«Практическое занятие с использование методов развития быстрой реакции на дорожную ситуацию у школьников»
методическая разработка (5, 6, 7 класс)

Попова Елизавета Константиновна

Методическая разработка по безопасности жизнедеятельности школьников. Развитие быстрой реакции на дорожные ситуации находясь на улице. Применение методики карточек Шульте. Проект по безопасности у школьников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Сибиряк»».

«Практическое занятие с использованием метода обучения развития быстроты реакции на дорожную ситуацию у школьников»

Номинация: «Безопасность дорожного движения»

Жанр: «Методическая разработка»

Субъект образовательной деятельности: педагоги

Автор:

Попова Елизавета Константиновна,

педагог дополнительного образования,

Муниципального бюджетного

 учреждения дополнительного образования

 «Центр развития творчества детей и юношества «Сибиряк»»

пгт.Каз, Таштагольский район, Кемеровская область,

2024г.

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………2
  2. Основная часть. Раздел1………………………………………..3
  3. Раздел 2……………………………………………………………4
  4. Заключение……………………………………………………….5
  5. Список источников………………………………………………5
  6. Приложение……………………………………………………….6

Пояснительная записка

Практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена статистическими показателями дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Анализ показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в основном – детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют правильно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения. Данная разработка позволит обеспечить выработку умения распознавать угрозы на дорогах, избегать опасности, нейтрализовать конфликтные ситуации. Очень важна интенсивность и скорость мыслительных процессов, ориентация в пространстве, скорость движения глаз, быстрое переключение внимания с одной задачи на другую. И для достижения всех поставленных целей очень важно развивать синхронную и гармоничную работу обеих полушарий головного мозга, а также расширять боковое периферическое зрение в процессе дорожного движения.

Актуальность

Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей школьного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ученикам реально оценивать дорожные ситуации. Так же ученики могли обдуманно и взвешенно вести себя в чрезвычайных ситуациях, что в свою очередь создаст условия, позволяющие обеспечивать защиту жизни пешеходов и пассажиров, представить широкие возможности для эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации к современной городской среде. Представление данной проблемы актуальна для урочной, внеурочной и внешкольной работы с детьми, подростками и молодежью.

Целью разработки является: Выработка умения распознавать угрозы на дорогах, избегать опасности, развивать быстроту реакции, своевременно оценивать дорожные ситуации.

Новизна разработки в том, что, обучая детей конкретным действиям в дорожной обстановке, нужно уделять не мало внимания на степень реакции учеников, так как зная наизусть все правила дорожного движения в чрезвычайной ситуации, ребенок должен успеть среагировать на опасность и сделать все, чтобы ее устранить, сохранив свое здоровье.

Основная часть

Раздел 1.

Формирование у обучающихся навыков безопасного поведения на дорогах должно складываться из тренировки определенных навыков: навыка переключения на улицу, навыка наблюдения, навыка быстрого реагирования на изменения в пространстве и др.

Основные формы проявления быстроты человека - быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»). Для того чтобы, научить школьников быстро реагировать на изменения в дорожно-транспортной среде, можно выделить такой метод тренировок быстроты реакции, как «Таблицы Шульте» (рис.1), изобретенные немецким психиатром Вальтером Шульте во второй половине XX века. Это инструмент для тренировки периферического зрения, концентрации внимания и параллельного восприятия информации. Этот тест используется как в традиционном виде, так и предлагается в онлайн-формате на многочисленных интернет ресурсах. 

Цель занимающегося заключается в нахождении чисел в прямом порядке от 1 до 25 или в обратной последовательности за максимально короткое время. Упражнения для памяти по таблицам Шульте широко используются в учебных заведениях при развитии интеллектуальных способностей.

(рис.1)

При выполнении упражнения, мозг должен выполнять одновременно две задачи: держать все числа в поле зрения и называть их в определённой очередности.

В дальнейшем у учащихся будет развиваться периферическое зрение, и ребенок будет видеть не только часть картинки или фрагмент чего-либо, а всю картину целиком.

 Примером может послужить ситуация на дороге, где нужно перейти улицу, чтобы успеть на уходящий автобус, ребенок уже будет видеть боковым зрением приближающиеся автомобили.

Раздел 2.

Суть работы с таблицами:

1. Расположите таблицу на расстоянии 30-40 см от глаз ребёнка;

 2. Ребёнок находит центр таблицы и фиксирует взгляд;

3. Не совершая движений глазами, ребёнок находит и показывает все числа по порядку;

 4. Периодически меняйте таблицу

(неправильное выполнение)                                     (правильное выполнение)

Упражнения с таблицами Шульте выполняются обязательно под контролем взрослого, который следит за правильностью называемых чисел и за движением глаз ребёнка.

Основной показатель – время выполнения, а также количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Заключение

При работе с таблицами у учеников повысится уровень запоминания, усилится контроль над своими действиями и поступками, будут развиваться когнитивные функции. В связи с улучшением мозговой деятельности и ориентации в пространстве детям будет намного проще ориентироваться в дорожных ситуациях.

Безопасность человека в XXI веке должна основываться на правилах «предвидеть, предупреждать, предотвращать», включающих в себя не только знание способов и методов предотвращения опасных ситуаций на дороге, но и знание механизмов появления возможных опасностей. Поэтому необходимо формировать у обучающихся навыки безопасного поведения, развивать способность управлять своим поведением в дорожной обстановке, вовремя реагировать на чрезвычайные ситуации в зависимости от поведения других участников дорожного движения.

Список источников

  1. https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2021/09/11/aktualnost-obucheniya-detey-pravilam
  2. https://kutts.ru/wp-content/uploads/2024/01/Metodicheskie-rekomendatsii-po-bezopasnomu-povedeniyu-na-dorogah.pdf
  3. https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2016/02/14/variativnaya-programma-po-obucheniyu
  4. https://bashgmu.ru/upload/inform/Отчет%20по%20лучшим%20практикам%20в%20области%20профилактики%20безопасности%20дорожного%20движения.pdf
  5. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/12/25/opyt-raboty-na-temu-formirovanie-u-detey-doshkolnogo
  6. http://mou-djonka.obrnan.ru/files/2020/04/Povyshaem-skorost-chteniya-i-razvivaem-vnimanie.Tablitsy-SHulte.pdf

ПРИЛОЖЕНИЕ


Таблица Шульте для дошкольников:

Классический вариант:


Двухцветный вариант:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа Тема: «Использование психологических игр и упражнений во внеурочной деятельности педагога. Система практических занятий с детьми для развития межличностных отношений в коллективе»

Данная работа помогает воспитателю с помощью игры давать подросткам новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам недостижимы в обычной жизни. В разработке дается подро...

Обобщение опыта работы по теме: «Использование методов развития творческих способностей неслышащих младших школьников как средство самореализации личности»

В работе описаны методы развития творческих способностей неслышащих младших школьников как средство самореализации личности ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПОЛУРЕАКЦИЙ В РЕАКЦИЯХ С УЧАСТИЕМ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.

В методическом материале подробно описан метод полуреакций, необходимый для расстановки коэффициентов в органических веществах....

Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей 4-5 лет с ТНР. «Насекомые».

Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования  по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей 4-5 лет с ТНР. «Насекомые»....

логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [А,У].

логопедическое занятие с использованием метода моделирования  по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [...

Практическое занятие с использованием методов и приемов танцевальной терапии «На одной волне»

Цели занятия: самосовершенствование с помощью заданных или произвольных танцевальных движений, сопровождающихся музыкальным оформлением, а также выражение и проработка эмоций через спонтанные движения...

Методическая разработка практического занятия. Комплексное использование ИТ. Зачетное занятие

Название УД ИнформатикаСпециальность ФармацияКурс II Группа 321Тема занятия Комплексное использование ИТ. Зачетное занятиезанятия Контроль знаний и умений...