план-конспект по предмету сольфеджио
план-конспект урока

Шихотарова Марина Алексеевна

урок по сольфеджио с обучающимися 1 класса ДПОП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_24-25uch.g.docx86.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» Г. КОТОВО

КОТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

____________________________________________ ___________

403805 г. Котово, Волгоградская область, ул. Синельникова 1, тел. 2-17-10

План – конспект открытого урока по предмету «Сольфеджио»

Тема: «Использование разнообразных методов и способов закрепления учебного материала на уроках сольфеджио в 1 классе»

разработчик: преподаватель Шихотарова М.А.

Рассмотрен

Педагогическим советом

МБОУ ДО «Детская школа искусств»

г. Котово

протокол №1 от 2024г.

Утвержден

Директор

МБОУ ДО «Детская школа искусств»

г. Котово

_____________________И.Ф. Миронова

приказ № от 2024г.

г. Котово

2024 – 2025 год

Тип урока: урок повторения и закрепления.

Вид урока: урок комплексного применения знаний (урок – игра).

Цель урока: закрепление учебного материала на уроке сольфеджио с использованием разнообразных методов и способов.

Задачи:

1. Обучающие:

- Закрепить теоретические понятия, навыки чтения нот, дирижирования, сольфеджирования.

2. Развивающие:

- Способствовать развитию аналитического мышления, образного и творческого потенциала детей через игровую импровизацию, музыкальных способностей, двигательных, зрительных и слуховых навыков, формированию интереса к предмету «Сольфеджио».

3. Воспитательные:

– Воспитать в детях организованность, работоспособность, активность, самостоятельность, ответственность.

Структура урока

1. Приветствие.

#1058;еоретическая разминка.

3. Вокально - интонационные упражнения.

4. Сольфеджирование.

5. Физминутка.

6. Метро - ритмические упражнения.

7. Слуховой анализ.

8. Ритмический аккомпанемент.

9. Рефлексия.

Методы реализации поставленных задач:

- игровой

- творческий

- поисковый

Приемы обучения:

- словесный,

- наглядный,

- практический.


Наглядные пособия: столбица, учебные карточки, ритмические таблицы.

Методическое пояснение

Предмет сольфеджио является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков, необходимых для последующей деятельности. Особое значение в процессе обучения музыке имеет начальный период. Здесь закладываются основные навыки, которые должны обеспечить развитие юного музыканта. Перед преподавателем стоит важная задача увлечь ученика музыкальными впечатлениями, заложить основы для развития глубокого интереса к музыке. Практика показывает, что дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Осознанная ребенком мотивация является действенным двигателем в его обучении чему-либо. Лучшим способом для достижения результата является игра. Через игру, творческие поиски, воображение дети обучаются сложным понятиям и навыкам, которые в другой необразной форме ими усваиваются с трудом или вообще не воспринимаются. Игра – это всегда проблемная ситуация, требующая поиска, инициативы, творчества. Она идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, интеллект, повышает интерес к учебе, психологически раскрепощает. Любое, даже самое сложное задание можно превратить в увлекательную игру, если соответствующим образом сформулировать задачу.

В младших классах осваивается мелодическое и метроритмическое прочтение и запись нотного текста, основные ритмические фигуры, наиболее употребительные в музыке размеры, вводится большое количество музыкальных понятий и терминов. И все это учащиеся должны осознать и практически усвоить.

Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста – конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие явлений окружающей жизни, на уроке необходимо использовать разнообразные формы работы, что способствует развитию мыслительных способностей, и делает урок более динамичным. А игровые моменты влияют на качество усвоения материала.

Данный урок показывает различные игровые формы в таких видах музыкальной деятельности как вокально - интонационнные, ритмические упражнения, сольфеджирование, слуховой анализ.

Ход урока

I. Приветствие.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть!

Сегодня у нас не простой урок. Цель нашего урока – закрепить полученные знания за этот год.

Постарайтесь работать слаженно, активно и внимательно. А проведем мы урок в виде игры - соревнования. За каждый правильный ответ в заданиях вы будете получать награду – звездочку. В конце урока мы узнаем, кто стал победителем. Итак, мы начинаем с теоретической разминки. Вспомним некоторые термины.

II. Теоретическая разминка.

Задание №1. Ответьте на вопросы:

- что такое нота? (это знак, который обозначает звук)

- где записывают ноты? (на нотном стане)

- что такое звукоряд? (это звуки по порядку).

Задание №2: Подчеркните «спрятанные» в словах названия нот и напишите их на нотном стане: лисица, художник, земляника, алфавит, осьминог, стрекоза, сольфеджио, берег. Молодцы!

Задание №3: Разгадайте слова, зашифрованные с помощью нот. Молодцы!

Задание №4: Я начинаю, а вы, ребята, продолжаете:

- Чтобы в нотный дом войти,

Надо ключ приобрести.

Ключ красивый, завитой,-

Называется ключ?... (Соль) или скрипичный ключ

- А какой еще ключ вы знаете? (Басовый, ключ фа)

- А кто напишет эти ключи на нотном стане?

Молодцы!!! Продолжаем

Задание №5. Я начинаю – вы продолжаете:

- Ровные шаги в музыке называются … МЕТР

- Последовательность длительностей образуют… РИТМ

- Показываю карточки с цифрами 2/4, 3/4. Что это …РАЗМЕР

Сиротина упражнение №12, стр.15- поем

- в каких произведениях используются эти размеры?(2/4 – полька, 3/4 - вальс) Правильно! Молодцы!!!

- А сейчас мы с вами будем работать дирижерами.

Дирижируем на 2/4 под музыку. М. И. Глинка Полька d-moll.

Дирижируем на 3/4 под музыку Н. М. Тороповой Вальс – плие.

Считаем вслух.

Молодцы!!! Продолжаем.

- Какой длительности равна доля – шаг? (четверть)

- Сколько восьмых нот в четверти? (две)

- Сколько восьмых в половинной ноте? (четыре)

- Показываю карточки со знаками альтерации.

- Что это? (знаки альтерации)

- Что делает альтерация со звуками? (повышает, понижает, отменяет)

- Какой знак лесенкой сбит? ДИЕЗ – повышает звук на полтона;

- Какой знак капелькой висит? БЕМОЛЬ – понижает звук на полтона;

- Какой знак непростой, он музыкальный постовой,

За порядком наблюдает, эти знаки отменяет? БЕКАР - отменяет и диез, и бемоль.

Правильно! Молодцы!!!

Преподаватель:

- Что такое полутон? (наименьшее расстояние между двумя соседними звуками)

- Что такое тон? (два полутона вместе)

- А теперь вы вспомните строение мажорной гаммы

Сиротина стр.26 упр. 24

Задание №6. Преподаватель показывает на клавиатуре звуки и задает вопросы учащимся (правильно и неправильно), они отвечают:

Преподаватель: до – ре – это тон?

Ученики: до – ре – это тон.

Преподаватель: ре – ми – это тон?

Ученики: ре – ми – это тон, и т.д.

Отлично! Молодцы!!!

III. Вокально - интонационные упражнения.

Преподаватель:

- что такое гамма? (звукоряд от тоники до тоники)

- что такое тоника? (самый главный звук в гамме)

- гамма До мажор? (гамма от первого звука «до» до его повторения)

- какие ступени есть в гамме? (устойчивые и неустойчивые)

- вводные ступени? (самые неустойчивые – 2 и 7)

Сиротина стр.21, №16, стр.22, №17 и 18

- что такое аккомпанемент? (музыкальное сопровождение пения)

Поем гамму До мажор 2/4(командами)

- T5/3

- разными длительностями в размере 2/4(командами)

- с аккомпанементом

Как хорошо у вас получается!

#1057;ольфеджирование.

Преподаватель: Откройте учебник сольфеджио Г. Арцышевского №45

- давайте определим тональность, смотрим, есть ли знаки при ключе? (нет), смотрим последний звук – тонику (до),делаем вывод: тональность До мажор.

- какой здесь размер? (2/4);

- какие длительности нот встречаются? (восьмые и четвертные).

- приготовьте карандаш, стучим и читаем номер слогами: восьмые – ти, четверти – та

- стучим и называем звуки

- дирижируем и читаем звуки

- поем с дирижированием

Молодцы!!!

V. Физминутка

Устали? Давайте немного отдохнем и сделаем небольшую зарядку

VI. Метро - ритмические упражнения.

Преподаватель: Игра «Ритмический переводчик». Я говорю текст. Задание: Вам, ребята, надо выложить ритм карточкам. Я приготовила 2 стихотворения. Давайте это сделаем командами. А потом вместе проверим.

а)

б)

  1. На доске выложен ритм. Это ритм из Д/З.

Молодцы!!!

VII. Слуховой анализ.

1) мажор и минор, что обозначают эти 2 слова? (лады)

- как они звучат? (весело и грустно)

Преподаватель играет и поет песенку «Как под горкой» сначала в До мажоре, а потом в до миноре.

Задание: Охарактеризовать музыкальный портрет «мужика» командами.

В мажоре он – «сильный», «молодой», «радостный», «смелый»,

в миноре – «погрустнел», «постарел», «заболел», «нет сил», «ослаб».

Преподаватель: Ребята, обратите внимание, как смена лада влияет не только на настроение в музыке, но иногда полностью меняет характер, образ.

В мажоре – мужик здоровый, бодрый, полный сил.

В миноре – мужик больной, усталый.

2) Читаю два стихотворения.

Задание: Определить, какое стихотворение можно назвать мажорным, какое – минорным?

Мажор

Минор

Приди, весна, и снова

Пусть рощи оживут.

Под шум ручья лесного

Фиалки зацветут.

(Г. Селянин)

Говорила осень хмурая:

«Я пролью дожди унылые,

Прогоню в дорогу дальнюю

Птичьи стаи перелетные».

(Д. Можжевелов)

Молодцы!!!

3) Показываю картины:

Задание: определить, какая картина мажорная? минорная?

Представители команд выходят, один показывает «мажорные» картины, другой – «минорные».

#1043;еннадий Спирин «Рождество»

2. Степан Колесников «Осенний пейзаж»

3. Михаил Боскин «Хоровод»

4. Юлий Клевер «Осень»

5. Константин Коровин «Святочные гуляния».

Молодцы!!!

4) Слуховой анализ пьес.

Играю произведения (отрывки) в мажоре и миноре.

Задание: определить лад.

1. Д. Шостакович «Шарманка» (мажор)

2. П. Чайковский. «Болезнь куклы» (минор)

3. С. Майкапар Вальс (мажор)

4. А. Гедике Медленный вальс (минор)

VIII. Ритмический аккомпанемент.

Преподаватель: В заключение исполним ритмическую партитуру. Это будет ритмическим аккомпанементом к пьесе Ф. Лещинской «Две лошадки».

Выходят представители команд. Один играет на бубне, другой – на маракасах.

Маракасы 2/4

Бубен 2/4

Молодцы!!!

Преподаватель: Наш урок подошел к концу. Давайте посчитаем звездочки. Кто победил?

IX. Рефлексия.

Преподаватель: Кто помнит, какая цель была поставлена в начале урока? Правильно: закрепить полученные знания в течение года. Как вы считаете, справились мы с этим?

Мне хотелось, чтобы вы оценили свою деятельность, свое настроение на уроке.

Дети отвечают на вопросы:

#1063;то было самым интересным на уроке?

#1063;то было трудным на уроке?

#1054;цените свое настроение от урока.

Спасибо всем ученикам за работу!

Всем за урок ставлю 5.

Характеристика учащихся

В открытом уроке принимают участие учащиеся 1 «Б» класса фортепианного, струнного отделения и отделения народных инструментов.

Уровень музыкальных способностей детей, участвующих в представленном уроке, различный. Одни из них эмоционально более отзывчивы на музыку, их музыкальный слух более активен. В процессе слушания произведений они быстрее осознают регистры, мажор и минор как средства отражения света и тени, радости и горя, направление движения мелодии, точнее воспроизводят звуковысотную линию в мотивах. Другим детям это удается определить не сразу.

У одних детей чувство ритма более развито. В процессе движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах им быстрее удается воспринять равномерную пульсацию метрических долей, а также различить сильные и слабые доли в музыке при ее прослушивании. Усвоение ритмических фигур, осознание длительностей и пауз, формирование представлений об их записи, осознание выразительной и изобразительной сущности ритма таким детям дается легче. Другим детям, чтобы выполнить ритмические упражнения, требуется больше времени, а порой и помощь преподавателя.

В представленной группе есть учащиеся, которым сложно сконцентрировать свое внимание, а, тем более удержать его на протяжении урока даже при частой смене форм работы.

Учащиеся 1 «Б» класса проучились в «Лицее» всего 3,5 месяца (со второй половины сентября по декабрь). Но, несмотря на разный первоначальный общий уровень подготовки (не все дети умели на тот момент бегло читать литературный текст), ученики достаточно легко воспринимают и усваивают учебный материал по предмету сольфеджио, проявляют активность, любознательность, заинтересованность, эмоционально отзывчивы. Предложенные задания выполняются достаточно четко, в хорошем темпе. Но, надо отметить, что формирование способностей требует от преподавателя и от родителей упорной и терпеливой работы. В течение длительного времени надо упорно развивать и формировать личность маленького человека и вместе с ним стремиться к достижению больших результатов, которых чаще всего можно добиться не очень быстро.

Приложения

Список приложений

Приложение № 1. Нотоносец. Клавиатура.

Приложение № 2. Пособие «Расшифровать стих» из Учебного пособия Бабичевой Е.Г. «Учим нотки на досуге»:

  1. «Случай» (стихи Ю. Хазанов). 2. «Крокодил» (стихи Е. Серова).

Приложение № 3. Размер. Знаки альтерации.

Приложение № 4. Песенки «По утру».

Номера для сольфеджирования и чтения с листа.

Попевки на мажорное трезвучие Т5/3 - «Совет тональности».

Карточки «Совет тональности».

Приложение № 5. Карточки – такты.

«Ритмический переводчик».

Ритмический рисунок для сочинения текста.

Приложение № 6. р.н.п. «Как под горкой». «Ох, и ясный день».

Репродукции художников: Жан-Марк Жаньячик. «Подсолнухи и лаванда»; Камиль Писсаро. «Осень»; Жан-Марк Жаньячик. Белый парус; Камиль Писсаро. Название картины неизвестно; Камиль Писсарою «Каштаны в Овсни».

Два лада: мажор, минор.

Приложение № 7. Ритмодекламация «Ты куда идёшь, медведь».

Н. Метлов «Бьют часы на башне» (ритмическое оформление)

Приложение № 8. Нотный материал:

  1. Д. Шостакович. Марш.
  2. П. Чайковский. «Болезнь куклы»
  3. Ф. Шопен. Ноктюрн до минор, соч. 48, № 1.
  4. Г. Левкодимова. Плясовая.
  5. Ф. Лещинская. «Две лошадки»
  6. Н. Метлов. «Часы».

Список рекомендованной литературы:

1. Бабичева Е. Азбука ритма, 1 класс.- Тольятти, 2012.

2. Бабичева Е. Воспитание чувства метроритма в 1 классе через

ритмодекламацию, Тольятти, 2011.

3. Бабичева Е. Г. Песни – упражнения.- Тольятти, 2010.

4. Бабичева Е. Учим нотки на досуге, часть II. Сборник занимательных

стишков и картинок.- Тольятти, 2013.

5. Баева Н., Зебряк Т.. Учебник сольфеджио I – II класс. – М., «Кифара»,

2006.

6. Котляревская – Крафт М. , Москалькова И. , Батхан Л.. Сольфеджио. –М.,

«Музыка», 1984.

7.

8.

9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по предмету "Технология" 5 класс (1 вариант)

Тема «Гибка тонколистовой стали и проволоки»...

ПЛАН- КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ»

Тема: Устройство тормозной системы ВАЗ-2107Тип урока: КомбинированныйТехнические средства и наглядные пособия:Презентация Компьютер, проектор, Нажимной диск сцепления ВАЗ -2107, детали торм...

План-конспект урока к предмету «Родной язык 2класс» на тему «Имя существительное»

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: среднее (полное) общее образование Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 2 класс Предмет(ы...

План-конспект урока по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности : Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Класс: 9

Цельработы-создать условия для ознакомления обучающихся с понятиями «терроризм», «международный терроризм» и формирования умений действовать в случае террористического акта;-способствовать воспи...

План-конспект урока по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности : Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Класс: 9

Цельработы-создать условия для ознакомления обучающихся с понятиями «терроризм», «международный терроризм» и формирования умений действовать в случае террористического акта;-способствовать воспи...

План-конспект урока по предмету "Композиция" на тему "Какого цвета весна?"

Предмет:  КомпозицияИзучаемая тема: Тематическое рисование Тема урока: Какого цвета весна?Вид урока: Рисование по воображениюЦель урока: Нарисовать сюжет на весеннюю тему.Класс: 2 класс (учащиеся...