порядка.

    (звучит ритмичная музыка - в исполнении детской шоу-группы «Саманта» «Дорожный знак»-аудиозапись)

    Дети: «ходят» пальцами (указательным и средним) по «зебре» дорожного перехода на ударные слоги:

    Нас с тобой переведет

    Пешеходный переход.

    (дети выполняют это упражнение сначала одной рукой, потом двумя - одновременно).

    Выходят дети на груди у них дорожные знаки и читают стихи:

    Стихи детей:

     «Пешеходный переход»

    По полоскам черно-белым

    Человек шагает смело

    Знаем: там, где он идет

    Пешеходный переход

    «Подземный пешеходный переход»

    Подбегаем к перекрестку

    Ах, досадная загвоздка:

    Нет дороги здесь для нас,

    На светофоре красный глаз,

    Но зато не подведет

    Нас подземный переход:

    Дорога пешеходная

    В нем всегда свободная.

    «Надземный пешеходный переход»

    Как дорогу перейти,

    Если нет по ней пути?

    Мы над ней найдем проход-

    Вот надземный переход.

    Поднимаюсь смело вверх,

    Вот теперь я выше всех.

    «Движение пешеходов запрещено»

    В дождь и в ясную погоду

    Здесь не ходят пешеходы.

    Говорит им знак одно:

    «Вам ходить запрещено».

    Логопед: Ребята, жители страны Светофории - как вы думаете, кто? Ответить на этот вопрос вам помогут мои загадки:

    Загадки:

    Что за чудо - синий дом!

    Ребятишек много в нем.

    Носит обувь из резины

    И питается бензином.   (Автобус)

    Удивительный вагон!

    Посудите сами:

    Рельсы в воздухе, а он

    Держит их руками.    (Троллейбус)

    Дом чудесный- бегунок

    На своей восьмерке ног.

    День-деньской в дороге:

    Бегает аллейкой

    По стальным двум змейкам.   (Трамвай)

    Пьет бензин, как молоко,

    Может бегать далеко.

    Возит грузы и людей.

    Ты знаком, конечно, с ней?   (Машина)

    Логопед (подведение итогов):

    Почему, когда мы с вами путешествовали по широким улицам страны Светофории, наблюдали за движущимся транспортом, нам никто не мешал?

     (ответы детей)

    Потому, что в этой стране есть строгие правила для водителей и пешеходов. Чтоб сохранить свое здоровье и жизнь, не попасть в аварию и не получить травму, мы должны четко соблюдать правила дорожного движения. Давайте вспомним. Пока мы едем, мы — пассажиры, а когда мы идем – мы кто?

    Дети: пешеходы!

    В  садике – мы дети, а в театре – зрители,

    А в музее, в зоопарке — все мы посетители.

    Но коль на улицу ты вышел.

    Ты запомни наперед:

    Всех названий стал ты выше –

    Стал ты сразу ПЕШЕХОД!

    Логопед:  

    Давайте вспомним и повторим эти правила все вместе:

    Правила движения:

    — где должны идти пешеходы? (по тротуару)

    — с какой стороны тротуара надо идти? (с правой, чтобы не мешать людям, идущим навстречу)

    И проспекты, и бульвары

    Всюду улицы шумны.

    Проходи по тротуару

    Только с правой стороны!

    — где едут машины и автобусы? (по проезжей части)

    — можно играть на проезжей части? Почему?

    — где нужно переходить дорогу? (по пешеходному переходу)

    — с каким животным сравнивают пешеходный переход и почему?

    Пешеход, пешеход, помни ты про переход,

    Только «зебра» пешеход от машин тебя спасет.

    — на какой сигнал светофора разрешается переходить улицу?

    Заучи закон простой:

    Красный свет зажегся – СТОЙ!

    Желтый скажет: СТОЙ и ЖДИ!

    А зеленый впереди-

    Говорит он всем – ИДИ!

    Логопед :  Молодцы,  вы очень старались. Не забывайте правила, которые мы узнали в стране Светофории.  Удачи вам на дорогах!

    Сюрпризный момент: В память о нашей встрече Светофор дарит вам отражатели, которые надо носить на одежде в темное время суток, и тогда вас всегда увидят на дороге.

    (звучит музыка песни из передачи «Радионяня» «Песня о правилах дорожного движения» - аудиозапись)

    «Песня о правилах дорожного движения»

    Выход  детей.

          Список используемой литературы:

    1. Правила дорожного движения 2018/17 РФ

    2. О.И.  Крупенчук «Научите меня говорить правильно»

    Комплексная программа подготовки ребенка к школе. ФГОС. Д.О. Литера 2017.

    3. И.А.Волошина «Артикуляционная гимнастика для мальчиков»

    Детство-Пресс 2016.

    4. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»

    Детство-Пресс 2009.

    5. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р.Кислова «По дороге к Азбуке»

    Пособие по речевому развитию детей. Часть I. Баласс 2015.

    6. Г.Османова «Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы».

    Каро 2008.

    7. Т.Данилова. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД»

     Детство-Пресс 2009.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного логопедического занятия "Путешествие в страну Звукляндию" для детей старшего дошкольного возраста

    Материал представлен в виде конспекта интегрированного логопедического занятия по дифференциации звуков. В основу легли материалы М.Ф. Фомичевой...

    Сценарий познавательной игровой программы по правилам дорожного движения «Путешествие в страну Дорожных знаков».

    Сценарий познавательной игровой программы по правилам дорожного движения «Путешествие в страну Дорожных знаков». ...

    Обучению детей основам безопасности дорожного движения

    Формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице....

    Конспект открытого занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)

    P { margin-bottom: 0.21cm; } Задачи:Формировать гигиенические навыки: раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенце...

    Конспект открытого занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)

    Задачи:1.      Формировать гигиенические навыки: раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем...

    проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

    Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистическо...